Диалектика как учение о развитии, ее содержание и структура.
Диалектика ( греч. dialegomai – веду беседу, спор, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
В истории философии сложились три основных формы диалектики:
Диалектика включает в себя: 1.Объективная диалектика – это диалектика реального мира, природы, общества. Она выражает объективные процессы
По структуре диалектика
Принципы диалектики:
Законы диалектики: Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущно
К основным категориям диалектики относятся:
396.66K
Категория: ФилософияФилософия

Диалектика как учение о развитии, ее содержание и структура

1. Диалектика как учение о развитии, ее содержание и структура.

2. Диалектика ( греч. dialegomai – веду беседу, спор, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

3. В истории философии сложились три основных формы диалектики:

-
-
-
Античная, которая была наивной и
стихийной, поскольку опиралась на
житейский опыт и отдельные наблюдения (
Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон
Элейский)
Немецкая классическая, которая была
разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и
особенно глубоко Гегелем, на
идеалистической основе.
Материалистическая, основы которой были
заложены К.Марксом и Ф.Энгельсом.

4. Диалектика включает в себя: 1.Объективная диалектика – это диалектика реального мира, природы, общества. Она выражает объективные процессы

5. По структуре диалектика

Принципы
диалектики
Законы диалектики
Категории диалектики

6. Принципы диалектики:

Принцип (от греч. principium основа, первоначало)
представляет собой основную идею, фундаментальные
положения лежащие в основе всей системы знаний,
придающие им определенную системность и
целостность.
В философской науке существует много философских
принципов, среди которых можно выделить: принцип
материального единства мира, принцип первичности
материи и вторичности знания, принцип единства теории и
практики и т.д.
К основным принципам диалектики следует отнести:
принцип всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности
вещей и принцип изменения и развития.

7.

принцип всеобщей взаимосвязи и
взаимообусловленности вещей
Все явления материальной действительности
проявляются и посредством всеобщей взаимосвязи
и взаимообусловленности. Следует заметить, что
связи между материальными объектами отличаются
не только всеобщим, универсальным характером, но
и своим многообразием.
Принцип изменения и развития
Он выражает то фундаментальное положение
диалектики, с признанием которого, связано
представление об изменчивости материального
мира.

8. Законы диалектики: Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущно

Закон единства и борьбы
противоположностей.
Закон перехода количественных
изменений в качественные.
Закон отрицания отрицания.

9.

Закон единства и борьбы противоположностейзаключается в том, что все сущее состоит из
противоположных начал, будучи единичными по своей
природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу
(день и ночь, зима и лето, горячие и холодное и т.д.)
Единство и борьба противоположных начал- внутренний
источник движения и развития всего сущего.
Закон перехода количественных изменений в
качественные- раскрывает механизм развития,
показывает как при определенных количественных
накоплениях происходит изменение качество предмета и
осуществляется процесс новообразования вещей.
Закон отрицания отрицания- заключается в том, что новое
всегда отрицает старое и занимает его место, но
постепенно уже само превращается из нового в старое и
отрицается все более новым.

10. К основным категориям диалектики относятся:

Категория диалектики – наиболее общие понятия,
которыми оперирует философия для раскрытия
сути диалектических проблем.
Форма и содержание
Причина и следствие
Отдельное- единичное, особенное, всеобщее
Возможность и действительность
Необходимость и случайность
Сущность и явления

11.

•Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы
предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее
содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и
противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение
(выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении
категории Сущности и явления выражают переход от многообразия
наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к
понятию.
•Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание,
будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех
составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей,
противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и
выражения содержания.
•Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют
представление о характере зависимости явления, выражают различные
аспекты, типы связей, степень детерминированности явления.
•Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей
связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление,
действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за
собой другое явление; последнее называют следствием.

12.

•Возможность и действительность – категории диалектики,
отражающие две основные ступени развития каждого предмета
или явления в природе, обществе и мышлении.
•Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и
времени тело, вещь, система вещей данного качества,
рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к
миру в целом по их качественной определенности
Особенное - категория, выражающая реальный предмет как
целое в единстве и соотнесении его противоположных
моментов — единичного и всеобщего.
Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е.
объективного единства многообразных явлений природы и
общества, в сознании человека.

13.

Вывод
Диалектическое мышление как реальный
познавательно-творческий процесс
возникло вместе с человеком и обществом.
Мера диалектичности человеческого
мышления определяется уровнем развития
общественной практики и соответственно
степенью познания диалектики бытия,
адекватное отражение которого является
необходимым условием разумной
ориентации человека в мире и
преобразования его в интересах людей.
English     Русский Правила