9.89M
Категория: КультурологияКультурология

Викторина "Своя игра" по теме "Календарно-обрядовые песни"

1.

2.

Игровое поле
Колядки
10
20
30
40
50
Масленичные песни
10
20
30
40
50
Весенние
песни
10
20
30
40
50
Летние
песни
10
20
30
40
50
Осенние
песни
10
20
30
40
50

3.

Назовите праздники, которые продолжались с 24 декабря по 6 января
(по старому стилю). Они были связаны с зимним солнцестоянием – одним
из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один
годичный жизненный цикл от другого.

4.

Как назывался день накануне Рождества, когда заканчивался
соракадневный пост? С ним связано много обрядов. Само его название
происходит от слова «сочиво» – блюдо из чуть пророщенной пшеницы с
мёдом. Такое блюдо по-другому называется «кутья». Её готовят также из
перловой крупы или риса.

5.

Тихую умиротворённость рождественского вечера часто нарушали
ряженые, приходящие в дом «славить»: изображали волхвов со звездой.
Звезда прикреплялась к палке, на других палках – картонные домикифонарики, внутри светились свечки. Наряжалась и совершала
праздничные обходы домов в основном молодёжь. Подходя к каждому
дому, пели под окнами. Как назывались песенки, которые пели ряженые
хозяевам?

6.

В песнях-колядках славились хозяева дома и содержались пожелания
богатого урожая, изобилия. Началу года придавалось большое значение.
Считалось, как встретишь Новый год, таков он и весь будет. Весёлые,
коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий. Спойте
нам любую песню-колядку или хотя бы первые строчки.

7.

Обрядовая еда, как на святки, так и в другие народные праздники играла
большую роль. Согласно поверью, если в первый день нового года будешь
сыт, то и в течение всего года не будет голода, именно на Новый год
старались наесться досыта. Этим объясняется обилие и разнообразие
новогодней ритуальной пищи. На Новый год пекли обрядовое печенье,
имевшее характерное название. Им одаривали приходящих к дому или в
дом колядовщиков. Как называли такое печенье?

8.

Этот древний народный праздник не закреплён за определённым числом
календаря. Масленица относится к «переходящим» праздникам,
связанным с Пасхой. Название этого праздника возникло потому, что на
этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а
молочные продукты ещё можно употреблять – вот и пекут блины
масленые. Празднуют этот праздник на последней неделе перед
Великим постом. Как называется этот праздник?

9.

Основная тема масленичных песен – встреча и проводы Масленицы, что
олицетворяло конец зимы, начало весны. А как встречали и провожали
Масленицу?
Для встречи Масленицы сооружалось
большое чучело, в начале масленичной
недели часть жителей деревни выезжала
встречать Масленицу за околицу, её с
песнями возили по деревне, а в конце
недели Масленицу вывозили из деревни,
сжигали или хоронили, тоже с песнями

10.

Масленицу встречали и провожали с обрядовыми песнями. В песнях
Масленицу сначала восхваляли, а потом ругали. За что в песнях ругали
Масленицу и как её называли?
Дорогая наша гостья, Масленица!
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная триаршинная,
Лента алая двуполтинная,
Платок беленький новомодненький,
Брови черные наведенные,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые головастые,
Портянки белые, набеленные.

11.

Тема «Искусство»
Народная обрядовая поэзия привлекала многих русских писателей,
композиторов и художников: А. Пушкина, Н.Некрасова, С.Есенина, а также
М.Глинку, П.Чайковского и других. Какому русскому художнику
принадлежит картина «Масленица»?

12.

В Масленицу долг каждого человека – помочь прогнать зиму, разбудить
природу. На это направлены все масленичные традиции. Каждый день
масленичной недели имел своё название. Перечислите их.
Понедельник

«встреча»,
вторник – «заигрыш»,
среда – «лакомка»,
четверг – «разгуляй»,
пятница–«тёщины
вечера»,
суббота - «золовкины
посиделки»,
воскресенье–прощёный
день»

13.

Весенние песни-10
Веснянки
Хозяйственная необходимость диктовала крестьянину внимательнее
присматриваться к изменениям в погоде, вовремя готовиться к будущему
севу и выгону скота на пастбище. Но весна могла быть как ранней, так и
поздней. Поздняя весна приносила голод. Всё это объясняет
распространённый в России обряд встречи весны. Обряды, связанные со
встречей весны, сопровождались пением песен. Как назывались такие
песенки?

14.

