Парсуна + россика + русский портрет 18 века. Почему и в России возникла необходимость портрета человека?
Парсуна. Аналитическая работа.
Россика.
Россика.
Почему и в России в 16 веке тоже возникла необходимость портрета человека?
Почему и в России в 16 веке тоже возникла необходимость портрета человека?
«Век разума и просвещения»
Культура дворянства. Классицизм.
Какие «ИЗМЫ» завезли в Россию европейские художники.
Ренессанс в России. По Петру Киле.
Форма - процесс.
Иван Никитич Никитин.
Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739)
Иван Яковлевич Вишняков.
Антропов Алексей. (1716 - 1795).
Иван Аргунов (1729-1802).
Иван Аргунов.
Николай Иванович Аргунов (1771- после 1829). Соединил принципы классицизма с предромантическими веяниями. Портреты Аргунова несколько другие,
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735 -1822)
Пьетро Ротари (1707-1762)
Луис Токке (1696-1772).
Предромантизм.
Сентиментализм
Сентиментализм -2
Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
Наиболее заметное влияние Токке оказал на молодого Ф.С.Рокотова, который в процессе обучения копировал его портреты и подражал его манере.
Важен не рельеф лица (боковое освещение), но жизнь лица.
Луи Каравак → Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761)
Иоганн Баптист Лампи (1751-1830).
Особенно сильное влияние сентиментализма.
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825). Одним из учеников живописца был А.Г. Венецианов. Портрет Бугаевского-Благодатного.
В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной» (1797).
10.22M
Категория: ИскусствоИскусство

Русский портрет 18 века

1. Парсуна + россика + русский портрет 18 века. Почему и в России возникла необходимость портрета человека?

Тихон Филатьев.
Токке.

2. Парсуна. Аналитическая работа.

Парсуна.
Беляева Галя.
Аналитическая работа.
Леонтьева Наташа.

3. Россика.

Шачнева Лена.
Хватова Алена.

4. Россика.

Иван Дорогин.
Наташа Булаткина.

5. Почему и в России в 16 веке тоже возникла необходимость портрета человека?

•Человек, несущий бессмертную душу.
•Рядом с вечностью.

6. Почему и в России в 16 веке тоже возникла необходимость портрета человека?

Можно ли в этом случае не
расходиться с христианской
концепцией?
Будем опираться на сверхчеловеческое знание.
1.Возлюбить Бога. + 2. Возлюбить человека.

7. «Век разума и просвещения»

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем
времени великие мыслители XVIII столетия.
Это был первый век развития светской культуры, век
решительной победы нового,
рационалистического мировоззрения над
суровыми, аскетическими, догмами религиозной
морали.
Распространение материалистического
мировоззрения и утверждение духа
свободолюбия.
В общем пути исторического развития русского
искусства XVIII века выделяются три основных
периода:
1-первая четверть века, связанная с реформами Петра;
2-эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим
ростом национальной культуры, крупными
достижениями в области науки, литературы, искусства
и вместе с тем усилением сословного гнета;
3-последняя треть столетия (начиная с середины 60-х
годов), отмеченная большими общественными
сдвигами, обострением социальных противоречий,
заметной демократизацией русской культуры и ростом
русского просветительства.
Боровиковский.→

8. Культура дворянства. Классицизм.

Классицизм.
Культура дворянства.
Рокотов.
Левицкий.
Боровиковский.

9. Какие «ИЗМЫ» завезли в Россию европейские художники.

Говорят о барокко,
рококо, Классицизме,
сентиментализме,
предромантизме в
русском портрете
18 века.

10. Ренессанс в России. По Петру Киле.

Киле Петр Александрович (1936)по языку и
культуре – русский поэт, философ-эстетик, прозаик
и драматург, по рождению нанаец.
•Киле жил лишь высокой классикой всех времен и
народов. Это же как выпасть из своего времени.
•Успел прорасти сквозь всю
многовековую толщу мировой
культуры.
В плену «измов»?
« Всякого рода «измы» - это всего
лишь обозначение тенденции,
проступающей в миросозерцании
личности и эпохи».
«Перед нами ренессансный реализм,
перед нами ренессансная классика,
которая заключает бесконечное
содержание романтической эпохи в
классическую форму».
Боровиковский. Портрет Державина.

11.

Рационалистическое мировоззрение.
«Работать с помощью интеллекта» –
критерий меры. «Возвыситься над
страстями».
Романтическое мировоззрение.
1.Фантазия. 2. Интуитивное познание
действительности. 3Мечта. 4. Отрешение от
реальной действительности. 5Индивидуализм.
Субъективизм. 6. Либерализм.
Гойя.

