Наука в классический период Древнегреческой цивилизации 5-4 вв. до н.э.
Вопросы лекции
Натурфилософия
1.1. Натурфилософия (cубстратно-дискретная модель)
2. Математическая модель мира
Платон (427-347 до н.э.)
Платон (427-347 до н.э.)
Треугольники Платона
Натурфилософия пифагорейцев
Математическая модель мира
Филолай
Космология (Филолай)
3. Субстанциально-континуальная модель мира
Гносеологические концепции в рамках философии
Гносеологические концепции
Гносеологические концепции
Гносеология Аристотеля
Аристотель
Гносеология Аристотеля
В поисках метода познания
Софисты и их роль
Органон Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до н.э.)
Логика
2. Рост и дифференциация научного знания
Математика
Физика
Физика
Физика
физика (Аристотель)
физика (Аристотель)
физика (Аристотель)
физика (Аристотель)
Космология
Космология (Аристотель)
Космология (Аристотель)
Космология (Аристотель)
Биология (Аристотель)
Биология (Аристотель)
Естествознание
Медицина
Гиппократ
Гиппократ
Гиппократ
Гиппократ
Гиппократ
Гиппократ
Гиппократ
История
Фукидид (460- 395)
Фукидид
372.50K
Категория: ФилософияФилософия

Наука в классический период Древнегреческой цивилизации 5-4 вв. до н.э

1. Наука в классический период Древнегреческой цивилизации 5-4 вв. до н.э.

Лекция 6

2. Вопросы лекции

1.Философские основания научных
знаний:
натурфилософские и гносеологические
концепции.
2. Рост и дифференциация научного
знания.

3. Натурфилософия

• Субстратно-дискретная модель
(Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит)
• Математическая модель (пифагорейцы,
Платон)
• Субстанциально-континуальная модель
(Зенон, Аристотель)

4. 1.1. Натурфилософия (cубстратно-дискретная модель)

• Анаксагор
• Эмпедокл
• Демокрит

5.

Анаксагор (500-428)
• Первоначала бытия – семена вещей
(гомеомерии) – мельчайшие частицы.
Они вечны и неизменны. Каждая вещь
содержит в себе гомеомерии всех
качеств. Гомеомерии бесконечно
делимы.
• Гомеомерии пассивны ими движет
космический Ум (Нус).

6.

Эмпедокл (натурфилософ)
• Бытие рождено 4 стихиями– огнем,
воздухом, водой и землей. Стихии
пассивны.
• Ими управляют две космические силы:
Любовь и Вражда.

7.

Демокрит из Абдер (460-370)

8.

Левкипп-Демокрит
(натурфилософ)
• В произведениях «Большой мирострой» (Левкипп,)
«Малый мирострой» (Демокрит) развивали учение
об атомах. Демокрит утверждал, что существуют
только атомы и пустота. Атомы разнообразны по
величине и форме, их бесконечно много. Они
неделимы, абсолютно плотные. Атомы постоянно
движутся.
• В космосе существует множество миров, они
шарообразны и окружены кожицей. Они постоянно
возникают и исчезают.

9. 2. Математическая модель мира

• Академия Платона
• Пифагорейский союз

10. Платон (427-347 до н.э.)

11. Платон (427-347 до н.э.)

• Умозрение как метод познания
• Диалектика части и целого
• Треугольники Платона

12. Треугольники Платона

13. Натурфилософия пифагорейцев

14. Математическая модель мира

1
2
огонь
земля
3
4
воздух
вода
октаэдр
икосаэдр
5
эфир
додекаэдр

15. Филолай

• Трактат состоял из трех книг.
• В первой книге излагалось учение ο
гармонии и космологии.
• Во второй – учение о числе и о его
значении в мирообразовании.
• в третьей – учение о душе и
душепереселении.

16. Космология (Филолай)

• Центральный Огонь (дом Зевса)
• Антихтон, Земля, Луна, Солнце, пять
планет (Меркурий, Венера, Марс,
Юпитер, Сатурн)
• Сфера неподвижных звезд
• Огненная оболочка
• Деление мира на два: подлунный мир
(несовершенный) и надлунный мир
(совершенный космос)

17. 3. Субстанциально-континуальная модель мира

3. Субстанциальноконтинуальная модель мира
• Зенон (Элейский) Апории.
Доказательства против движения и
множественности.
• Аристотель

18. Гносеологические концепции в рамках философии

В познании разделяют: мнение, основанное на
ощущениях, и знание, основанное на
логических рассуждениях.
Ощущения не дают истины
• Принципы познания:
• Эмпедокл: подобное познается подобным
• Анаксагор: все познается
противоположным

19. Гносеологические концепции

1. Гносеология Демокрита.
2. Гносеология Аристотеля.

