ПЕДАГОГИКА ДОСУГА
Термин «педагогика досуга» употребляется в трех значениях:
Педагогика досуга – это наука о воздействии досуговой деятельности на социально-культурную среду, духовный мир ее субъектов и
Принципы педагогики досуга
2. Принцип единства рекреации и познания
3. Принцип совместной деятельности
В определении принципов досуговой педагогики есть и другие подходы. Например, С.А. Шмаков выделяет такие принципы:
Методы – совокупность приемов и способов организации воспитывающей жизни, деятельности, отношений. Методы – то, с помощью чего
Методы досуговой педагогики
Средства педагогики досуга мы будем понимать как «разнообразные материалы, орудия и условия досугового процесса, благодаря
Представим разнообразие средств педагогики досуга в виде схемы:
Успешное применение средств педагогики досуга зависит от выполнения следующих условий:
Формы педагогики досуга – это способы и приемы организации досуговой деятельности людей в учреждениях социального воспитания,
В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы досуговой деятельности делятся на :
Классификация форм, предложенная Е.В. Титовой
Характеристика конкретных форм организации досуга
1.Культурно-досуговая программа – это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить
Основные типы культурно-досуговых программ:
Разовая игровая программа
Конкурсно-игровая программа по заданной тематике
Игра-спектакль
Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и
1.72M
Категория: ПедагогикаПедагогика

Педагогика досуга

1. ПЕДАГОГИКА ДОСУГА

Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики
САФУ им. М.В.Ломоносова
ЩЕКИНА
СВЕТЛАНА СТАНИСЛАВОВНА

2. Термин «педагогика досуга» употребляется в трех значениях:

• как досуговая практика, в которой задействовано сегодня
множество профессий, крайне необходимых для современной
социальной и социокультурной сферы;
• как учебный предмет, обладающий определенной логикой и
структурой;
• как исторически сложившаяся отрасль научных знаний,
теории, которая развивается благодаря усилиям большого отряда
ученых и практиков.

3. Педагогика досуга – это наука о воздействии досуговой деятельности на социально-культурную среду, духовный мир ее субъектов и

объектов –
создателей и потребителей культурных благ и ценностей с целью
повышения их досуговой квалификации.
• Общетеоретическая функция педагогики досуга состоит в теоретическом анализе закономерностей
досугового процесса. Наука описывает факты, явления, процессы социально-культурной, досуговой
жизни, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.
• Прогностическая функция педагогики досуга также реализует научные задачи и состоит в
обоснованном предвидении социокультурной ситуации (например, тенденции молодежной
субкультуры, ее перспективы, как будет видоизменяться досуг в будущем). На базе научно
обоснованного прогноза становится возможным более уверенное прогнозирование. В досуговой сфере
значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе духовное развитие
обращено в будущее.
• Практические (преобразовательные, прикладные) функции педагогики досуга ориентированы на
решение практических задач (реализация социального заказа) и реализуются в досуговой практике
детей, подростков, взрослых, разработке новых методов, средств, форм, систем досуговой
деятельности и управления инфраструктурой культурного досуга. К практическим функциям
педагогики досуга можно отнести:
• Развивающую, суть которой заключается в развитии сущностных сил человека, заложенных в него
природой (наследственность). Исходя из принципа природосообразности, социальные педагоги
используют развивающий диапазон культуры и досуга для стимулирования и наращивания
позитивных наследственных качеств человека. Иными словами, если в человеке от природы заложен
Рафаэль, то целенаправленная досуговая деятельность должна быть направлена на развитие и
саморазвитие этих предпосылок. Развивающая функция олицетворяет собой гуманистическую
направленность воспитательного процесса.

4.


Коммуникативную, которая предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа,
творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.), в непрерывном
информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики.
Содержание коммуникативной функции применительно к культурно-досуговой сфере составляет производство, обмен,
кодирование и декодирование, потребление и использование огромного объема информации из мира науки, искусства,
религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой,
организационный (учрежденческий) и массовый.
Специфической практической функцией досуговой деятельности является рекреативно-оздоровительная. По
существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных
досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в
предшествующей трудовой деятельности (производственной, интеллектуальной, творческой и т.п.). Именно поэтому
при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности
людей в тех или иных видах досуговой деятельности.
Гедонистическая функция (от термина «гедонизм» - удовольствие, удовлетворение) означает направленность
формализованной досуговой деятельности на удовлетворение культурных потребностей, запросов и интересов
человека. Эта функция предполагает изучение социальными педагогами спроса населения на «культурный продукт» и
обеспечение соответствующего предложения по его удовлетворение в сфере свободного времени
Культурно-творческая функция связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой
деятельностью человека (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научноисследовательская, прикладная). Культуротворческая деятельность в значительной мере компенсирует недостаток
возможностей для более полной реализации творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой
дефицит весьма распространен среди работающих на предприятиях.

