Программирование на языке Паскаль
Строковый тип данных определяет совокупность символов произвольной длины. Для определения строкового типа используется зарезервированн
Описание строк
Примеры описаний:
Символ-константа и строка-константа
Нетипизированные константы
Типизированные константы
Программа «Строка 1»
Действия с символами
Стандартные функции
Строки можно рассматривать как одномерный массив символов, но в отличии от массива длина строк может меняться. Элемент строки можно извлеч
Программа «Строка 2»
Операции над строками
Функции и процедуры для работы со строками
Функции и процедуры для работы со строками
Функции и процедуры для работы со строками
Функции и процедуры для работы со строками
Функции и процедуры для работы со строками
Функции и процедуры для работы со строками
Программирование на языке Паскаль
795.50K
Категория: ПрограммированиеПрограммирование

Программирование на языке Паскаль. Символы и символьные строки

1. Программирование на языке Паскаль

Символы и
символьные строки

2. Строковый тип данных определяет совокупность символов произвольной длины. Для определения строкового типа используется зарезервированн

Строковый тип данных
определяет совокупность
символов произвольной длины.
Для определения строкового типа
используется зарезервированное
слово String с указанием
максимальной длины строки.

3. Описание строк

В разделе var строки описываются следующим
образом:
var <имя_строки>: string[<длина>]
Максимальная длина строки - 255 символов.
Нумеруются ее компоненты начиная с 0, но этот
нулевой байт хранит длину строки.
Если <длина> не указана, то считается, что
в строке 255 символов. Поэтому для экономии памяти
следует по возможности точно указывать длину
используемых строк.

4. Примеры описаний:

var s1: string[10]; (*строка длиной 10 символов*)
s2: string; (*строка длиной 255 символов*)
Необходимо отметить, что один символ и строка длиной
в один символ
var c: char;
s: string[1];
совершенно не эквивалентны друг другу. Вне зависимости
от своей реальной длины, строка относится к
конструируемым структурированным типам данных, а не
к базовым порядковым

5. Символ-константа и строка-константа

Символ-константа и строкаконстанта
Неименованные константы
В тексте программы на языке Pascal последовательность
любых символов, заключенная в апострофы,
воспринимается как символ или строка. Например:
c:='z'; {c: char} s:='abc'; {s: string}
Константе автоматически присваивается "минимальный"
тип данных, достаточный для ее представления:
char или string[k]. Поэтому попытка написать
c:='zzz'; {c: char}
вызовет ошибку уже на этапе компиляции.

6.

Пустая строка задается двумя
последовательными апострофами:
st:= '';
Если же необходимо сделать так, чтобы
среди символов строки содержался и
сам апостроф, его нужно удвоить:
s:='Don''t worry about the apostrophe!';
Если теперь вывести на экран эту строку,
то получится следующее:
Don't worry about the apostrophe!

7. Нетипизированные константы

• Все правила задания символов и строк
как неименованных констант остаются в
силе и при задании именованных
нетипизированных констант в
специальном разделе const. Например:
const c3 = ''''; {это один символ апостроф!}
s3 = 'This is a string';

8. Типизированные константы

• Типизированная константа, которая
будет иметь тип char или string, задается
в разделе const следующим образом:
const c4: char = ''''; {это один символ апостроф!}
s4: string[20] = 'This is a string';

9. Программа «Строка 1»

10. Действия с символами

Операции
Результатом унарной операции
#<положительная_неименованная_константа_целого_типа>
является символ, номер которого в таблице ASCII
соответствует заданному числу. Например,
#100 = 'd‘
#39 = '''' {апостроф}
#232 = 'ш’
#1000 = 'ш' {потому что (1000 mod 256)= 232}
Кроме того, к символьным переменным, как и к
значениям всех порядковых типов данных, применимы
операции сравнения <, <>, >, =, результат которых также
опирается на номера символов из таблицы ASCII.

