6.69M
Категория: КультурологияКультурология

Национальный русский костюм

1.

Национальный русский
костюм
Выполнила:
Королевская Валерия
ученица 2 «Б» класса
школы №46

2.

Национальная одежда – это книга, из которой можно
много узнать о традициях и обычаях своего народа.
Одежда русских поражала и
ностранных гостей своей п
ышностью, разнообразием у
бранств и красочностью.
Вся одежда четко разделяла
сь в соответствии с тем, кт
о ее носил. Одежда простол
юдинаи
крестьянина была скромная
и бедная, одежда князей, бо
яр и царского двора –
очень богатая и нарядная.

3.

Разновидности русского костюма
Костюм простого народа
шили из льна, хлопка и
шерсти.
Костюмы знати изготавливались
из дорогих тканей, с применением
золота, серебра, жемчуга, меха,
дорогих пуговиц. Такая одежда
передавалась по наследству

4.

Из старых сундуков доставали рубахи, сарафаны и юбки. По
количеству сундуков и нарядов судили о богатстве хозяев
дома.

5.

Основу любого русского костюма составляла рубаха
Рубаху надевали мужчины, женщины
и дети, и носили от рождения до
смерти. Рубашка по вороту, подолу и
низу рукава украшалась красной
тесьмой или вышивкой и
использовалась в качестве оберега.
Рубахи шили из льняных и
хлопчатобумажных тканей, а
также из шёлка. В народном
костюме рубаха была верхней
одеждой, а в костюме знати —
нижней. Дома бояре
носили горничную рубаху — она
всегда была шелковой.
Цвета
рубах
разные:
белые, синие и красные.
чаще

6.

Женская одежда. Сарафан
Сарафан распашная длинная
одежда без рукавов, на лямках.
Сарафаны
шили
из
разных
тканей, украшали вышивкой и
тесьмой.
Полотнища
соединяли
при
красивых
пуговиц
застежек.
ткани
помощи
или

7.

Понёва
Понева - древняя одежда. Юбка,
состоящая из трех полотнищ
шерстяной или полушерстяной
ткани, стянутых на талии
плетеным узким пояском гашником; ее носили только
замужние женщины.

8.

Передник
Самой декоративной, богато
украшенной частью женского
русского костюма был передник,
или занавеска, закрывающий
женскую фигуру спереди.
Обычно его делали из холста и
орнаментировали вышивкой,
тканым узором. Цветными
отделочными вставками,
шелковыми узорными лентами.

9.

Душегрея
Поверх сарафана одевалась
короткая душегрея, которая
для крестьян была
праздничной одеждой, а для
знати повседневной.
Душегрейка шилась из
дорогих, плотных тканей:
бархата, парчи.

10.

Головные уборы
Важной частью женского костюма
был головной убор. Считалось, что
волосы замужней женщины
обладают магической силой, и их
нельзя носить непокрытыми. Это
были кокошники, сороки, чепцы,
кички, девичьи обручи и ленты , а
также платки.

11.

Мужская одежда
Комплекс мужской одежды состоял из
рубахи-косоворотки с разрезом по
левой стороне груди и штанов
(портов). В зимнее время поверх
холщовых штанов надевали
штаны из домашней шерстяной
ткани или онучного сукна.
Рубахи носили навыпуск и
подпоясывали узким пояском, к
которому, по мере надобности,
прикрепляли гребень, дорожный
нож или другие мелкие предметы.

12.

Порты
Порты – неширокие, длинные,
сужающиеся книзу штаны.
Держались они на шнурке,
который завязывался вокруг
талии. Порты заправляли в
сапоги или обертывали
онучами и поверх надевали
лапти.

13.

Кафтан
Кафтан – это верхняя
одежда длиной ниже
колен с длинными
рукавами и высоким
воротником. Кафтаны
знатных бояр обычно
богато украшали
дорогими тканями,
вышивкой, тесьмой

14.

Онучи. Лапти. Валенки
Онучи это куски
полотна,
предназначавшиеся для
обвертывания ног
(подвертки, портянки).
Поверх онучей
надевалась собственно
обувь (сапоги, лапти и
др.).
Лапти это обувь,
сплетённая из лыка
или берёсты.
Основной вид
крестьянской обуви.
Валенки
мужская,
женская
обувь
для
зимы,
катанная
из
овечьей
шерсти.Это
обувь
с
высоким
голенищем,
круглым
носком,
плоской
подошвой без каблука.

15.

Дети
Самой первой пелёнкой для
новорожденного чаще всего служила
рубаха отца (мальчику) или матери
(девочке). Весь секрет -в священной
силе, или в биополе родителей,
способном заслонить неокрепшего
маленького человека, уберечь от порчи
и сглаза. Детская одежда древних
славян была одинакова для девочек и
для мальчиков и состояла из одной
длинной, до пят, полотняной рубахи.

16.

Ткань
Ткани ,из которых шились
костюмы были в основном
домашней выработки, поэтому
крестьянки умели не только
шить, но и прясть, ткать,
вязать и вышивать.
Самую красивую и дорогую
одежду готовили к свадьбе.
Каждая губерня России имела
свои орнаменты, цвета,
отделку, формы и фасоны.

17.

Выбор цвета в костюме.
Цвета в одежде отвечали народным
представлениям о красоте
окружающего мира, доброте и
справедливости. Белый, красный,
синий, чёрный, золотой и зелёный
издревле почитались на Руси.
Рубаха, обязательно, была белая.
Белый цвет означает мир и чистоту
совести, поэтому этот цвет ближе
всего к телу.
Самым любимым цветом был
красный. «Весна- красна» ,
«Красно –солнышко» - красный,
значит красивый, радостный. А
ещё красный символ солнца,
отваги и любви.
Каждая губерня выбирала
предпочтение своему цвету .

18.

Выбор орнамента
Орнамент имел особый смысл в
костюме. Предпочитали цветы,
птицы,
дерево жизни, ромбы, кресты и
женские образы.
Подол в одежде - символ растений,
корней, цветов, засеянного поля,
богини плодородия.
Рукава – символ труда, рукоделья,
достатка
здоровья, благополучия.

19.

Украшения
Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В
большом количестве надевались на шею ожерелья из жемчуга и
граната , янтарные бусы, приносившие, согласно поверью, здоровье и
счастье, ожерелья из цепей. Большой любовью пользовались крупные
серьги и мелкие, изящные.

20.

Заключение
Глубок и многогранен руский народный костюм.
Никогда он не был простым и примитивным. Ни
одна бусина на нем не пришита «просто так».
Всему есть объяснение и без этого невозможно до
конца понять народный костюм.
English     Русский Правила