12. Форма - процесс.

Человеческое тело –
идеальный объем в
классицизме.
В романтизме –
динамично,
выразительно;
носитель эмоций,
движения.
Ракурс - активно
используется.
Дает движение, глубину.
←Средство динамического
построения пространства +
средство выразительности,
напряженности жеста.
Тело становится процессом,
живет во времени.
Линия становится
динамической, устремленной,
ведущей.
Линейная форма подчиняется
живописной.
Классицизм сначала
рисовал, затем
работал цветом. Барокко
– форму определяет
освещением.
Форма - процесс.
Классицизм – создание формы. Барокко – оживление формы.
Гроот.
Лампи.

13. Иван Никитич Никитин.

«Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его
патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа
добрые мастеры».
Был первым русским портретистом европейского
уровня и в европейском смысле этого слова.

14. Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739)

Один из основоположников
русской светской живописи.
Всего тридцать семь лет жизни было
отпущено Андрею Матвееву —
художнику, чье живописное
мастерство «определило яркое
самобытное лицо русского искусства
XVIII столетия» и стало значительной
вехой в его развитии.
Матвеев обучался в
излюбленной Петром 1
Голландии, в амстердамской
мастерской известного портретиста
Арнольда Схалкена.
6 декабря 1723 г. Андрей был
зачислен в Антверпенскую
академию художеств
(Бельгия), где его педагогом стал
неизвестный в наше время художник
Спервер. Учителя прославленной
академии, согретой лучами
рубенсовской славы, дали Матвееву
хорошую профессиональную
подготовку.
В Россию Матвеев вернулся в 1727 г.
опытным мастером европейского
уровня, уверенным в своих силах, и
сразу сумел занять
положение, равное «первому
придворному маляру»
Л.Караваку.
Матвеев Андрей Матвеевич
(1701-1739)

15. Иван Яковлевич Вишняков.

Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый
русский художник-портретист, монументалист,
декоратор, один из представителей светского
портрета. Стиль рококо.
В конце 20-х rr. началась совместная творческая
деятельность Вишнякова и марсельского
«живописного дела профессора» Луи
Каравака. С 1727г. он официально стал его
учеником, так как иноземный мастер
засвидетельствовал его умение «изрядно
писать персоны с натурального».
За четверть века, проведенного во главе
Живописной команды Канцелярии от строений,
художником была создана целая школа,
которая может быть по праву названа
«школой И.Я.Вишнякова».
Система обучения, разработанная
А.Матвеевым и совершенствованная
Иваном Яковлевичем, легла в
основу принципов преподавания в
Академии художеств.
Живописцы Г.Молчанов, И.Бельский,
А.Антропов, иконописец М. Колокольников
и десятки менее знаменитых художников были
учениками этого замечательного педагога и
заботливого наставника.
Иван Яковлевич Вишняков.

16.

Луи Каравак. Приехал в Россию типичным
представителем рококо, к концу своей творческой
деятельности работал в стиле барокко.
От
рококо к барокко.
Антропов.

17. Антропов Алексей. (1716 - 1795).

Антропов Алексей. (1716 1795).
Его учителями были француз Л. Каравакк, проживший в России
много лет, а позже А.Матвеев, И.Вишняков и М. Захаров.
Представитель стиля барокко.
Известные ученики: П.С.Дрождин и Д.Г.Левицкий.

18.

Георг Христофор Гроот
(1716-1749), прозванный “маленьким” за свой рост, состоял в
гильдии живописцев в Праге. В 1741 году был приглашен гр. Левенвольдом в Ревель, оттуда – по его
рекомендации – в Петербург, где быстро вошел в моду. Был сначала придворным живописцем императрицы
Анны Леопольдовны, затем Елизаветы Петровны. Его ученик - крепостной живописец графов Шереметевых И.П.
Аргунов.

19. Иван Аргунов (1729-1802).

Учился у нем. Живописца Г.К.Гроота. Видный мастер барочного портрета.
Барокко.

20. Иван Аргунов.

21. Николай Иванович Аргунов (1771- после 1829). Соединил принципы классицизма с предромантическими веяниями. Портреты Аргунова несколько другие,

Николай Иванович Аргунов (1771- после 1829).
Соединил принципы классицизма с предромантическими веяниями.
Портреты Аргунова несколько другие, им свойственны особенная реалистичность и простота выражения, без
излишних украшательств и идеализации. Главное внимание в своих портретах художник сосредотачивал на лицах
людей, не прорисовывая кисти рук. Колористика его портретов достаточно выразительная и построена на
выделении отдельных пятен чистого цвета

22. Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735 -1822)

Учился у Антропова. Неизвестно,
были ли другие учителя у Левицкого,
но уже в первых портретах его стиль в
корне отличался от антроповского.
Его манера самостоятельна и более
созвучна западноевропейской своей
непринужденностью,
гаммой полутонов,
лессировкой, смягчающей
интенсивность цвета,
характерной световоздушной
средой.

