Сюжет
Сюжет
Сюжет
Сюжет
Художественные особенности романа:
Место и роль Рахметова в романе
Прошлое:
Новые люди -
Мастерская Веры Павловны
Теория «разумного эгоизма»
«Моральный кодекс» героев Чернышевского:
Сны Веры Павловны
В структуре образа В. П., как и романа в целом, важное место занимают сны. Они отражают духовную и нравственную эволюцию
3.56M
Категория: ЛитератураЛитература

Своеобразие жанра романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

1.

Н. Г. Чернышевский.
Роман «Что делать?».
Своеобразие жанра.
Основные элементы
его художественного
мира

2.

3.

История создания романа
4 декабря 1862 г. – Н Г Чернышевский
приступает к написанию романа «Что
делать?»
26 января 1863 г. – первые главы
романа были направлены оберполицмейстеру для передачи редакции
«Современника»
4 апреля 1863 г. – роман был закончен

4.

История создания романа
Следственная комиссия по делу Чернышевского, а
вслед за ней и цензоры, увидели в романе лишь любовную
линию и дали разрешение к печати.
• Оплошность
цензуры
вскоре
была
замечена,
ответственного цензора Бекетова отстранили от должности.
• Однако роман уже опубликован в журнале «Современник»
(1863, № 3—5). Несмотря на то, что номера
«Современника», в которых печатался «Что делать?»,
оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях
разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

5.

История создания романа
Н. С. Лесков:
«О романе Чернышевского
толковали не шёпотом, не
тишком, — но во всю глотку в
залах, на подъездах, за столом
г-жи Мильбрет и в подвальной
пивнице Штенбокова пассажа.
Кричали: „гадость“, „прелесть“,
„мерзость“ и т. п. — все на
разные тоны».

6.

История создания романа
П. А. Кропоткин:
«Для русской молодёжи того
времени она [книга „Что делать?“]
была своего рода откровением и
превратилась
в
программу,
сделалась своего рода знаменем».

7.

История
создания романа
В 1867 году роман был
опубликован отдельной книгой в
Женеве (на русском языке)
русскими эмигрантами, затем был
переведён на польский, сербский,
венгерский, французский,
английский, немецкий,
итальянский, шведский,
голландский языки. Запрет на
публикацию «Что делать?» был
снят только в 1905 году. В 1906
году роман был впервые напечатан
в России отдельным изданием.

8.

9. Сюжет

1.
Центральным персонажем романа является Вера Павловна
Розальская. Чтобы избежать замужества, навязываемого
корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со
студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем
младшего брата). Брак позволяет ей покинуть родительский
дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью.
2. Вера учится, пытается найти свое место в жизни, наконец,
открывает швейную мастерскую «нового типа» — это коммуна,
где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково
заинтересованы в благополучии совместного предприятия.
Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего
времени, основные ее принципы — взаимное уважение,
равноправие и личная свобода. Постепенно между Верой и
Дмитрием возникает настоящее чувство, основанное на доверии
и привязанности.

10. Сюжет

3.
Однако случается так, что Вера Павловна
влюбляется в лучшего друга своего мужа, врача
Александра Кирсанова, с которым у нее
гораздо больше общего, чем с мужем. Эта любовь
взаимна. Вера и Кирсанов начинают избегать
друг друга, надеясь, скрыть свои чувства, в первую
очередь друг от друга. Однако Лопухов
догадывается обо всем и вынуждает их
признаться.Чтобы дать жене свободу, Лопухов
инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого
самоубийства начинается роман), сам же уезжает
в Америку, чтобы на практике изучить
промышленное производство.

11. Сюжет

4. Через некоторое время Лопухов, под именем
Чарльза
Бьюмонта,
возвращается
в
Россию. Он — агент английской фирмы и
прибыл по ее поручению, чтобы приобрести
стеариновый
завод
у
промышленника
Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов
посещает дом Полозова, где знакомится с его
дочерью
Екатериной.
Молодые
люди
влюбляются друг в друга и вскоре женятся.