5. Принципы педагогики досуга

1.
Принцип интереса
Принципы педагогики досуга
Побуждение человека к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в нее, должно исходить из учета его интересов, поскольку
неучтенный интерес – это неудовлетворенная потребность. Кроме того, интерес не только удовлетворяет потребность, но и способен породить ее. То,
чем раньше человек интересовался без видимой пользы (проявлял поверхностный интерес), может его увлечь, превратиться в объект постоянной
деятельности, а следовательно, в потребность (стать интересом постоянным, глубоким). Возникает своеобразная цепочка: потребность – интерес,
интерес – потребность, потребность – интерес и так далее. В этой цепочке как раз и содержится та отправная точка, которая позволяет побудить или
включить человека в содержательную, социально значимую досуговую деятельность.
Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как и разнообразна человеческая деятельность. Формирование и развитие интересов зависит от многих
факторов, в том числе от уровня развития самого индивида, а также от качества и особенностей объекта, вызывающего тот или иной интерес. Вместе
с тем интересы формируются другими людьми, коллективом, обществом. Они зависят от состояния общественного развития, общественных
отношений, духовной, нравственной культуры человека и общества и др. Именно поэтому у одних людей есть интересы к творчеству, учебе, труду,
технике, науке, искусству, спорту, а у других – нет.
Среди интересов человека в сфере досуга в первую очередь выделим тот, который вызван потребностью в информации, т.е. в получении различных
сведений. Любая воспринимаемая человеком информация в большей или меньшей мере эмоционально окрашивается. Очень часто интерес вызывает
или порождает не столько сам факт, т.е. сообщение, сколько эмоции, связанные с ним. Все сферы непреложной жизнедеятельности человека
информационно и эмоционально наполнены. При этом эмоциональные состояния могут быть самыми разнообразными: радость, печаль, стыд, гнев,
испуг, равнодушие, презрение, обида и др.
Иная картина наблюдается в сфере досуга. Здесь резко падает или исчезает совсем информация, порожденная непреложными видами занятий.
Возникает своеобразный информационный вакуум, который человеку приходится заполнять самому. В противном случае ему грозит состояние,
которое определяется как информационный голод. Наряду с ним возникает и голод эмоциональный. Стремление выйти из этого психологического
состояния побуждает человека к поиску разнообразных впечатлений. Но не впечатлений вообще, а имеющих положительную эмоциональную
окраску, в которых переживание доминирует над познанием, т.е. развлечений. В традиционном словоупотреблении развлечениями называют такие
виды досуговой деятельности, которые создают условия для веселья, приятного времяпрепровождения, отвлечения от повседневных непреложных
дел, доставляют удовольствие. Интерес к развлечениям присущ любому человеку независимо от его возраста, социального положения. Различия
наблюдаются лишь в предпочтениях по отношению к развлечениям в зависимости от их характера и содержания.
Принцип интереса требует учета и такого фактора, как стремление человека к самоутверждению. В сфере досуга удовлетворить это стремление
позволяет игра. Досуговая деятельность, содержанием которой является соревновательность, состязательность, представляет собой важное поле для
самоутверждения. Возможность многократно проявлять сообразительность, ловкость, изобретательность, находчивость, нестандартные решения,
остроумие роднят игру с творчеством, переводя ее с уровня потребления на более высокий уровень досуговой деятельности. Игра, будучи ярко
выраженной развлекательной формой досуговой деятельности, обладает еще существенным познавательным значением. В игре человек часто
воспринимает новую информацию от партнеров или непосредственно в правилах игры, ее материале.

