ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 года И КИНЕМАТОГРАФ
Фильм «Время, вперед»
Фильм «1 мая. Первый парад РККА на Ходынском поле»
Фильм «Агитпоезд»
Фильм «Вскрытие мощей Сергия Радонежского»
Кадры из фильма «Служили два товарища»
Мультфильмы: «Веселые сценки из жизни насекомых.» и «Плекрасная Люканида или война рогачей с усачами» 1912 год. реж. Владислав Старевич
20.63M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Октябрьская революция 1917 года и кинематограф

1. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 года И КИНЕМАТОГРАФ

2. Фильм «Время, вперед»

Фильм удален.
Фильм создан сотрудником ГБУК
«Тверьгосфильмофонд» Изюмовой Л.А. И находится в
учреждении. Для проведения презентации его можно
взять в ГБУК «Тверьгосфильмофонд»

3.

2017 год - Год столетия революции — хороший повод вспомнить о
том, что это событие оказалось переломным не только для
российской, но и для всемирной истории.
При всём расхождении взглядов на события столетней давности, более 70
лет этот «красный день календаря» был главным праздником страны.
Миллионы наших сограждан в трёх поколениях праздновали 7 ноября —
День Великой Октябрьской социалистической революции
Великая Октябрьская революция 1917 года навсегда останется
одним из важнейших событий ХХ века

4.

Она впервые открыла возможность для планового, разумного и
всестороннего использования кинематографа на благо народа
В.И. Ленин отмечает огромные возможности кино, как средства
популяризации знаний.
Однако, реализация этой программы в масштабах огромной страны
потребовала немало времени и была сопряжена с преодолением
больших трудностей.

5.

Трудности усугублялись тем, что в первые месяцы революции партия не
имела возможности вплотную заняться организационными вопросами
кинематографии.
Все силы молодого Советского государства были сосредоточены на
решении первоочередных задач

6.

Поэтому после Октябрьской революции 1917 года российские
кинопредприятия еще около двух лет продолжали находиться в
частных руках. Большинство их владельцев отрицательно относились
к большевикам
В первые дни Советской власти они отказывались выдавать камеры и
пленку кинооператорам, которые желали запечатлеть для истории
революционные события.
Хозяева
частных
киноателье
прячут
и
подделывают
бухгалтерские книги; зарывают в
землю пленку и готовые фильмы;
расхищают
съемочную
и
осветительную
аппаратуру;
зарывают в землю негативы еще
не
выпущенных
в
прокат
полнометражных
фильмов.
Отсыревшие фильмы гибнут, так
и не увидев света. Под предлогом
сокращения
штатов
прекращается
выдача
сотрудникам заработной платы
киноателье

7.

Крупнейшие из кинопромышленников покидают свои предприятия
Покинутые хозяевами и значительной частью ведущих творческих
работников, оставленные без оборудования, без пленки и оборотных
средств, московские и петроградские киноателье постепенно замирают
Киноателье Мельеса 1901 год
Таким образом, в конце 1918 и в первой половине 1919 года перестает
существовать большинство русских частновладельческих кинофирм

8.

Лишь небольшая группа дореволюционных кинодеятелей
включилась в работу кинокомитетов
На их базе по инициативе Кинокомитета создаются небольшие артели
киноработников, выполняющие заказы советских киноорганизаций на
постановку агитационных лент
Оставшиеся от частных кинокомпаний 150 фильмов составляли
мистические ленты о торжестве на земле злых сил, любовные
мелодрамы, развлекательные кинокартины
Тогда
молодые
советские
киноорганизации свои первые
производственные
усилия
направляют на хронику
Уже в апреле 1918 года
Московский
Кинокомитет
выпускает ряд хроникальных
короткометражек

9.

Фильм «Беженцы в Орше»
Фильм удален.
Фильм смонтирован и озвучен сотрудником ГБУК
«Тверьгосфильмофонд» Изюмовой Л.А. И находится в
фильмофонде.

10.

На VIII съезде партии
РКПб – 1919год - были
даны более детальные
указания о формах и
методах использования
кинематографа
в работе с
крестьянством
Предлагая устраивать для
неграмотных рабочих и
крестьян «периодические
чтения» о политике
Советской власти,
сопровождая их наглядными
демонстрациями при
помощи кинематографа

11.

27 августа 1919 года был подписан Декрет о национализации фото и
кинодела и передается в ведомство Совету Народных комиссаров
просвещения
Мысли об отображении на экране жизни масс и о задачах советской
кинохроники позже нашли свое развитие в теории и практике
передовых деятелей советского киноискусства — С.Эйзенштейна,
Д.Вертова Вс. Пудовкина, А. Ромма и других

12.

