преобразования общественной жизни и мировоззрения Х!V-ХV! вв.
Возрастание социально - политической роли города.
Замена аграрной религиозной морали государственным правовым регулированием
эпоха географических открытий
Книгопечатание делает практически доступными нерелигиозные доктрины
Новые мировоззренческие установки
протестантизм как религия деятельного человека.
Эпоха возрождения – эпоха гуманизма
75.00K
Категория: ФилософияФилософия

Преобразования общественной жизни и мировоззрения в эпоху Возрождения

1. преобразования общественной жизни и мировоззрения Х!V-ХV! вв.

• Развитие производящего типа экономики
порождает новое качество собственности.
• Развитие мануфактурного производства и
торговли дало новые эффективные способы
деятельности, не содержащие в своей
основе землевладения.
• В мировоззренческом плане, личный успех
ассоциируется не только с посланным богом
урожаем, но и с различной активной
собственной деятельностью.

2. Возрастание социально - политической роли города.

• Рост народонаселения, не сопровождающийся адекватным
ростом площадей сельскохозяйственного производства,
вынуждает искать другие источники существования.
• Набирают силу города - места производства и
концентрации неземельных продуктов производства,
которые тут же меняются на продукты питания.
• Лидирующий в военно-экономическом отношении город
образует государство в этнических границах. Прекращает
локальные войны и проводит макроэкономическую
политику в масштабах всего государства. Намечаются
условия перехода от законов божьих к парламентским
законам.
• Важнейшая функция города отражена в самом него
названии - город городить (ограждать) от набегов. Так же
название горожан - “бюргеры” (буржуа) указывает на иной в
отличие от крестьян (хрестьян) уклад жизни

3. Замена аграрной религиозной морали государственным правовым регулированием

• 1)структурное усложнение объекта регулирования
в связи с появлением принципиально различных
родов деятельности, подвергающихся правовой
регулировке
• 2)ослабление морального авторитета бога переставшего ассоциироваться с
непосредственным кормильцем для многих, уже
ставших общественно значимыми, слоев
населения.
• Маккиавелли в своих работах о государстве
выводит положения прямо противоречащие
библейским представлениям об общественной
(политической) морали и праве.

4. эпоха географических открытий

• Недостаток земель, развитие флота и навигации
обуславливает целую эпоху географических
открытий.
• Решается проблема поиска в других странах
дешевого сырья для товарного производства.
• Знакомство с разными народами и культурами
показывало обширные зоны отсутствия
монотеизма.
• Новые земли открыли альтернативные
патриархальным источники дохода (колонии). Хотя
люди ехали со старыми установками на поиск чуда
- они сталкивались с иной реальной, хотя во
многом “диковинной” жизнью.

5. Книгопечатание делает практически доступными нерелигиозные доктрины

• По своей важности книгопечатание сравнимо лишь
с открытием письменности в первобытнообщинном строе и организации электронных
банков данных в конце нашего столетия.
• Во первых, информация перестала искажаться
переписчиками рукописей и просто теряться в
войнах и пожарах. Во вторых, были
сформированы и декларированы общественнополитические принципы будущего развития на
предстоящие века в виде как бы уже имевшего
место в далекой античности “золотого” устройства
общества. В третьих, и это главное - качественно
улучшилась коммуникативная функция
информации между людьми. В четвертых начали формироваться библиотечные банки
данных с относительно широким доступом.

6. Новые мировоззренческие установки

• Наряду с общественными принципами
развития ( демократия, активная жизненная
позиция или светскость, гражданское право ,
государственное регулирование и др.)
появились новые социальные цели
описанные утопистами Мором и
Кампанеллой - всеобщее счастье, свобода,
равенство, братство.
• Обозначен приоритет принципов развития
над целями развития

7. протестантизм как религия деятельного человека.

• Возрождение - это начало компромисса между верой и
разумом. Расцветают такие принципы в поведении
человека как деловитость и активность. Человек в
общественном мнении начинает восприниматься как
творец своей судьбы и этот факт уже не может полностью
игнорироваться в господствующей идеологии.
• Мартин Лютер (1483 - 1546 гг.) говорил, что церковь лишнее
звено между богом и человеком.
• Судьба человека в руках самого человека, а не бога. Бог говорил Жан Кельвин (1509 - 1564 гг.) еще до рождения и
даже до сотворения мира ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ ад или рай
человеку и человек своей деятельностью этого уже не
изменит, но если он будет активен в этой жизни - то бог
наверняка определил его в рай.
• Возникает понятие удачливости как синтеза умения и
богоизбранности. То есть умелый - богоизбран. Хочешь в
рай - трудись. Связь бережливости и успеха.

8. Эпоха возрождения – эпоха гуманизма

• Эпоха Возрождения несет в себе новую духовную
мировоззренческую черту, которая называется
гуманизмом. Гуманизм - утверждение в философии,
литературе и искусстве морального права человека на
земное счастье. Гуманизм предполагал активную
жизненную позицию. Человек сам кузнец своего счастья.
Человек объявлен высшей ценностью. От теоцентризма к
антропоцентризму.
• На первый план выдвигается отношение человека к
природе, а отношение к богу рассматривается как
производное от отношения к природе. На этом основан
ренессансный пантеизм Николая Кузанского (1401 - 1464
гг.). Картины эпохи Возрождения ставят задачу выявления
красоты человека как такового. Картины эпохи
средневековья ограничиваются макетом человека, где
внимание уделяется лишь глазам - как окнам души.
English     Русский Правила