12. Сюжет

5.
После чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о
своем возвращении Кирсановым. Между
семьями завязывается тесная дружба, они
поселяются в одном доме, и вокруг них
ширится общество «новых людей» — тех, что
желают устроить «по-новому» свою и
общественную жизнь.

13.

Художественное своеобразие
«Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь,
которая дает заряд на всю жизнь» (Ленин). Подчёркнуто
занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа
должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь
широкие массы читателей. Внешний сюжет романа — любовная
история, однако в нём отражены новые экономические,
философские и социальные идеи времени. Роман пронизан
намёками на грядущую революцию. Л. Ю. Брик вспоминала о
Маяковском: «Одной из самых близких ему книг была "Что
делать?" Чернышевского. Он постоянно возвращался к ней.
Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как
бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в
нём поддержку. "Что делать?" была последняя книга, которую он
читал перед смертью».

14. Художественные особенности романа:

• «эзопов язык»;
• сны Веры Павловны;
• беседы с проницательным
читателем.

15.

Пошлые люди
Хотя в романе “Что делать?” Чернышевский
не занимался
Новые
люди глубоким анализом причин
несправедливого устройства общества, как писатель, он не мог обойти вниманием
Как
зародился этот тип? Черты, отличающие новых людей? Каков главный
представителей “старого порядка”. Мы встречаемся с этими персонажами в точках их
принцип
новыхслюдей?«Каждый
из
– человек
не колеблющийся,
не
Особенный
человекотважный,
соприкосновения
“новыми людьми”.
От них
такого
соседства
все отрицательные
черты выглядят
отступающий,
взяться
за дело, так
чтоявляется
оно не то,
выскользнет
из рук: это
особенно мерзко.умеющий
На мой взгляд,
достоинством
автора
что он не расписал
одна
сторона
иходной
свойств;
с другой
стороны,
каждый
из нихВочеловек
“пошлых
людей”
краской,
а нашел
в них оттенки
различий.
втором сне Веры
«
Рахметов
был
из
фамилии,
известной
с
XII
века»;
Павловны два слоя честности,
пошлого общества
нам
в виде аллегорической
грязи.
безукоризненной
такой,представлены
что даже и не
приходит
в голову вопрос:
«ригорист»;
Лопухов
Кирсанов
ведут научную
между собой и одновременно
преподают
"Можно или
положиться
на этогодискуссию
человека
Это ясно, как
то, что он
Никитушкабезусловно?"
Ломов;
довольно
сложный
урок
читателю.
Грязь
на
одном
поле
они
называют
“реальной”,
а на другом
дышит грудью; пока дышит
эта грудь,
онафизическое
горяча ибогатство»;
неизменна,- смело кладите
на
«вздумал
приобресть
— “фантастической”. В «стал
чем же
их
различия?
В
виде
“фантастической”
грязи
автор
представляет
знакомства
с особенно
умными черты
студентами»;
неё
свою голову, на ней искать
можно
отдохнуть
Эти общие
так резки, что за ними
нам дворянство — высший свет российского
общества.
чтение
книг; Серж — один из типичных его
сглаживаются
личные
особенности.»
( гл.
3,образ
VIII
)вашу историю; заботы об
«стал
вести
самый
суровый
жизни»;
представителей. все
Алексей
Петрович
говорит
ему:
“...мы
знаем
Подробно
осветить
этот вопрос
книга
Фогельсона
Вот некоторые
«стал на
кормить
себя»;
излишнем, мысли
о ненужном
— вот поможет
почва,
которой
вы выросли; И.А.
эта почва
фантастическая”.
«гнусная
слабость»;
тезисы:
знание
труд как человеческие
основа жизни
новых людей;
достоинство
и и богатство
А ведь Серж
имеетинеплохие
и умственные
задатки,
но праздность
«успевал делать страшно много»;
губят
их на корню.гуманизм
Так из застоявшейся
грязи,
где нетобщественного
движения воды (читай:
не могут
независимость,
и высокое
сознание
долга,труда),
широта
«перемена
занятия есть
отдых»;
вырасти
здоровые
колосья.
Могут «я
быть
только
флегматичные
и бесполезные
вроде Сержа, или
дерзаний
и смелость
поступковглавные
качества
новых
людей; «разумный
должен
дорожить
временем»
чахлые
и глупые
вроде Сторешникова,
а то
и вовсе
маргинально-уродливые
вроде Жана. Чтобы
манера
знакомиться
с людьми;
эгоизм»
как нравственный
принцип
новых
людей.
«моё плодить
правило: предлагать
моё мнение
всегда,
когда я должен,
никогда
не
эта грязь перестала
уродов, нужны
новые,
радикальные
мерыи—
мелиорация,
которая
«Моральный
кодекс»
героев
Чернышевского:
навязывать
спустит стоячую воду (читай: революция,
которая его»;
даст каждому по труду). Справедливости
-ради
Чемавтор
труднее
дело,
тем
более
радуешься
своей
и ловкости,
исполняя
«дела,
не
касавшиеся
лично
до него»;
замечает, что нет правил без исключений. Всиле
виде
“реальной”
грязи
автор его
стипендиаты Рахметова;
удачно.
представляет буржуазно-мещанскую среду. Она отличается от дворянства в лучшую сторону
«проба»;
-тем,
А приятно
издалижизненных
думать о людях,
с
которыми
поступил
честно.
что под напором
обстоятельств
вынуждена
напряженно
трудиться. Типичная
«я не должен
любить»;
этойисреды
Марья
Алексеевна.
Эта женщина
живет,
природный
-представительница
Я чувствую радость
счастье,
значит,
мненатура»;
хочется,
чтобы
всекак
люди
стал хищник:
«кипучая
«особенный
кто
смел, тот иисъел!
“Эх, Верочка,— говорит
она человек».
дочери в порыве пьяного откровения,— ты
радостными
счастливыми.
думаешь,
я не знаю,
какие
у вас
в книгах новые порядки расписаны? — знаю: хорошие. Только
- Будь честен,
и всё
будет
отлично.
мы с тобой до них не доживем... Так станем жить по старым... А старый порядок какой? Старый
-порядок
Полного
счастья нет без полной независимости.
тот, чтобы обирать да обманывать”. Н. Г. Чернышевский хоть и не любит таких людей,
но сочувствует им, старается понять.