6. 2. Принцип единства рекреации и познания

Познание – это приобщение человека к культуре. Личность живет и действует в условиях культуры,
культура наполняет собой личность. Усвоение культуры требует от человека активных усилий,
напряжения, способности к самообразованию и саморазвитию. Однако большинство людей не спешат
или не умеют воспользоваться имеющимися возможностями для овладения культурой и предпочитают
проводить досуг на уровне пассивного потребления развлекательных впечатлений. Досуговая
деятельность человека с недостаточно высоким уровнем культуры всегда более шаблонна, стереотипна,
обладает признаками конформизма. На досуге он ищет не познания и развития, а развлечения, и
притом такого, какое требует минимального духовного напряжения.
Все это обусловливает одну из важнейших задач досуговой педагогики – поиск таких путей, таких форм,
средств и методов, которые позволяют соединить познание и развлечение, наполнив последнее
содержанием и смыслом.
К наиболее популярным формам, которые представляют собой источники массового распространения
информации, относятся телевидение, радио, пресса, популярные лекции, встречи.
С наибольшей полнотой принцип единства рекреации и познания реализуется в процессе групповой
досуговой деятельности. К таким формам досуговой деятельности можно отнести работу клубных
объединений, кружковые занятия, экскурсии, походы и др. Они являются активными формами
использования свободного времени и играют существенную роль в развитии личности, что определяет
сущность следующего принципа досуговой педагогики – принципа совместной деятельности.

7. 3. Принцип совместной деятельности

Досуговая деятельность, как и любой другой вид деятельности, может
осуществляться человеком как индивидуально, так и совместно с
другими людьми. Совместность предполагает такое взаимодействие, в
процессе которого люди находятся в определенных отношениях
взаимной зависимости и взаимной ответственности. Такая зависимость
возникает тогда, когда успех одного из членов досугового объединения
определяет успешность досуговой деятельности остальных и неудача
одного влияет на результат другого. Эти условия в полной мере
проявляют себя в педагогически организованной деятельности
самодеятельных объединений, кружков, клубов по интересам и др.,
функционирующих на основе ярко выраженной предметной
деятельности на уровне творчества или перехода к нему.
Совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное
единство группы, рождает традиции, организационную структуру, едет к
повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в
ней воспитательный потенциал.

8. В определении принципов досуговой педагогики есть и другие подходы. Например, С.А. Шмаков выделяет такие принципы:

• принцип «красной линии»,
• принцип «могучей кучки»,
• принцип «фельдмаршала Кутузова»,
• принцип «горы»,
• принцип «антиканонов»,
• принцип «камня, брошенного в воду»,
• принцип опоры на положительные эмоции ребенка.

9. Методы – совокупность приемов и способов организации воспитывающей жизни, деятельности, отношений. Методы – то, с помощью чего

воспитатель достигает, решает поставленные
педагогические задачи.
Досуговая педагогика создала свои, специфические методы сотрудничества и
сотворчества с детьми:
1. Методы игры и игрового тренинга.
Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игра, как
сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его
воспитательным тренингом. В игре можно легко выявить симпатии и антипатии учащихся,
кого они выбирают, предпочитают из сверстников Игра выявляет знания и интеллектуальные
силы ребенка. Игры показывают уровень развития организаторских способностей детей и
подростков, выявляют их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.
2. Методы театрализации.
Досуг детей и подростков имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей.
Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки, «капустника», «театральной
гостиной», русских посиделок, «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется
через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы.
Театрализация знакомит учащихся с разнообразными сюжетами жизни.

10. Методы досуговой педагогики

3. Методы состязательности.
Состязание – чисто детская привилегия, состязание – внутренняя «пружина» раскручивания творческих
сил, стимулирования к поиску, открытию, побед над собой. Состязание распространяется на все сферы
творческой деятельности ребенка, кроме нравственной.
4. Методы равноправного духовного контакта.
Они опираются на совместную деятельность детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и дети –
равноправные члены школьных клубов, драмколлективов, хоров, творческих объединений, основанных
на демократическом, гуманизированном общении.
5. Методы воспитывающих ситуаций.
Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем для детей и подростков условия.
Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и
сложностями.
6. Методы импровизации.
Импрум (англ.) – самопроверка, улучшение, усовершенствование. Жизнь детей импровизирована. В
импровизации заложен механизм имитационного поведения. Дети очень легко поддаются внушению.
Пример одного входит в подсознание другого, минуя разнотональность сознания. В результате
включается этот древний, пришедший от прапрародителей механизм. Импровизация – действие, не
осознанное и не подготовленное заранее, так сказать, экспромтом. Методы импровизации противостоят
школьным методам репетиционности, порождают азарт ребенка со знаком плюс.

11. Средства педагогики досуга мы будем понимать как «разнообразные материалы, орудия и условия досугового процесса, благодаря

использованию которых более успешно и
рационально
передается
и
усваивается
содержание
социокультурной деятельности и достигаются поставленные
педагогические
цели»
(Педагогика: Учебник /Л.П.Крившенко и др.; под ред
Л.П.Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.С. 140-141.)
Все средства педагогики досуга между собой тесно
взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного
объекта воздействия, т.е. младшие школьники,
подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д.. К
тому же, выбор средств зависит от содержания
мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер
вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу,
конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).

