Жанна д’Арк как вечный литературный образ (Вольтер и Шиллер)
2.08M
Категория: ЛитератураЛитература

Жанна д’Арк как вечный литературный образ

1. Жанна д’Арк как вечный литературный образ (Вольтер и Шиллер)

2.

Jeanne d'Arc
Национальная героиня Франции, одна из
командующих французскими войсками в
Столетней войне. Попав в плен к бургундцам,
была передана англичанам, осуждена как
еретичка и сожжена на костре. Впоследствии
была реабилитирована и канонизирована —
причислена Католической церковью к лику
святых.

3.

Вольтер
Орлеанская девственница
La Pucelle d'Orléans
сатирическая пародийная поэма Вольтера,
где события жизни национальной героини
(тогда ещё не канонизированной святой)
Жанны д’Арк представлены в сниженнокомическом ключе, столь же иронически
показаны французские рыцари и церковь.

4.

Франсуа-Мари Аруэ
Voltaireодин из крупнейших французских
философов-просветителей XVIII
века: поэт, прозаик, сатирик,
трагик, историк, публицист.
В «Орлеанской девственнице»
едко и скабрёзно высмеивающей
весь средневековый мир
феодально-клерикальной
Франции, снижает героическую
поэму до героического фарса

5.

Согласно авторскому предисловию , Вольтер
начал писать «Девственницу» около 1730 г. По
сведениям современников, замысел возник у
него в ответ на предложение одного из
знакомых лучше изложить тему созданной в
середине XVII века поэмы Жана Шаплена
«Девственница, или Освобождённая Франция:
героическая поэма». Поэма Шаплена,
наполненная пространными философскими
рассуждениями, была осуждена
современниками и потомками как эталон
бездарного и скучного произведения. Вольтер
решил спародировать Шаплена не для
легальной печати, однако работа протекала
медленно и в известном смысле осталась
незавершённой. Известно, что автор планировал
пополнить известный нам текст ещё новыми
эпизодами, но так и не реализовал полностью
свой план.

6.

Жанна д'Арк в изображении Вольтера, неоднократно
обращавшегося к этой фигуре, выступала и «храброй
амазонкой», «позором англичан», и «мужественной
девушкой, которую инквизиторы и ученые в своей
трусливой жестокости возвели на костер». В «Орлеанской
девственнице» она предстает по-крестьянски грубоватой
и беспредельно наивной.
Жанна смугла, крепко сложена, все зубы ее целы, и она
широко улыбается. Воззрения её показаны традиционно:
она искренне верит в свою патриотическую миссию и
готова к самопожертвованию для блага родины.
Полемическая установка и резкая антиклерикальная
направленность произведения побудили Вольтера ввести
в поэму многочисленные скабрезности и раскованные
сцены обольщения Жанны, посредством которых образ
ее утрачивает героические черты, заземляется и
лишается ореола святости. Столь же нетрадиционны и
образы Карла VII и его любовницы Агнессы, в которых
угадывались Людовик XV и маркиза Помпадур: король
слабоволен, сластолюбив и как правитель жалок, Агнесса
сочетает в себе лукавство и наивность.

7.

«Орлеанская девственница», одно из самых
скандальных, но более других любимое
самим автором произведение Вольтера, не
часто привлекает внимание специалистов
по эпопее Жанны д’Арк. Действительно, с
точки зрения исторических фактов, поэма
не может сообщить исследователю ничего
особо нового, поскольку посвящена она
всего одному, причем хорошо известному
эпизоду из жизни французской
национальной героини – ее участию в
снятии осады с Орлеана весной 1429 г. О
сочинении Вольтера вспоминают, лишь
когда речь заходит об общественном
резонансе, вызванном его публикацией в
1762 г. и ускорившим процесс
беатификации (а впоследствии и
канонизации) Жанны.

8.

Шиллер
Орлеанская дева
Трагедию Ф. Шиллера «Die Jungfrau von
Orleans», написанную в 1801 г.,
Жуковский перевел с некоторыми
сокращениями.
Шиллер назвал свое произведение
«романтической трагедией»;
Жуковский, не желая применять
неопределенный термин
«романтический», пугавший цензуру,
особенно театральную, заменил этот
подзаголовок другим, более
нейтральным, — «драматическая
поэма».

9.

