Лекция 8. Европейская философия XVIII века.
1. Г.В. Лейбниц.
2. Дж. Беркли.
3. Д. Юм.
40.37K
Категория: ФилософияФилософия

Европейская философия XVIII века

1. Лекция 8. Европейская философия XVIII века.

1. Г.В. Лейбниц.
2. Дж. Беркли.
3. Д. Юм.

2. 1. Г.В. Лейбниц.

Г.В. Лейбниц (1646-1716) – немецкий философ, математик, логик.
Мир состоит из мельчайших единиц, или монад – духовных элементов
бытия, обладающих творческой активностью и самостоятельностью,
находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию,
восприятию и сознанию. По сути, монады – это субстанции. К понятию
монады, по Лейбницу, применим принцип самодвижущегося начала,
деятельной силы. Мир - есть одухотворенная материя, управляемая
надмировым Богом. Управление мира определяется «предустановленной
Богом гармонией». Мир имеет свою иерархичную структуру: нижний
уровень (монады, составляющие растения и минералы) – имеют
смутные представления. Средний уровень – животные (им присущи
ощущения) и высший уровень (монады человека) – ясное понимание,
осмысление и самопознание.

3.

Монадное строение сущего Лейбниц заимствовал у Бруно, а
теология вместе с «предустановленной гармонией», с одной
стороны, определяющая всеобщую необходимость, а с другой,
самоэнергийность монад, предполагающая наличие свободной
воли, наподобие человеческой, - все это говорит о диалектическом
понимании мира Лейбницем.

4. 2. Дж. Беркли.

Дж. Беркли (1685-1753) – ирландский философ. Согласно Беркли, у людей
нет и не может быть чувственного восприятия мира материи как таковой,
поскольку наше восприятие любой вещи разлагается на сумму отдельных
ощущений «идей». В таком случае от материи не остается единства (мы
воспринимаем лишь поверхностную часть ее элементов. Отсюда постулат:
быть, значит быть воспринятым. Однако бытие не исчезает, поскольку кто-то
что-то в любом случае воспринимает в какое-то время.
По крайней мере постоянным наблюдателем мира является бог,
неустанный «восприниматель» всего бытия. Если Бога нет, то тогда
материальные объекты имели бы стихийное бытие; раз восприняты, они тут
бы исчезали. Бог позволяет как бы удерживать мир в постоянстве его
восприятия людьми и по воле Бога в нас все-таки всегда возникают идеи всего
сущего. Бог – вечный свидетель бытия и гарант его обнаруживания людьми.
Чувственные впечатления – это лишь феномены психики, они имеют
относительную природу. Философия Беркли является соединительным звеном
между объективным идеализмом и субъективным идеализмом.

5. 3. Д. Юм.

• Д. Юм (1711-1776) – английский философ, логик. Для него достоверное
знание может быть выражено только логическим путем, а предметы
исследования, выводятся из опыта. Опыт, по Юму, поток впечатлений,
причины которых непостижимы и неизвестны. Отрицал объективную
причинность, однако допускал наличие субъективной причинности в
виде порождения «идей» (образов памяти) чувственными
впечатлениями (примерно, как у Декарта – врожденные идеи).
Утверждал, что источником нашей практической уверенности служит
не теоретическое знание, а вера. Вера – это предугадывание того, что
когда-то наличествовало в опыте и служит его повторением
(например, после ночи несомненно наступит рассвет). Но в основном,
позиция Юма – это агностицизм – принципиальная непознаваемость
мира.
English     Русский Правила