Образование и литература Древней Руси
Образование и литература
Письменность
Повесть временных лет
Спасибо за внимание!
3.42M
Категория: КультурологияКультурология

Образование и литература Древней Руси

1. Образование и литература Древней Руси

2. Образование и литература

Образование и литература 

Письменность на Руси существовала 
еще до принятия христианства (так 
например, текст договора Олега с 
греками в 911 г. был написан на 
русском и греческом языках).
 К моменту принятия христианства 
сложился алфавит. Принятие 
христианства способствовало 
распространению грамотности, 
развитию письменности, просвещения. 

3. Письменность

О широком развитии письменности 
свидетельствуют надписана ремесленных 
изделиях: женщины подписывали прялица, 
гончары ­ глиняные сосуды, сапожник на 
колодках вырезал имена своих заказчиков. 
Найдено более 500 грамот в Новгороде, 
Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и 
других городах. Среди грамот есть 
хозяйственные документы, письма, 
завещания. 

4.

При Ярославе Мудром была открыта
школа в Киеве, где обучалось более
300 детей. Получила образование
его дочь - Анна - одна из первых
грамотных женщин, ставшая
королевой Франции. 
От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг,
7 из которых имеют точную дату
написания. Древнейшая из них «Остромирово евангелие», она была
переписана в 1056-1057 гг. для
новгородского посадника
Остромира.

5.

В то время писали на
пергаменте, на специально
выделанной телячьей коже.
Текст начинали писать с
большой красной буквы заставки. В отличие от
европейских стран, где
латинский язык был признан
государственным, на Руси
писали на родном языке.

6.

 
В этот период был создан
целый ряд выдающихся
произведений. Среди них:
«Повесть временных лет»,
«Поучения Владимира
Мономаха», «Моления
Даниила Заточника» и др.

7.

В период феодальной
раздробленности ведущей идеей
в литературе была идея единства
Русской земли. Описаниями
княжеских междуусобиц, идеей
единой сильной великокняжеской
власти полны «Псковская»,
«Новгородская», «Ипатьевская»,
«Лаврентьевская» и другие
летописи.
Особое место среди произведений
этого периода занимает «Слово о
полку Игореве», гордость нашей
литературы. 

8.

Поо весть временныох 
лет
Наиболее ранний из дошедших 
до нас древнерусских летописных 
cводов начала XII века. Был 
составлен в Киеве. Датированная 
часть истории Киевской 
Руси начинается с 852 года, 
начала самостоятельного 
правления византийского 
императора Михаила.

9. Повесть временных лет

Повесть временных лет
Автор летописи указан 
в Хлебниковском списке как 
монах Нестор, XII веков, 
монах Киево­Печерского монастыря. 
Хотя в более ранних списках это имя 
опущено, исследователи XVIII—
XIX веков считали Нестора первым 
русским летописцем, а «Повесть 
временных лет» — первой русской 
летописью.  

10.

11.

Глагоо лица 
— одна из первых 
славянских азбук. 
Предполагается, что 
именно глаголицу 
создал славянский 
просветитель св. 
Константин (Кирилл)­
филосов для записи 
церковных текстов 
на славянском языке . 

12.

Береста и пергамент 
Берёзовая кора для письма получает 
на Руси распространение не позднее 
первой четверти XI века.
Береста рассматривалась как 
непрестижный материал для письма, 
непригодный для долгого хранения; 
её использовали для частной 
переписки и личных записей, а более 
ответственные письма и 
официальные документы писались 
на пергаменте.  
Лишь немногие грамоты  хранились 
относительно долго: это два 
берестяных листа огромного размера 
с записью литературных 
произведений,оба найденные в земле 
в развёрнутом виде, а также две 
берестяные книжечки.

13.

Новгородский псалтырь
Древнейшая книга Руси. 
Состоит из липовых дощечек с 
четырьмя страницами (церами), 
покрытыми воском для написания с 
помощью стилоса. 
По статиграфическим данным, 
восковой кодекс использовался в 
первой четверти XI века и, 
возможно, начиная с последних 
лет X века, так что он на 
несколько десятилетий 
старше Остромирово Евангелия, 
считавшегося самой древней на 
Руси книгой с точно 
установленной датой написания 
1056—1057 гг. 

14.

Остромио рово Евао нгелие
Хорошо сохранившаяся рукопись 
середины XI века, памятник 
русского извода старославянского 
языка. Написана дьяконом 
Григорием в 1056—1057 гг.
Для новгородского посадника 
Остромира, который в надписи 
книги назван «близком» 
(родственником) князя Изяслава 
Ярославича. Рукопись особо 
интересна тем, что в её конце 
переписчик подробно рассказал об 
обстоятельствах её изготовления и 
о времени работы.
English     Русский