12. Представим разнообразие средств педагогики досуга в виде схемы:

Устные:
живое слово,
сценическая речь,
коммуникационные связи: диалог,
монолог, полилог
Печатные:
художественная литература,
социально-экономическая, политическая,
образовательная, научная, газеты, журналы,
документы
Искусство и самодеятельное
творчество:
Оригинальные жанры, декоративноприкладное, изобразительное,
музыкальное, хореографическое,
хоровое, театральное
Наглядные:
афиша,
плакаты, экспонаты,
реликвии, дизайн среды,
реклама, сценический реквизит
Средства
педагогики
досуга
Технические:
кино, радио, телевидение,
аудио- и видео аппаратура, звуковая
аппаратура, фототехника, компьютеры и
др.
Психолого-педагогические:
игры, развлечения,
зрелища, коммуникативные,
обучающие, воспитывающие

13. Успешное применение средств педагогики досуга зависит от выполнения следующих условий:

• выбор средств всегда обусловлен целью досугового мероприятия,
именно цель определяет средство;
• количество и характер выбранных средств воздействия должны
соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток
средств и их избыток одинаково вредны;
• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в
совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и
сильные стороны;
• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой
и в полной исправности».
• досуговая деятельность обозначает содержательный, развивающий
отдых, свободное общение, в котором инициатива должна
принадлежать воспитанникам, однако организатор досуга должен
помнить о своей ведущей роли, а не быть сторонним наблюдателем.

14. Формы педагогики досуга – это способы и приемы организации досуговой деятельности людей в учреждениях социального воспитания,

культуры,
по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания
• Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда
и в каких условиях ведет конкретную досуговую деятельность с
воспитанниками.
• Форма как часть воспитательного, развивающего процесса
зависит от целей, содержания, методов и одновременно
обуславливает их осуществление, воплощение в конкретном
деле.
• Поэтому формы организации досуга зависят от конкретных
педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят
творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

15.

По времени проведения все формы можно разделить на:
• – кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
• – продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
• – традиционные (регулярно повторяющиеся).
По времени подготовки бывают экспромтные формы, т.е. проводимые с учащимися без включения их в предварительную
подготовку, а также формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся.
По видам деятельности – формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния
педагога – непосредственные и опосредованные.
По субъекту организации классификация форм может быть следующая:
• – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
• – деятельность организуется на основе сотрудничества;
• – инициатива и ее реализация принадлежат детям.
По результату все формы можно разделить на следующие группы:
• – результатом является информационный обмен;
• – результатом является выработка общего решения (мнения);
• – результатом является общественно значимый продукт.
По количеству участников формы могут быть:
• – индивидуальные (воспитатель – воспитанник);
• – групповые (воспитатель – группа детей);
• – массовые (воспитатель – несколько групп, классов).

16. В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы досуговой деятельности делятся на :

Формы педагогики досуга
массовые
Аукционы
Театрализованные
представления
Праздники
Фестивали
Олимпиады
групповые
Кружки
Диспуты
Круглые столы
Любительские объединения
Клубы по интересам
индивидуальные
Занятия в секциях
Беседы
Консультации
Занятия в кружках
Интерактивные компьютерные
игры

17. Классификация форм, предложенная Е.В. Титовой

• По ее мнению, существует три основные типа форм воспитательной работы:
мероприятия, дела, игры.
• Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые
педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного
воспитательного воздействия на них. Е.В. Титовой выделены характерные признаки
такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей
и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами,
если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь,
воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и так далее, то это и есть
мероприятие.
• Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые
членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
• Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно
организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

18. Характеристика конкретных форм организации досуга

19. 1.Культурно-досуговая программа – это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить

танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми,
концертные номера и др.
Виды: Познавательно-развлекательная (конкурс, викторина, интеллектуальная
игра); праздничная историческая (литературно-музыкальные композиции к
памятным датам, концертные программы и др.); танцевально-игровая (вечер
отдыха, тематическая дискотека); фольклорная (обрядовые праздники).
Цель: коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует
указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский
утренник, молодежная шоу-программа).
Отличается разнообразием и непринужденностью форм общения –
познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением
участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на
другой.
Требует от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также
четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.

20.

