Задачи введения итогового сочинения в 11 классе
Какие умения необходимы?
Итоговое сочинение: вопросы и ответы
Сочинение по русскому языку (ЕГЭ) и итоговое сочинение
Сочинение по литературе (ЕГЭ) и итоговое сочинение
Обратите внимание!
Изменения в порядке выбора направлений и формулировки тем
Художественное время как особый способ познания мира
Образ времени в литературе
В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Пожар», «Изба»
Юбилеи и возможные темы
Юбилеи и возможные темы
Критерий №1. Соответствие теме
  Критерий №2. Аргументация. Привлечение литературного материала
  Критерий №3. Композиция и логика рассуждения
Критерий №4 . Качество письменной речи
Критерий №5. Грамотность
Текстовые умения при написании сочинения на заданную тему
Формулировка и объём темы сочинения
Вариант работы
Проверяем себя
Порядок работы над основной мыслью сочинения
Заключительная часть сочинения
Литература
702.00K
Категория: ОбразованиеОбразование

Итоговое сочинение в 2015-16 учебном году

1.

Составители: Савина Л.Н., Путило О.О.
На основе презентации Егораевой Г.Т., ведущего
методиста издательства "Экзамен", Москва

2. Задачи введения итогового сочинения в 11 классе

Выявить:
• уровень речевой культуры учащегося;
• его начитанность;
• личностную зрелость;
• умение рассуждать с опорой на литературный
материал по избранной теме.
Таким образом, назначение итогового
сочинения – проверка речевых компетенций
и умения обращаться к литературному
материалу

3. Какие умения необходимы?

• давать прямой ответ на вопрос понимать суть вопроса (темы);
• аргументировать тезисы;
• опираться на художественный текст, не
подменяя его анализа пересказом;
• не допускать фактических ошибок.

4. Итоговое сочинение: вопросы и ответы


Какие задачи решает итоговое сочинение?
Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой
аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных
достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое
решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по
желанию абитуриента и решению вуза.
Каким дополнительным материалом можно пользоваться при
написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться
литературным источником (текстом произведения)?
При проведении сочинения участникам сочинения запрещается
пользоваться текстами литературного материала (художественные
произведения, дневники, мемуары, публицистика).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными
членами комиссии образовательной организации по проведению итогового
сочинения (изложения).
На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
Можно строить рассуждение с опорой на одно произведение. Темы
позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он
будет опираться в своих рассуждениях.
Что подразумевается под литературным материалом, на который
нужно опираться при написании итогового сочинения?
Литературный материал берется из отечественной или мировой
литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары,
публицистика.

5.


Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его
проведением (ранее традиция такая была)?
Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических
рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член
комиссии должен: "ознакомить участников итогового сочинения
(изложения) с темами сочинений". Это означает, что темы должны быть
доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны,
например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть
возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника
должна лежать инструкция для участника.
Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного
народного творчества?
В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению
(изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения
по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация
содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового
сочинения организациями, реализующими образовательные программы
среднего общего образования». В комментарии к Критерию №2
«Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано:
«Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать
литературный материал (художественные произведения, дневники,
мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную
тему и для аргументации своей позиции». О возможности использовать
Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования.
Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный
источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к
незачету по указанному параметру.
В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на
произведения устного народного творчества.

6.


В каких случаях за сочинение может быть выставлен "зачет"?
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по
трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2
(аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном
порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать
работу самостоятельно.
В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в
критериях оценивания.
Что собой представляют темы итогового сочинения?
Темы разрабатываются в рамках открытых направлений, которые
размещены на сайте ФИПИ. При составлении тем сочинений не
используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на
следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки
проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.
Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде
вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме
вопроса.

7.

• Итоговое сочинение – это не сочинение по литературе.
Сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку
уровня речевой культуры выпускника, поэтому ответственность за
качество этой работы лежит на всем педагогическом коллективе
школы;
• литературоцентричность экзамена связана с традицией русской
школы, где чтение и изучение литературы всегда играло важную роль;
• опора на литературное произведение подразумевает не только
ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы, т. е. обращение
к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных
с темой, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.
В темах сочинений:
• умышленно не используются узкие формулировки;
• реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки
проблемы;
• не указываются конкретные произведения, что позволяет
выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на
который он будет опираться в своих рассуждениях.

