Античная философия
План
Милетская школа
Пифагор
Элейская школа
Апории Зенона
Апории Зенона
Апории Зенона
Гераклит
Демокрит
Софисты Представители: старшие софисты (V в. до н.э.) — Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младшие софисты - Ликофрон, Алкидама
Сократ
Сократические школы
Платон
Скептики
Аристотель
Эллинистическая философия На первый план выходит антропологическая проблематика Главный вопрос– как быть счастливым, как обрести внутри
Эпикурейцы Главная цель философии – научить человека счастливой жизни, ибо всё остальное несущественно.
Эпикурейцы Тит Лукреций Кар
Стоики Основоположник – Зенон Китийский, яркий представитель - Сенека
7.06M
Категория: ФилософияФилософия

Античная философия

1. Античная философия

2. План

1. Общая характеристика античной философии.
2. Основные этапы развития:
2.1. Архаический (досократики) – с VII по V вв. до н.э.
2.2. Классический – V - IV вв. до н.э.
2.3. Эллинистический – с III по II вв. до н.э.
3. Значение античной философии.

3.

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период
с VII в. до н.э. Античная философия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных
городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма,
собственно Греции — в Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки,
в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие
мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация,
здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений.
Особенности
Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в
неразрывной связи с научными знаниями - математическими, естественно-научными, с зачатками
политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII—IV вв. до н.э.
шло от мифологии и религии к науке и философии.
Возникают два основных типа философского мировоззрения — материализм («линия Демокрита»)
и идеализм («линия Платона»).
Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика.
Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии.
В широком смысле слова термин «античность» (лат. antiquus – древний) означает «древность». В
узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и
Древнего Рима.

4. Милетская школа

Фалес Милетский
640/624 — 548/545 до н. э
• У многообразия мира
существует общая
основа - АРХЭ
• Основа сущего – вода

5.

Анаксимандр
Анаксимен
Источник происхождения всего сущего
некое бесконечное, божественное
начало – апейрон
Первоначало – воздух

6. Пифагор

570-490 гг. до н.э.
Первоначалом всего
является число –
нематериальная
сущность
Многообразие мира сводится к
четырем стихиям, они – к
пространству, пространство – к
плоскости, плоскость — к прямой, а
прямая к точке, которая является
единицей.

7. Элейская школа

Парменид
Помимо Бытия нет ничего
Зенон Элейский
Движение не существует
апории (парадоксы)

8. Апории Зенона


Ахиллес и черепаха
Быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху, если в
начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса.
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится
позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес
пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов.
Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и
так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так
никогда и не догонит черепаху.

9. Апории Зенона

Дихотомия
• Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть
половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно
сначала преодолеть половину половины, и так до
бесконечности. Поэтому движение никогда не начнется.

10. Апории Зенона

Летящая стрела
• Летящая стрела неподвижна, так как в каждый
момент времени она покоится, а поскольку она
покоится в каждый момент времени, то она
покоится всегда.

11. Гераклит

544 - 483 гг. до н. э.
• Всё течет и ничто не
становится, изменение и
движение – это
единственно возможный
способ существования
мироздания.
• Источником вечного
движения и изменения
является борьба
противоположностей.

12. Демокрит

460 - 370 гг. до н. э.
• Учение о постоянной
основе всего сущего –
атоме (частице
мироздания вечной,
неделимой и неизменной)
• Соединение атомов
приводит к рождению
вещей, разъединение – к
их гибели. Все предметы,
таким образом, возникают
и уничтожаются, а мир
представляет вечное
движение и изменение.

13. Софисты Представители: старшие софисты (V в. до н.э.) — Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младшие софисты - Ликофрон, Алкидама

Софисты
Представители: старшие софисты (V в. до н.э.) — Протагор, Горгий,
Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
младшие софисты - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.
• Софизм –
умозаключение или
рассуждение,
обосновывающее
какую-нибудь
заведомую нелепость,
абсурд или
парадоксальное
утверждение,
противоречащее
общепринятым
представлениям.
«Человек есть мера всех вещей,
существующих, как они
существуют, и не
существующих, как они не
существуют»
Протагор Абдерский
Субъективизм
Релятивизм
Агностицизм
Скептицизм

14. Сократ

• Антропоцентризм
• Этический
рационализм

15. Сократические школы

Киренская школа
Аристипп
Гедонизм
Киническая школа
Диоген Синопский
Аскетизм, анархизм

16. Платон

• учение об идеях
• теория познания
• социальная
философия

17. Скептики

• скептицизм – это сомнение, а его
представители – скептики –
сомневающиеся во всем философы.
• Пиррон:
природа вещей непознаваема
все суждения о вещах, как
утвердительные, так и отрицательные
являются и истинными, и ложными
одновременно
ничто в действительности не является ни
прекрасным, ни безобразным, ни
справедливым, ни несправедливым,
так как в себе все одинаково
от суждений следует отказаться
счастье – в атараксии

18. Аристотель

• учение о бытии:
дуализм формы и
материи
• теория познания
• социальнополитические
взгляды

19. Эллинистическая философия На первый план выходит антропологическая проблематика Главный вопрос– как быть счастливым, как обрести внутри

себя уверенность и благо, когда во внешнем мире их найти
уже невозможно.
Счастье – эвдемония, поэтому философия эллинизма эвдемонистическая (ищущая счастье)
Три основные школы
• Эпикурейцы
• Стоики
• Скептики

20. Эпикурейцы Главная цель философии – научить человека счастливой жизни, ибо всё остальное несущественно.

Чтобы достичь счастья, нужно
избавиться от страхов:
страха перед богами
Существо блаженное и бессмертное ни само
забот не имеет, ни другим не доставляет, а
поэтому не подвержено ни гневу, ни
благоволению.
страха смерти
Смерть для нас ничто: что разложилось, то
нечувствительно, а что нечувствительно, то
для нас ничто.
страха перед судьбой
Счастье – не в вещах, а в нашем
отношении к ним. Источник
счастья нужно искать в себе.

21. Эпикурейцы Тит Лукреций Кар

Философская поэма «О природе
вещей»
свобода воли человека
отсутствие влияния богов на жизнь
людей (не отвергая существование
богов)
цель жизни человека – атараксия
(душевное спокойствие,
невозмутимость, безмятежность )
отвергал боязнь смерти, саму смерть и
потустороннюю жизнь: по его
мнению, материя вечна и
бесконечна, а после смерти
человека его тело обретает иные
формы существования.

22. Стоики Основоположник – Зенон Китийский, яркий представитель - Сенека

• «Желающего судьба ведет,
нежелающего – тащит»
• путь к блаженству в
беспристрастии
• счастье заключается в полном
безразличии к жестоким
превратностям судьбы
English     Русский Правила