Наиболее значительными учениями в Древнем Китае были: Даосизм, Конфуцианство, Моизм, Легизм.
1. Даосизм 2. Конфуцианство
1. Моизм 2.Легизм
Спасибо за внимание !!!
2.34M
Категория: ФилософияФилософия

Политико-правовые учения в Древнем Китае

1.

2. Наиболее значительными учениями в Древнем Китае были: Даосизм, Конфуцианство, Моизм, Легизм.

3. 1. Даосизм 2. Конфуцианство

1. Лао-Цзы основатель
даосизма, одного из
наиболее влиятельных
древнекитайских
философской мысли,
изложил свои взгляды в
произведении «Дао дэ
цзин». Книга о дао и дэ.
2. Учение Конфуция
сыграло
фундаментальную роль
во всей истории
этической и
политической мысли
Китая.

4. 1. Моизм 2.Легизм

1. Мо-Цзы основатель
моизма, развивал идею
естественного
равенства всех людей
и выступал с
обоснованием
договорной концепции
возникновения
государства, в основе
которой лежит идея
принадлежности
народу верховной
власти.
2. Основные идеи
легизма изложены в
«Книге правителя
области Шан», в
которой некоторые
главы написаны Гунь
Яном, известным под
именем Шан Ян. С
точки зрения Шан Яна
закон не обязателен
для всех: «Мудрый
творит законы, а
глупый ограничен
ими».

5.

Правовая система Древнего
Китая испытывала мощное
влияние двух
противоборствующих
философских учений:
конфуцианства и политикоправовой концепции легизма.
ПРИВЕРЖЕНЦЫ ВЗГЛЯДОВ КОНФУЦИЯ
СЧИТАЛИ ГЛАВНЫМ РЕГУЛЯТОРОМ ПОВЕДЕНИЯ
ЛЮДЕЙ НЕ ЗАКОН, А НОРМЫ МОРАЛИ. ЛЕГИСТЫ
ЖЕ НАСТАИВАЛИ НА ТОМ, ЧТО ЖИЗНЬ
ПОДДАННЫХ ДОЛЖНА БЫТЬ УПОРЯДОЧЕНА С
ПОМОЩЬЮ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАКОНОВ,
ВЫРАЖАЮЩИХ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ.

6.

Источниками права в Древнем Китае
являлись обычаи, писаные законы,
акты правителя.

7.

Самым древним
китайским
законодательным актом
был уголовный кодекс,
разработанный, по
преданию, в X в. до
н.э. и состоявший из
3 тысяч статей. Такое
обилие объяснялось в
достаточной степени
казуистическим
способом изложения,
тщательностью
классификации и
дифференциации
различных видов
преступлений, которые
в то время
различались
500разновидностями.

8.

Появление писаных законов в
Китае фактически относится к
VI – V вв.до н.э. Одним из
первых был закон о
поземельном налоге,
принятый в VI в.в царстве Лу,
закрепивший ликвидацию
общинного и установление
частного землевладения.
Усиление законодательной
деятельности в период
"борющихся царств" было
связано с необходимостью
использования закона в
целях стабилизации
политической обстановки в
условиях непрекращающейся
борьбы отдельных княжеств
между собой.

9.

Одним из первых материальных свидетельств
писаных законов стал бронзовый треножник с
текстом "обозрения законов", относящийся к 536
г.до н.э..
ЕГО ОСНОВОЙ СТАЛО
ПОНЯТИЕ "У СИН", ПЯТИ
ВИДОВ НАКАЗАНИЯ ЗА
ПРЕСТУПЛЕНИЕ:
КЛЕЙМЕНИЕ, ОТРЕЗАНИЕ
НОСА, ОТРУБАНИЕ
ОДНОЙ ИЛИ ОБЕИХ НОГ,
КАСТРАЦИЯ И СМЕРТНАЯ
КАЗНЬ, СТАВШАЯ САМЫМ
РАСПРОСТРАНЕННЫМ
НАКАЗАНИЕМ.

10.

На рубеже V – IV вв. до н.э.
появился свод законов
"Книга законов царства
Вэй", составленная Ли Фуем
на основе правовых
положений, принятых в
отдельных княжествах и по
традиции считающихся
законами предков. Он
состоял из 6 глав: законы о
ворах, о разбойниках, о
заключении в темницу, о
поимке преступников, об
орудиях казни и пытки. Этот
сборник положил начало
последующей практике
разработки законов.

11.

