ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В 60-90-е ГОДЫ
Разделение композиторов на группы:
Шестидесятники
Борис Тищенко Борис Чайковский (1939-2010) (1925-1996)
Московская тройка
Освоение шестидесятниками стилистических средств музыкального авангарда
Эдуард Артемьев (р. 1937)
Стилевой плюрализм 60-90-х гг.
Неоромантизм
Николай Сидельников
Владимир Мартынов (р. 1946)
Неоклассицизм
Сергей Слонимский (р. 1932)
«Сюита в старинном стиле» Шнитке для скрипки и фортепиано (трубы и ф-но; 1972)
Обращение к личности и творчеству И.С. Баха
Неофольклоризм (новая фольклорная волна)
Две тенденции в работе с фольклором:
Русская тетрадь Гаврилина (1965)
Хоровая симфония-действо «Перезвоны» (1984) («По прочтении Шукшина»)
Осмысление темы связи времени, интерес к истории Древней Руси
Обращение к сюжетам русской литературы
Расцвет духовной музыки
Сакральная программа второго и третьего периодов творчества Галины Уствольской
Сочинения на духовную тему Георгия Дмитриева (р. 1942)
2.38M
Категория: МузыкаМузыка

Основные тенденции развития музыкального искусства в 60-90-е годы

1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В 60-90-е ГОДЫ

• Панорама пестра, многолика, складывается из
разных составляющих.
• Основные вехи:
1975 год – смерть Д.Шостаковича, выдающегося
композитора мирового масштаба, определявшего
историко-музыкальный процесс в ХХ веке.
• 1991 год - окончание 75-летнего периода «советской
музыки». Смена социальных ориентиров, отмена
«красного календаря». Возвращение отечественной
музыки к общечеловеческим ценностям, вечным
проблемам и сюжетам.
• 1990-е годы: уход из жизни Сидельникова, Шнитке,
Денисова, Свиридова, Гаврилина, Б. Чайковского,
Беринского.

2.

• Трагедийность отечественной музыки.
• Формирование образа «антигероя»
нашего времени: не борец, а
рефлектирующая личность, человек с
израненной душой, жертва социальных
потрясений и катаклизмов ХХ в.
• Исповедальность, ностальгия,
медитативность как важнейшие грани
лирического самовыражения.

3. Разделение композиторов на группы:

• Старшее поколение: Георгий Свиридов, Галина
Уствольская, Тихон Хренников, Николай Пейко.
• «Шестидесятники»: Борис Тищенко, Борис
Чайковский, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке,
София Губайдулина, Андрей Эшпай, Валерий
Гаврилин, Николай Сидельников, Андрей Петров,
Родион Щедрин, Сергей Слонимский, Эдуард
Артемьев, Андрей Волконский, Николай
Каретников, Гия Канчели, Алемдар Караманов,
Арво Пярт.
• «Семидесятники»: Сергей Беринский, Александр
Чайковский, Николай Корндорф, Виктор
Екимовский, Дмитрий Смирнов, Татьяна Сергеева,
Александр Кнайфель, Владимир Тарнопольский,
Владимир Мартынов.

4.

Тихон Хренников
(1913-2007)
Николай Пейко
(1916-1995)
Галина Уствольская
(1919-2006)

5. Шестидесятники

Андрей Петров
(1930-2006)
Сергей Слонимский
(р. 1932)

6. Борис Тищенко Борис Чайковский (1939-2010) (1925-1996)

Борис Тищенко
(1939-2010)
Борис Чайковский
(1925-1996)

7. Московская тройка

Альфред Шнитке
(1934-1998) Эдисон Денисов
(1929-1996)
София
Губайдулина
(р. 1931)

8.

Алемдар Караманов
(1934-2007)
Гия Канчели
(р. 1935)
Арво Пярт
(р. 1935)

9. Освоение шестидесятниками стилистических средств музыкального авангарда

• Додекафония (серийность, двенадцатитоновость) – метод сочинения на основе
серии – ряда из 12 неповторяемых звуков.
• 3 модификации серии: инверсия, ракоход,
ракоход инверсии. Построенные от всех 12
звуков, они образуют «квадрат» (48
родственных серий) - источник мелодики и
гармонии произведения.
• Равноправие всех звуков серии, отрицание
классического подчинения неустоев устоям.
• Наиболее последовательно использовал
додекафонию Николай Каретников (19301994), считая ее незыблемым законом музыки.

10.