8. Сочинение по русскому языку (ЕГЭ) и итоговое сочинение

Сочинение по прочитанному
тексту, находящемуся перед
глазами
Сочинение по текстам,
прочитанным ранее
Рассуждение – это
лишь часть
сочинения
Рассуждение – это
основная часть работы и
её цель
Предполагается
обращение к
художественной
литературе,
публицистике,
научной литературе,
жизненному опыту
Опора на тексты русской
и мировой
художественной
литературы

9. Сочинение по литературе (ЕГЭ) и итоговое сочинение

Темы сформулированы в виде
проблемных вопросов
При раскрытии темы
сочинения необходимо
показать умение
выявлять авторскую
позицию в указанном
произведении и
убедительно
обосновывать свои
тезисы
Выпускник должен
продемонстрировать умение
использовать теоретиколитературные понятия для
анализа произведения
В направлениях
представлены формулировкипонятия
При раскрытии темы
сочинения необходимо
показать умение
размышлять,
аргументировать свои
выводы, опираясь на
литературные произведения
Выпускник должен
продемонстрировать свою
нравственную, этическую и
интеллектуальную зрелость
на материале литературных
произведений

10. Обратите внимание!


Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не
проверяется по критериям №1 - №5. В клетки по
всем критериям оценивания выставляется
«незачет».
Если за сочинение по критерию №1 выставлен
«незачет», то сочинение по критериям №2 - №5 не
проверяется. В клетки по всем критериям
оценивания выставляется «незачет».
Если за сочинение по критерию №1 выставлен
«зачет», а по критерию №2 выставлен «незачет»,
то сочинение по критериям №3 - №5 не
проверяется. В клетки по критериям оценивания №3
- №5 выставляется «незачет».
Во всех остальных случаях сочинение проверяется
по всем пяти критериям и оценивается в системе
«зачет»-«незачет»

11.

2015-2016 учебный год
«Мы предлагаем максимально широкие
направления для тем сочинений, которые
вообще мы формулируем как ключевые
слова или как метафоры. Эти метафоры и
ключевые слова будут потом обрастать
конкретными темами».
Н.Д. Солженицына

12. Изменения в порядке выбора направлений и формулировки тем

2014-2015
• «Недаром помнит вся
Россия…» (200-летний
юбилей М.Ю. Лермонтова)
• Вопросы, заданные
человечеству войной
• Человек и природа в
отечественной и мировой
литературе
• Спор поколений: вместе и
врозь
• Чем люди живы?
2015-2016
• Нет привязок к датам;
• В основе выбора
направлений итогового
сочинения – концепты:
время, путь, любовь,
дом. Это философские
категории, постоянные
фрагменты мира.
Конкретная тематика
определяется по
регионам.

13.

«Время» – направление ориентировано
на широкое осмысление времени как
исторической и философской категории,
воспринимаемой во взаимодействии
сиюминутного и вечного, реального и
воображаемого, личного и всеобщего,
прошлого и будущего. В центре
рассуждения – человек и время,
общество и эпоха.

14. Художественное время как особый способ познания мира

Время в художественном произведении — это длительность,
последовательность и соотнесенность его событий, основанных на
их причинно-следственной, линейной или ассоциативной связи.
Время:
• ретроспективно (автор воскрешает события прошлого);
• многомерно (действие развертывается в разных временных
плоскостях);
• анахронично (допускается смешение времён в пределах одного
произведения).
Время в тексте имеет четко определенные или достаточно
размытые границы (события могут охватить десятки лет, год,
несколько дней, день, час и т.п.), которые могут обозначаться или,
напротив, не обозначаться в произведении по отношению к
историческому времени или времени, устанавливаемому автором
условно.

15.

ВРЕМЯ
Человек, повлиявший на эпоху
Как эпоха влияет на общество?
Меняет ли время человека?

