ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ОРФОЭПИЯ
Современная орфоэпическая норма имеет варианты, прежде всего хронологического порядка, которые называются «старшим» и «младшим».
Территориальные разновидности орфоэпической нормы
Практическое значение орфоэпии
Стили произношения
Для успешного овладения орфоэпической нормой необходимо:
ТЕСТ ПО ТЕМЕ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
96.50K
Категория: Русский языкРусский язык

Орфоэпические нормы

1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

О РФ О Э П И Ч Е С К И Е
Н О РМ Ы

2. ОРФОЭПИЯ

Орфоэпия
– (от греч.
оrthos – правильное, eros – речь)
совокупность правил, определяющих произносительные нормы нашей
речи и обеспечивающих единообразное и обязательное для всех
грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в
соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а
также единообразное произнесение языковых единиц в соответствии с
исторически сложившимися и закрепившимися в языковой практике
нормами произношения.
Орфоэпическая норма —
это единственно возможный или
предпочитаемый вариант правильного произношения слова.

3.

Орфоэпия употребляется в двух значениях:
раздел
языкознания,
занимающийся
изучением
нормативного
литературного
1)
произношения
2)
совокупность
правил,
устанавливающих
единообразное
соответствующее
произношение,
принятым
произносительным нормам.
в
языке

4.

Хронологические варианты орфоэпической
нормы
В формировании литературного произношения огромную
роль играют театр, радиовещание, телевидение, звуковое кино,
которые
служат
мощным
средством
распространения
орфоэпических норм и поддержания их единства.
И орфография, и орфоэпия основываются на понятии
нормы. О месте нормы в системе понятий «язык» и «речь» так
писал Э. Косериу: «Функциональный язык (язык, на котором
можно
говорить)

это
система
функциональных
противопоставлений и нормальных реализаций, или, точнее, это
система и норма. Система есть система возможностей, координат,
которые указывают открытые и закрытые пути в речи, понятной
данному коллективу, а норма, напротив, - это системы
обязательных реализаций, принятых в данном обществе и данной
культуре. Норма соответствует не тому, что можно сказать, а тому,
что уже сказано и что по традиции говорится в рассматриваемом
обществе».

5. Современная орфоэпическая норма имеет варианты, прежде всего хронологического порядка, которые называются «старшим» и «младшим».

«старший»
«младший»
Эканье
Иканье
Различная реализация фонем Одинаковая реализация фонем
<а>, <о>, <е> в заударных <а>, <о>, <е> в заударных
слогах
после
мягких слогах
после
мягких
согласных.
согласных.
Реализация <а> звуком [ыэ] Реализация <а> звуком [а]
после твердых шипящих.
после твердых шипящих.
Мягкая реализация фонемы Твердое
бифонемное
<ж`> в некоторых словах.
сочетание <жж> в этих
словах.
Сочетание [ч` н], [шн].
Сужение
круга
слов
с
обязательным [шн] в пользу
[ч` н].

6.

«старший»
«младший»
Фрикативная
реализация Сокращение
количества
заднеязычного
согласного случаев
обязательной
перед следующим смычным в фрикатизации до слов мягко,
некоторых словах.
легко и их производных.
Мягкость согласных перед <е> Увеличение круга лексики с
(или орфографическим е) в твердыми согласными перед
заимствованных словах.
<е> (е).
Безударная флексия [-ы] (-и -) Единая флексия [-а] (<а>) им.
им.
падежа
мн.
числа падежа
мн.
числа
существительных ср. рода.
существительных ср. рода.
Единая безударная флексия [- Безударная
флексия
[-ът]
ут] формы 3 лица мн. числа формы 3 лица мн. числа
глаголов.
глаголов.

7.