• Пуантилизм – техника «точечной»
организации музыкальной ткани;
музыка «отдельных» звуков или
созвучий, различающихся по динамике,
длительности, тембру и отделенных
паузами.
• Сериализм - техника музыкальной
композиции, в которой серийный метод
организует все уровни музыкального
материала: звуковысотность, ритм,
динамику, артикуляцию и т.д.

11.

• Алеаторика (от лат. аlea – игральная
кость, случайность, жребий) – метод
музыкальной композиции с
незакрепленным звуковым текстом, где
стабильные компоненты сочетаются с
сознательно вводимой случайностью
(произвольный порядок следования частей
произведения или его фрагментов, введение
импровизационных моментов).
Контролируемая (ограниченная) и
неконтролируемая (абсолютная)
алеаторика.

12.

Сонорика - техника музыкальной
композиции, оперирующая
темброзвучностями. Вместо мелодии и
гармонии - колористические или
экспрессивные звуковые комплексы –
соноры (часто кластерные).
Нестандартное смешение тембров,
нетрадиционные приемы игры,
микрополифония (сверхмногоголосие или
«сжатие» небольшого количества голосов в
узком диапазоне, когда затушевывается
линия отдельного голоса, выразительный
смысл имеет многоголосное сплетение»).

13.

Коллаж – (от франц. – наклеивание) –
введение в сочинение стилистически
чуждых фрагментов из произведений
других композиторов, либо
монтирование в одновременности или в
последовательности цитат, стилизаций
исторически и жанрово различной
музыки.

14.

Электронная музыка – музыка,
создаваемая с использованием
электронных музыкальных
инструментов и технологий.
1966 г. – открытие в Москве при музее
А.Н. Скрябина Экспериментальной
студии электронной музыки.
Синтезатор АНС Евгения Мурзина со
шкалой темперации 72 ступени в
октаве.

15.

16.

Электронная музыка, созданная на АНСе:
• «Двенадцать взглядов на мир звук:
вариации на один тембр»,
• музыка к к/ф «Солярис» Эдуарда
Артемьева.
• «Поток» Шнитке (вырастает из одного
звука - До контроктавы).
• «Пение птиц» Денисова для магнитной
ленты и подготовленного рояля
• «Vivente – non vivente» Губайдулиной
(идея перехода от электронных звучаний к
натуральным).

17. Эдуард Артемьев (р. 1937)

18.

Расформирование Московской
Экспериментальной студии
электронной музыки в конце 70-х
годов. Кризис.
Создание в 90-е годы:
• Ассоциации Электроакустической
музыки при Союзе композиторов;
• Центра Электроакустической
музыки при Уральской консерватории;
• Термен-центра при Московской
консерватории.

19.

Конкретная музыка – область
академической электронной музыки, в
основе которой лежат записанные на
пленку «натуральные «звучания»: звук
падающих капель воды, шум поезда,
голоса птиц, скрип двери, вздохи,
крики и т.д., часто преобразованные с
помощью электроаппаратуры.
К ним могут добавляться звучания
музыкальных инструментов и
певческих голосов.

20. Стилевой плюрализм 60-90-х гг.

Магистральные направления:
• неоромантизм
• неоклассицизм
• неофольклоризм.

21. Неоромантизм

Тяга к самоанализу, запечатление личностных
переживаний, субъективность эмоций.
Лирико-романтическое монологическое начало
выражает ностальгию по исчезающей
красоте.
В 60-70-е годы лирика имела философский
характер, воплощала идею иллюзорности.
Со второй половины 70-х и в 80-е годы лирика
воплощает идеи гармоничного, высокого,
чувственного.
Снижается хроматическое напряжение,
в тематизм вводятся интонации вопроса,
вздоха, жалобы,
секстовость, опевания.

22. Николай Сидельников

Цикл хоровых поэм
на стихи Ф.Г. Лорки
«Романсеро о любви и
смерти»
Вокальная симфония на
стихи Лермонтова
«Мятежный мир поэта»

23.

Неоромантизм стилевая
платформа
Романа Леденева
(р. 1930).

24.

Поворот к неоромантизму
у Эдисона Денисова.
В опере «Пена дней»
(1981) раскрывается
история возвышенной и
трагической любви
Хлои и Колена.
Квинтэссенция оперы –
лирический лейтмотив
любви в тихой
звучности, медленном
темпе и высоком
регистре.
Неоромантические
балеты Родиона
Щедрина:
«Анна Каренина»,
«Чайка»,
«Дама собачкой»
(70-80-е годы).