Помимо традиционных съемок торжественных собраний, съездов,
демонстраций, открытий памятников возникла потребность показывать
средствами хроники будничную жизнь гражданина Советской
республики во всех ее проявлениях
Как и большевистская печать, кинохроника не должна быть
бездушной и безличной летописью событий

13.

1 мая организуются съемки первого парада РКПб, проводившегося в
1918 году в Москве на Ходынском поле (ныне территория аэропорта на
Ленинградском шоссе).
Оператору Петру Новицкому удается в этот день впервые после
Октябрьской революции снять Владимира Ильича.
Ленин не любил сниматься, но для истории согласился.
Первомайская хроника под названием «Пролетарский праздник в Москве»
вечером того же дня демонстрировалась на площадях советской столицы

14. Фильм «1 мая. Первый парад РККА на Ходынском поле»

Фильм удален.
Находится в ГБУК «Тверьгосфильмофонд»

15.

К моменту издания Д екрета, кинопромышленность была так
основательно разрушена саботажем предпринимателей, что в
руки советов фактически перешли не предприятия, а пустые
коробки зданий и бездействующие кинотеатры

16.

Положение осложнялось тем, что в стране отсутствовала пленка.
В.И.Ленину
пришлось
дать
распоряжение
Наркомату
здравоохранения о передаче кинематографии части запасов
фотографической пленки, предназначавшейся для медицинских
рентгеносъемок

17.

Но самой сложной и острой проблемой была проблема кадров
Основную массу творческих работников кино составляли люди, которые,
по определению В. И. Ленина, были «воспитаны в духе буржуазных
предрассудков …
Нужны были новые кадры, воспитанные в духе пролетариата

18.

Нужны были средства.
Нужна была
материально техническая база:
съемочные павильоны,
предприятия по
обработке негатива и
размножению копий,
кинотеатры,
помещения для показа
некоммерческих
фильмов
Наконец,
нужны
были
кадры
руководителей,
разбирающихся в киноделе и способных направить его на
пользу социализма. преданные революции и, понимающие
новые задачи

19.

Так создается и приступает к работе первая советская
киноячейка, которую возглавил Анатолий Васильевич
Луначарский
Луначарским были созданы агитационно-инструкторские поезда и
пароходы ВЦИК, которые совершали систематические рейсы в
прифронтовые районы, в места, освобождаемые от белогвардейских
армий, в отдаленные области республики

20.

Агитация проводилась посредством ярко разрисованных поездов и
пароходов, везущих пропагандистов и ораторов
Такие пароходы и поезда оснащались специальными театральными
агитационными бригадами и киноустановками, которые на всем пути
передвижения распространяли огромное количество плакатов, газет и
прочей печатной продукции
Такие методы агитации
сыграли в те годы
немалую
просветительскую роль
в
малограмотной,
обнищавшей
стране,
практически
не
имевшей других средств
передачи информации о
происходящем
Во время движения и на каждой остановке эти впечатляющие явления
привлекали внимание народа

21.

Политработники и представители наркоматов, выезжавшие с
поездами и пароходами, устраивали митинги, читали лекции и
доклады, проводили беседы с населением, инструктировали
партийный и советский актив на местах

22.

Сеансы проводились либо в специальных киновагонах, кинобаржах
либо прямо под открытым небом
Показы фильмов пользовались
огромным успехом
Зачастую выяснялось, что многие
из зрителей впервы е видели
«живые картины»

23.

Фильм «Агитпароход»
Фильм удален и находится в ГБУК
«Тверьгосфильмофонд»

24. Фильм «Агитпоезд»

Фильм удален.
Фильм смонтирован и озвучен сотрудником
ГБУК «Тверьгосфильмофонд» Изюмовой Л.А.
Находится в ГБУК «Тверьгосфильмофонд»

25.

В январе 1920 года В.И. Ленин обязывает отдел агитационноинструкторских поездов ВЦИК обратить внимание на необходимость
тщательного подбора кинолент и учет действия каждой киноленты на
население во время демонстрирования

26.

Ленин рекомендует кинематографистам поработать над созданием
серии фильмов по истории возникновения и развития государства,
политических конфликтов, научных открытий и изобретений и т. д.
Сергей Эйзенштейн
отдавая предпочтение революционной пропаганде и в первую
очередь сосредотачивая внимание на самой толпе, подлинной,
многоликой, бурной, творящей историю

27.

Наиболее близкой к современности и потому наиболее
захватывавшей зрителей частью репертуара была
кинохроника

28. Фильм «Вскрытие мощей Сергия Радонежского»

Фильм удален.
Фильм озвучен сотрудником ГБУК
«Тверьгосфильмофонд» Изюмовой Л.А и находится в
фильмофонде

29.

