«Ознакомление со средствами музыкальной выразительности»
Средства музыкальной выразительности
Тембр – окраска музыкального звука
2.90M
Категория: МузыкаМузыка

Ознакомление со средствами музыкальной выразительности

1. «Ознакомление со средствами музыкальной выразительности»

Тема
«Ознакомление со
средствами музыкальной
выразительности»
Презентацию составила Михайлова Э.Д., преподаватель
ОГА ПОУ БПК, высшая квалификационная категория
02.04.2016

2. Средства музыкальной выразительности

Музыка – язык звуков. Разные элементы
музыкального языка (высота, долгота, громкость,
окраска звуков и т.д.) помогают композиторам
выражать различные настроения, создавать
разные музыкальные образы.
Эти элементы музыкального языка называют
средствами музыкальной выразительности.

3.

Основные средства музыкальной выразительности
Мелодия
Тембр
Лад
Ритм
Регистр
Темп
Штрихи
Динамика

4.

– это система отношений
устойчивых и неустойчивых звуков
Существуют два основных лада:
Мажорный лад – яркие, светлые
краски в музыке (бодрый,
жизнерадостный характер)
Минорный лад – приглушённые,
затемнённые краски в музыке
(грустный, печальный характер)

5.

(от греч. melodía – пение, напев, песня) –
одноголосно выраженная музыкальная мысль
Мелодия является основой любого музыкального произведения, его
ведущим началом. Существуют следующие основные типы мелодического
движения:
Восходящая
мелодическая линия
Нисходящая
мелодическая линия
Создает
впечатление
подъёма,
нарастания
напряжения
Создает впечатление спада, снятия напряжения
Волнообразная
мелодическая линия
Движение в одном направлении не бывает
длительным.
Обычно
происходит
смена
направлений движения.
Характерна для вокальной музыки. В быстром темпе
создаёт впечатление текучести, нарастания энергии;
в медленном – ощущение скованности, скорби.
Ровная
(малоподвижная)
мелодическая линия
Скачкообразная
мелодическая линия
Характерна
для
инструментальной
музыки.
Восходящие скачки придают мелодии беспокойный
характер.
Дальнейшее
плавное
движение,
заполняющее
скачок,
создаёт
впечатление
успокоения.

6.

– приёмы исполнения музыки
Наименование
Обозначение в нотной Характер исполнения
штрихов
записи
музыки
Легато (итал. legato
связное
исполнение
«связанный»)
звуков
Нонлегато
(итал.
nonlegato «раздельно»)
Стаккато
(итал.
staccato «отрывисто»)
звуки
извлекаются
ровно без отрывистого
или плавного звучания
короткое, отрывистое
исполнение звуков

7.

Муз. Ксении Григорьевой

8.

– чередование долгих и коротких звуков
Ритм в переводе с греческого – мерное течение, стройность
Графическая запись
ритмический рисунок
ритма
образует

9.

– скорость исполнения музыкального
произведения
Темп влияет на характер музыки. Для
определения
точного темпа применяется
специальный прибор – метроном.
Темпы
Термины
Произношение
Значение
Медленные
Largo
Lento
Adagio
Лярго
Ленто
Адажио
Широко
Протяжно
Медленно
Умеренные
Andante
Moderato
Sostenuto
Анданте
Модерато
Состэнуто
Не спеша
Умеренно
Сдержанно
Быстрые
Allegro
Vivo
Presto
Аллегро
Виво
Престо
Скоро
Живо
Быстро

10.

– громкость звучания
Различная
степень
громкости
выражается
определёнными
динамическими оттенками. Наиболее употребляемые в музыке:
Термин
forte
piano
fortissimo
pianissimo
mezzo forte
mezzo piano
crecsendo (cresc.)
diminuendo (dim.)
Основные динамические оттенки
Обозначение Произношение
Значение
фортэ
громко
f
пиано
тихо
p
фортиссимо
очень громко
ff
пианиссимо
очень тихо
pp
не очень (умеренно)
меццо фортэ
mf
громко
меццо пиано
не очень (умеренно) тихо
mp
крещендо
усиливая
диминуэндо
затихая

11.


