Схоластика
Политическая философия Нового Завета
Августин Блаженный
Понятие Власти в Средние века
Бонифаций VIII (XIII-XIV в.)
Фома Аквинский (1225–1274)
Средневековые юристы
Светские теории государства
Мартин Лютер
770.15K
Категория: ФилософияФилософия

Средневековая философия. Схоластика

1. Схоластика

• Scholia — «школа»
• Средневековая философия и система научного знания
развивающаяся в университетских центрах, сочетание св. текстов
и идей аристотелевской школы
• Цитирование, комментирование (суммы),

2. Политическая философия Нового Завета

• Новый Завет составлялся на протяжении I века н. э. Канон
сложился позже — в III–IV веках. Но все 27 книг, вошедшие в
состав Нового Завета, были написаны в течение I века: четыре
Евангелия, Деяния апостолов, 21 апостольское послание
• «Всякая душа да будет покорна высшим властям», — пишет
апостол Павел. «Существующие же власти от Бога установлены».
• Иоанн Златоуст говорит о том, что одним людям свойственно
всегда подчиняться — подчиняться не другим людям, но власти. А
Бог может облечь этой властью того или иного человека: не мы с
вами выбираем человека, а Господь облекает властью, это он
выбирает. Власть становится бременем, которое Господь
возлагает на плечи того или иного правителя. Ответственностью
не только за себя, но за весь народ, который стоит за тобой.

3. Августин Блаженный

• «О граде Божьем»
• Преодоление античного пессимизма и идей о круговороте
истории. История разомкнута жертвой Христа.
• Духовная связь людей: небесный град над несправедливым
земным
• Вера—основание Града Божьего на земле через Церковь
• Град земной—Рим, государство, неидеальная проекция,
несправедливый, обреченный
• 2 града взаимодействуют, Церковь посредник.
• Ты накажешь еретика розгой и спасешь его душу.

4.

• Народ как множество разумных созданий, которое становится
народом из множества, только обретая предмет своей любви, то
есть короля. Они должны быть объединены взаимным чувством.
Если нет того, что по-русски иногда называют душевным
согласием, — нет и народа, следовательно, нет и короля.

5. Понятие Власти в Средние века

• Potestas: мощь, возможность
• Auctoritas: авторитет, признаваемое право
• (есть еще dominium и imperium—обладание и повеление)
Цицерон: Potestas у народа, Auctoritas у Сената.
• Папа Геласий I в V в.: есть царская власть (regalis potestas) и
священная власть епископов (sacrata auctoritas pontificum).
• Светский правитель, лишенный поддержки Церкви, — корольеретик, тиран.

6. Бонифаций VIII (XIII-XIV в.)

• Церковь и церковная власть обладают преимущественно potestas
— внешней властью, властью принуждения, в то время как
королевская власть если что и имеет, то лишь auctoritas.
• Для Бонифация potestas и auctoritas представляют собой лишь
две стороны одной медали, две стороны plenitudo potestatis. В
письме к Филиппу Красивому ему важно подчеркнуть не то, что у
Церкви нет auctoritas, а то, что у Церкви есть еще и potestas.
Церковь обладает всей полнотой власти применительно к
светским монархам.

7.

8. Фома Аквинский (1225–1274)

• Любую вещь, в частности королевскую власть, следует
рассматривать, исходя из трех позиций, в три этапа.
• Сначала надо рассмотреть сущность вещи — что это и откуда оно.
• Затем надо обратиться к способу приобретения.
• И наконец, рассмотреть использование.
• Царская власть: один Бог—один король
• Аристократия
• Демократия
• Тирания

9. Средневековые юристы

• «император свободен от действия законов»
• Юристы, занимавшие пропапскую позицию, антиимператорскую,
вспоминали, что власть, согласно тому же римскому праву, передана
императору народом
• И раз народ передал ему власть, то, следовательно, народ является
высшим источником власти, а вовсе не император.
• Юристы, занимавшие проимераторскую позицию: император
свободен от действия законов, но закон, который издает император,
справедлив. Ведь император — воплощение справедливости и
фактически наместник Христа на земле. Следовательно, закон,
который он издает, справедлив. Закон адресован всем людям
одновременно, но император тоже человек, и если закон справедлив,
то он как человек добровольно должен подчиниться справедливому
закону, чтобы восторжествовала справедливость

10.

