Сказка как жанр устного народного творчества. Педагогические возможности народной сказки
Сергей Иванович Ожегов. Толковый словарь
А.М.Горький о народной сказке
КЛАСТЕР
ВЫВОД:
3.95M
Категория: ЛитератураЛитература

Сказка как жанр устного народного творчества. Педагогические возможности народной сказки

1. Сказка как жанр устного народного творчества. Педагогические возможности народной сказки

2.

3. Сергей Иванович Ожегов. Толковый словарь

• СКАЗКА, -и, ж.
• 1. Повествовательное, обычно
народно-поэтическое
произведение о вымышленных
лицах и событиях, преимущ. с
участием волшебных,
фантастических сил. Русские
народные сказки..
• 2. Выдумка, ложь (разг.). Бабьи
сказки (пустые слухи, сплетни; пренебр.).
• 3. сказка. То же, что чудо (в 3 знач.)
(разг.).

4.

Сказки всех народов мира всегда
поучительны и назидательны. Именно
отмечая их поучительный характер, их
дидактизм, и писал А.С.Пушкин в конце
своей «Сказки о золотом петушке»:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
О воспитательной ценности сказок
писал А.С. Пушкин: «...вечером слушаю
сказки и вознаграждаю тем
недостатки проклятого своего
воспитания».
Сказки - сокровищница педагогических
идей, блестящие образцы народного
педагогического гения.

5. А.М.Горький о народной сказке


М.Горький
отбирал
для
детского чтения произведения
русского народного творчества,
а также сказки и песни других
стран
и
народов.
Эти
произведения, по мнению
писателя, помогают понять
детям жизнь, думы и чаяния
народа,
перенять
его
ненависть к эксплуататорам
и его любовь к героям.
1934 г. 1 съезд советских
писателей.
• «Наиболее яркие и глубокие
типы
героев
созданы
фольклором.
Образы
эти
способствовали борьбе за
обновление
жизни,
способствовали прогрессу»

6.

находчивая
умная
хитрая
артистичная
коварная
жадная
прозорливая
вредная
предприимчивая
ехидная
насмешливая
эгоистичная

7. КЛАСТЕР

• Клас́ тер (англ. cluster скопление) —
объединение нескольких однородных
элементов, которое может рассматриваться
как самостоятельная единица, обладающая
определёнными свойствами.
• Кластер- это объединение нескольких
элементов, которые могут быть представлены
единым, общим
• Кластер - - англ.cluster; нем.Cluster.
Класс родственных элементов статистической
совокупности.

8.

эпический
сюжетный
прозаический
Характеристика жанра
Предмет
повествования
Действие
Имеет приключенческий
характер и счастливый конец
события
необычные
Герои
Наличие удивительных существ и
предметов
СКАЗКА
удивительные
сюжет
Таинственные
страшные
Художественные
особенности
Четкость и
динамичность
законченность
Драматическая
напряженность
Строгая форма
композиция
Счастливый конец
Устойчивость
компонентов
Нет картин
природы
Введение
волшебных
помощников
Постоянные зачины
и концовки
Повтор
эпизодов
Трехступенчатое
строение сюжета

9.

Возникли в эпоху
язычества.
Изменялись по мере того, как человек
научился одерживать победу над
животными и силами природы.
Общая характеристика
Нет волшебства
Наиболее часто встречающаяся
композиция – нанизывание эпизодов
Типичен принцип
троичности (троекратное
повторение)
Темы
Художественные
особенности
О животных
сказки
Высмеиваются отрицательные
качества: лень, болтливость,
глупость.
Осуждаются:
жадность, обман в
целях наживы,
издевательство над
слабым.
Герои животные
Диалогичность
В структуру сюжета
вводятся песенки
Прославляются:
дружба, взаимопомощь,
смекалка.
Говорят и
действуют,
как люди
Нет
оборотничества
(царевна –
Лягушка)
Реально
существующие,
не мифические
Типизация образов
(лиса – хитрая
волк – глупый
заяц – трусливый
медведь – доверчивый)
Кумулятивная
композиция (цепная,
где каждый
последующий эпизод
повторяет
предыдущий).
«Теремок»

10.

Короткие
Один эпизод
(нет повтора)
Мужик побеждает барина
(мечта)
Нет волшебства
Характеристика
Быстрое развитие
действия
Лишены ужаса
Бытовые
сказки
Темы
Социальная
несправедливость
(крестьянин-барин,
поп-купец)
Людские пороки
(умный -глупый)
Художественные
особенности
Комизм поступков
(сатира, юмор, ирония)
Герои
Семейный конфликт
Царь, барин,
поп, купец
Часто заканчиваются
присказкой
Сметливый
мужик
Солдат
Простое
содержание
Сварливая жена, глупый
муж, доверчивые старики
Реальность
сюжета
Имеет
национальный
колорит
Диалогичность

11.

Наличие волшебных
предметов
Много волшебства,
превращений, вымысла
Добро всегда
побеждает зло
Сказка – это народный
кодекс нравственности»
Общая
характеристика
Традиционный
образный строй
Волшебные
сказки
Темы
Сказки о
приключениях со
свадебным концом
Сказки о богатырях,
удальцах (былинные
темы)
Герои
Художественные
особенности
Постоянные
сказочные
выражения
Сказки о доброй
падчерице и злой
мачехе
Главный
герой
(основное
качество
– доброта)
Главная героиня
(идеал русской
женщины)
Волшебные
помощники
(звери)
Традиционные
зачин и концовка
Враг
(Злой
волшебник)
Традиционные
эпитеты
Принцип
троичност
и
Градация
(усиление,
увеличение
признака)

12. ВЫВОД:


Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной
педагогики.
«Никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».
Простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам
детской психологии.
«В народной сказке ,- писал он,- великое и исполненное поэзии дитя-народ
рассказывает детям свои грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти
грезы».
По мнению К.Д.Ушинского, в душе дитяти с логической мыслью срастается
прекрасный поэтический образ,
«развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства».
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение
столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика
воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и
сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со
сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и
воспитания каждого ребенка.
Полностью текст статьи см. на сайте НПК
English     Русский Правила