это участок звукового диапазона певческого
голоса или музыкального инструмента, где звуки имеют
одинаковую окраску.
Различают 3 вида регистра:
Верхний регистр
Средний регистр
Нижний регистр

12. Тембр – окраска музыкального звука

окраска музыкального звука
Одна и та же мелодия, исполненная разными инструментами или разными
голосами, прозвучит по-разному:
Резкий
Плотный
Звонкий
Мягкий
Матовый
Блестящий
Холодный

13.

Все певческие голоса подразделяются на группы: женские, мужские и
детские. Самые распространённые голоса:
женские – сопрано, меццо-сопрано, контральто
мужские – тенор, баритон и бас
детские – дискант, альт
Считается, что женские голоса поют звуки высокого или «верхнего»
регистра, детские голоса – среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего»
регистра:
Регистры /Певческие
голоса
Высокие
Женские
Детские
Мужские
Сопрано
Дискант
Тенор
Средние
Меццо-сопрано
Альт
Баритон
Низкие
Контральто
-
Бас

14.

Основные виды женских голосов:
Сопрано – самый высокий женский певческий голос (диапазон 1 – 2 октава). Сопрано по характеру
звучания разделяют на лирическое и драматическое. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми
пассажами, то такое сопрано называют колоратурным.
Меццо-сопрано – певческий голос с более густым и сильным звучанием (диапазон от ля малой октавы
до ля второй). Меццо-сопрано обычно поручаются партии зрелых женщин, сильных и волевых по
характеру.
Контральто – самый низкий из женских голосов, очень красивый, бархатный, и к тому же очень
редкий. Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.
Колоратурное
сопрано
Лирическое
сопрано
Драматическое
сопрано
Меццо-сопрано
Контральто
Снегурочка (Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка»)
Царевна Лебедь (Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о
царе Салтане»)
Царица Ночи (В.А. Моцарт «Волшебная флейта»)
Татьяна (П.И. Чайковский «Евгений Онегин»)
Тамара (А.Г. Рубинштейн «Демон»)
Наташа (А.С. Даргомыжский «Русалка»)
Лиза (П.И. Чайковский «Пиковая дама»)
Кармен (Ж.Бизе «Кармен»)
Любаша (Н.А. Римский-Корсаков «Царская невеста»)
Марина Мнишек (М.П. Мусоргский «Борис Годунов»)
Амнерис (Дж. Верди «Аида»)
Полина (П.И. Чайковский «Пиковая дама»)
Ваня (М.И. Глинка «Жизнь за царя»)
Ратмир (М.И. Глинка «Руслан и Людмила»)
Лель (Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка»)

15.

Основные мужские голоса: тенор, баритон, бас.
Тенор – самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав.
Различают драматический и лирический тенор. Самый высокий мужской голос – теноральтино, который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью
достигает высоких нот второй октавы.
Баритон – отличается мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков –
в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто
поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического
плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.
Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы
бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень
«графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием:
это и героические, и «отцовские», и даже комические образы. Самый низкий баспрофундо. Певцы с таким голосом «берут» низкие ноты из контроктавы.
Тенор-альтино
Лирический
тенор
Драматический
тенор
Баритон
Бас
Звездочёт (Н.А. Римский-Корсаков «петушок»)
Ленский (П.И. Чайковский «Евгений Онегин»)
Фауст (Ш. Гуно «Фауст»)
Хозе (Ж.Бизе «Кармен»)
Герман (П.И. Чайковский «Пиковая дама»)
Риголетто (Д. Верди «Риголетто»)
Онегин (П.И. Чайковский «Евгений Онегин»)
Иван Сусанин (М.И. Глинка «Жизнь за царя»)
Борис Годунов (М.П. Мусоргский «Борис Годунов»)
Кончак (А.П. Бородин «Князь Игорь»)

16.

Хор – большой коллектив певцов (не менее 12 человек).
По виду хоровые коллективы делятся на академические
(профессиональные) и народные, отличаясь друг от друга
манерой пения.
По типу хоровые коллективы бывают однородные
(женские, мужские, детские) и смешанные.
Хор может исполнять произведения с сопровождением и
без него – а capella. Пение без сопровождения характерно
для профессионального и народного хора. Пение а capella
первоначально сформировалось в церковной музыке.
Высокими образцами духовной хоровой музыки являются
сочинения русских композиторов – Д. С. Бортнянского, П. И.
Чайковского, С. В. Рахманинова, П. Г. Чеснокова, А. Д.
Кастальского.
English     Русский Правила