16. Образ времени в литературе

Образы
художественного
времени
Характеристика
Произведения
Биографическое
Разные периоды жизни человека
Л.Н. Толстой «Детство»,
«Отрочество», «Юность»
Историческое
Характеристика определённой
эпохи, изображение
кульминационных событий в
жизни общества (войн, революций
и т.д.)
А.С. Пушкин «Капитанская
дочка»,
Л.Н. Толстой «Война и мир»,
И.С.Тургенев «Отцы и
дети»,
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
и др.
Философское
Представление о вечности и
вселенской истории
М.Булгаков «Мастер и
Маргарита», А.П. Чехов
«Студент»
Календарное
Смена времен года, череда будней
и праздников
А.С. Пушкин «Евгений
Онегин», И.С. Шмелёв «Лето
Господне»
Суточное
День и ночь, утро и вечер; один
день как модель устойчивого
образа жизни
И.С.Тургенев «Бежин луг»,
И.А. Гончаров «Обломов»

17.

Соотношение в структуре произведения двух временных пластов:
времени частного (биографического) и исторического
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Чацкий – выразитель идей декабризма, противостоящий
«веку минувшему»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Онегин – «лишний человек», не пришедший в стан декабристов
и не пожелавший делать карьеру подобно Молчалину
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Печорин – герой 30-х гг. 19 в., когда идеалы «вольности святой»
уже утрачены, а новые еще не созданы
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Чичиков – человек эпохи возникающего капитализма, тип,
ранее не известный литературе - хозяин-приобретатель

18.

2 половина 19 века:
Крымская война, многочисленные крестьянские
восстания, отмена крепостного права, земская
реформа, становление капитализма.
Появление новых героев: разночинцев,
представителей крестьянского сословия,
купцов и т.д.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
Н.А. Некрасов «Кому на Руси
жить хорошо», Ф.М. Достоевский
«Преступление и наказание»,
пьесы А.Н. Островского и т.д.
Новое время – новые песни
20 век – эпоха тоталитаризма, мировых войн
(1914-1918 гг. и 1939-1945 гг.) и революций:
1.Трагедия мятущейся, цельной личности,
стремящейся к свободной реализации и
подвергаемой насилию, ищущей справедливости
и теряющей душевную гармонию.
М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
М.А. Булгаков «Мастер и
Маргарита», Б.Л. Пастернак
«Доктор Живаго»
2.Проблема взаимосвязи личного и коллективного,
отбора и переделки «человеческого материала»
под влиянием событий века.
И. Бабель «Конармия»,
Е. Замятин «Мы»

19.

• Может ли быть счастлив человек в условиях тоталитарного
государства?
• Каков он, герой нашего времени?
• «Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут»
(Овидий)
• «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые» (Ф.И.
Тютчев)
• «Мы дети страшных лет России…» (А. Блок)
• «Ты вечности заложник у времени в плену» (Б. Пастернак)
• Человек, который осмеливается потратить впустую час времени,
ещё не осознал цену жизни» (Ч. Дарвин)
• «Не утешайтесь неправотою времени» (Б. Пастернак). (Проблема
личной ответственности человека в произведениях русской
литературы)
• «Становится новое старым, потом промчатся года — И старое
сменится новью: так было, так будет всегда» (Рудаки)
• «Существует два времени: то, за которым мы следим, и то,
которое нас преобразует» (А.Камю)
• Время лечит все раны. (Русская пословица)

20.

«Дом» – направление нацелено на
размышление о доме как важнейшей
ценности бытия, уходящей корнями
в далекое прошлое и продолжающей
оставаться нравственной опорой в
жизни сегодняшней. Многозначное
понятие «дом» позволяет говорить о
единстве малого и большого,
соотношении материального и
духовного, внешнего и внутреннего.

21.

ДОМ
Дом как отражение личности хозяина
Дом как семейное гнездо
Дом как «свое» пространство
Наш дом – Россия \ планета Земля

22.

Многозначность образа Дома в литературе
ДОМ
жилище
Россия
малая родина
хранитель духовных, культурных, нравственных
ценностей и традиций
крепость в хаосе военных, революционных событий
пристанище уставшей души, место её отдыха
и восстановления
духовный портрет семьи
воплощение связи времён прошлого и настоящего
утверждение вечности, красоты и прочности жизни
отражение сущности человека

23. В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Пожар», «Изба»

Микромодель мира, «избяной космос», хранитель традиций, оплот
памяти, связь с родом
Дом
земля
Родина
работа
сельский мир
порядок, лад
народ
деревня
род
семья

24.