Фридрих Шиллер
Johann Christoph Friedrich von Schiller
немецкий поэт, философ, теоретик искусства
и драматург, профессор истории и военный
врач, представитель направлений Буря и
натиск и романтизма в литературе.
Вошёл в историю мировой литературы как
пламенный защитник человеческой
личности. В течение последних семнадцати
лет своей жизни (1788—1805) дружил с
Иоганном Гёте, которого он вдохновлял на
завершение его произведений, оставшихся в
черновом варианте. Этот период дружбы двух
поэтов и их литературоведческая полемика
вошла в немецкую литературу под названием
«веймарский классицизм».

10.

Если в первых трех действиях «Орлеанской девы»
исторические события воспроизведены довольно
точно, то в финале трагедии Шиллер сознательно
отступил от подлинных фактов. Он отказался от
изображения казни Жанны д'Арк, ибо это не
соответствовало его пониманию сущности
трагического, которое должно раскрываться через
внутреннюю душевную борьбу, вследствие чего
социально-общественные столкновения, приведшие
к гибели Жанну д'Арк, уступили место моральному
конфликту — борьбе «разумного» начала с чувством,
охватившим героиню (любовью к английскому
рыцарю Лионелю). И чудесное освобождение из
плена, и просветленная смерть Иоанны должны, по
замыслу Шиллера, символизировать торжество той
«идеальной свободы» (употребляя шиллеровскую
терминологию), которую она как подлинная
трагедийная героиня обретает в победоносной
борьбе с чувственными искушениями.

11.

Шиллер отказался и от религиозной
трактовки образа Жанны дАрк (в духе
католика Шаплена). И хотя некоторые
романтические мотивы трагедии (мотив
«призвания», «пророчество» девы, ее
«видения», «фатализм») являются данью
«мистицизму», все же не они определяют
основное в характере и поступках
героини. Тонко и убедительно Шиллер
рисует душевный конфликт Иоанны —
противоречие между долгом защиты
родины и вспыхнувшим в ней чувством
любви к одному из английских вождей—
Лионелю. ,

12.

Личность Иоанны дАрк
представлялась Шиллеру как
гармонический и целостный
характер, соответствовавший его
понятию «прекрасной души», ибо
хотя Иоанна и переживает
внутренний конфликт, но она
оказывается в состоянии
преодолеть его, и эта ее победа
не менее героична, чем подвиги
на поле брани.

13.

Объект пародии Вольтера— не историческая Жанна, которую
он считал жертвой церковных игр и спекуляци, а ее
растиражированный в легендах образ-миф. Высшие силы
избирают её проводником своего покровительства по
признаку девственности, на которую потом в течение всей
поэмы посягают многочисленные поклонники прелестей
этой полнокровной, здоровой и добродушной деревенской
девахи. Коллизия героини исчерпывается в поэме Вольтера
со снятием двойной осады — Орлеана и девичьей
неприступности Жанны.

14.

Героиня романтической трагедии Ф.Шиллера «Орлеанская дева» (1801)
написана в полемике с «Орлеанской девственницей» Вольтера. Версия
Шиллера — попытка «переписать» историю, придать ее сюжету более
благородное содержание. Но в результате совершенно неузнаваемой
оказывается не только историческая Жанна, но и она сама - миф. Суть драмы
шиллеровской Жанны— конфликт между призванием и чувством. Полюбив
врага Лионеля, она считает себя предательницей, приспешницей дьявола и
не смеет защищаться, когда родной отец — названный Шиллером Тибо (имя
исторического отца — Жак) — ее публично «разоблачает». Ей изменяет удача и
ратное счастье, и она умирает в окружении друзей, раненная в бою.
Шиллеровская Жанна похожа на прототип, а также на мифологическую
модель не больше, чем героиня Вольтера, в ней нет отблеска мистической
тайны, а любовно-романтический сюжет совершенно нарушает природу
сложившегося образа. Окружение Жанны— прежде всего Карл VII и его
фаворитка Агнесса Сорель — изображено в том же героика-романтическом
духе, а сама она всемерно покровительствует их роману, с энтузиазмом,
удивительным для Девы, поглощенной задачей освобождения Франции.
Несмотря на риторическую условность и сентиментальность образа, пьеса
Шиллера была одной из самых популярных в европейском репертуаре XIX
века.
English     Русский Правила