25.

Стиль романтической музыки
используется в пьесе «Come in!»
(«Войдите!»; 1985) для двух скрипок,
челесты и струнного оркестра Владимира
Мартынова.
Cимвол совершенной красоты и
гармонии. Использованы узнаваемые
обороты романтической лирики:
Шуман, Мендельсон, Сен-Санс,
Брамс, Вагнер, Чайковский.
6 частей с многократными
повторениями – прелюдия к таинству
духовного преображения .

26. Владимир Мартынов (р. 1946)

27.

С традициями немецкого романтизма Шумана и Шуберта - связан
украинский композитор Валентин
Сильвестров (р. 1937).
В 70-е годы он пришел к «простому,
мелодическому» стилю, убедившись в
том, что «только мелодия делает
музыку вечной».
«Простые песни»
«Тихие песни»
«Лесная музыка»
«Китч-музыка» (фп. цикл из 5 частей)
Внимание к жанру постлюдии в
80-е годы (Постлюдия DSCH,
Постлюдия для скрипки соло,
Постлюдия для фортепиано с
оркестром). Постлюдийность как
состояние культуры, когда на смену
формам, отражающим жизнь, приходят
формы, комментирующие ее.
Постлюдийность Пятой симфонии.

28.

«Новая простота», «сакральный
минимализм» эстонского композитора
Арво Пярта (р. 1935).
Зрелый стиль tintinnabuli (колокольчики).

29. Неоклассицизм

Осознание роли традиций для
современной культуры, поиски
стабильного, нравственно
устойчивого начала.
Использование форм, жанров,
интонационных и ритмических
моделей старинной музыки (барокко,
Возрождения, классицизма).

30. Сергей Слонимский (р. 1932)

Влияние средневековой и ренессансной
модальности в:
• «Песнях трубадуров»,
• Второй, Третьей, Четвертой, Седьмой,
Восьмой и Десятой симфониях,
• опере-балладе «Мария Стюарт».
Воскрешение старинных жанров:
• мотета
(в «Симфоническом мотете» и
3 части кантаты «Голос из хора»)
• dramma per musica (в «Гамлете»).

31.

Возрождение традиций жанров
• concerto grosso
1.
2.
3.
6 concerti grossi Шнитке;
concerto grosso для эстрадного и
симфонического оркестров Губайдулиной;
concerto grosso для трубы, фортепиано,
вибрафона, контрабаса и оркестра Эшпая;
• партиты
«Партита в стиле барокко» для меццо-сопрано и
камерного оркестра Маргера Зариньша
(1963): использование темы франц. трувера
XIII в. Адама де ла Аля, отсылки к музыке
Ренессанса и барокко (Баха и Генделя,
старинным танцевальным сюитам).

32.

Роль клавесиниста, органиста
и композитора Андрея
Волконского (1933-2008)
в возрождении интереса к
музыке добаховского
периода в России.
Создание им в 1965 году
ансамбля старинной музыки
«Мадригал».
Соединение додекафонии с
формой и приемами развития
барочной сонаты в
фортепианном цикле
«Musica stricta» (1 часть -
полифоническая прелюдия, 2 ч. – ричеркар на 12тоновую тему с интермедиями, 3 ч.– Lento rubato на
две 12-тоновые темы, 4 ч. – двойная фуга на 12тоновые темы в духе токкаты).
Современная лексика, камерная
изысканность письма, лаконизм
художественного высказывания.

33.

Неоклассическими веяниями отмечены:
• Камерная симфония Бориса Чайковского
• «Маленькая ночная музыка»
Каретникова
• «Музыка в старинном стиле»
Сильвестрова
• Скрипичный концерт и Концерт для
камерного оркестра Яана Ряэтса
• Пьеса «Moz-Art a’ la Haydn» Шнитке для 2
скрипок и камерного оркестра, где моцартовские
темы проходят последовательно и в
одновременности («юмористический коллаж на
музыку Моцарта»).
• Концерт «Посвящение Бетховену» для
ударных и камерного оркестра Александра Вустина,
написанный в форме вариаций на тему-стилизацию.
Взаимодействие неоклассицизма с другими
стилевыми и композиционными явлениями.

