Похожие презентации:
Обзор начальной истории монашества и зарождения монашеской письменности
1. Обзор начальной истории монашества и зарождения монашеской письменности
2.
• Монашество – отнюдь не исключительно христианская идея: еесуществование можно проследить вплоть до ее библейских
корней
• В поздний библейский период в Палестине происходил
необыкновенный расцвет иудейских монашеских групп
• К одной из таких групп, по-видимому, принадлежал и святой
Иоанн-Креститель. Существует предположение, что он был связан
с ессеями – той самой сектой, которой принадлежат кумранские
свитки, найденные в пещерах у Мертвого моря
3.
• Связь Иоанна Крестителя с Кумранскими общинами можнооспаривать, однако монашеский характер всего его обличья –
физического и духовного – сомнению не подлежит
• Он жил в пустыне в посте и безбрачии, его призыв к покаянию и
провозглашение близости Царствия Божия представляют собой
типично монашескую тему эсхатологического ожидания, которую
мы впоследствии находим и в учении Иисуса Христа
4.
• Интересно, что с приходом христианства монашество как таковоене было сразу же принято в лоно христианской Церкви: как
массовое движение оно появилось только в IV веке, с началом
Константиновского периода
• Многие в самих городах проводят жизнь замкнутую и
отрешенную, — таков идеал «гностика» у Климента
Александрийского
5.
• Но все это были только отдельные и единичные случаи. «Инок незнал еще великой пустыни», говорит святой Афанасий
• Основной чертой монашеского движения был его
фундаментально библейский характер
• Проявлялось это прежде всего в том, что монахи удалялись жить
в пустыню.
• Пустыня – это место, где нет воды. На Ближнем Востоке, где
зародилось монашество, наличие или отсутствие воды было
вопросом жизни и смерти
6.
• Поэтому пустыня осознавалась как место, где нет Бога, гдецарствует смерть и диавол (ср. искушения Христа в пустыне, а
также Иер. 2:6; Лк. 8:29; Мф. 12:43 и т. д.)
7. Жизнь первых пустынников
• На карте Северного Египта вы видите, что Нил, впадая вСредиземное море, образует дельту. Здесь расположен
Фаюмский оазис. Преподобный Антоний родился недалеко от
этого места, в селении Комы
• Ближе к реке Нил была так называемая «внешняя гора», где
появилась колония отшельников, живших близ преподобного (со
временем он стал часто их посещать). И так называемая
«внутренняя гора» – у Красного моря, где сейчас располагается
знаменитый монастырь святого Антония Великого, место его
последних лет подвижнической жизни
8.
• Места, которые связаны с Нитрийской пустынью, с Келлиями иСкитом, располагаются вблизи от дельты Нила, недалеко от
Александрии. В 40 километрах от Александрии находится Нитрия,
примерно в 18 км – Келлии, и на расстоянии ночного
перехода (днем, как правило, не путешествовали: в пустыне
легко заблудиться, поэтому путешествовали ночью по звездам, к
тому же днем было жарко) находились и хижины тех, кого
называли скитянами. Они жили в месте под названием Скит
9.
• Итак, первоначально Нитрия, Келлии и Скит – это были географическиеобозначения той или иной местности
• А уже потом от местности под названием Скит получил свое название и
образ жизни – скитской. Отсюда и последующие, например, в русской
традиции, небольшие общежительные, отшельнические поселения, стали
называться скитами, поскольку они стремились подражать подвижникам,
которые жили в древнем Скиту
• Итак, как я уже говорил, Антоний Великий не был подвижником в
собственном смысле слова, но был неким символом монашеской жизни. И
как писал блаженный Иероним, «Антоний был не столько первым из
пустынножителей, сколько человеком, возбудившим общее стремление к
этому образу жизни». Его имя стало со временем нарицательным, о нем
знали по всему Египту и далеко за пределами. Поэтому то Житие, которое
писал святитель Афанасий, быстро распространилось по всему свету