Основные вопросы темы:
Мифологические идеи
Мифологическое сознание древнего человека
Мифология
Мифологическое сознание древнего человека
1. Мифологическое сознание первого человека
1. Мифологическое сознание первого человека
Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»
Древнекитайская философия
3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»
3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»
3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»
3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»
Домашнее задание
5.93M

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

1.

Тема: «Человек и общество
в ранних мифах и первых
философских учениях»
§2

2. Основные вопросы темы:

1. Мифологическое сознание древнего человека
2. Древнеиндийская философия: как спастись от
страданий мира
3. Древнекитайская философия: как стать «человеком
для общества».

3.

идеи о происхождении мира и людей в древних
мифах :
идея творения - мир создан
существом-богом
идея развития - мир постепенно
развивался из хаоса.

4. Мифологические идеи

Идея творения – мир создан существом –
богом

5.

Мифологические идеи
Идея развития – мир создан из хаоса

6. Мифологическое сознание древнего человека

О чем нам рассказывают мифы?
«В австралийском мифе журавль Бронта
бросает в небо яйцо. Оно разбивается, и с тех пор
его желток, став солнцем, освещает землю. Одна
из священных книг Индии сообщает, что некогда, в
эпоху , когда во Вселенной не было ничего, кроме
вод, некий бог превратился ыв яйцо и стал
плавать в этих водах. Потом яйцо раскололось.
Из двух половин скорлупы одна была серебряной, а
другая золотой. Серебряная – это земля, золотая –
небо»

7. Мифология

МИФ
1. Основная функция мифа —
объяснительная.
2. Миф воспринимается и
рассказчиком и слушателем
как реальность.
СКАЗКА
1. Основная функция сказки —
развлекательная.
2. Сказка воспринимается и
рассказчиком и слушателем
как выдумка.

8. Мифологическое сознание древнего человека

Основные тематические циклы
мифов:
1) космогонические мифы – мифы о
происхождении
человека
и
человеческого общества;
2) мифы о культурных героях – мифы о
происхождении и введении культурных
благ;
3) эсхатологические мифы – мифы о
«конце света», конце времен.

9. 1. Мифологическое сознание первого человека

В первобытном и традиционных
обществах миф, повествующий
о происхождении Вселенной и
человека,
о зарождении жизни и явлении
смерти, выполняет функции
религии, идеологии, философии,
истории, науки.
Мифология осваивает действительность в формах
образного повествования

10. 1. Мифологическое сознание первого человека

Для мифологического сознания все, что существует - одушевлено.
Мифологическое пространство - это пространство души.
Мифологическое сознание - наиболее ранняя форма духовной культуры
человечества, объединяющая зачатки знаний, верований, политических
взглядов, разных видов искусства и философского осмысления.
В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют
собой единое и неразрывное целое. Миф совмещает в себе 2 аспекта:
диахронический
(рассказ о прошлом)
синхронический (объяснения
настоящего и будущего)

11.

Веды - сборники гимнов богам, песнопений,
ритуалов, изречений, жертвенных формул
Причина твоих страданий в тебе
самом, ты заслужил это своими
поступками в прошлом
Буклова Светлана Васильевна, учитель
истории и обществознания

12. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

«Гимн о сотворении мира»
«Нечто одно»
«дыхание»
Вселенная
Жертвоприношение (космический великан Пуруша
был разделен на части и стал источником жизни
для всех живых существ

13. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

МИР
I место – мир богов – «пространство, где
процветает райская жизнь»
II ступень – мир людей, подчиняется строгой
комической иерархии (касты):
Брахманы – мудрецы, толкователи Вед
Кшатрии – воины и правители
Вайшьи – класс земледельцев и скотоводов
Шудры – слуги
III ступень – мир демонов, духов, животных и
обитателей многочисленных адов

14. 2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

Первым источником религиозно-философской мудрости в Древней
Индии стала так называемая ведическая литература
Ве́ды (санскр. वेद,—
«знание», «учение») —
сборник самых древних
священных писаний
индуизма на санскрите
Мир видится как извечное
противостояние Космоса и Хаоса,
боги часто выступают олицетворением
природных сил
Упаниша́ды (санскр. उपनिषद् ) - древнеиндийские трактаты
религиозно-философского характера
Реинкарнация (переселение душ) впервые упоминается в Ведах,
обстоятельное описание доктрины реинкарнации содержится в
Упанишадах

15. 2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

В индуизме душа, называемая атманом,
- бессмертна, и только тело подвержено рождению и смерти.
«Как человек, снимая
старые одежды,
надевает новые, так
и душа входит
в новые
материальные тела,
оставляя старые
и бесполезные»
Идея перевоплощения
души любого
живого существа —
людей, животных и
растений - тесно связана
с понятием кармы