34. «Сюита в старинном стиле» Шнитке для скрипки и фортепиано (трубы и ф-но; 1972)

Инструментальный «театр миниатюр» в жанрах
западноевропейской музыки ХVII-ХVIII вв.:
1. Пастораль
2. Балет
3. Менуэт
4. Фуга
5. Пантомима.
В качестве персонажей - инструменты:
скрипка (труба) - главный герой (солист-виртуоз);
фортепиано - «группа поддержки» (кордебалет,
оркестр).
Сюитное строение с контрастами частей; воплощение
типизированного облика старинной музыки.
Интонационные обострения, сближения разных стилей
и эпох создают смысловую многомерность.

35. Обращение к личности и творчеству И.С. Баха

• Воссоздание стилистики Баха с
концентрацией новаторских приемов письма
(смелое голосоведение, переченья, диссонантные вертикали, сложные
гармонии) в Бранденбургском концерте
Екимовского.
• Использование баховской монограммы в
«Коллаже на тему BACH» Пярта, где
додекафонным фрагментам противопоставлены
цитаты из «Английской сюиты» Баха:
1 часть – моторная Токката,
2 часть – медленная Сарабанда,
3 часть – Ричеркар (5-голосная фуга).
• Дань уважения ХТК Баха в фортепианных
циклах «24 прелюдии и фуги»
Шостаковича, Слонимского, Щедрина,
Капустина, Флярковского.

36. Неофольклоризм (новая фольклорная волна)

• Переинтонирование фольклора в
контексте современных
композиционных средств в творчестве
Свиридова, Щедрина, Гаврилина,
Слонимского, Тищенко, Буцко.
• «Реабилитация» творчества
Стравинского и Бартока, усвоение
принципов работы с фольклорным
материалом (опора на микромотивные
образования, раскрепощение
метроритма, расширение жанрового
диапазона).

37. Две тенденции в работе с фольклором:

• Соединение с новейшими техниками
композиции: сонорикой, алеаторикой,
додекафонией, минимализмом
(Слонимский, Денисов, Щедрин ),
удаление от массового сознания;
• Отказ от коренных трансформаций
народных напевов (Свиридов,
Гаврилин), демократизм.

38.

Важная веха - появление вокальносимфонического цикла «Курские
песни» Свиридова в 1964 г.
Поэтизация региональной ветви
фольклора в духе Римского-Корсакова.
По этому образцу созданы:
• «Лакские песни» Ш. Чалаева;
• «Гурийские» и «Менгрельские
песни» О. Тактакишвили;
• «Кихнуские свадебные песни»,
«Эстонские календарные песни»,
«Три эстонские игровые песни»
Вельо Тормиса.

39.

Раздвижение исторических и жанровых рамок
привлекаемого из народного творчества:
• архаика: знаменный распев, псалмодия,
плачи;
• современный песенно-танцевальный
материал: частушки, страдания, прибаутки,
плясовые, «жестокий романс».
Частушечные напевы вводятся в вокальный
цикл («Русская тетрадь» Гаврилина),
кантату («Вечерок» Буцко), оперу («Не
только любовь» Щедрина), концерт
(Первый концерт для фортепиано,
Концерт для оркестра «Озорные
частушки» Щедрина).

40.

Возрастание роли народных текстов.
• Оратории «Поднявший меч» Сидельникова и
«Золотые ворота» Валерия Калистратова на
тексты древнерусских летописей;
• Кантата «Свадебные песни» Юрия Буцко. Передача
окающего северного говора. Использование нетемперированных
звучаний, микрохроматики, сонорики. Отражение трагизма русской
свадьбы, раскрытие богатства северно-русских плачей.
• Триптих «Господин Великий Новгород» Буцко
для голоса, хора и оркестра.
• Хоровой концерт «Лебедушка» Вадима
Салманова.
• Вокально-симфонический цикл «Песни
вольницы»Слонимского на тексты разбойничьих песен.
• Оратория «Стенька Разин» Калистратова на
народные тексты, отрывки из пр-й Пушкина и Шукшина.
• «Плачи» Денисова для сопрано, ф-но и ударных на тексты
похоронных причитаний – воспроизведение погребального обряда.
• Вокальный цикл «Русская тетрадь» Валерия
Гаврилина на тексты песен Ленинградской, Вологодской и
Смоленской областей.