• Закон должен быть направлен к всеобщему благу и вести народ к
Богу. Если это так, то это становится законом. Если воля
императора направлена не на общее благо, не на res publica, а на
res privata, на увеличение своего благосостояния, на набивание
своего кошелька, на ущемление прав подданных
безосновательно, то это не закон. Это произвол.

11. Светские теории государства

• Данте Алигьери (1265–1321). Присоединяется к императору,
поддерживая объединение Италии. Главная цель!
• Трактат «Монархия»
• Данте отталкивается от Аристотеля и постулирует разумную
природу человека;
• каждый человек в силу своей разумности стремится к
совершенству.
• самосовершенствование — это работа разума, а напряженная
работа разума возможна только в состоянии покоя. Человек не
может самосовершенствоваться, рубя лес или засеивая поле, —
это невозможно, это требует досуга.
• А что такое состояние покоя для общества? Это состояние мира. И
люди объединяются в общины с целью достижения мира. Это
высшая цель для Данте — мир и спокойствие.

12.

• Но как возможны мир и спокойствие в каком-нибудь городе
республики, где коммуны рвут друг друга на части, разные лидеры
никак не могут договориться о том, кто прав, кто виноват?
• «Мир и спокойствие возможны только в монархии», — говорит Данте.
Таким образом, над людьми должны стоять князья. Ибо только князь
может установить мир и порядок в подвластной ему общине.
• Но этого мало, потому что люди все равно стремятся объединяться.
Люди одни и те же по всему миру. Следовательно, возникает нужда во
все более крупных монархиях.
• Идеалом становится вселенская монархия
• Во главе должен стоять человек, удовлетворяющий одновременно
двум условиям: он должен быть равен им всем и должен быть выше
их всех одновременно. Для Данте папа не верховный владыка всего
христианского мира, а владетель одного из городов Италии.
• В этой ситуации таким князем может стать только император —
выбранный над всеми, а его Auctoritas от бога, т.е. папа не нужен

13.

• Такой монарх, во-первых, одинаково близок ко всем и одинаково
удален ото всех, он как бы центр окружности, он одинаково греет
всех. Во-вторых, поскольку он всеобщий монарх, то ему для себя
уже ничего не надо, у него все есть, и он всего себя, все свое
правление, все свои силы будет отдавать людям, подвластным
ему, устраивая и поддерживая мир, необходимый людям для
самосовершенствования. Здесь Данте, разумеется, немного
лукавит, уповая на бескорыстие императора, но логика вполне
ясна. И, наконец, третье: такой монарх избран всеми, всеми
выборщиками, всеми князьями, а значит, он не может ошибаться.
Поскольку он выбран всеобщей волей, все люди сразу ошибаться
не могут, их воля истинна, следовательно, воля императора,
продолжающая и отражающая волю всех людей сразу, тоже
истинна.

14. Мартин Лютер

• Мартин Лютер последовательно восстает против вселенской
церкви. Он впервые постулирует необходимость создания
национальной церкви
• Во-первых, проповедь должна идти на том языке, на котором она
понятна окружающим, но это в принципе не противоречит
доктрине Католической церкви.
• А второе уже принципиально противоречит: деньги не должны
уходить из страны.
• Меч только один, а у церкви никакого меча нет. Церковь как
иерархическая структура, завершающаяся папой, становится
бессмысленной надстройкой и надлежит упразднению.
• Государство есть аппарат осуществления легитимного насилия на
определенной территории.
English     Русский Правила