Веснянки не пели, а кликали, выкликали или выкрикивали. О чём просили,
заклинали в веснянках? Спойте песню-веснянку.
В веснянках заклинали весну прийти поскорее и прогнать
холодную, голодную зиму. В песнях просили здоровья:
первое – коровье, второе – овечье, третье – человечье.

15.

Заклинание весны приходилось на начало марта. 4 марта (Герасима
Грачевника) говорили: «Грачи прилетели». 9 марта – «сорок сороков птиц
летят, весну несут». Хозяйки выходили за околицу, расстилали на землю
холст, клали на него хлеб, кланялись в землю и говорили: «Вот тебе,
матушка-весна!» На 4 марта готовили обрядовое печенье. Какое печенье
пекли для встречи весны и какие обрядовые действия проводили с ним?
Пекли обрядовое печенье в виде птиц – жаворонков. Дети
брали испечённого «жаворонка», шли в поле или забирались
на высокие места (холмы, крыши построек), подбрасывали
вверх, ловили и пели заклички-жаворонки.

16.

Весь первый период весенних праздненств и обрядов завершался
праздниками, приуроченными к Пасхе. В последний день пасхальной
недели, первое воскресенье после Пасхи, девушки собираются и поют
песни-веснянки, водят хороводы, устраивают игры и пляски. Этот день –
девичий праздник. Как называется этот день?

17.

Для календарно-обрядовых песен характерна своя поэтика. И в то же
время они имеют общие черты со многими народными песнями:
напевность, образный параллелизм, «повествовательность», монологи и
диалоги, лирические обращения, повторы, постоянные эпитеты и др.
Назовите средства поэтической выразительности в следующей песне:
-Весна-красна,
На чём пришла?
-На солнушке,
На боронушке!
-Что ты принесла?
-Косу да серпок,
Золотой снопок!

18.

Символом каких песен была берёзка? Когда они исполнялись?
Берёзка – символ троицких обрядов. Троицкие песни
исполнялись в праздник Троицы – 50-й день после Пасхи.
Этот праздник был связан с расцветающей, входящей в силу
природой.

19.

В центре троицких обрядов – обряды с берёзкой. О каких обрядовых
действиях говорится в такой песне:
Ты не радуйся, клён-дерево,
Не к тебе идут красны девушки,
А ты радуйся, белая берёзынька,
Мы к тебе идём, красные девушки,
Красные девушки, молодые молодушки,
Мы покумимся, поголубимся.
Обычно в четверг перед Троицей девушки, взяв с собой яичницу, уходили в
лес, примечали берёзку и «завивали» её – делали из ветвей, не отламывая
их, венки. Берёзу украшали лентами, лоскутками разноцветной материи.
Завив и украсив берёзку, девушки совершали обряд кумления: разбившись на
пары, под пение песни «Покумимся, кума, покумимся» целовались через
венок. До следующего праздника Троицы, а иногда и на всю жизнь, девушки
считались кумами, т.е связанными особыми узами родства и дружбы
подругами. Покумившись, девушки съедали ритуальную еду (яичницу),
символизирующую жизнь, водили вокруг берёзы хороводы. В воскресенье
они возвращались к берёзке, развивали её и снимали украшения.

20.

Каждому празднику соответствовали свои ритуальные действия. А в чём
смысл обрядовых действий с берёзкой?
После того как берёзку «развивали», её срубали и бросали в воду
или несли в поле и бросали в рожь. Смысл этих ритуальных
действий – вызывание дождя в жаркую пору перед наступлением
засушливого лета и придание начинавшим зацветать злакам
плодоносящей силы. Кроме того, очевидно, дерево олицетворяло
весну, а сами обряды знаменовали уход весны и приход лета.

21.

Послушайте песню и скажите, о каком празднике в ней идёт речь?
Ой, рано на Ивана…
Да кто нейдёт на улицу…
Ой, рано на Ивана!
Ой, рано на Ивана!
Ой, рано на Ивана!
Нехай лежит колодою!
Речь идёт о празднике Ивана Купалы. Это тоже крупный
летний праздник. Купальские обряды совершались в дни
летнего солнцеворота; это была «макушка» лета, время
наивысшего расцвета природы. Для крестьянина после
Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокоса и
жатвы.

22.

Какие обрядовые действия связаны с днём
Ивана Купалы?
На Ивана Купалу ночью жгли костры. Существовал обычай прыгать
через костёр: считалось, что огонь обладает очищающей силой –
прыгавший через костёр будет здоровым, крепким. С Иваном
Купалой связаны и многие поверья о растительном мире. Верили,
что в эту ночь деревья разговаривают между собой, многие травы
приобретают целебные свойства. Широко бытовала легенда о
папоротнике, расцветавшем в ночь на Ивана Купалу: тот, кто
сумел сорвать цветок папоротника, мог отыскивать клады,
понимать язык животных и т.д.
Из цветов, собранных в день Ивана Купалы, плели венки, гадали
по ним.

