Философия Средневековья
Предпосылки возникновения христианской религии
Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:
Средневековая философия V – XV вв.
Неоплатонизм
Философия Средних веков
Христианская философия (осн. черты)
Типология христианской философии
Патристика. Августин Блаженный
Задачи патристики
Важнейшие проблемы Патристики
Августин
Августин Блаженный
Схоластика – «служанка богословия»
Схоластика
Схоластика
Фома Аквинский
Фома Аквинский
Фома Аквинский – 5 доказательств существования Бога
3.89M
Категория: ФилософияФилософия

Философия Средневековья

1. Философия Средневековья

Теоцентризм средневековой
культуры, изменение роли
философии. Патристика и Августин
Блаженный
2. Схоластическая философия:
полемика номинализма и реализма.
3. Философия Фомы Аквинского.
1.

2. Предпосылки возникновения христианской религии

Теологи и ученые уже 2000 лет бьются
над феноменальным, стремительным
распространением новой религии,
пытаются выяснить эти причины.
Возникновение христианства, согласно
древним источникам, было
зафиксировано в малоазиатских
провинциях Римской империи и в самом
Риме на рубеже нашей эры.

3. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

O Усилением эксплуатации подчиненных
и порабощенных Римом народов.
O Поражениями повстанцев-рабов.
O Кризисом политеистических религий в
Древнем Риме.
O Социальная потребность в новой
религии.

4. Средневековая философия V – XV вв.

O Теологической философией
называется христианская философия,
зародившаяся еще в Римской империи
в I – V вв. н. э. на основе раннего
христианства, ересей и античной
философии и достигшая высшего
расцвета в V – XIII вв. н. э. (в период
между распадом Западной Римской
империи (476 г.) и началом эпохи
Возрождения)

5.

O В 325г. состоялся первый в истории
вселенский
Никейский
собор,
на
котором были приняты основные
догматы христианской веры,
O с
этого
времени
христианство
становится
легальной,
публичной,
официальной религией.

6.

O Средневековая философия впитала в
себя идеалистическое мировоззрение
древних греков, учение о мировой
душе, о духе как таковом (в частности,
философские системы Сократа,
Платона, Аристотеля и др., а также
идеи неоплатонизма)

7. Неоплатонизм

Источник бытия – Единое (непознаваемо,
объективно, не познаваемо ни
чувственно, ни разумом.) Единое ни от
чего не зависит, в то, время как все
существующее зависит от него
Христианство – Единое - Бог –
объективен, все зависит от него

8. Философия Средних веков

Мировоззрение характеризуется:
O Ретроспективностью
O Традиционализмом (чем древнее, тем
подлиннее, чем подлиннее, тем
истиннее –такова максима
средневекового сознания. (Самое
древнее-Библия)

9. Христианская философия (осн. черты)

O Теоцентризм
O Идеи «креационизма» (идея божественного
O
O
O
O
творения) и «ревеляционизма»(идея
откровения)
«провиденциализм»(теологич. понимание
истории как проявления воли бога)
Идея о воскрешении человека при богоугодном
поведении
Догмат о спасении мира и человечества путем
воплощения Бога в теле человека (Иисуса
Христа)(сотериология)
Сглаживание противоречий между
материализмом и идеализмом

10. Типология христианской философии

O 1. Патристика (от лат. Pater - отец): 2-10 вв.
н.э.
O 2. Схоластика (от лат. schola - школа): 11-14
вв. н.э.

11. Патристика. Августин Блаженный

12. Задачи патристики

O Выработка христианской догматики
(Вселенские Соборы)
O Защита веры от языческих и др. вероучений,
внедрение христианства в массы
O Синтез христианства и античной философии
(в основном Платона и Аристотеля в лице
неоплатонизма)

13. Важнейшие проблемы Патристики

O Троичность Бога и соотношение между
божественными ипостасями
O Природа Христа (божественная,
человеческая, богочеловеческая)
O Соотношение природы и благодати
O Отношение веры и разума

14. Августин

O Заложил основы католицизма, ввел институт
монашества
O «Град Божий»-церковь и вера
O «Град земной»-государство

15. Августин Блаженный

На
основе
учения
Платона
и
Аристотеля, систематизировал христианское
вероучение
O Перенял у Аристотеля понятие «форма», но
говорит о ней, как о божественной форме.
Бог – творец бесформенной материи.
O Как и неоплатоники Августин мыслит Бога
как
нематериальный
абсолют,
противопоставленный миру и человеку. Но
Бог у Августина –сверхприродная личность,
в то время как в неоплатонизме – Единое –
безличный абсолют

16. Схоластика – «служанка богословия»

Христианская философия, подчиненная
религии и вере
Цель схоластики– трактовка и
систематизация религиозных догматов
на рассудительном уровне, путем
рационального и логического
обоснования

17. Схоластика

1.
2.
Знания бывают:
Сверхъестественные, даваемые в
откровении
Естественные, отыскиваемое в
человеческом разуме (как человек
может «расшифровать» идеи
Священного Писания)

18. Схоластика

O Номинализм – объективность
«единичного»(конкретных вещей), общие понятия
«универсалии»(имена вещей) производны от них. В
божественном разуме нет никаких понятий. Воля
Бога была направлена на сотворение именно
вещей, понятия же являются творением
познающих душ. (материалистичексая тенденция)
O Реализм –реальностью обладают только
универсалии (то есть общие понятия). При этом
сами вещи являются временными, единичными и
постоянно меняются. Понятия являются
первопричиной вещей - они зародились из
божественного разума (идеалистическая
тенденция)

19. Фома Аквинский

Умеренный реалист
– «универсалии» общие понятия
существуют:
O «до вещей»
O «в вещах»
O «после вещей»

20. Фома Аквинский

Главный вопрос – вопрос о соотношении
теологии и философии, веры и знания.
Религия и философия приходят к истине,
опираясь на разные методы.
Наука и научные истины допустимы, если
они не противоречат религиозным
истинам

21. Фома Аквинский – 5 доказательств существования Бога

1.
2.
3.
4.
5.
Движение - первичный двигатель Бог
Причина – первопричина – Бог
Случайность и необходимость –
случайное зависит от
необходимого,=>первоначальная
необходимость – Бог
Степени качеств – высшее
совершенство – Бог
Цель – все движется к цели. Бог
направляет все к цели и является
целью
English     Русский Правила