41. Русская тетрадь Гаврилина (1965)

• Трагическое произведение. Посвящено теме несчастной любви
деревенской девушки. В основе «сюжета» - воспоминания
героини о любимом, переживание разлуки и смерть. Продолжение традиций Шумана («Любовь и жизнь женщины»), но в
условиях русской народной культуры и острых контрастов ХХ в.
• Цикл как «антология женского пения». Основной жанр –
страдальная, драматически переосмысленная. Нет цитат.
• №1 - заставка-вступление «Над рекой стоит калина».
• №2 «Что, девчоночки, стоите» - сочетание плача и пляса,
рисующее показное, наигранное веселье.
• №3 - страдальная «Ах, милый мой, пусти домой».
• №4 «Зима» - первая кульминация цикла (рефрен «Холодно
мне, холодно»).
• №5 - хороводная песня «Сею-вею».
• №6 - плясовая «Дело было на гулянке».
• №7 «Страдания» («Ой, не знаю, не знаю, не знаю я») – вторая
кульминация, соединение интонаций причета с ритмами бугивуги.
• №8 «В прекраснейшем месяце мае» - «противоречие» между
наивно-лирическими интонациями городского романса и
смертным оцепенением (ремарка «Мертвым голосом»).

42. Хоровая симфония-действо «Перезвоны» (1984) («По прочтении Шукшина»)

Фреска из 20 номеров на фольклорные
тексты, тексты Гаврилина и А.
Шульгиной.
Хоровой театр, где рисуется жизнь героя,
проносящаяся в воспоминаниях перед
смертью.
Связующая нить - печальное соло гобоя
(№№3, 5, 7, 9, 11, 13, 19 «Дудочка») как
олицетворение души героя.
2 жанровых блока:
1) русская лирическая протяжная песня.
2) скороговорки, считалочки, «ерунда» с
бессмысленным набором слогов (№4
«Ерунда», №8 «Ти-ри-ри», №1 «Весело на душе»).
Традиции смеховой культуры, показ
жизни через балаган, потешки, игру в
дурака.
Обобщенный образ зла - №15 «Страшенная
баба» в духе детских страшилок.
Умиротворяющая колокольность - №10
«Вечерняя музыка».
Кульминация — №17 «Молитва» на тексты
«Поучения Владимира Мономаха» и канонических
песнопений .
Валерий Гаврилин
(1939-1999)

43. Осмысление темы связи времени, интерес к истории Древней Руси

• Балет «Ярославна» Тищенко по мотивам «Слова
о полку Игореве» (1971). Усиление лирического
начала в эпическом сюжете. Главный герой – не
Игорь, а верная Ярославна. Введение в партитуру
хора. Трагизм взгляда на русскую историю.
• Опера-оратория «Петр Первый» Андрея
Петрова (1975). Использование в либретто
фрагментов хроник и мемуаров петровского
времени, писем Петра, народных песен. Фресковость
композиции, объединяющей масштабные картины
старой и Петровской Руси, красочные жанровобытовые зарисовки. Раскрытие противоречивого
облика государя-рефоматора. Основа музыкальной
языка: знаменный распев, кант, марш, крестьянская
протяжная песня и плач, преломленные через
стилистику Мусоргского и Глинки.
• Опера «Видения Иоанна Грозного»
Слонимского (1995).

44. Обращение к сюжетам русской литературы

Гоголь: оперы «Игроки» Шостаковича,
«Шинель», «Коляска» Холминова,
«Мертвые души» Щедрина, балеты
«Ревизор» А. Чайковского, «Эскизы»
Шнитке;
Чехов: балеты «Анюта» Гаврилина,
«Чайка», «Дама с собачкой» Щедрина;
Толстой: балет «Анна Каренина»
Щедрина;
Булгаков: симфония-фантазия и балет
«Мастер и Маргарита» Петрова, опера
«Мастер и Маргарита» Слонимского.

45. Расцвет духовной музыки

Возрождение жанров:
Хоровой концерт;
Духовные хоры: «Песнопения и молитвы» Свиридова
на литургическую поэзию;
Литургия: «Херувимская литургия» Мартынова,
реконструирующая романтический стиль XIX века и
особенности древнерусского строчного пения; «Литургия
св. Иоанна Златоуста» Н. Сидельникова,
«Литургия памяти великого певчего» (посвящена
И.С. Козловскому) В.Кикты, «Концертная литургия»
Г. Белова, «Песнопения литургии для мужского
хора» С.Трубачева.
Реквием: В. Артёмова (памяти жертв сталинских
репрессий), Э. Денисова (на литургические тексты и стихи
Ф. Танцера на немецком, французском и английском языках),
Б. Тищенко (на стихи А. Ахматовой), А. Караманова.
«Театральные реквиемы», А. Шнитке (к спектаклю
«Дон-Карлос») и В. Мартынов (к «Моцарту и Сальери»).
«Панихида» Н. Лебедева.

