ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ: элиты и массы в политике
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАСС ( 1883-1955)
Анализ человека массы
Почему массы во все лезут и всегда с насилием?
Изучая психическую структуру этого нового "человека массы" с точки зрения социальной, мы находим в нем следующее:
Заключение
110.75K
Категория: ПолитикаПолитика

Хосе Ортега-и-Гассет: элиты и массы в политике

1. ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ: элиты и массы в политике

2. ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАСС ( 1883-1955)

Испанский философ, писатель-публицист, один из
выдающихся интеллектуалов ХХ в. Автор всемирно
известной работы “Восстание масс”,
вышедшей в свет в 1930 г.

3.

Всякое общество - это динамическое единство двух
факторов, меньшинств и массы.
Меньшинства - это личности или группы личностей
особого, специального достоинства.
Масса - это средний, заурядный человек.
Масса - это "совокупность лиц невыделенных ничем".
Возникновение массы предполагает общность вкусов,
интересов, стиля жизни у составляющих ее
индивидов.

4.

Явление, которое нам предстоит исследовать,
имеет две стороны, два аспекта:
1) массы выполняют сейчас те самые общественные
функции, которые раньше были предоставлены
исключительно избранным меньшинствам;
2) и в то же время массы перестали быть послушными
этим самым меньшинствам: они не повинуются им, не
следуют за ними, не уважают их, а, наоборот,
отстраняют и вытесняют их.

5.

Господство масс имеет и положительную сторону:
оно способствует подъему исторического уровня и
показывает наглядно, что средний уровень жизни
сегодня выше, чем был вчера.

6. Анализ человека массы

Кто же этот "человек массы", который пришел
теперь к власти в общественной жизни, и в
политической, и в не-политической? Почему он
таков, каков он есть, иначе говоря, откуда он
взялся?

7.

Человек массы никогда не
признает над собой чужого
авторитета, пока обстоятельства
его не принудят. Поскольку
обстоятельства не принуждают,
этот упорный человек, верный
своей натуре, не ищет
постороннего авторитета и
чувствует себя полным хозяином
положения.
Предъявляет к себе строгие
требования.
Человек элиты, т.е. человек
выдающийся, всегда чувствует
внутреннюю потребность
обращаться вверх, к авторитету или
принципу, которому он свободно и
добровольно служит.
Всегда доволен собой, более
того, восхищен.

8. Почему массы во все лезут и всегда с насилием?

Человек массы считает себя совершенным. Человек
элиты ощущает что-то подобное, только если он
исключительно тщеславен, да и то вера в свое
совершенство не соприродна ему, не истинна, она
порождена суетой, и даже сам он в ней не уверен. […]
… Современный человек массы, этот новый Адам,
никогда не сомневается в своем совершенстве; его
вера в себя поистине подобна райской вере.
Замкнутость души лишает его возможности познать
свое несовершенство, так как единственный путь к
этому познанию - сравнение себя с другими; но тогда
он должен хоть на миг выйти за свои пределы,
переселиться в своего ближнего. Душа заурядного
человека неспособна к таким упражнениям.

9.

Восстание масс может предвещать переход к новой,
еще невозможной организации человечества;
может и привести к катастрофе. […]
Факты скорее говорят нам, что никакой прогресс,
никакая эволюция не прочны, они всегда под
угрозой регресса, отката. Все, все возможно в
истории - и триумфальный прогресс, и периоды
упадка. […]

10.

Цивилизация - прежде всего добрая воля к
совместной жизни. Человек, который не считается с
другими, не цивилизованный человек, а варвар.
Варварство направлено к разложению общества. Все
варварские эпохи были периодами человеческого
рассеяния, распадения общества на мелкие группы,
разобщенные и взаимно враждебные.
Человек массы считает, что та цивилизация, которую
он видит и использует со дня рождения, так же
первозданна и самородна, как Природа, и тем самым
становится в положение дикаря. Цивилизация для
него - вроде первобытного леса

11. Изучая психическую структуру этого нового "человека массы" с точки зрения социальной, мы находим в нем следующее:

Изучая психическую структуру этого нового "человека массы" с точки
зрения социальной, мы находим в нем следующее:
(1) врожденную, глубокую уверенность в том, что жизнь легка,
изобильна, в ней нет трагических ограничений; поэтому
заурядный человек проникнут ощущением победы и власти;
(2) ощущения эти побуждают его к самоутверждению, к полной
удовлетворенности своим моральным и интеллектуальным
багажом. Самодовольство ведет к тому, что он не признает
никакого внешнего авторитета, никого не слушается, не допускает
критики своих мнений и ни с кем не считается. Внутреннее
ощущение своей силы побуждает его всегда выказывать свое
превосходство; он ведет себя так, словно он и ему подобные - одни
на свете, а поэтому
(3) он лезет во все, навязывая свое пошлое мнение, не считаясь ни с
кем и ни с чем, то есть - следуя принципу "прямого действия".

12. Заключение

Таким образом, испанский философ подводит читателя к
выводу, что бразды европейской истории впервые оказываются
в руках заурядного человека, как такового, и зависят от его
решений. Этот человек "недочеловеческого типа" есть поворот
вспять, возврат к варварству. Цивилизация находится под
угрозой, ибо у варвара нет норм и морали. "Все варварские
эпохи были периодами распадения общества на мелкие группы,
разобщенные и взаимно враждебные". Симптомы варварства
дают о себе знать в любой сфере - в науке, в культуре, в
государственной политике. "Для меня несоответствие между
благами, которые рядовой человек получает от науки, и
невниманием, которым он ей отвечает, кажется самым грозным
симптомом из всех". То положение, в которое поставлена наука,
ведет к утрате ее смысла и назначения, она становится
функциональной, теряет связь с жизнью, с Бытием.

13.

Спасибо за
внимание!
English     Русский Правила