23. Пьетро Ротари (1707-1762)

В период бурного роста русской культуры,
Ротари не испытывал недостатка в заказах.
Чаще ему позировали представительницы
прекрасного пола - их изящные,
идеализированные образы кисти итальянца
становились украшением дворянских
особняков. Напротив, мужские портреты
художника, нередко изображая людей
активных в общественной и государственной
деятельности, конкретнее выявляли личные
качества модели.
Однако вошел в историю в первую очередь
типажными образами юных девушек.
Сквозь безличную миловидность этих картин
выразительно просвечивает
стихия искусства рококо.
«Головки» имели и большое педагогическое
значение, поскольку в их создании
принимали активное участие русские
подмастерья итальянского художника
(Ротари организовал частное художественное
училище и в России). Среди его учеников был
А.П.Антропов; несомненное влияние
Ротари испытали
И.П.Аргунов,
Ф.С.Рокотов.

24.

25. Луис Токке (1696-1772).

26.

Луи Токке. Графиня Головкина.
Рокотов.

27. Предромантизм.

Стилевое направление в культуре и искусстве
Европы и Америки конца XVIII — начала XIX вв.
Предромантизм явился непосредственным
предшественником романтизма и выразил
многие его характерные черты, состоящие в
увлечении средневековыми
легендами, картинами дикой
природы, бурными стихиями, жизнью
вдали от цивилизации, образами
смерти и т.п.
О «предромантизме» у нас исследователи
впервые заговорили в отношении русской
живописи XVIII века, поскольку не смогли связать
творчество Рокотова, Левицкого, Боровиковского
с классицизмом.
Боровиковский. Портрет Державиной.

28. Сентиментализм

– от фр. sentiment (чувство).
Идеология разума эпохи Просвещения в
сентиментализме заменяется приоритетом
чувства, простоты, уединённого
размышления, интереса к
«маленькому человеку». И
Идеологом сентиментализма считается Ж. Ж.
Руссо.
Главным героем сентиментализма становится
естественный человек (живущий в
мире с природой). Только такой человек, по
мнению сентименталистов, сможет быть
счастливым, обретя внутреннюю
гармонию. Кроме того, важным является
воспитание чувств, т.е. естественных начал
человека.
Цивилизация же (городская среда)
является для людей враждебной
средой и искажает его естество.
Поэтому в произведениях сентименталистов
возникает культ частной жизни, сельского
существования.
Повседневные впечатления
составляли для них суть
человеческой жизни.
Левицкий.→
Сентиментализм

29. Сентиментализм -2

В работах сентименталистов ощущается
разочарование в цивилизации, которая была
основана на идеалах разума. В живописи этого
направления особое значение придают
чувству, уединенным размышлениям
человека, его глубинному восприятию.
Сентиментализм делает упор на
эмоциональное восприятие
человека, что значительно больше
способствует постижению истины,
чем прямолинейные логические
рассуждения.
Живопись сентименталистов
основательно расширяет
представление о душевной жизни
человека, показывает ее многочисленные
противоречия и неизменный процесс
переживаний.
Герой литературы сентиментализма –
обычный человек. Если это даже человек
низкого происхождения (служанка или
разбойник), то богатство его внутреннего мира
ничуть не уступает, а иногда и превосходит
внутренний мир людей высшего сословия.
Аргунов.

30. Федор Степанович Рокотов (1735-1808)

В 1755 году в Москву приехал граф
И.И.Шувалов набирать одаренных
юношей для Петербургской Академии
художеств. Екатерининский вельможа,
образованный человек своего времени,
поборник русской художественной
школы И.И.Шувалов, заметил молодого
живописца и поддержал его.
Он стал главным покровителем юноши, в
его доме Рокотов обучался живописи под
руководством Пьетро Ротари.
Федор Степанович Рокотов —
знаменитый русский художникпортретист, Академик живописи
Петербургской академии художеств
(1765г.).
Жизнь Федора Степановича Рокотова,
самого поэтического
портретиста XVIII века, долгое
время оставалась загадкой. Художник,
пользовавшийся огромной славой при
жизни, после смерти был забыт на целое
столетие.