20. Гносеологические концепции

Гносеология Демокрита
• Атомы не имеют цвета и запаха, тепла и др. Эти
качества результат восприятия различных атомов
органами чувств.
• У предметов следует различать первичные
качества(форма, вес, положение в пространстве) и
вторичные качества (цвет, запах, вкус).
• Ощущения дают истину, но она имеет границы.
• Религия несостоятельна, лжива, основана на
невежестве.
• Знания – основа и источник человеческого счастья.
• Нет таких неприятностей и зол, которые не могли бы
быть побеждены с помощью знания.

21. Гносеология Аристотеля

Типы знания
1.Мнение (знание единичного на основе
ощущений)
2. Опыт. «Появляется опыт у людей благодаря
памяти, а именно многие воспоминания об
одном и том же предмете приобретают
значение одного опыта… А наука и искусство
возникают у людей через опыт».
3. Искусство,
4. Научное знание.
5. Философия

22. Аристотель

• Наука – это знание об определенных
началах и причинах бытия.
• Высший тип знания – знание о первых,
сверхчувственных причинах и началах
бытия (метафизика)

23. Гносеология Аристотеля

• Научное знание Аристотель
противопоставляет всем другим типам
знания как наивысшее, теоретическое:
«…очевидно, к (такому) знанию стали
стремиться ради понимания, а не ради
какой-нибудь пользы».

24. В поисках метода познания

• Утверждение диалектики как искусства
ведения
беседы
связано
с
деятельностью софистов (сер. 5 в. до
н. э.), впервые сделавших само
«слово»,
λόγος,
предметом
осмысления.

25. Софисты и их роль

Постепенно словесное искусство
начинает специализироваться и
дифференцироваться:
• оформляются риторика как искусство
говорить (красноречие),
• эристика как искусство спорить,
• диалектика как искусство беседовать
(аргументировать).

26. Органон Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до н.э.)

• Категории (анализируется отдельное слово)
• Об истолковании (герменевтика)
(анализируется простое предложение)
• Первая
аналитика
(
учение
силлогистическом выводе)
• Вторая аналитика ( учение о научном
доказательстве
• Топика
(описывается
диалектический
диспут),
• О софистических опровержениях (часть
Топики)

27. Логика

• О предмете логики Аристотель говорит, что – это
силлогизм: «отношение необходимого следования
между предположениями и заключением». Логика
есть искусство построения силлогизмов «о всякой
предлагаемой проблеме», «относительно
предложенных для обсуждения проблем». Далее
Аристотель подчеркивает, что логика – наука «о
доказательстве», предмет логики –«схемы
рассуждения, по которым ведут доказательства
математические науки, такие как арифметика,
геометрия, оптика, и можно сказать, все науки,
исследующие причины, почему есть».

28. 2. Рост и дифференциация научного знания


Логика
Математика
Физика
Космология
Биология
Медицина
История

29. Математика

• Осуществлялись попытки построения
системы геометрии, например в «Началах»
Гиппократа Хиосского. Одной из причин
создания математических теорий явилось
открытие иррациональности в пифагорейское
школе.
• Доказательство иррациональности появилось
давно, в нем использовалось доказательство
от противного. Так, если √2 = m/n, где m и n
– взаимно-простые числа, то m² =2n² –
получаем противоречие.

30. Физика

• Предметом физики, как считает
Аристотель, является природа: начала
природы, причины природы, движение в
природе.
• Проблема движения в физике
Аристотеля занимает значительное
место.

31. Физика

• Аристотель считает, что для понимания
движения необходимо уяснить ряд
понятий:
• 1. понятие непрерывности,
• 2. понятие бесконечности,
• 3. понятие места (пространства),
• 4. пустоты
• 5. времени.

32. Физика

• Например, земля помещается в воде,
вода – в воздухе; воздух – в эфире;
эфир в небе, а небо уже ни в чем
другом. Небо – место перводвигателя.

33. физика (Аристотель)

• Пустоту Аристотель отрицает и
формулирует закон о том, что природа
всегда боится пустоты.

34. физика (Аристотель)

• Аристотель утверждает вечность
движения, так как вечным является
перводвигатель.
• Однако Аристотель отвергает идею
существования множества миров, так
как в каждом мире должен
существовать свой центр, что
невозможно, так как превратит космос в
хаос.

35. физика (Аристотель)

• Аристотель различает следующие виды
движения:
• Увеличение и уменьшение;
• качественное изменение, превращение;
• возникновение и уничтожение;
• перемещение в пространстве.

36. физика (Аристотель)

• Движение в пространстве имеет
несколько видов:
• круговое;
• прямолинейное;
• сочетание движения прямолинейного с
круговым.

37. Космология

• Модель Филолая
• Концепция Демокрита
• Космология Платона, Аристотеля
(геоцентризм)

38. Космология (Аристотель)

• Мир представляет собой обнаружение
формы в материи. Первоматерия – это
бескачественный субстрат апейрон,
содержащий в себе бесконечное число
возможностей. Этот субстрат делим до
бесконечности и не является
дискретным. В чистом виде нигде не
встречается.