БРАК И СЕМЬЯ.
Основы брачно-семейного права
строились на конфуцианских
представлениях о семье как о
первичной социальной ячейке,
функционирующей на основе
естественных законов в общей
системе социального порядка.
Семья носила в Древнем Китае
патриархальный характер. Во
главе большой семьи как
хозяйственной единицы стоял
старший в семье мужчина,
которому подчинялись все члены
семьи. Глава семьи выступал в
роли ее властителя, хозяина
имущества. Понятие "отец"
обозначалось иероглифом "фу",
выражавшим руку, державшую
прут, — символ наказания за
непослушание членов семьи.

12.

В КНИГЕ V ЛИ ЦЗЫ БЫЛИ ЗАКРЕПЛЕНЫ СВОЕОБРАЗНЫЕ
НИЖНИЙ И ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛЫ БРАЧНОГО ВОЗРАСТА:
ДЛЯ МУЖЧИН С 16 ДО 30, ДЛЯ ЖЕНЩИН С 14 ДО 20 ЛЕТ,
ФИКСИРОВАВШИЕ КАК БЫ ПРЕДЕЛЫ ТЕРПЕНИЯ И
СДЕРЖИВАНИЯ ГНЕВА ПРЕДКОВ НА НЕБЛАГОДАРНОГО И
НЕПОЧТИТЕЛЬНОГО ПОТОМКА.

13.

РИС. УКРАШЕНИЕ В ФОРМЕ ПОЛУДИСКА ХЭН С
ИЗОБРАЖЕНИЕМ ДРАКОНОВ. НЕФРИТ. ПЕРИОД
ЧЖАНЬГО. 5-3 ВВ. ДО Н. Э. ПЕКИН. МУЗЕЙ ГУГУН.
"Ли" предписывали развод
мужчине под страхом
наказания, если жена не
"оправдала надежд
предков", была непослушна
свекру и свекрови,
бесплодна, распутна,
завистлива, болтлива,
тяжело больна, а также
воровски использовала
семейное имущество. А вот
возможности женщины
оставить своего мужа или
протестовать против
развода были
незначительны.

14.

Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.
Земля:
• в период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь
право пользования полученными в дар землями;
• во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собственность;
• период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговые
сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое
землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в
руки новой знати.
Рабы:
• в период Инь считаются
государственной собственностью. Хотя
рабы и находились во владении
частных лиц, купли-продажи еще не
существовало;
• во времена Чжоу стал возможен обмен
и покупка рабов. В V - III вв. до н. э.
существовали две категории рабов:
государственные и частные;
• период Цинь - широкая и свободная
торговля рабами.

15.

ДОГОВОРЫ.
Древнекитайское право
регламентировало различные
виды договоров, в том числе:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
договор мены;
договор купли-продажи, который
предписывалось заключать в
письменной форме с
обязательной уплатой пошлины;
договор дарения (получил
широкое распространение в
дарении земли, рабов,
колесниц, оружия, и другого
имущества)
договор займа (оформлялся
долговой распиской, ему
сопутствовали отсрочка
платежа, внесение залога,
выдача письменных
обязательств, появилось
ростовщичество, долговое
рабство.);
договор аренды земли;
договор личного найма.

16.

НАКАЗАНИЯ.
Термин "бао" использовался в
Древнем Китае в значении
воздаяния за совершенное
преступление. Живучесть
представления о наказании как
о воздаянии по принципу
талиона, берущего свое
начало с
первобытнообщинного строя,
определила длительное
существование в Китае обычая
кровной мести, с которым
безуспешно боролись
китайские правители.

17.

СУДЕБНЫЙ
ПРОЦЕСС.
В состязательном
по своему характеру
процессе в Древнем
Китае очень рано
стали вводиться
элементы
розыскного
процесса, который
со временем
утвердился
безраздельно.
Расследование
преступлений еще в
древности
поручалось особому

18.

Расследование
начиналось с доноса в
уездную управу или
окружное управление.
Расследование тяжких
преступлений
передавалось в окружные
управы.
Запрещались под
угрозой смертной казни
доносы на родителей, деда,
бабку и других близких
родственников, кроме
убийства отца, при
котором доносить можно
было даже на мать.

19.

Доказательствами считались свидетельские показания,
вещественные доказательства, добытые в ходе осмотра места
преступления или освидетельствования трупа, и клятва.
Действовал принцип презумпции виновности обвиняемого.
Широко применялось вынесение решения по делу по аналогии.
Тела или головы
преступников,
подвергшихся
смертной казни,
выставлялись для
публичного обозрения
в открытом поле, на
рынке или во дворе
дворца, если
преступник был
сановным лицом.

20. Спасибо за внимание !!!

English     Русский Правила