Методика подготовки:
1.
Создание постановочной группы: сценарист-режиссер, художник, музыкальный руководитель, осветитель.
2.
Создание сценария: определение темы (о чем?), сверхзадачи (ради чего?), подбор и исследование материала
(художественного или документального), выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-программа,
конкурсная программа и др.), написание сценария, подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы,
декорации), составление сметы расходов.
3.
Постановка мероприятия: распределение обязанностей среди членов постановочной группы, подготовка
декорационного
и
музыкального
оформления,
костюмов,
реклама
мероприятия
(СМИ,
афиши,
пригласительные билеты), репетиционный период (подбор участников и распределение ролей, расписание
репетиций, постановка концертных номеров).
4.
Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку).
5.
Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.

21.

2. Конкурсно-досуговые программы
пользуются популярностью у населения всех возрастов. К ним относят:
1. Развлекательные конкурсные программы (цель – отдых и создание атмосферы хорошего настроения), построены часто в
игровой форме.
2. Познавательные конкурсные программы (цель – прежде всего получение новых знаний по определенным темам,
расширение кругозора участников).
3. Конкурсные шоу-программы – это зрелищные концертные программы, цель которых выявление победителей в
определенных номинациях.
Формы и методы развлекательных и познавательных конкурсных программ весьма разнообразны: это викторины («Эрудит»),
игровые программы (проведение конкурсов, выстроенных в определенный сценарий – «В гостях у веселых клоунов»,
«Лукоморье», где ведущие становятся главными героями программы). В наши дни большое распространение получили игры по
сюжетам популярных телевикторин («Угадай мелодию», «Брейн-ринг», «КВН», «Играй, гармонь» и многие другие), так как
строить программу, основываясь на готовую схему сценария намного легче. Также весьма разнообразны формы проведения
конкурсных шоу-программ: это всевозможные «Мисс…», конкурсы исполнителей эстрадной песни, конкурсы бальных танцев.

22. Основные типы культурно-досуговых программ:

Заслуживающий внимания подход к классификации таких программ и
их краткое описание предлагает методист Санкт-Петербургского Дворца
творчества юных А.Б. Гальченко[Гальченко А.Б. О типологии
досуговых программ и не только / Сфера досуга – сфера
социализации, с. 47-511].
За основу классификации взяты два фактора: степень соучастия детей в
программе и ее протяженность во времени. В соответствии с этим
выделяются 6 типов программ:
1. разовая игровая программа;
2. конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
3. игра-спектакль;
4. театрализованная игра;
5. зрелище;
6. праздник;
7. длительная досуговая программа.

23. Разовая игровая программа

• не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе
«действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за
столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от
получаса и более – в зависимости от возраста участников.
• Организуют все это, как правило, педагоги-организаторы. От их профессионализма, таланта и опыта зависит то,
насколько педагогически грамотной получится та или иная игровая программа. Очень важно, чтобы каждый
ребенок почувствовал радость от своего участия в коллективном «действе», не ушел с чувством обиды за то, что
его не заметили, не приняли в игру, не дали проявить его способности. Не менее важно во время проведения
игровой программы учить детей играм, показывать приемы организации игры.
• С особым интересом дети воспринимают игры-шутки, игры-розыгрыши, игры-перевертыши (когда задания
ведущего нужно выполнить с точностью до наоборот). В то же время избитые, не обновляемые по много лет
приемы, как правило, вызывают невосприимчивость и равнодушие детской аудитории.
• Непозволительной ошибкой может стать включение в игровую программу сомнительных конкурсов, отдающих
пошлостью и создающих щекотливые ситуации. К сожалению, тенденция к пошлости, скабрезности, имеющая
место во взрослой игровой практике, проникает и в игровые программы для детей (Карелова И.М. Игра – особый
инструмент / Сфера досуга – сфера социализации, с. 65.)
• Как должно выглядеть описание разовой игровой программы? Иногда достаточно и сценарного плана. Однако
документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является
литературный сценарий.
• Разнообразные примеры подвижных и спокойных игр, которыми можно воспользоваться при составлении разовых
игровых программ, собраны и обработаны сотрудниками отдела игры Московского городского Дворца детского
(юношеского) творчества (См.: Московская игротека. Вып 3. Сост. Григорьев С.В., Ерошкин А.В. – М.:
МГДД(Ю)Т, 2003; Григорьев С.В., Тимофеев Ю.Н. Игры в летнем детском лагере // Домашнее
воспитание,2003, №3; Фролов А.С. Главный праздник лета – день святой Троицы // Домашнее
воспитание,2003, №3; Тимофеев Ю.Н. Командировка в игровое лето// Образование в современной школе,
2003, №7; Самсонова А.В. Учимся играя // Детский досуг, 2003, №1; Е.М. Минскин. Игры со скороговорками
// Детский досуг, 2003, №1).