«старший»
«младший»
Твердый
заднеязычный
согласный перед безударной
флексией им., вин.
падежей
мужского
рода
прилагательных ([-чъй], [-къй],
[-хъй]).
Мягкий
заднеязычный
согласный перед безударной
флексией им., вин.
падежей
мужского
рода
прилагательных ([-г` ьй], [-к`
ьй],
[-х` ьй]).
Мягкий
заднеязычный
согласный перед глагольным
суффиксом - ивать ([-г` ьвът`], [к` ьвът`], [-х` ьвът`]).
Расширение круга глагольных
форм с мягким согласным в
возрастном постфиксе - ся, - сь.
Твердый
заднеязычный
согласный перед глагольным
суффиксом - ивать ([-гъвът`], [къвът`], [-хъвът`]).
Твердый
согласный
в
возвратном постфиксе -ся, - сь,
за исключением деепричастия с
ударным суффиксом.

8. Территориальные разновидности орфоэпической нормы

Существовали два варианта орфоэпической нормы:
- Московский
- Петербургский
После переноса столицы государства в Москву, значительный
приток населения из сельских местностей привел к тому, что в
настоящее
время
образцы
старого
петербургского
произношения можно услышать только в фонографических
записях уже актеров, литераторов, ученых, общественных
деятелей.

9. Практическое значение орфоэпии

Орфоэпия

греч.,
буквально
«правильная
речь»)
прагматична:
формулируя общие представления о правильности, она дает каждому
говорящему конкретные рекомендации, направленные на достижение им
необходимого уровня в произношении; эти рекомендации основываются,
естественно, на реальной картине произношения этого индивида.
Орфоэпия тесно связана с социофонетическими характеристиками речи
(т.е. оценкой произношения с учетом социальных характеристик говорящих)
и ее фоностилистическая дифференциация различия в произношении
конкретного носителя литературного языка, зависящие от речевой ситуации,
отношения к собеседнику и тексту, от типа текста, адресата и т.д.

10. Стили произношения

Неполный
(быстрый)
Полный
Стили Разговорный
(медленный)произношения(общение)
Высокий
(академический)

11. Для успешного овладения орфоэпической нормой необходимо:

усвоить основные правила русского литературного
произношения;
научиться внимательно и критично слушать свою
речь и речь окружающих;
слушать и изучать образцовое
произношение,
которым должны владеть дикторы радио и телевидения;
их.
анализировать свои ошибки и недочеты и исправлять

12. ТЕСТ ПО ТЕМЕ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. В каком примере ударение падает на первый слог?
а)не был б) не была в) ждала г) цемент
2. В каком слове ударение падает на предпоследний
слог?
а) документ б) каракуль в) позвоним
3. В каком слове верно указан ударный гласный?
а) анатОм б) откупОрить в) плАто г) фетИшь
4. В каком слове ударение падает на третий слог?
а) гастрономия б) донельзя в) досыта г) кашлянуть
5. В каком слове ударение на первом слоге?
а) включим б) зажило в) партер г) колосс

13.

6. В каком слове верно указан ударный гласный?
а) углУбить б) ходатАйство в) Эксперт г) коклЮш
7. В каком слове ударение на втором слоге?
а) прикус б) принудить в) сетчатый г) пасквиль
8. Огромную
роль
в
формировании
литературного
произношения играют:
а) театр, телевидение, радиовещание
б) интернет
в) газеты, журналы
9. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?
а) метонимия б) нефтепровод в) пуловер г) закупорить
10. В каком слове ударение падает на первый слог?
а) вандалы б) вдовство в) щавель г) кашлянуть
11. В каком слове ударение на втором слоге?
а) иначе б) постриг в) трубчатый г) генезис

14.

12. Дайте определение:
Орфоэпические нормы – это …
13. В каких значениях употребляется термин
орфоэпия?(содержит не менее двух ответов):
а) раздел языкознание
б) совокупность правил
в) наличие вариантов
14. Современная орфоэпическая норма имеет варианты
хронологического порядка. Как их называют?
а) «старый» и «молодой»
б) «старший» и «младший»
в) «средний» и «низкий»

15.

15. Какие две фундаментальные особенности имеет
норма?
а) наличие вариантов и оценка существующих вариантов
б) совокупность правил
в) хронологические варианты
16. Существуют два варианта орфоэпической нормы. Какие?
(содержит не менее двух ответов)
а) украинский
б) московский
в)петербургский
17. Соотнесите стили произношения:
а) неполный
1) медленный
б) полный
2) общение
в) разговорный
3) академический
г) высокий
4) быстрый
English     Русский Правила