Русская культура в XIV-XVвеках
Литература
Архитектура
Северо-Восточная Русь
Сравнить храмы
Сравнить храмы
Каменное строительство в Москве в XIV веке
Давайте вспомним
Иконопись
Феофан Грек (ок.1337-1405 г.г.)
Андрей Рублёв
Андрей Рублёв «Троица»
Сравнить
Дионисий
Выводы :
Иконостас Троице-Сергиева монастыря XV век
37.47M
Категория: ИсторияИстория

Русская культура в XIV-XV веках

1. Русская культура в XIV-XVвеках

Д/З : п.26 стр.192 №1,2,3
П.27 (раздел 1) – таблица №1 стр.199

2. Литература

Книги
• Материал
• Тип письма
Связь между появлением бумаги и ускорением письма
И
изменениями в хозяйственной, политической и
культурной жизни Руси?

3.

4.

5.

Главная идея этого
периода

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14. Архитектура

• XIII век – Возрождение каменного
зодчества Новгородская земля
Церковь Николы на
Липне
Строгость , простота
Одноглавые церкви
Преемственность с прошлым

15.

16.

Церковь Фёдора Стратилатапример совершенных пропорций
XIVвек- новый стиль
в архитектуре Новгорода: нарядное
внешнее убранство храмов

17.

Церковь Спаса на Ильине улице
Расписана в 1378 г.
Ф.Греком.
Фасад украшен
декоративными нишами
с фресковыми росписями.

18. Северо-Восточная Русь

• Тверь. Москва. Коломна
• Простая отделка
• Четырёх-столпный храм
• Завершение стен
ступенчатыми ярусами
кокошников
Рождественский собор СаввиноСторожевского монастыря. XV век

19. Сравнить храмы

Дмитриевский собор
во Владимире
XII век
Рождественский собор
Саввино-Сторожевского
монастыря
XV век

20. Сравнить храмы

Северо-Восточная Русь
Новгород

21.

22.

23.

24.

Псков. Изборская крепость
Построена в 1330г.
Одно из крупных военных
сооружений Руси.

25.

В 1367 г. был возведён белокаменный Кремль
в Москве

26. Каменное строительство в Москве в XIV веке

27. Давайте вспомним

1.Что такое зодчество?
Зодчество- искусство проектировать и строить здания.
2.Каковы особенности архитектуры Новгородского и
Владимирского княжеств?
Во Владимирском княжестве:
•величественность
• монументальность
•использование белого камня
• рельеф в наружном декоре
В Новгородской земле:
•утрачена монументальность
•одноглавые храмы
•использование известняка и кирпича
•нарядность в декоре фасада

28.

Русская живопись XIV века
Богоматерь Донская
Феофан Грек
XIV век

29. Иконопись

Архангел Михаил
Андрей Рублёв
Икона Всех
скорбящих
Даниил Чёрный
Преображение Господне
Феофан Грек

30. Феофан Грек (ок.1337-1405 г.г.)

Спас Вседержитель
Родился в Византии.
На Русь приехал в 70-х годах
XIVвека.
Сначала работал в Новгороде,
а потом в Москве.
Отличает:
смелая живописная манера,
интерес к характеру,
внутреннему миру человека.

31.

32.

33.

Роспись предела церкви Спаса
Летопись сообщает о том,
Что в 1378г. Ф.Грек расписал церковь
Спаса на Ильине В Новгороде
Изображение Христа на куполе.
Ф.Грек представил его суровым,
строгим, беспощадным, но не
холодным и отрешенным, а пристрастным судьёй, вершителем рода
человеческого.

34.

Андрей Рублев - имя,
ставшее символом
Святой Руси

35.

Легендарное имя Андрея Рублева,
работавшего в XV веке, было сохранено народной
памятью, и с ним часто связывали разновременные
произведения, когда хотели
подчеркнуть их
незаурядное
историческое
или
художественное
значение.
Благодаря реставрациям, освобождению
памятников от позднейших наслоений
оказалось возможным узнать подлинную
живопись мастера.

36.

Параллельно с реставрационными
открытиями накапливались сведения
об исторических источниках,
которые стали использовать для
разыскивания произведений Андрея
Рублева.
Подлинное открытие
рублевской живописи
состоялось в двадцатом
веке.