24. Конкурсно-игровая программа по заданной тематике

• предполагает, как правило, предварительную подготовку участников.
Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и
др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит
именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.
• Педагогу, организующему конкурсно-игровые программы, надо знать о
некоторых тонкостях в их подготовке и проведении.
• Например, при организации КВН важно не превратить игру в обычный
экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять
выдумку, фантазию. В то же время самостоятельность детей должна
сопровождаться тонким педагогическим руководством, без которого
выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного
тона.
• Чтобы избежать подобных ошибок, для конкурсно-игровой программы
в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой
педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного
периода, списком рекомендуемой литературы.

25. Игра-спектакль

• Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как
правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования,
молодые школьные учителя. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние
участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять
задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.
• Богатый опыт в проведении такого рода игр накоплен в учреждениях дополнительного
образования детей, и школьные педагоги с успехом могут использовать его. Например, в
Центре детского творчества «Созвездие» Западного округа г. Москвы уже более 10 лет
работает Театрально-концертное объединение (ТКО), в которое вошли все педагогиорганизаторы учреждения. Они объединились для того, чтобы совместными усилиями
создавать сценарии игровых спектаклей, тематических вечеров, новогодних утренников для
детей младшего возраста, дискотек для старшеклассников и реализовывать эти сценарии в
различных детских аудиториях при самом активном участии зрителей
• См. Тихомирова В.Ю., Кузнецова Е.В. и др. Театрально-концертное объединение: современные
подходы к работе педагога-организатора // Дополнительное образование, 2002, № 5.; Кузнецова
Е.В., Тихомирова В.Ю. «По щучьему велению». Сценарий театрализованного представления по
мотивам одноименной русской народной сказки // Детское творчество, 2003, №1; Кузнецова Е.В.,
Тихомирова В.Ю. Необыкновенные приключения Пеппи. Сценарий театрализованного
представления // Образование в современной школе, 2003, №8.

26.

Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет
четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть
самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее
проводят в коллективах старших школьников.
В оформленном виде такая программа не может выглядеть просто как сценарий – это лишит школьников
возможности самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:
·
четко изложенные педагогические задачи;
·
план подготовки игры;
·
экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);
·
сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения школьников в ту или иную ситуацию;
·
список литературы для подготовки детей к игре.
Разнообразные сценарии сюжетных игр можно найти в педагогических журналах, в том числе адресованных
работникам дополнительного образования, классным руководителям: «Образование в современной школе»,
«Народное образование», «Классный руководитель», «Внешкольник», «Бюллетень программно-методических
материалов для учреждений дополнительного образования детей: региональный опыт», «Дополнительное
образование», «Вожатый века» и других.
Григорьева Т.М. «Лицейской жизни милый брат» (театрализованная игра-урок о дружбе лицейских товарищей А.С. Пушкина) //
Образование в современной школе, 2002, №1; Степанов П. Как воспитать толерантность? (театрализованная игра-урок «Слушается дело
о Кавказской войне») // Народное образование, 2002, №1, с. 160-162; Вачков И. Психологический тренинг (деловая театрализованная игра
«Всемирный психологический конгресс») // Народное образование, 2001, №9, с. 185-188.

27. Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и

зрителей. Для исполнителя – юного певца,
танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный
подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к
программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).

28.

Праздник – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой
программы.
Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным
участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг
за другом, одновременно для всех.
Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны (А.С. Фролов.
Программа «Праздники Детства» // Детский досуг, 2003, № 2.)
К ним относятся:
слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества[Об одном из
возможных подходов к организации фестиваля детского художественного творчества см. в
материале: Белозерова Л.С. Дети России – детям Москвы. Дети Москвы – детям России // «Скоро
каникулы!» - Приложение к журналу «Внешкольник», 2000, №2.8]
приветствия, презентации, церемонии,
гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления,
физкультурные праздники (Фомин А., Кашкаров В. и др. Физкультурные праздники // Детский
досуг, 2003, № 2.),
тематические недели (О методике проведения Театральной недели см.: Григорьева И.Г.
Программа городского лагеря для учащихся 13-16 лет // Детский досуг, 2003, № 1), тематические дни
и др.
В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных
событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.