16. 2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

Карма (буквально: «действие») является совокупностью действий
индивидуума, выступающая причиной его следующего воплощения
Круговорот рождения и смерти, приводимый в действие кармой,
называется сансарой
Душа находится в постоянном цикле рождения и смерти
Желая наслаждаться в материальном мире, она рождается снова
и снова ради удовлетворения своих материальных желаний,
которое возможно только через посредство материального тела
После многих рождений душа в конце концов разочаровывается в
ограниченных и мимолётных наслаждениях, и начинает поиск высших
форм наслаждения которые возможно достичь только с помощью
духовного опыта

17. 2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

После продолжительной духовной практики (садханы) индивидуум
в конце концов осознаёт свою вечную духовную природу - то есть,
осознаёт тот факт, что его истинным «Я» является вечная душа, а
не бренное материальное тело
Когда все материальные желания прекращаются, душа более
не рождается и освобождается из круговорота сансары
Когда цепь рождения и смерти прерывается, говорится, что
индивидуум достиг мокши, или спасения
В индуизме одним способом для достижения мокши является
йога - совокупность различных духовных, психических и
физических практик

18. 2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

Буддизм - религиозно-философское учение
о духовном пробуждении, возникшее около
VI века до н.э. в южной Азии. Основателем
учения считается Сиддхартха Гаутама,
впоследствии получивший имя Будда
Шакьямуни
После нескольких лет наблюдения за
своим сознанием Будда Шакьямуни
пришёл к выводу, что причиной
страдания людей являются их
собственные действия и желания
Прекратить страдания, достичь
нирваны, можно практикой
самоограничения и медитацией
Будда (563 - 483 до н.э.)

19. 2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

Нирва́на (санскр. निववाण«угасание,
прекращение») - свобода от желаний,
страданий и привязанностей (отсутствие
их влияния на события жизни)
Четыре
благородные
истины
буддизма
1. Мир есть страдание. Болезнь, старость и смерть - удел всех
существ.
2. Желания и привязанности есть причина страданий и
неудовлетворённости жизнью.
3. Избежать страданий можно путем достижения нирваны.
4. Достичь состояния нирваны можно Благородным Восьмеричным
Путём.

20. 2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира

Благородный Восьмеричный Путь
1. Правильное понимание
2. Правильное намерение
3. Правильная речь
4. Правильные действия
5. Правильные средства к существованию
6. Правильное усилие
7. Правильная внимательность
8. Правильное сосредоточение
Центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление
человеком дисгармонии и несовершенств действительности путем
ухода от нее в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний

21. 3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

Даоси́зм - учение о «дао» или «пути вещей», китайское
традиционное учение, включающее элементы религии и философии
Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец)
древнекитайский философ VI-V веков до н.э.,
один из основателей учения даосизма, автор
трактата «Дао Дэ Цзин»
Дао многозначно, это бесконечное движение.
Дао - своего рода закон бытия, космоса,
универсальное единство мира.
Дао всегда и господствует везде и во всем,
безгранично.
Дао никто не создал, но всё происходит от
него, чтобы затем, совершив кругооборот,
снова в него вернуться.
Лао-цзы

22. Древнекитайская философия

Человек объединяет:
1. Темное и светлое
2. Мужское и женское
3. Пассивное и активное

23. 3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

Нравственный идеал даосизма
- это отшельник, который с
помощью религиозной
медитации, дыхательных и
гимнастических упражнений
добивается высокого духовного
состояния, позволяющего ему
преодолеть все страсти и
желания, погрузиться
в общение с божественным Дао
Даосизм учит созерцательному отношению к жизни.
Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами
завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации,
погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться
в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания

24. 3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

Конфуцианство - китайское этико-политическое учение,
приписываемое Конфуцию (551-479 до н. э.)
Основными категориями конфуцианства
являются понятия благородного мужа,
человеколюбия и правил ритуала
Управлять государством призваны
благородные мужи во главе с государем
(Императором) - «сыном Неба»
Благородный муж - это образец
нравственного совершенства, человек,
который всем своим поведением утверждает
нормы морали

25. 3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

Главная задача благородных мужей - воспитать в
себе и распространить повсеместно человеколюбие
попечение родителей о детях
сыновнюю почтительность
к старшим в семье
справедливые отношения между теми, кто не связан
родственными узами
Перенесённые в сферу политики,
эти принципы должны были
послужить фундаментом всей
системы управления
Воспитание подданных –
важнейшее государственное
дело, и осуществлять его
надо силой личного примера
«Управлять — значит поступать правильно»

26. 3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю
почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться
Конфуций был решительным
противником управления
на основе законов
«Если руководить народом
посредством законов и
поддерживать порядок
при помощи наказаний,
народ будет стремиться
уклоняться [от наказаний] и
не будет испытывать
стыда»
Он осуждал правителей, делавших
ставку на устрашающие
правовые запреты, и выступал за
сохранение традиционных
религиозно-моральных
методов воздействия
«Если же руководить народом
посредством добродетели и
поддерживать порядок при
помощи ритуала, народ будет
знать стыд, и он исправится»

27. Домашнее задание

• §2 читать,
• материал лекции учить,
• работа с источником на с. 25
English     Русский Правила