Бездомье
М.А. Булгаков
«Белая гвардия»
Разрушение привычного уклада жизни
А. Островский
«Гроза»
Ханжество как основа
семейной морали
Смерть или предатель- Деспотизм и унижение
ство близких
слабых
Утрата уюта и семейного очага
Смерть как выход из
нравственного тупика
А.П. Чехов
«Вишневый сад»
Разорение «дворянского гнезда»
Разрушение жизненного уклада
Утрата связи с
прошлым
Гибель красоты

25.

• Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
• Какие события и впечатления жизни помогают человеку
взрослеть?
• Почему так важно сохранять связь между поколениями?
• Дом и «бездомье» в художественной литературе ХХ века.
• «Везде хорошо, но дома лучше» (пословица).
• «Дерево держится корнями, а человек семьёй» (пословица).
• «Без хозяина дом – сирота» (пословица).
• «Главнейший-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом
ни в огне не горит, ни в огне не тонет» (Ф. Абрамов).
• «Реабилитация роли дома, домашнего очага, домашнего
быта… в современной прозе – знак демократизации и
гуманизации литературы» (В. Чалмаев).
• Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая
несчастливая семья несчастна по-своему (Л.Н. Толстой).

26.

«Любовь» – направление дает
возможность посмотреть на любовь с
различных позиций: родителей и детей,
мужчины и женщины, человека и
окружающего его мира. Речь пойдет о
любви как явлении высоком,
облагораживающем и возвышающем
человека, о её светлых и трагических
сторонах.

27.

ЛЮБОВЬ
Любовь родителей и детей
Любовь как основа семейного счастья
Преображающая сила любви
Милосердие и любовь к людям
Любовь к Родине и родной земле

28.

К кому (чему) можно
испытывать?
любовь
С какими понятиями
связана?
к
• Богу
• родителям,
• близким,
• себе,
• родине,
• природе,
• народу,
• профессии,
• деньгам,
• музыке,
• истине,
• жизни,
• свободе,
• чтению и т.п.
Семья, свобода, человек, счастье, судьба,
ревность, родина, жизнь, смерть, вера,
предательство, ненависть, труд, грех,
самопожертвование, страсть, надежда,
забота, долг, сострадание, бескорыстие,
искушение…
От чего зависит
переосмысление концепта?
самопожертвование, готовность
на всё во имя любви и блага
близкого человека
преображающая сила,
воздействующая на характер,
психику и мировоззрение
личности и т.п.
благодать, воскрешающая сила
трагедия, величайшая тайна
проверка состоятельности
человека как личности
взаимной, страстной, по расчёту,
безграничной, слепой, глубокой,
бескорыстной, чистой, несчастной,
благоговейной, жертвенной, вечной,
грешной, разумной, сыновней,
материнской, братской, безгрешной,
родительской, неразделённой,
трепетной, искренней, негасимой,
единственной, безоглядной,
романтической, безответной,
отвергнутой, всепоглощающей,
неземной, инстинктивной и т.д.
Что может?
Многоплановость смысла в литературе
«вспышка», миг
Какой бывает?
От
художественных
задач авторов,
их нравственных
и эстетических
идеалов.
вспыхнуть, победить, согреть,
переполнять, говорить, спасти,
закончиться, расцвести, помочь,
править, родиться, превратить,
сказать, длиться, расти, убить,
угаснуть, смениться, охватить,
помогать, преобразить, иссякнуть,
ослепить, исчезнуть, оставаться,
существовать, захватить, умереть,
возникнуть, зарождаться,
превращаться, расти, обязывать
прозвучать, рождаться, усиливаться,
улетучиться, отсутствовать,
связывать, смениться, оставаться…

29.

o «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» (И.
Бунин).
o «Любви все возрасты покорны…» (А. Пушкин).
o «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью
держится и движется жизнь» (И. Тургенев)
o «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие
жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»
(А. Куприн).
o «Нет на свете силы более могущественной, чем любовь»
(И. Стравинский).
o Губительна или живительна сила любви в художественной литературе
ХХ века?
o «Люблю Отчизну я, но странною любовью…» (М. Лермонтов).
o «Любовь – это сердце всего» (В. Маяковский).
o «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство
святое» (В. Белинский).
o «Мир в семье любовью держится» (пословица).
o «Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее
путешествие к мечте» (Конфуций).