37.

«Послушник»
Послушнику Андрею досталась особая
обязанность — научиться выражать
церковную мудрость на языке красок.
Троицкий монастырь являлся
неисчерпаемым источником этой мудрости.

38.

39.

40.

Непостижимая для современного человека чистота,
мудрость и одухотворенность сквозят во всех его
немногочисленных работах, дошедших до наших дней.
Его ангелы, Иисус, Богородицы лечат наши души,
искалеченные болезнями современности, заставляют хотя
бы на миг забыть о всеобщем
государственном оболванивании
человечества,
и окунуться в мир вечного покоя,
благости и любви.

41.

Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси,
символом непостижимого древнерусского искусства,
символом великого русского человека,
каким он может и должен быть.
Образы Рублева навевают нам
воспоминания об утерянной райской
жизни, об утерянном покое,
счастье и гармонии со вселенной.

42.

В творчестве Рублева отчетливее
всего выразились мечты русского
народа об идеальной человеческой
красоте.
Эпоха Рублева была эпохой
возрождения веры в человека,
в его нравственные силы,
в его способность к
самопожертвованию
во имя высоких
христианских
идеалов.

43.

О Русь моя! Жена моя!
До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь —
стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь
А. Блок
Рыженко Павел
«Молитва»

44.

Фильм Тарковского
«Андрей Рублев»

45. Андрей Рублёв

А.Рублёв родился ок.1360г.
Монах Троице-Сергиева монастыря.
Расписывал стены
Благовещенского собора
в Московском Кремле вместе
с Ф.Греком и
Прохором из Городца.

46.

47.

В основу иконы положен ветхозаветный
сюжет «Гостеприимство Авраама»,
изложенный в восемнадцатой главе библейской
книги Бытия. Он повествует о том, как
праотец Авраам, родоначальник избранного
народа, встретил у дубравы Мамре трех
таинственных странников (в следующей главе
они были названы ангелами). Во время
трапезы в доме Авраама ему было дано
обетование о грядущем чудесном рождении
сына Исаака. По воле Бога, от Авраама
должен был произойти «народ великий и
сильный», в котором «благословятся… все
народы земли». Затем двое ангелов
отправились на погубление Содома — города,
прогневившего Бога многочисленными
злодеяниями его жителей, а один остался с
Авраамом и беседовал с ним

48. Андрей Рублёв «Троица»

49. Сравнить

Апостол Павел –
Апостол Павел –
Феофан Грек
Андрей Рублёв

50.

Феофан Грек
Андрей Рублёв

51.

ИКОНОСТАС (от икона и греч. stasis - место стояния),
перегородка с иконами и резными дверями в православном
храме, отделяющая алтарную часть от основной части
интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон
сложился в кон. 14 -нач. 15 вв.
Иконы располагались в строгом порядке.
В нижнем ряду помещалась икона святого
или праздника, в честь которого
возведена данная церковь

52. Дионисий

Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий
московский иконописец (изограф)
конца XV — начала XVI веков.
Считается продолжателем
традиций Андрея Рублёва

53.

В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием,
расписывает Успенскую церковь в Москве
(вероятнее всего, Успенский собор,
построенный Аристотелем Фиораванти). Его
помощниками в этой работе, как сообщает
летопись, были «поп Тимофей, Ярец да Коня». Не
ранее 1486 года, возможно, неоднократно
работает в Иосифо-Волоколамском монастыре:
там он пишет иконы для соборной церкви Успения
Богоматери, возглавляя живописную артель.
Последние документально засвидетельствованные
произведения, и, вероятно, наиболее известные
работы Дионисия — стенные росписи
и иконостас собора Рождества
Богородицы Ферапонтова монастыря,
выполненные мастером вместе со своими
сыновьями Феодосием и Владимиром.

54. Выводы :

• XIV-XVI века- время возрождения и дальнейшего
развития русского каменного зодчества
• Русская живопись в XIV-XVI веках оставалась
преимущественно церковной
• Развивалась иконопись и фресковая роспись
церквей

55. Иконостас Троице-Сергиева монастыря XV век

English     Русский Правила