16. Место и роль Рахметова в романе

«Вот что об этом пишет автор: « Ну,- думает
проницательный читатель,- теперь главным лицом
и заткнёт
всех
за пояс,
и Вера
«Небудет
покажиРахметов
я фигуру Рахметова,
…Вера
Павловна,
Кирсанов,
Лопухов
Павловна
в него публики
влюбится,
и вот
скоро
с натуры,
казались
бы большинству
героями,
лицами
высшей
пожалуй
даже лицами
идеализированными...
Нет, друзья
мои,
…это с
не
Кирсановым
начнётся
та же история,
какая
была
так…»- пишет Чернышевский. И абзац чуть выше: «Я изображал их с
Лопуховым…Ничего
не будет…Рахметов
любовью
и уважением, потому этого
что каждый
порядочный человек стоит
уйдёт
из этого
рассказа
и не перед
будетними?
он ни
любви
и уважения.
Но где
я преклонялся
Гдеглавным,
проглядывает у
меня
хоть
малейшая тень
мысли,
что они бог
знает как высоки и
прекрасны,
ни
неглавным,
вовсе
никаким
действующим
лицом
что я не могу представить себе ничего выше и лучше их, что они – идеалы
в моём
Зачем
жеи он
введён
в роман
и так как
людей?
Как я романе.
о них думаю,
так они
действуют
у меня,
- не больше,
подробнопорядочные
описан?люди
Вот нового
попробуй,
проницательный
обыкновенные
поколения.
Что они делают
превыспреннего?
Не делают
читатель, ушь
ли тыподлостей,
это?» не трусят, имеют обыкновенные
честные убеждения, стараются действовать по ним…» ) А такие, как
Рахметов? «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла
бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди
задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей
мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила
и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль
соли»