30.

«Путь» – направление
актуализирует конкретное и
символическое значение понятия
«путь», нацеливая на нравственное и
философское его осмысление.
Диапазон размышлений широк: от
дорожных впечатлений к
раздумьям о судьбе человека,
образе его жизни, выборе цели и
средств ее достижения.

31.

ПУТЬ
Человек на пути духовных исканий
Куда приведут нас дороги жизни?
Встречи на дороге

32.

Мотив пути в литературе
Путь как поиск места в жизни, обретения ее смысла
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н.А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо», Л.Н. Толстой «Война и мир»
Исторический путь России
Н.В. Гоголь «Мертвые души», А.С. Пушкин «Медный всадник»
Путь (путешествие) как способ познания жизни и возможность
описания социальной действительности
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Путь духовного возрождения или деградации личности
А.П. Чехов «Ионыч», «Дама с собачкой»,
Н.В. Гоголь «Мертвые души»

33.

• «Мой милый край, святая Русь, …и все твои пути мне милы»
(К. Бальмонт).
• «Но не хочу, о други, умирать; я жить хочу, чтоб мыслить и
страдать» (А.С. Пушкин).
• «Ещё народу русскому пределы не поставлены – пред ним
широкий путь» (Н.А. Некрасов).
• «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – это
найти путь к себе» (Герман Гессе).
• «Русь, куда же несёшься ты? Дай ответ» (Н.В. Гоголь).
• «Если ты любишь свое дело, это – не работа, это
увлекательнейшее путешествие к мечте» (Конфуций).
• «Жизнь прожить – не поле перейти» (пословица).
• «Тема пути – порождение динамического, беспокойного,
мятущегося сознания в период идейных брожений и ломок»
(Д.Е. Максимов).

34.

«Год литературы» – направление, с одной
стороны, связано с проводимым в 2015 году
в России чествованием литературы как
величайшего культурного феномена, с
другой – обращено к читателю,
проживающему очередной год своей жизни с
книгой в руках. Широта данной тематики
требует от выпускника наличия
определенного читательского кругозора и
умения рассуждать о большой
литературе.

35.

Год литературы – хорошая
возможность напомнить
людям о роли умной книги в
жизни общества.
Литература «развивает
творческий потенциал людей,
объединяет нацию вокруг
общих духовных и
нравственных ценностей,
задаёт стратегические идеи,
культурные ориентиры
гражданам».
Путин В.В.

36. Юбилеи и возможные темы

24 мая - 110 лет со дня рождения М.А. Шолохова (1905-1984), советского
писателя и общественного деятеля.
21 июня - 105 лет со дня рождения А.Т. Твардовского (1910-1971),
русского поэта.
15 января - 220 лет со дня рождения А.С. Грибоедова (1795-1829),
русского писателя.
28 августа - 90 лет со дня рождения А.Н. Стругацкого (1925-1991),
писателя-фантаста.
7 сентября - 145 лет со дня рождения А.И. Куприна (1870-1938), русского
писателя.
3 октября - 120 лет со дня рождения С.А. Есенина (1895-1925), русского
поэта,
22 октября - 140 лет со дня рождения И.А. Бунина (1870-1953), русского
писателя, поэта.
ноябрь (по др. данным декабрь) - 195 лет со дня рождения А.А. Фета
(1820-1892) , русского поэта-лирика.
28 ноября – 135 лет со дня рождения А.А. Блока (1880 – 1921), русского
поэта.

37. Юбилеи и возможные темы


Мир, открытый мне (фамилия писателя).
Современен ли (фамилия писателя)?
Способна ли литература воспитывать человека?
Какой опыт даёт человеку литература?
Может ли литература помочь человеку понять себя?
Книга, научившая меня жить.
Мой любимый поэт (писатель).
Герои произведений (автор указан), близкие мне.
Чем творчество (автор указан) может быть интересно моему
поколению?
• Литература – отражение жизни? и т.п.