31.

Рокотов.
Прорыв во внутренний
мир человека.

32. Наиболее заметное влияние Токке оказал на молодого Ф.С.Рокотова, который в процессе обучения копировал его портреты и подражал его манере.

33. Важен не рельеф лица (боковое освещение), но жизнь лица.

34.

Рокотов.

35.

36.

Антропов.
Левицкий.

37.

38. Луи Каравак → Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761)

В конце 20-х rr. началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского
«живописного дела профессора» Луи Каравака. С 1727г. он официально стал его учеником, так как
иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального».

39. Иоганн Баптист Лампи (1751-1830).

В 1794 году был избран академиком и вольным общником Академии художеств. Его авторитет в России был так
велик, что директор петербургской Академии художеств граф В.П. Мусин-Пушкин, следуя советам Лампи, ввел
целый ряд важных перемен в систему образования.
Уезжая из Петербурга, оставил свою мастерскую любимому ученику В.Л.
Боровиковскому.
Умение эффектно поставить натуру и прикрасить ее, без ущерба для сходства с действительностью, приятный,
гармоничный, хотя и несколько условный колорит, свободный прием письма, особенно искусный в
воспроизведении драпировок и прочих околичностей — составляют достоинства портретных работ этого
художника, который, вообще, может считаться одним из лучших мастеров среди портретистов своего времени.

40. Особенно сильное влияние сентиментализма.

Особенно сильное влияние
сентиментализма испытал художник В.
Л. Боровиковский.
В его творчестве преобладает камерный
портрет. В женских образах В. Л.
Боровиковский воплощает идеал
красоты своей эпохи и главную
задачу сентиментализма:
передачу внутреннего мира
человека.
На двойном портрете «Лизонька и
Дашенька» (1794) художник изобразил
горничных семьи Львовых. Очевидно,
что портрет написан с большой любовью
к моделям: он увидел и мягкие локоны
волос, и белизну лиц, и лёгкий румянец.
Умный взгляд и живая
непосредственность этих простых
девушек – в русле сентиментализма.

41. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825). Одним из учеников живописца был А.Г. Венецианов. Портрет Бугаевского-Благодатного.

Некоторое время художник учился живописи под
руководством известного австрийского портретиста Лампи,
который после отъезда из России оставил Боровиковскому
свою мастерскую.
Художник, хоть получил прижизненную славу и имел
достаточно денег, жил замкнуто и одиноко. Он
никогда не был женат, у него не было детей, друзей у него
было немного.
С годами творческие силы Боровиковского начали таять, у
художника появились усталость и равнодушие. Всегда
подверженный религиозным настроениям,
Боровиковский увлекся распространенным в то время
религиозным мистицизмом: в 1819 году он
вступает в «Духовный союз». Однако и здесь он
не нашел утешения: художник окончательно замыкается и
посвящает себя религиозной живописи,
написав несколько икон для строящегося Казанского
собора.
Единственный в творчестве Боровиковского
предполагаемый автопортрет — это одновременно
религиозное полотно: «Христос, благословляющий
коленопреклоненного мужчину», написанное в 1824 году.
Боровиковский Владимир Лукич
(1757-1825).
Одним из учеников живописца был А.Г.
Венецианов.
Портрет Бугаевского-Благодатного.

42.

За 15 лет до ухода – поворот к романтизму. Ослабление активности. Добровольное отшельничество.
Мучится несправедливостью вокруг. Уход в массонскую ложу «Умирающий сфинкс».
Филантропия- благотворительная деятельность к неимущим, нуждающимся. Искусство.
1819 – увлечение мистицизмом. «Духовный союз».
Боровиковский. Христос.

43. В. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной» (1797).

В. Боровиковский создал образ женщины, не
связанный ни с каким общественным
статусом – это просто красивая молодая
женщина, но живущая в гармонии с природой.
Лопухина изображена на фоне русского пейзажа:
стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж
перекликается с обликом Лопухиной: изгиб её
фигуры вторит склоненным колосьям, белые
берёзы отражаются в платье, голубые васильки
перекликаются с шёлковым поясом, нежнолиловая шаль – с поникшими бутонами роз.
Портрет полон жизненной достоверности, глубины
чувств и поэтичности.
Русский поэт Я. Полонский почти через 100 лет
спустя посвятил портрету стихи:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень
печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
(Мария Ивановна Лопухина умерла совсем молодой, в
возрасте 24 лет, от чахотки).
Последний художник эпохи
Просвещения, он как бы подготавливает
появление российских романтиков.
English     Русский Правила