46.

Месса: Missa brevis «Музыкальное
приношение памяти И.Ф.
Стравинского» Д. Смирнова, Месса
in D Г. Дмитриева, «Берлинская
месса» А. Пярта, Месса Ю. Фалика,
Missa brevis, «Нью-Йоркская месса»
памяти жертв теракта 11 сентября Е.
Подгайца. Использование формы
мессы во Второй симфонии «St.
Florian» Шнитке для солистов, хора и
оркестра (1979): 1.Kyrie. 2.Gloria. 3.Credo.
4.Credo (продолжение). Crucifixus. 5. Sanctus. 6.
Agnus Dei.
Пассионы: «Страсти по Иоанну»
Губайдулиной, «Страсти по Иоанну»
Пярта, «История жизни и смерти
Господа нашего Иисуса Христа»
Денисова, «Русские страсти» Ларина.
Stabat mater: Пярта, Дмитриева.

47.

Использование религиозной символики в названиях и
концепциях произведений:
• опере «Мистерия апостола Павла»
Каретникова,
• цикле из 10 симфоний «Совершишася во славу
Богу во имя Господа Иисуса Христа»
Караманова,
• «In croce» («На кресте»), «Семь слов на
кресте», «Descencio» («Сошествие»)
Губайдулиной.
Посвящение сочинений историческим личностям:
• балет «Владимир-Креститель» Кикты,
• «Служба преп. Сергию» С. Трубачева,
• хоровая мистерия «Аввакум»Кирилла Волкова.
Обращение к образам древнерусского искусства:
• «Фрески Дионисия» Щедрина,
• Концертная симфония для арфы с оркестром
«Фрески Софии Киевской» Кикты,
• концерт-картина «Андрей Рублев» Волкова.

48. Сакральная программа второго и третьего периодов творчества Галины Уствольской

• Заимствование заголовков из католической мессы
для Композиций №1 («Dona nobis pacem») для
флейты пикколо, тубы и ф-но; №2 («Dies irae») для
8 контрабасов, ударных и ф-но; №3 («Benedictus qui
venit»/«Благословен грядущий») для 4 флейт, 4
фаготов и ф-но.
• Воссоздание хоровых и колокольных звучаний,
обыгрывание религиозных символов, цитирование
канонических песнопений.
• Воплощение идеи цикла – мольбы о покое – через
медленный мучительный путь обретения себя (№1),
через наваждения и кошмары (№2) к тихому
молитвенному настроению (№3).
• Обращение к текстам католических молитв (в русс.
переводе) в симфониях №2 («Истинная, Вечная
Благость»), №3 («Иисусе, Мессия, спаси нас»),
№4 («симфония-молитва»), №5 («Amen»).
• Приближение симфоний к ритуалу.

49.

• Четвертая симфония для оркестра,
солистов и хора Шнитке - симфония-ритуал.
• Проведение идеи единения разных
конфессий — католицизма, протестантизма,
православия и иудаизма.
• В основе программы - католический Розарий
— 15 эпизодов из жизни Богородицы и
Христа (3 цикла по 5 вариаций).
• Медитативность концепции, отсутствие
конфликтности в одночастной композиции.
• Колокольность звучания.

50. Сочинения на духовную тему Георгия Дмитриева (р. 1942)

• Симфоническая хроника «Киев» с
использованием перезвона курантов КиевоПечерской Лавры и православного пения.
• 11-частный цикл для хора и чтеца
«Завещание Николая Васильевича
Гоголя» на тексты Гоголя и канонические
молитвословия.
• «Симфония ликов» с воссозданием
образов русских святых:
1. «Видение святого благоверного князя
Александра Невского»
2. «Успение святой Ефросинии Московской»
3. «Святая Елизавета»
4. «Святой Серафим».

51.

• Отражение идей красоты, любви и чистоты в
«Литургии св. Иоанна Златоуста» (на
украинском языке) Валерия Кикты (р.1941).
• Особая роль молитвы в его творчестве:
«Великопостная молитва»,
«Молитва во имя любви»,
«Чудотворная молитва Серафима Саровского»,
«Песнь Пресвятой богородице».
• Претворение духовного начала в музыке
Анатолия Киселева (р. 1949).
• Обращение к жанру светозвона у Виктора
Ульянича (р. 1956):
«Святозвоны» для двух роялей,
7 «Светозвонов» для оркестра.
English     Русский Правила