38.

Литературоцентричность выпускного
сочинения обусловлена традициями российской
школы, в которой чтению и изучению
художественной литературы всегда отводилось
важное место. Опора на художественное
произведение при написании сочинения
подразумевает не просто ссылку на тот или иной
художественный текст, но и обращение к нему
на уровне аргументации, использования
примеров, связанных с проблематикой и
тематикой произведений, системой
действующих лиц и т.д.

39.

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем
сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему,
рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5
листа размера А4).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте
свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках
заявленной темы на основе не менее одного произведения
отечественной или мировой литературы по Вашему
выбору (количество привлеченных произведений не так
важно, как глубина раскрытия темы с опорой на
литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание
на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается
соответствие выбранной теме и аргументированное
привлечение литературных произведений.

40.

Критерии оценивания итогового сочинения
организациями, реализующими образовательные
программы среднего общего образования
• Сочинение оценивается по шести критериям. Критерии №1 и №2
являются основными.
• Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо
получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление
«незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к
«незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет»
хотя бы по одному из других критериев (№3 - №5).
• При выставлении оценки учитывается объем сочинения.
Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250
слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и
служебные), то такая работа считается невыполненной и
оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в
сочинении не устанавливается: в определении объема своего
сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу
отводится 3 часа 55 минут.

41.

Если сочинение списано из какого-либо источника,
включая Интернет, то за такую работу ставится
«незачет».
Выпускнику разрешается пользоваться
орфографическим словарем.

42. Критерий №1. Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку
содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему,
выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на
вопрос, поставленный в теме, или размышляет над
предложенной проблемой, или строит высказывание
на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если
сочинение не соответствует теме или в нем не
прослеживается конкретной цели высказывания, т.е.
коммуникативного замысла (во всех остальных случаях
выставляется «зачет»).

43.   Критерий №2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Критерий №2. Аргументация. Привлечение
литературного материала
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать
литературный материал для построения рассуждения на предложенную
тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не
менее одного произведения отечественной или мировой литературы,
избирая свой путь использования литературного материала; показывает
разный уровень осмысления литературного материала: от элементов
смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет,
характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в
единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте
выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без
привлечения литературного материала, или в нем существенно
искажено содержание произведения, или литературные произведения
лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения
(во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

44.   Критерий №3. Композиция и логика рассуждения

Критерий №3. Композиция и логика
рассуждения
Данный критерий нацеливает на проверку
умения логично выстраивать рассуждение на
предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли,
стараясь выдерживать соотношение между
тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые
логические нарушения мешают пониманию
смысла сказанного или отсутствует тезиснодоказательная часть (во всех остальных случаях
выставляется «зачет»).

45. Критерий №4 . Качество письменной речи

Данный критерий нацеливает на проверку
речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя
разнообразную лексику и различные грамматические
конструкции, при необходимости уместно употребляет
термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое
качество речи существенно затрудняет понимание
смысла сочинения (во всех остальных случаях
выставляется «зачет»).

46. Критерий №5. Грамотность

Данный критерий позволяет оценить
грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые,
грамматические, а также орфографические и
пунктуационные ошибки, допущенные в
сочинении, затрудняют чтение и понимание
текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

47.

Этапы подготовки к сочинению
на заданную тему

48. Текстовые умения при написании сочинения на заданную тему

• умение осознать тему, предмет мысли, то, о чём
следует писать;
• умение определить объём темы, ограничить
рассуждение кругом вопросов, которые необходимо
рассмотреть в данной теме;
• умение сформулировать основную мысль (идею)
сочинения – то, что нужно утверждать, доказывать;
• умение подобрать аргументы для доказательства
основной мысли, т.е. ответить на вопрос: «Как (с
помощью чего) можно доказать основную мысль
(идею) сочинения?»;
• умение обосновать тему: «Почему интересна,
актуальна эта тема? Почему выбрана именно она?»;
• умение сделать логический вывод из сказанного: «Что
из этого следует?»