29.

Праздники -
наш соотечественник В. Вересаев считал, что чем больше будет праздников у людей, тем больше будет солнца
на небе, радости на земле и веселой энергии в крови. Первоначально понятие праздника в древнееврейском языке обозначалось
словом «хаг» (от глагола «хагаг» – танцевать) и рассматривалось как ритуальное танцевальное действие.
В латинском языке слово «фестум» (от санскритского корня «блестеть») предполагало торжество, праздничный день и было связано
с обычаем устраивать торжественный прием в праздничные дни. Во французском языке известны три значения этого слова:
1. особый день, посвященный культуре религиозных церемоний; 2.публичное развлечение, устраиваемое по какому-либо поводу;
2. удовольствие, житейская радость, счастье.
В русском языке оно произошло от прилагательного «праздный» – незанятый, пустой, а праздное время расценивалось как
нерабочее. В энциклопедии, словаре так называют дни, посвященные выдающимся событиям или традиционным датам.
В драматургической канве сценария принято выделять следующие структурные единицы: исходное событие, завязочное
событие, событие l эпизода, событие ll эпизода…, поворотное, кульминационное, финальное события.
Проследим, например, как развиваются события в русской сказке «Колобок»:
Исходное событие. Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: «Спеки мне, старая, колобок».
Да из чего испечь-то? Муки нет.
По амбару помети, по сусекам поскреби – вот и наберется.
Завязочное событие. Старушка так и сделала. Намела, наскребла, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле
и положила на окно. Надоело колобку лежать, он покатился с окна на лавку, с лавки на пол – да к двери, с крыльца на двор за ворота
и покатился дальше…
1 эпизод. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц…
2 эпизод. Катится колобок по тропинке, а навстречу ему серый волк…
3 эпизод. Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет…
4 эпизод. Катится колобок, а навстречу ему лиса… (поворотное событие).
5 эпизод (кульминационное событие). «Славная песенка, да то беда, голубчик, что стара я стала – плохо слышу, сядь ко мне на
мордочку да пропой еще разочек».
Финальное событие. Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел… А лиса его – гам! – и
съела.

30.

Длительная досуговая программа отличается тем, что она рассчитана на постоянный состав
участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в
течение нескольких дней или недель, а то и в течение года и более.
Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым
играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.
Можно выделить ряд специфических особенностей длительной сюжетно-ролевой игры:
·
наличие развивающей социальной идеи (сюжета);
·
наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего
фактора);
·
разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);
·
создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;
·
конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и
диктат взрослых.
В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра применима в различных
педагогических системах: в рамках общеобразовательной школы, в летнем детском лагере, в
детских объединениях системы дополнительного образования и др.
Обязательное правило такой программы – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и
заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели «путешествия с
привалами», «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением» (по типу «Хоббитских
игр»).

31.

Особенно популярны длительные досуговые программы в летних оздоровительных
лагерях, поскольку продолжительная игра-эпопея может стать основой
тематической смены лагеря, подчиняя себе деятельность всех детских коллективов,
общелагерные массовые праздники. За последнее десятилетие накоплен большой
опыт проведения ситуационно-ролевых игр, представляющий интерес для
педагогов-практиков (О сущности и методике проведения таких игр см в кн.:
Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном
воспитании старшеклассников. – Кострома, 1998).
Один из наиболее ярких примеров в этом плане – программа «Новая цивилизация»
(Подробное описание программы «Новая цивилизация» см. в журнале
«Воспитательная работа в школе», 2003, № 1.), адресованная старшеклассникам и
позволяющая им за одну лагерную смену попробовать себя в нескольких ролях,
существенно обогащающих их социальный опыт.
Интересный опыт организации подобной деятельности накоплен в образовательных
учреждениях Ярославской области (Кисина Т.С.. Длительная сюжетно-ролевая игра
как программа деятельности детского коллектива // Внешкольник, 1997, № 1(4)).

32.