11. Стандартные функции

Функция chr(k:byte):char "превращает";
номер символа в символ. Действие этой
функции аналогично действию операции #.
Например:
c:= chr(48); {c: char} {c = '0'}
Обратной к функции chr() является
функция ord(). Таким образом, для любого
числа k и для любого символа с:
ord(chr(k)) = k и chr(ord(c)) = c

12.

Стандартные процедуры и
функции pred(), succ(), inc() и dec(),
определенные для значений любого
порядкового типа, применимы также и
к символам (значениям порядкового
типа данных char ). Например:
pred('[') = 'Z’
succ('z') = '{‘
inc('a') = 'b’
inc('c',2) = 'e’
dec('z') = 'y’
dec(#0,4) = '№' {#252}

13.

Чем плох массив символов?
Это массив символов:
var B: array[1..N] of char;
• каждый символ – отдельный объект;
• массив имеет длину N, которая задана
при объявлении
Что нужно:
• обрабатывать последовательность символов как
единое целое
• строка должна иметь переменную длину

14.

Символьные строки
!
var s: string;
длина строки
s[3]
В Delphi это
ограничение снято!
s[4]
255
1
6
П р и в е
т
!
¤ ¤ ¤ … ¤ ¤ ¤
1
20
рабочая часть
s[1]
s[2]
var s: string[20];
Длина строки:
n := length ( s );
var n: integer;

15. Строки можно рассматривать как одномерный массив символов, но в отличии от массива длина строк может меняться. Элемент строки можно извлеч

Строки можно рассматривать
как одномерный массив
символов, но в отличии от
массива длина строк может
меняться. Элемент строки
можно извлечь так же, как
элемент массива.

16. Программа «Строка 2»

17.

Символьные строки
Задача: ввести строку с клавиатуры и заменить все
буквы "а" на буквы "б".
program qq;
var s: string;
ввод строки
i: integer;
begin
длина строки
writeln('Введите строку');
readln(s);
for i:=1 to Length(s) do
if s[i] = 'а' then s[i] := 'б';
writeln(s);
вывод строки
end.

18. Операции над строками

1. Сцепление строк (конкатенация).
(программа «Строка 3»)
2. Сравнение строк ( <, <=, >, >=, =, <> )
Сравнение строк происходит
посимвольно. Строки равны, если имеют
одинаковую длину и посимвольно
эквивалентны.
(программа «Строка 4»)

19.

Задания
"4": Ввести символьную строку и заменить все буквы "а" на
буквы "б" и наоборот, как заглавные, так и строчные.
Пример:
Введите строку:
ааббссААББСС
Результат:
ббаассББААСС
"5": Ввести символьную строку и проверить, является ли она
палиндромом (палиндром читается одинаково в обоих
направлениях).
Пример:
Пример:
Введите строку:
Введите строку:
АБВГДЕ
КАЗАК
Результат:
Результат:
Не палиндром.
Палиндром.

20. Функции и процедуры для работы со строками

1. Функция concat(s1,_,sN:string):string осуществляет
слияние ( конкатенацию ) всех
перечисленных строк или символов в указанном порядке.
Если длина итоговой строки больше 255-ти символов, то
произойдет отсечение "хвоста". Кроме того, даже если
результат конкатенациине был усечен, но программа
пытается сохранить его в переменную заведомо меньшей
длины, то усечение все равно состоится:
concat('abc','3de',' ','X','yz') = 'abc3de Xyz'

21. Функции и процедуры для работы со строками

2. Функция copy(s:string;i,k:byte):string
вычленяет из строки s подстроку длиной k символов,
начиная с i -го. Если i больше длины строки, то
результатом будет пустая строка. Если же k больше, чем
длина оставшейся части строки, то результатом будет
только ее "хвост":
copy('abc3de Xyz',2,4) = 'bc3d'
copy('abc3de Xyz',12,4) = ''
copy('abc3de Xyz',8,14) = 'Xyz'