17. Прошлое:

(Марья Алексеевна, Михаил Сторешников и его мать , Жанн,
Серж и др.)
На примере семейного воспитания Веры Павловны, её
жизни в родительском доме, на образе её матери Марьи
Алексеевны Розаль-ской.
Изображая
старый
мир,
показывая и мелкобуржуазную мещанскую среду, и людей
дворянского
круга,
Чернышевский
раскрывает зло
классового неравенства: необеспеченность, приниженность,
темнота одних – паразитизм, праздность, развращенность
других. Указывая, что одни развращаются
вследствие
избытка материальных благ, другие, наоборот, вслед-ствие
недостатка их, Чернышевский тем самым ставит вопрос о
необходимости революцион-ного
переустройства
жизни. И здесь главная роль отводится новым людям.

18. Новые люди -

люди нравственного совершенства.
(Дмитрий Сергеевич Лопухов, Алексей Кирсанов, Вера Павловна и
другие)
а) революционные устремления и любовь к
народу, просветительская работа;
б) неиссякаемое трудолюбие – труд для них
такая же потребность, как дышать, есть,
эстетическое наслаждение, т. к. каждый
занимается любимым трудом;
в) чистые и красивые взаимоотношения
(стремление к личной свободе и независимости, высокое благородство, нравственная
чистота, честность, взаимоуважение, высокий
уровень интеллектуального развития)

19.

• «Каждый из них – человек отважный, не
колеблющийся, не отступающий, умеющий
взяться за дело, так что оно не выскользнет
из рук: это одна сторона их свойств; с другой
стороны,
каждый
из
них
человек
безукоризненной честности, такой, что даже
и не приходит в голову вопрос: "Можно ли
положиться на этого человека безусловно?"
Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока
дышит эта грудь, она горяча и неизменна,смело кладите на неё свою голову, на ней
можно отдохнуть Эти общие черты так резки,
что за ними сглаживаются все личные
особенности.»

20. Мастерская Веры Павловны

21. Теория «разумного эгоизма»

Нравственная
теория,
которая
заключается
в
свершении
благородных
и
самоотверженных
поступков для своей же пользы. Нет
для человека большего счастья, больше
нравственной «пользы» , пусть это даже
сопровождается болью и страданием,
чем
сознание
того, что поступил
справедливо, разумно, нравственно.

22. «Моральный кодекс» героев Чернышевского:

• Чем труднее дело, тем более радуешься своей
силе и ловкости, исполняя его удачно.
• А приятно издали думать о людях, с которы-ми
поступил честно.
• Я чувствую радость и счастье, значит, мне
хочется, чтобы все люди стал радостными и
счастливыми.
• Будь честен, и всё будет отлично.
• Полного счастья нет без полной независимости.

23.

«Не покажи я фигуру Рахметова, …Вера Павловна,
Кирсанов, Лопухов казались бы большинству
публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй
даже лицами идеализированными... Нет, друзья мои,
…это не так…» - пишет Чернышевский. «Я
изображал их с любовью и уважением, потому что
каждый порядочный человек стоит любви и
уважения. Но где я преклонялся перед ними? Где
проглядывает у меня хоть малейшая тень мысли, что
они бог знает как высоки и прекрасны, что я не могу
представить себе ничего выше и лучше их, что они –
идеалы людей? Как я о них думаю, так они и
действуют у меня, - не больше, как обыкновенные
порядочные люди нового поколения. Что они делают
превыспреннего? Не делают подлостей, не трусят,
имеют обыкновенные честные убеждения, стараются
действовать по ним…»

24.

«Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без
них она заглохла бы, прокисла бы; мало их,
но они дают всем людям дышать, без них
люди задохнулись бы. Велика масса честных
и добрых людей, а таких людей мало; но они
в ней – теин в чаю, букет в благородном вине;
от них её сила и аромат; это цвет лучших
людей, это двигатели двигателей, это соль
соли земли.»

25. Сны Веры Павловны

26. В структуре образа В. П., как и романа в целом, важное место занимают сны. Они отражают духовную и нравственную эволюцию

героини.
Первый сон В. П.: она заперта в сыром темном
подвале, разбита параличом, она слышит
незнакомый голос, кто-то дотрагивается до ее
руки, и болезнь тотчас же проходит, она видит в
поле девушку, в которой все беспрестанно
меняется — и лицо, и походка, и даже
национальность. На вопрос героини, кто она,
девушка отвечает, что она — невеста ее жениха
и, хотя у нее много имен, В. П. может называть
ее
«любовью
к
людям».

27.

Первый сон В. П.: она заперта в
сыром темном подвале, разбита параличом,
она слышит незнакомый голос, кто-то
дотрагивается до ее руки, и болезнь тотчас
же проходит, она видит в поле девушку, в
которой все беспрестанно меняется — и
лицо, и походка, и даже национальность. На
вопрос героини, кто она, девушка отвечает,
что она — невеста ее жениха и, хотя у нее
много имен, В. П. может называть ее
«любовью к людям».

28.

Второй сон В. П.: снова поле, по нему ходят
Лопухов и Мерцалов, и первый разъясняет второму
отличие чистой, то есть реальной, грязи от грязи
гнилой, то есть фантастической. Реальная грязь —
та, в которой есть движение, жизнь (ее признаки —
труд и дельность). В гнилой грязи соответственно
жизнь и труд отсутствуют. В. П. видит свою мать
Марью Алексевну в обстановке нищеты, бледную и
изнуренную, зато добрую, видит себя на коленях у
офицера или нанимающейся на работу и
получающей отказ. «Невеста своих женихов, сестра
своих сестер» объясняет В. П., что она должна быть
признательна своей матери, потому что всем
обязана именно ей, а злой та стала из-за условий, в
которых вынуждена была жить. Если изменится
обстановка, то и злые станут добрыми.

29.

Третий сон В. П.: певица Бозио читает вместе с
ней ее дневник (хотя В. П. никогда не вела его). В
этом дневнике — история ее отношений с
Лопуховым. Последнюю страницу В. П. в испуге
читать отказывается, и тогда ее наставница читает
сама. Суть в том, что В. П. сомневается в
истинности своего чувства к Лопухову: ее любовь к
нему — скорее уважение, доверие, готовность
действовать заодно, дружба, признательность, но
только не любовь, какая нужна ей... В. П. хочет
любить Лопухова и не хочет обижать его, но сердце
ее стремится к Кирсанову.

30.

Четвертый сон В. П.: она видит разные образы
женщин-цариц, воплощения любви — Астарту,
Афродиту, «Непорочность». Наконец, она узнает в
светлой красавице, которая ведет ее через разные
эпохи развития человечества, саму себя —
свободную женщину. Женщину, которая любит
и которая любима. «...Это она сама, но богиня».
Видит В. П. и Хрустальный дворец-сад,
благодатные нивы, весело работающих и также
весело отдыхающих людей — образ будущего,
которое «светло и прекрасно». Ее семейное счастье
и ее мастерская, по мысли автора, прообраз этого
счастливого будущего, его зародыш.

31.

«Будущее светло, оно прекрасно. Говори же
всем: вот это в будущем, будущее светло и
прекрасно. Любите его, стремитесь к нему,
работайте для него, приближайте его,
переносите из него в настоящее сколько
можете перенести: настолько будет светла и
добра, богата радостью и наслаждением ваша
жизнь, насколько вы умеете перенести в неё
из будущего. Стремитесь к нему, работайте
для него, приближайте его, переносите из
него в настоящее всё, что можете перенести.»
English     Русский Правила