В практике деятельности детских коллективов исследователи выделяют
различные сюжетные модели таких игр:
1)
Республика – это своеобразное государство, основной закон которого отражает права и обязанности детей и
взрослых. Здесь решаются задачи воспитания гражданской позиции детей через их участие вместе со взрослыми в
моделировании государственного управления, привитие навыков и умений демократической жизни. В этом плане
интересен опыт республики СВЕДУМИД, действующей в общеобразовательной школе № 25 г. Рыбинска
Ярославской обл.
2)
Путешествие – по этой модели строит свою деятельность школа № 20 г. Рыбинска, в которой каждый год
детская организация «Корабль МЕЧТА» отправляется в плавание по четко проложенному курсу в Океане Учения.
3) Строительство – эта модель пользуется популярностью в работе с младшими школьниками: каждый школьный
коллектив строит свой дом из отношений внутри своего коллектива и свой микрорайон из полезных дел.
Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер. В качестве форм ее
реализации могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ – игровые, конкурсные,
праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм.
В целом, исходя из положительного опыта применения длительных досуговых программ, можно сделать вывод об их
несомненной ценности, поскольку они стимулируют развитие умений и навыков у детей, предоставляют им
возможность для самореализации в различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и
стимулируют социальную активность детей.

33.

Формы реализации культурно-досуговых программ:
Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается
в жизнь:
1 подход. М.Е. Кульпетдинова выделяет четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную
реализацию культурно-досуговой программы (основанием ее классификации является масштаб мероприятия,
фактически определяемый количеством участников):
1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады,
балы, турниры, конкурсы и др.);
2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного
образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;
3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели,
кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);
4) "репертуарные" мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в
которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей
Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ / Ключ к успеху. Сборник № 10, с. 276
Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель,
решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

34.

2 подход. Классификация Н.С. Карповой – педагога-психолога Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный»
(СПб) построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из
которых должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие
возрасту детей.
I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких
указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок
чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с
младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации – всевозможные игры (игры с правилами, с
игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.
II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в
общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен
как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к
самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее
популярными ее формами являются: игры на местности, игры на восприятие друг друга, спортивные игры, туризм,
вечеринки, встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы), система зарабатывания каких-либо благ, праздники,
драматизация.
III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости»,
осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности,
складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам
интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти
особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты
коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть: вечера современной музыки,
диско-шоу, вечера авторской песни,
спортивные игры, дискуссии, тренинги, всевозможные формы общественнополезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

35.

3. Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере
творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение
определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок сюда
участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.
4.Любительское объединение – объединение людей на базе КДУ благодаря
общности интересов и увлечений.
5. Камерные формы организации досуга: салон, гостиная
- Салон как мероприятие КДУ – это вечер для узкого круга лиц, объединенных
общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен.
Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На
таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются
информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных
произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о
прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу.
- Гостиная также одна из форм культурно-досугового общения на базе КДУ. Они, как и
салоны, бывают театральные, музыкальные, литературные. Исходя их названия,
мотивом для проведения гостиной могут стать встреча с интересными людьми,
вечер-воспоминание об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателей, с
просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей
или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

36.

6. Детские недели - комплексные формы работы - привлекают к КДУ внимание большой аудитории. С
этим связано появление детских недель – музыки, книги, театра и других. Их целью является выявление
интереса детей к искусству. Они проводятся систематически, в недельный ход их планируются разные
формы работы (массовые, игровые, выставки, театрализованные представления). При подборе форм
учитываются психологические и возрастные особенности ребенка. Во главе детской недели встает
оргкомитет, который берет на себя составление плана, разработку сценариев, распределение ролей.
Начало детской недели предполагает торжественное открытие, в течение которого детям говорят о
значении и роли того или иного вида искусства в жизни человека, знакомят с планом ее работы. Закрытие
недели предполагает подведение итогов, награждение активистов, концерт.
Неделя детской книги. Впервые такая форма работы была опробована в 1944 году. Она может проходить
как в КДУ, так и на базе школы. Неделя детской книги может включать в себя следующие мероприятия:
викторины, выставки, конкурсы рисунков, книжные базары, обзоры литературы, литературномузыкальные композиции. Программа должна быть максимально разнообразной и динамичной. В
качестве одной из форм работы может быть рассказ о книге, ее история. В течение нее проводятся
заседания любителей книг (книголюбов), отражаются важнейшие литературные даты (дни рождения
писателей и поэтов, показы спектаклей по книгам, конкурсы чтецов, литературные конференции).
Неделя музыки. Недели музыки в нашей стране регулярно проводятся с конца 70-х годов. Целью ее
является пропаганда классической и современной музыки. В программу недели могут входить:
музыкальная гостиная, спектакли, концерты, выступления профессиональных и юных музыкантов.
Широко пропагандируются в неделю музыки разные ее жанры (оперетта, симфония, романс).
Театральная неделя строится по тому же принципу.
English     Русский Правила