22. Функции и процедуры для работы со строками

3. Процедура delete(s:string;i,k:byte) удаляет
из строки s подстроку длиной k символов, начиная с i -го.
Если i больше длины строки, то ничего удалено не будет.
Если же k больше, чем длина оставшейся части строки, то
удален будет только ее "хвост":
{s = 'abc3de Xyz'}
{s = 'abc3de Xyz'}
delete(s,2,3);
delete(s,8,13);
{s = 'ade Xyz'}
{s = 'abc3de '}

23. Функции и процедуры для работы со строками

4. Процедура insert(ss,s:string;i:byte) вставляет
подстроку ss в строку s, начиная с i -го символа.
Если i выходит за конец строки, то
подстрока ss припишется в конец строки s (если результат
длиннее, чем допускается для строки s, произойдет его
усечение):
{s = 'abc3de Xyz'}
{s = 'abc3de'}
insert('xyz',s,2);
insert('xyz',s,12);
{s = 'axyzbc3de Xyz'}
{s = 'abc3dexyz'}

24. Функции и процедуры для работы со строками

5. Функция length(s:string):byte возвращает
длину строки s:
length('abc3de Xyz') = 10
6. Функция pos(ss,s:string):byte определяет позицию, с
которой начинается первое (считая слева направо)
вхождение подстроки ss в строку s. Если ss не встречается
в s ни разу, функция вернет 0:
pos('X', 'abc3de Xyz') = 8

25. Функции и процедуры для работы со строками

7. Процедура str(x[:w[:d]],s:string) превращает десятичное
число x (можно указать, что в этом числе w цифр, из
них d дробных) в строку s. Если число короче указанных
величин, то спереди и/или сзади оно будет дополнено
пробелами:
str(156.4:7:2,s); {s = ' 156.4 '}
8. Процедура val(s:string;i:<арифметический_тип>;err:byte)
превращает строку s в десятичное число i (в случае
ошибки в переменную err будет записан номер первого
недопустимого символа ):
{s = '15.47'} val(s,x,err); {x = 15.47}

26.

Операции со строками
var s, s1, s2: string;
Запись нового значения:
s := 'Вася';
Объединение: добавить одну строку в конец другой.
s1 := 'Привет,';
s2 := 'Вася';
s := s1 + ', ' + s2 + '!';
'Привет, Вася!'
Подстрока: выделить часть строки в другую строку.
s := '123456789';
с 3-его символа
6 штук
s1 := Copy ( s, 3, 6 );
s2 := Copy ( s1, 2, 3 );
'345678'
'456'

27.

Удаление и вставка
Удаление части строки:
s := '123456789';
Delete ( s, 3, 6 );
строка
меняется!
6 штук
'129'
с 3-его символа
Вставка в строку:
начиная с 3-его символа
s := '123456789';
Insert ( 'ABC', s, 3 );
что
вставляем
'123456789'
'12ABC3456789'
куда
вставляем
Insert ( 'Q', s, 5 );
'12ABQC3456789'

28.

Поиск в строке
Поиск в строке:
s[3]
var n: integer;
s := 'Здесь был Вася.';
n := Pos ( 'е', s );
3
if n > 0 then
writeln('Буква е – это s[', n, ']')
else writeln('Не нашли');
n = 11
n := Pos ( 'Вася', s );
s1 := Copy ( s, n, 4 );
Особенности:
• функция возвращает номер символа, с которого
начинается образец в строке
• если слова нет, возвращается 0
• поиск с начала (находится первое слово)

29.

Примеры
s := 'Вася Петя Митя';
n := Pos ( 'Петя', s );
Delete ( s, n, 4 );
Insert ( 'Лена', s, n );
6
'Вася Митя'
'Вася Лена Митя'
s := 'Вася Петя Митя';
n := length ( s );
s1 := Copy ( s, 1, 4 );
s2 := Copy ( s, 11, 4 );
s3 := Copy ( s, 6, 4 );
s := s3 + s1 + s2;
n := length ( s );
14
'Вася'
'Митя'
'Петя'
'ПетяВасяМитя'
12

30.