49. Формулировка и объём темы сочинения

Чтобы определить объём темы сочинения – тот круг вопросов,
которые подлежат обязательному освещению в сочинении – нужно
поставить все возможные вопросы к каждому слову в формулировке темы
сочинения. Это могут быть понятийные, детализирующие и связующие
вопросы. Затем необходимо поставить общий вопрос к формулировке темы:
«О чём я буду писать в своём сочинении?)
1. Понятийные вопросы, определяющие понятия темы («Что такое..»,
«Что обозначает..» и т.п.) Эти вопросы в качестве ответа предполагают
общепринятую формулировку того или иного явления, факта,
литературоведческого термина.
2. Детализирующие вопросы, предполагающие объяснение
иносказательного смысла метафоры, с помощью которой сформулирована
данная тема («Что я понимаю под..», «Какой смысл вкладывает автор в…»
и т.п.)
3. Связующие вопросы, устанавливающие отношения между понятиями
(«Почему автор называет..», «Каково значение..», «Как раскрывается в
произведении..» и т.п.)
«Давным-давно окончен бой…» (По произведениям о Великой
Отечественной войне).
1. Что обозначает многоточие в конце цитаты?
2. О какое бое идёт речь? Что понимается под этим?
3. Как связаны давность событий и память о них? и т.п.

50.

Выбор и обдумывание темы сочинения
Понимание темы связано с умением обозначить проблему будущего
высказывания, т.е. выделить главный вопрос, ответом на который станет
текст сочинения.
Тема, сформулированная в виде
утверждения
Тема, переформулированная в виде
вопроса
«Жди меня, и я вернусь…»: любовь и
война.
Что помогает человек выжить на
войне? Что спасает человека в
условиях войны?
«Всякая любовь счастье, даже если
она не разделена» (И.А. Бунин).
Является ли неразделенная любовь
счастьем?
«Люблю Отчизну я, но странною
любовью…» (М.Ю. Лермонтов).
Почему любовь к Родине называется
странной?
«Мне завещал отец…» (А.С.
Грибоедов)
Какую роль играет родительское
наставление в жизни человека?
«Я люблю, и значит – я живу…»
(В. С. Высоцкий)
Почему
жизнь
без
любви
невозможна?
Почему жить – это значит любить?
Обратите внимание! Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит,
что он не понимает, о чем его спрашивают, и сочинение заслуживает
неудовлетворительной оценки.

51.

Выявление ключевых слов темы сочинения
Определите ключевые слова в следующих темах сочинений:
• В чём истоки непонимания людей разных поколений?
• Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?
• Во имя чего человек может идти на самопожертвование?
• Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
• Чем опасно равнодушие?
• Почему так важно сохранять связь между поколениями?
• Что важнее: любить или быть любимым?
• Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
Понимание и осмысление содержания терминов и понятий
Определите смысловое наполнение нравственно-психологических
понятий и терминов, встречающихся в формулировках тем и
направлений итогового сочинения:
• дом, любовь, счастье, путь, судьба, время, опыт, преступление,
подвиг, диссонанс, созвучие, гармония, наставление, свобода,
самопожертвование, честь, долг, равнодушие, взаимопонимание,
бесчестие, нравственный закон и др.;
• герой, характер, тема, проблема, конфликт, традиция, пейзаж и
др.

52. Вариант работы

«Уединение нужно искать в больших городах» (Р. Декарт)
Задаём вопросы к каждому слову темы:
Что такое уединение?
Уединение – это сознательно выбранное
одиночество, отшельничество,
затворничество.
Почему уединение необходимо человеку?
Оно необходимо ему для того, чтобы
осмыслить свою жизнь и отношения с
окружающими.
Почему его надо искать?
Уединение помогает отдохнуть от постоянного
общения и взаимодействия с другими
людьми.
Почему уединение (одиночество) можно найти
в больших городах?
Жизнь в маленьких селениях заставляет
людей объёдиняться, она не даёт человеку
испытать одиночество. Большие же города
разобщают людей, делают их одинокими.
Основная мысль: уединение, одиночество иногда бывает просто
необходимо человеку, и, как это ни парадоксально, именно большие
города с присущей им разобщенностью людей дают эту возможность.

