Вопросы
Специфика русской философии
Русский аскетизм
Философия позитивизма (А.Герцен Н.Чернышевский)
Идея личности в русской религиозной философии
Философия общего дела
Идея универсальной личности Достоевского и Соловьева
Антропология Льва Толстого
Персонализм русской философии конца XIX века
РУССКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО БЫТИЯ В. РОЗАНОВА
АБСУРД И ЖИЗНЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.16M
Категория: ФилософияФилософия

Проблема личности в русской философии. (Лекция 18)

1.

Кафедра Психологии
Преподаватель
Шендерецка А.П.
к.ф.н., доцент
Проблема личности в русской
философии
Лекция 18
1

2. Вопросы

• Общие черты русского антропологизма.
• Понятие аскезы.
• Личность как центральная проблема русской
философской антропологии.
Идея активности личности.
Идея универсальности личности Вл.
Соловьева и Ф.Достоевского.
Антропологическое мышление Льва
Толстого.
Спектр антропологических воззрений конца
XIX века
Русская экзистенциальная философия
начала ХХ века.
2

3. Специфика русской философии

• Цель - указать человеку пути его собственного
жизнеустроения.
Эволюция антропологической мысли:
нравственно обостренное отношением русского
человека к жизни, стремление к духовному
самоусовершенствованию, к социальному
протесту против сложившегося общественного
порядка, к нигилизму, бунту и революционным
манифестам.
Отличие русской философии проявлялось
также в ее религиозной и этической
окрашенности.
3

4. Русский аскетизм


Конечная цель христианской
аскезы - святость, Это путь
бесконечного совершенствования.
Монашество - путь
пресуществления собственной
природы, было «наукой из наук» о
борьбе со страстями, о смирении,
терпении, сосредоточении,
самоотвержении. Такова одна из
уникальных версий
антропологического мышления.
Даже наиболее ортодоксальные
православные мыслители шли к
христианскому пониманию жизни
через опыт западноевропейского
4
образования.

5. Философия позитивизма (А.Герцен Н.Чернышевский)

Чернышевский Н.
• Позитивисты рассматривали
человека как природное
существо. Различие между
животным и человеком
сводится к чисто
количественному различию
степени развитости тех или
иных качеств и способностей.
Задачи человека в – укрепить
себя в борьбе с социальным
абсурдом (смертью).
5

6. Идея личности в русской религиозной философии

• С.Франк, С.Карсавин, И.Ильин и др. считали, что
сущность человеческого бытия нельзя выразить
отвлеченными понятиями.
Понять человека, можно не наукой, а сердцем,
которое соединяет Бога с каждым человеком.
Зло - только в человеке. Поэтому надо найти
возможности для человека достичь высшего
совершенства, исключающего зло и страдания.
Создание новой личности, обладающей
цельностью духа, т.е. сочетала бы разум и
духовную веру. Один из способов ее создания –
соборность, т.е. познание общечеловеческого
6
опыта.

7. Философия общего дела


Основное зло для человека - в смерти,
порабощенности его слепой силой природы.
Федоров выдвинул идею регуляции природных
процессов средствами науки и техники,
переустройства человеческого организма,
освоения космоса. Высшая цель регуляции преодоление смерти, воскрешение умерших
поколений.
Воскрешение отцов, всеобщее бессмертие есть
«общее дело» человечества, ведущее к
всеобщему братству и родству.
Христианскую идею личного бессмертия он
считал безнравственной, противоположной делу
всеобщего спасения.
7

8. Идея универсальной личности Достоевского и Соловьева


В основе их учения лежит стремление
к универсальному всеединству
человечества.
Их учение двойственно: с одной
стороны, их интересуют составляющие
личностного бытия, с другой страшные глубины человеческого
бытия только доказывают, какой
внутренне противоречивый характер
носит свобода и творческая энергия
личности.
В своей философии они стремятся к
созданию всеединого человечества,
приобщенного к божественной Софии
(мудрости).
8

9. Антропология Льва Толстого

• В основе учения писателя понятие веры в
Бога придающей смысл человеческой
жизни.
Личное бытие - призрачное бытие,
искажающее божественное
предназначение человека своим
своеволием. Истинное бытие - безличное
бытие. Подлинно только родовое бытие.
Смысл жизни для каждого связан с
раскрытием в себе второго, коллективного
измерения.
9

10. Персонализм русской философии конца XIX века

• Значимость идей личного бытия человека внутри
общества (Чичерин).
Индивид находится вне божественной жизни и
свободен принять или отвергнуть идеальную
цель, поставленную перед ним. Христианство –
это единственная религия, в которой
человеческий элемент не поглощается
божественным, а божественный – человеческим
(П.Трубецкой).
Святость как совпадение мысли и действия,
воплощение нравственного идеала в жизнь.
10

11. РУССКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Русские экзистенциалисты заявляют о
мистичности, иррациональности бытия
человека. Осмыслить человека можно
только через художественные образы
искусства и «бессистемную»
философию. Необходимо живое,
трепетное понимание жизни,
выявляемое через поток сознания
человека, его переживания.
11

12. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО БЫТИЯ В. РОЗАНОВА

• Розанов считал, что смерть есть
переход от существования в
одном мире к существованию в
другом. Рождение и смерть это
связь человеческой личности с
бесконечным бытием и
бесконечностью жизнью.
Превосходство посмертного в
христианстве радикально
искажает наше отношение к
жизни. Розанов считает самым
главным земную, неповторимую
жизнь. Человек реализует себя
только в своей жизни.
12

13. АБСУРД И ЖИЗНЬ

• Небытие или «царство Абсурда» человек
открывает в своем экзистенциальном опыте. В
нем он находит основу для веры в свою
способность через творчество преобразить
себя самого и свой мир.
В этом же опыте он обнаруживает отчаяние и
ужас – Абсурдность бытия. Человеку не
остается ничего иного, как уповать на Бога, на
его способность выбрать ту модель жизни, о
которой мечтает человек. Именно Бог
выступает все-таки хозяином Абсурда и,
значит, всевластным распорядителем
человека.
13

14. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

• Русскими философами было отвергнуто
представление о приоритете рационального
начала в человеке. Они утверждали
необходимость сохранения во всех
проявлениях человека единства и
конкретности его глубинной сущности,
объединения всех способностей (рассудка,
чувств, воли, интуиции) под контролем веры.
14
English     Русский Правила