ОСНОВНЫЕ ИДЕИ СОКРАТА (V в. до н.э.)
ПЛАТОН (V в. до н.э.)
СТРУКТУРА БЫТИЯ:
СХЕМА РАЗВЕРТЫВАНИЯ БЫТИЯ ПЛАТОНА
ЗНАЧИМОСТЬ ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА
УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ
УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ПЕРВОДВИГАТЕЛЕ
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
ЭТАПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
ДЕФИНИЦИИ
ТЕОЛОГИЯ АВГУСТИНА
ПРОБЛЕМА ВЕЧНОСТИ И ВРЕМЕНИ
СХОЛАСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ТОМИЗМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.99M
Категория: ФилософияФилософия

От бытия идей к бытию бога, философия разума и веры. (Лекция 5)

1.

Кафедра Психологии
Преподаватель
Шендерецка А.П.
к.ф.н., доцент
От бытия идей к бытию бога
(философия разума и веры)
Лекция 5

2.

План
• Философия бытия Платона.
• Причинно-следственная связь бытия в
философии Аристотеля.
Бытие Бога как основная проблема
средневековой философии.

3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ СОКРАТА (V в. до н.э.)


Мир нуждается в идеалах.
Философия должна
сосредоточиться на человеке, а не
на внешнем мире.
Истинная жизнь находится в
сознании человека, а не в
объективном мире.
Истина должна быть абсолютной и
не подвергаться сомнению.
В мире существуют истинные идеи,
создающие мир реальных вещей.

4. ПЛАТОН (V в. до н.э.)

Основой философии Платона
является учение о душе.
Трехуровневая структура души:
• - эмоции
• - чувства
• - разум
• Взаимоотношения между
структурными составляющими
определяют поведение
человека.

5. СТРУКТУРА БЫТИЯ:

Схема структуры мира
Мир идей
(подлинное бытие,
мир абсолютных
истин);
Кажущееся бытие
(земной мир, мир
относительных
истин)
Небытие (материя)

6. СХЕМА РАЗВЕРТЫВАНИЯ БЫТИЯ ПЛАТОНА

Единое
Благо
Ум
Душа
Материя

7. ЗНАЧИМОСТЬ ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА


Платон впервые систематизировал
философию.
Платон стал создателем системы
объективного идеализма.
Утвердил позицию идеалистического
монизма, т.е. исходным началом мира
признал идеи.
Утвердил в познании приоритет разума над
чувствами.

8. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ

Аристотель
(IV в. до н.э.)
Два начала мира: материя и
форма;
Материя может уничтожаться, а
форма нет; форма – постоянное
бытие мира;
Бытие множественно.
Положение о множественности
бытия противоречило учениям
стихийных материалистов о
единстве бытия.

9. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ПЕРВОДВИГАТЕЛЕ

• Мир способен двигаться, изменяться только
тогда, когда он одушевлен. Источником
изменения мира является Перводвигатель (Ум,
Бог, причина, форма, возможность, активная
сила, подталкивающая мир к развертыванию
материи).
Перводвигатель
Первая
материя
Последняя
материя

10. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

• А)Резкое противопоставление веры и
разума.
Б) Противопоставление мира и Бога,
природы и человека.
Обязательная включенность этических
категорий в обсуждение любых
философских вопросов.

11. ЭТАПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ


ЭТАПЫ
СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ФИЛОСОФИИ
1) Апологетика. Апология - защита какого-либо
догмата. Апологетика - ранние христианские учения,
защищающие принципы христианства от критики со
стороны нехристианских философов (Тертуллиан II в.).
2) Патристика – философские учения отцов церкви
(Августин III-IV вв.)
3) Схоластика. Схоластика - система образования, в
рамках которой философия подчинена теологии, а
способы доказательств бытия бога характеризуются
соединением догматических предпосылок с
рационалистической методикой.

12. ДЕФИНИЦИИ

• Теология - богословие, совокупность
религиозных доктрин о сущности и
действии бога, построенная в формах
идеалистических доказательств на
основе текстов, принимаемых как
божественное откровение.
Креационизм - учение о создании богом
мира из ничего.

13. ТЕОЛОГИЯ АВГУСТИНА

Августин
• Задачу философии
Августин видит не в
изучении природы, а в
доказательствах бытия
Бога.
Сверхъестественный акт
творения мира Августин, а
затем и последующие
христианские философы,
считают онтологическим
доказательством бытия
Бога.

14. ПРОБЛЕМА ВЕЧНОСТИ И ВРЕМЕНИ


В античной философии понятия вечности и времени часто
совпадали. Философы употребляли понятие вечности,
чтобы подчеркнуть несотворимость и неуничтожимость
мировых первоначал и мира в целом. Но сама вечность
полна движений и изменений.
Все изменения, происходящие в вечности, античные
философы называли временем. Время античные
философы определяли как период существования
космических тел. В такой постановке время признавалось
как объективно существующая реальность.
В средневековой философии время признается
субъективным понятием, существующим только в нашем
сознании. Время является частью вечности.

15. СХОЛАСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

• Номинализм философское течение
утверждающее, что общие понятия и категории
существуют только в сознании (Абеляр).
Реализм - философское направление,
признающее существование общих понятий
(универсалий) вне сознания человека
(Ф.Аквинский)

16. ФИЛОСОФИЯ ТОМИЗМА

Фома Аквинский
Фома Аквинский возродил
аристотелизм.
С его помощью он попытался
уничтожить пропасть между наукой,
религией и философией.
создал доказательства бытия Бога.
Создал 5 доказательств бытия Бога.
Телеология - это учение о цели и
целесообразности существования
мира.

17. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

• Средневековая философия прошла длительный
путь развития, включая этапы апологетики,
патристики и схоластики. Ее основные
ориентации были связаны с приоритетом веры
над разумом. Проблема бытия решается
проблема вечного бытия Бога и временного
земного бытия. В средневековой философии
были разработаны концепции креационизма,
теологии и телеологии.
English     Русский Правила