53. Проверяем себя


Определите ключевые слова в следующих темах
сочинений:
В чём истоки непонимания людей разных поколений?
Почему человечество до сих пор не может
отказаться от войн?
Во имя чего человек может идти на
самопожертвование?
Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
Чем опасно равнодушие?
Почему так важно сохранять связь между
поколениями?
Что важнее: любить или быть любимым?
Что такое семейные традиции и зачем они нужны?

54. Порядок работы над основной мыслью сочинения

1. Определить понятия и термины, которые
встретились в формулировке темы, т.е. дать им
чёткое толкование, поставить понятийные и
детализирующие вопросы к ключевым словам в
теме, особое внимание обратить на метафоры, если
они есть в формулировке темы.
2. По вопросам определить отношения между
основными понятиями.
3. Сформулировать основную мысль, ответив на
вопрос: «О чём и что нужно писать в сочинении?»

55.

Определение главной мысли сочинения
Сформулируйте главную мысль в следующем сочинении: «Губительна
или живительна сила любви в произведениях русской литературы?»
В русской литературе встречаются ситуации, когда жертвенная, верная
любовь помогает оживить душу человека, и трагические истории,
демонстрирующие разрушительную силу эгоистической страсти.
Подбор литературного материала
Основные условия:
• Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом,
который только упомянут, но не проанализирован.
• Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала.
• Сочинение будет не цельным, если не определен аспект доказательства
главной мысли.
• При грамотном сужении темы и раскрытии одной из поставленных проблем
можно сделать сочинения глубоким, полным и цельным.
Литературный материал
«Дама с собачкой» А.П. Чехова, «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»
А.С. Пушкина, «Отелло», «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, «Гранатовый
браслет» А.И. Куприна, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

56.

Определение основных смысловых частей сочинения
и их содержательного наполнения
(составление плана)
Вступление.
Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут
доказываться в главной части сочинения.
Главная часть.
Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной
мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении:
Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль,
требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с
использованием литературного материала), промежуточные выводы.
Заключение.
Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения;
цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых
проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить).
Обратите внимание! В главной части сочинения должны быть решены
проблемы, поставленные во вступлении.
Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и
содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении.

57.

Написание сочинения на черновике. Обдумывание
структуры и композиции сочинения
При написании черновика выпускник должен:
• постоянно сверяться с темой сочинения и не отступать от нее во
всех структурных элементах работы: вступлении, главной части и
заключении;
• не отклоняться от темы и рассматривать ее в нужном ракурсе;
• следовать составленному плану работы или записывать и
обосновывать связанные с темой тезисы;
• при определении структуры и композиции сочинения не забывать о
соразмерности и логическом порядке его частей;
• выделить в тексте смысловые части, расставить их в нужном
порядке или поменять местами в соответствии с замыслом и логикой
работы;
• проверить, как соотносятся друг с другом вступление и заключение
сочинения;
• определить логику переходов от одного смыслового фрагмента к
другому в основной части сочинения.
Обратите внимание! Выпускник должен успеть переписать
итоговое сочинение начисто: черновик работы экспертами не
проверяется.

58. Заключительная часть сочинения

Заключение должно отвечать следующим требованиям:
• содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении;
• оно должно соответствовать теме сочинения.
Способы проверки соответствия заключительной части всему
написанному тексту:
1) Для того чтобы проверить, соответствует ли оно теме, надо
поставить вопрос «О чём говорится в заключительной части
сочинения?» и ответить на него, перечитав весь текст.
2) Необходимо перечитать сочинение и подумать над вопросом: «И
что из этого следует?» Если заключительная часть сочинения
является следствием из написанного, то логика развития основной
мысли не нарушена.

59. Литература

• Материалы сайта www.fipi.ru;
• Беляева Н.В. Подготовка школьников к итоговому
сочинению.
• Кашникова И.В., Попова Т.В. Сочинение – это просто! Екатеринбург, 2004.
• Крюкова Г.А. Определение объёма содержания понятия
«концепт».
• Николина Н.А. Филологический анализ текста, 2003.
• Цуркан В.В. Антология художественных концептов
русской литературы XX века, 2013.
• Щепа В.А. Итоговое сочинение по литературе.
English     Русский Правила