С начала интервенции и гражданской войны внимание киноработников
сосредотачивается главным образом на фронтовых событиях
Операторы прикомандировываются к политотделам и штабам армейских
соединений, передвигаются с агитационно-инструкторскими поездами
ВЦИК, проникают на территории, занятые врагом

30.

Они снимают боевые операции Красной Армии, борьбу красных
партизан, прибытие на фронт новых пополнений, колонны
военнопленных, захваченные у врага трофеи
Операторам периода гражданской войны приходилось работать в
исключительно трудных условиях: снимали на старой, бракованной
пленке, при скудном освещении, проявляли и печатали копии в
полуразрушенных лабораториях

31.

Но при всех этих недостатках кинохроника 1918 — 1921 годов —
подлинно новаторское явление. Ее новаторство — в содержании
Впервые в истории был отражен на экране — пусть еще в самых общих
чертах — образ народа, рабочих, крестьян, солдат революционной
армии, восставших и защищающих свою свободу

32.

Этот исторический факт очень сильно и правдоподобно отображен в
фильме «Служили два товарища» 1968 года режиссера Евгения
Карелова

33. Кадры из фильма «Служили два товарища»

Видеомикс удален.
Видеомикс смонтирован сотрудником ГБУК
«Тверьгосфильмофонд» Изюмовой Л.А. и
находится в учреждении. Для проведения
мероприятия можно приобрести.

34.

Но этого было недостаточно. Научный отдел Кинокомитета
привлекает ведущих ученых Московского университета и других
высших учебных заведений к разработке планов выпуска научных
и учебных картин по биологии, медицине, географии, технике,
литературе
Под влиянием органов идеологического контроля увеличивается
выпуск экранизаций художественной литературы

35.

Демонстрировались так же, сохранившиеся до наших дней
киноленты «Стрекоза и муравей», «Прекрасная Люканида» и другие
режиссера Владислава Старевича, созданные в 1912 году на
кинопредприятии Александра Ханжонкова
Мультипликатор Владислав Старевич и его «актеры»

36.

Для производства фильмов и подготовки сценариев создаются
Московский и Петроградский кинокомитеты. На базе которых,
создаются литературно-художественные отделы.
К работе в них привлекаются крупнейшие писательские силы:
А. Толстой, А. Серафимович, М. Горький, А. Блок и другие

37.

До наших дней в Москве сохранилось здание кинотеатра
"Художественный", который был открыт в 1909 году и является
старейшим в Европе.
Изначально он был спроектирован на 400 мест, но в 1913 году
вынужденно его реконструировали на 900 мест.

38.

В жизни "Художественного" было немало примечательных событий, связанных с
событиями Москвы и всей страны: он пережил революцию, принимал не одного
легендарного культурного деятеля: Льва Толстого, Сергея Есенина . Владимира
Маяковского, Сергея Эйзенштейна, Николая Экка, Константина Станиславского
и многих других

39.

Именно здесь 28 декабря 1925 года прошла премьера ленты
"Броненосец Потемкин"
В нём состоялась премьера первой звуковой картины «Путёвка в
жизнь», и первого цветного кинофильма «Груня Корнакова»
И многие премьеры проходили именно в "Художественном".

40.

В мае 1917 года в "Художественном" проходила общегородская
конференция большевиков

41.

В разное время были засняты руководители партии и
военачальники Красной Армии
Из наиболее интересных кадров монтировались хроникальные
фильмы и демонстрировались во время киносеансов
На сегодняшний день эти кадры являются неувядаемой ценностью как
собрание ярчайших исторических документов

42.

Наконец Октябрьский переворот 1917 года сыграл большую роль в развитии
самой кинематографии — в воспитании первого отряда мастеров советского
кино - братьев Васильевых, Александра Довженко, Александра Роммф и Бориса
Щукина, Всеволода Пудовкина, Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова
А поблекшие кадры кинохроники послужили им наглядным пособием в
создании своих фильмов
Уже через каких-нибудь пять лет, охваченная революционным порывом
творческая молодежь, поразила планету новизной киноязыка

43.

Их фильмы были первыми ростками новой
кинематографии. И стали фаворитами 30-х годов
художественной
Но надо отдать должное Сталину – он понимал, что кинорепертуар не
может состоять из одних только «идеологических хитов»

44.

Недавний ученик и ассистент Сергея Эйзенштейна Григорий
Александров стал официальным «королем комедии» 30-х. Он выпустил
на экран фильмы «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга».
А его жена Любовь Орлова – стала главной звездой экрана

45.

Так появился советский кинематограф

46. Мультфильмы: «Веселые сценки из жизни насекомых.» и «Плекрасная Люканида или война рогачей с усачами» 1912 год. реж. Владислав Старевич

Удалены. Находятся в ГБУК
«Тверьгосфильмофонд»
English     Русский Правила