23.

Осенний цикл обрядов длился недолго. Все силы, все заботы осенью
были направлены на уборку урожая в срок, без потерь. Все же уборку
хлеба, несмотря на нехватку времени и тяжёлый труд, крестьянин
сопровождал целым рядом обрядовых действий. В чём их смысл?
Основной смысл обрядовых действий – обеспечить
средствами собранного урожая будущий урожай, сытную и
здоровую жизнь.

24.

В начале жатвы обязательно совершались обряды с первым снопом,
который называли именинным. Его с песнями переносили с поля на гумно,
с него начинали молотьбу, а зёрна сохраняли до нового посева. Как
назывался этот этап жатвы?

25.

На каком этапе уборки урожая могли исполнять такую песню?
Жали мы жали,
Жали-пожинали,Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Постать широкая;
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
Людей не видали.
Такую песню могли петь после окончания жатвы. Тогда же
воздавали почести и последнему снопу. Ему приписывали
целебные свойства, например, скармливали скотине, чтобы
не болела.

26.

Окончив жатву, обычно «завивали бороду». Этот обряд был широко
распространён. Что означает – «завивать бороду»?
Смысл этого обряда в том, чтобы сохранить плодородную
силу поля. Колосья несжатых злаков или связывали в пучок,
или заламывали, т.е. «завивали бороду».

27.

Жнецы после жатвы катались по полю, приговаривая:
Яровая жнивушка,
Отдай мою силушку
На долгую зимушку!
А для чего они это делали?
Жнецы катались по жатве, чтобы восстановить силы,
растерянные в дни страды.

28.

Какие песни назывались обрядовыми? Какую роль они играли в жизни
крестьян?
Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время
самых разных обрядов и являлись важной и необходимой
частью этих обрядов. Считалось, что если не будут
выполнены все обрядовые действия и исполнены
сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый
результат.

29.

Источники
http://navmousosh-2.edusite.ru/p18aa1.html
http://старинные-открытки.рф/wp-content/uploads/2012/03/Rojdestvo.jpg
http://banana.by/uploads/posts/2011-12/1324540157_76.jpg
http://nice.by/uploads/posts/1325503746_710033.jpg
http://f9.ifotki.info/org/ee2311e66db9f6568b4ca894e81a70f658513b108879628.jpg
http://www.abc-people.com/shop/christmas5.jpg
http://www.booksite.ru/fulltext/girls/rus/san/90.jpg
http://www.liveinternet.ru/users/alakazia/post180743594/
http://cossackstan.ru/uploads/posts/2009-01/1231157916_image010.jpg
http://supercook.ru/images-maslenica/rus-masl-02.jpg
http://www.tanais.info/art/pic/kustodiev3.html
http://edu.of.ru/Sch377/news.asp?ob_no=78619
http://www.diets.ru/data/cache/2011mar/01/53/102513_13831-700x500.jpg
http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?p=58795&sid=a39a5e2c92d244fb4763b49fa0165f60
http://mp3-sait.info/listen/жаворонки%20закличка
http://viki.rdf.ru/media/upload/preview/jav.jpg
http://amamam.ru/wp-content/uploads/pechenie/pechenie_ptici_11.jpg
http://amamam.ru/wp-content/uploads/pie/zhavoronki_21.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/881/73881589_0_3f356_f3022143_L.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/630/57630067_MihailBoskinHorovod1910e.jpg
http://naseledushapoyot.ru/wp-content/uploads/2012/03/Devichiy-obryad-zavivaniya-beryoz-naTroitsu-209x300.jpg
http://www.slavyanskaya-kultura.ru/photos/photo909.html
http://www.supercook.ru/images-skazki-vypusk/sk-snegurochka-09.jpg
http://bialczynski.files.wordpress.com/2011/06/kwiat-papr-ros-1.jpeg
http://www.liveinternet.ru/users/1955645/tags/%F4%EE%F2%EE%E3%F0%E0%F4%E8%E8/
http://www.gazetaparma.ru/wp-content/uploads/2011/08/DSC05685.jpg
http://naviny.by/pict/22e954ff632394b1f3fe3ea922c0aca7.jpg
http://womenssecretszone.ru/forum/index.php?topic=352.140
http://kizhi.karelia.ru/info/media/thumbs/33/b5/foto_004.jpg
Малюгина в.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. – М.: Вако, 2009.
English     Русский Правила