39. Космология (Аристотель)

• Движение отдельных вещей
представляет собой результат работы
перводвигателя – бога, который
является источником движения, но сам
неподвижен. Бог осуществляет
совершенное движение – вечное,
равномерное, круговое движение
сферы звезд, которая располагается
дальше всего от центра мира.

40. Космология (Аристотель)

• Вселенная – конечна, имеет форму
шара, она вечна. В центре мира –
неподвижная, шарообразная Земля.
Вокруг нее вращаются Луна, планеты,
Солнце, сфера звезд. Планеты
прикреплены к сферам и вращаются
именно сферы.

41. Биология (Аристотель)


«История животных»,
«О частях животных»,
«О движении животных»,
«О происхождении животных».

42. Биология (Аристотель)

В данных работах описано более 500 видов животных и
сделана их классификация.
Проанатомированы и описаны зародыши многих
животных.
Выдвигается теория самозарождения живого из ила на
примере червей.
Утверждается, что у каждого типа живых существ –
свой тип души.
У растений растительная душа (она управляет
рождением, питанием и ростом растения).
У животных
душа в состоянии ощущать, желать и
осуществлять движение.
У
человека
интеллектуальная
душа
способна
осуществлять выбор и познавать.

43. Естествознание

• В книге «Метеорология» Аристотель
пытается описать и объяснить такие
явления как: радуга, землетрясение,
каметы, ветра, круговорот эфира, огня,
воздуха, воды и земли; круговорот воды;
моря, минералы, другие вещества и их
превращения друг в друга.

44. Медицина

45. Гиппократ

460-370

46. Гиппократ

• более 70 рукописей. Гиппократу
принадлежат сочинения: «О воздухе,
воде и местности», «Прогностика»,
«Диета в острых болезнях», 1-я и 3-я
книги «Эпидемии», «Афоризмы»,
«Вправление сочленений»,
«Переломы», «Раны головы».

47. Гиппократ

• К этому списку главных работ нужно будет
добавить несколько сочинений этического
направления «Клятва», «Закон», «О враче»,
«О благоприличном поведении»,
«Наставления», которые в конце V и начала
IV века до нашей эры превратят научную
медицину Гиппократа в медицинский
гуманизм.

48. Гиппократ

• Вообще Гиппократ делит причины
болезней на два класса: общие
вредные влияния со стороны климата,
почвы, наследственности и личные —
условия жизни и труда, питания (диеты),
возраст и пр. Нормальное влияние на
организм указанных условий вызывает
и правильное смешение соков, что для
него и есть здоровье.

49. Гиппократ

• Его справедливо называют отцом медицины.
Конечно, лечение в ту эпоху не имело
научной основы, оно опиралось не на ясные
физиологические представления о функциях
определенных органов, а на учение о
четырех жидких началах жизни (слизь, кровь,
желтая и черная желчь), изменения которых,
как полагали, ведут к болезни.

50. Гиппократ

• Гиппократ сформулировал принципы
лечения:
• приносить пользу, а не вредить,
• подобное лечить подобным,
• помогать природе,
• соблюдать осторожность
• щадить больного.

51. Гиппократ


Как сказали бы сегодня, медицина Гиппократа – эта
медицина отчетливо психосоматическая. Если
сказать проще – это медицина о целостном человеке
(его теле и душе), и она устанавливает связь
человека со средой, его образом жизни и с его
прошлым. Последствия этого широкого подхода
отражаются на лечении, которое требует от
больного, чтобы он, под руководством врача, весь –
душой и телом – участвовал в
своем
выздоровлении.

52. История

• Геродот - (484 до н. э. — 425 до н. э.) из
города Галикарнаса. Геродот известен
описанием обычаев разных народов, а также
детальной историей греко-персидских войн.
Он был первым серьёзным историком
Древней Греции, а значит, и всей западной
цивилизации. Цицерон назвал его «отцом
истории».
• Его «История» состоит из 9 книг.

53. Фукидид (460- 395)

54. Фукидид

• «История Пелопоннесской войны» Фукидида
состоит из 8 книг.
• В отношении приёмов особенно интересны начальные
главы книги, в которых Фукидид пытается дать
реконструкцию важнейших моментов древнейшей
греческой истории. Со стороны метода эти главы —
одно из самых замечательных проявлений греческой
мысли. Здесь историк применяет метод обратного
заключения — от настоящего к прошлому, от
известного к неизвестному, причём основанием для
его заключений и комбинаций служат свидетельства
эпоса, топографические данные, вещественные
памятники, сохранившиеся названия, быт отсталых в
культурном отношении греческих племён и варваров,
обычаи, празднества и обряды, вообще — культурные
переживания.
English     Русский Правила