Пример решения задачи
Задача: Ввести имя, отчество и фамилию. Преобразовать их к
формату "фамилия-инициалы".
Пример:
Введите имя, фамилию и отчество:
Василий Алибабаевич Хрюндиков
Результат:
Хрюндиков В.А.
Алгоритм:
• найти первый пробел и выделить имя
• удалить имя с пробелом из основной строки
• найти первый пробел и выделить отчество
• удалить отчество с пробелом из основной строки
• "сцепить" фамилию, первые буквы имени и фамилии, точки,
пробелы…

31.

Программа
program qq;
var s, name, otch: string;
n: integer;
begin
writeln('Введите имя, отчество и фамилию');
readln(s);
n := Pos(' ', s);
name := Copy(s, 1, n-1); { вырезать имя }
Delete(s, 1, n);
n := Pos(' ', s);
otch := Copy(s, 1, n-1); { вырезать отчество }
Delete(s, 1, n);
{ осталась фамилия }
s := s + ' ' + name[1] + '.' + otch[1] + '.';
writeln(s);
end.

32.

Задания
"4": Ввести имя файла (возможно, без расширения) и изменить его
расширение на ".exe".
Пример:
Введите имя файла:
qqq
Результат:
qqq.exe
Введите имя файла:
qqq.com
Результат:
qqq.exe
"5": Ввести путь к файлу и "разобрать" его, выводя каждую
вложенную папку с новой строки
Пример:
Введите путь к файлу:
C:\Мои документы\10-Б\Вася\qq.exe
Результат:
C:
Мои документы
10-Б
Вася
qq.exe

33. Программирование на языке Паскаль

Рекурсивный перебор

34.

Рекурсивный перебор
Задача: Алфавит языка племени "тумба-юмба" состоит из букв
Ы, Ц, Щ и О. Вывести на экран все слова из К букв,
которые можно составить в этом языке, и подсчитать их
количество. Число K вводится с клавиатуры.
в каждой ячейке может быть любая из 4-х букв
1
4 варианта
4 варианта
K
4 варианта
4 варианта
Количество вариантов:
N 4 4 4 4 4
K

35.

Рекурсивный перебор
Рекурсия: Решения задачи для слов из К букв сводится к 4-м
задачам для слов из K-1 букв.
1
K
перебрать все
варианты
K
перебрать все
варианты
K
перебрать все
варианты
K
перебрать все
варианты
Ы
1
Ц
1
Щ
1
О

36.

Процедура
1
s
p
p+1
● ● ● ? ?
K
?
?
procedure Rec(p: integer);
begin
if p > K then begin
writeln(s);
count := count+1;
end
else begin
s[p]:='Ы'; Rec ( p+1 );
s[p]:='Ц'; Rec ( p+1 );
s[p]:='Щ'; Rec ( p+1 );
s[p]:='О'; Rec ( p+1 );
end;
end;
Глобальные переменные:
var s: string;
count, K: integer;
?
окончание рекурсии
рекурсивные вызовы
А если букв много?

37.

Процедура
procedure Rec(p: integer);
все буквы
const letters = 'ЫЦЩО';
var i: integer;
локальная переменная
begin
if p > k then begin
writeln(s);
count := count+1;
цикл по всем буквам
end
else begin
for i:=1 to length(letters) do begin
s[p] := letters[i];
Rec(p+1);
end;
end;
end;

38.

Программа
program qq;
глобальные переменные
var s: string;
K, i, count: integer;
процедура
procedure Rec(p: integer);
...
end;
begin
writeln('Введите длину слов:');
строка из K пробелов
read ( K );
s := '';
for i:=1 to K do s := s + ' ';
count := 0;
Rec ( 1 );
writeln('Всего ', count, ' слов');
end.

39.

Задания
Алфавит языка племени "тумба-юмба" состоит из букв Ы, Ц, Щ
и О. Число K вводится с клавиатуры.
"4": Вывести на экран все слова из К букв, в которых буква Ы
встречается более 1 раза, и подсчитать их количество.
"5": Вывести на экран все слова из К букв, в которых есть
одинаковые буквы, стоящие рядом (например, ЫЩЩО), и
подсчитать их количество.
English     Русский Правила