Похожие презентации:
Тело как метафора
1. Тело как метафора
2.
В Средние века тело становилось метафорическимобразом государства, города, Церкви, университета,
человечества…
В нем следовало различать голову (правителяфилософа), живот (земледельцев) и ступни (стражей).
Вместе с тем метафорическое использование образа
тела для обозначения институтов коренится именно в
эпохе Средневековья.
3. Церковь
как сообществоверующих
представлялась
телом, голову
которого воплощал
Христос
4. Например
Городабез конца
устраивая заговоры
и организуя
городские органы
управления, тоже
во что бы то ни
стало стремились
обрести
«мистическое тело»
Университеты
рассматривались
как «тело»,
обладавшее особым
«престижем» (corps
de prestige)
5. Политика
И все же наиболее важный смысл метафоры тела в Средние века оказался, по-видимому, связанс политикой.
6. Человек-микрокосм
• Тело стало метафорическим символом мироздания вподлунном мире, восходившим к Аристотелю и испытывавшим
сильное влияние звезд, расположение которых толковала
утвердившаяся астрология.
• Система метафор, связанных с телом, в принципе сложилась в
эпоху Античности. Она включала в себя голову, внутренности и
члены (caput-venter-membra).
• Кроме них, метафорическому осмыслению подвергались,
разумеется, грудь (pectus) и сердце (cor) в качестве
средоточий разума и чувств человека.
7.
• Из внутренностей особенно большую символическуюнагрузку несла печень (по-гречески – hepar, а чаще jecur
или jocur), впоследствии считалось, что печень является
вместилищем страстей.
• Ему должны были повиноваться прочие члены, ибо он
превращал пищу в кровь, которая текла по венам через
все тело.
• Таким образом, Средневековье наследовало метафоры
времен Античности.
8. Интересных
Сердце, тело бредасердце как «солнце тела»
Сказанное особенно ярко
иллюстрирует
появившийся во
французской литературе
XIII века и прочно
утвердившийся в
эротических и куртуазных
сюжетах мотив съедения
сердца.
Голова – ведущая
функция
Римляне, как и большинство народов,
полагали, что в голове (caput) находятся
мозг, душа и жизненная сила человека.
Историк Поль-Анри Сталь убедительно
показал, что весьма распространенная в
древности и в Средние века практика
обезглавливания свидетельствует о вере
людей в особую важность головы. Охота
за головами вдохновлялась стремлением
уничтожить личность и силу чужака,
жертвы или врага. Обладание черепом
побежденного часто означало присвоение
победителем его достоинств.
9. Тело города
• Город не так легко, как Церковь, поддавался осмыслению втелесных символах. Тем не менее некоторые средневековые
концепции города содержали в себе скрытые анатомические и
биологические метафоры.
• Прежде всего это восходящее к Античности представление о
городе, которое развил святой Августин. Он утверждал, что
город составляют не камни стен, памятники и дома, а люди,
которые в нем живут, его граждане. В середине XIII века эту
идею подхватил доминиканец Альберт Великий. Он произнес в
Аугсбурге серию необычайных по силе проповедей, в которых
сформулировал своего рода «теологию города».
10.
• Другая концепция, из которой вытекало видение города вобразах, связанных с телом метафор, рассматривала его как
«систему». В телесных метафорах осмысливались некоторые
составлявшие город элементы. Средневековый город являлся
экономическим центром, причем не только рынком, но также и
средоточием
ремесленного
производства.
Городские
ремесленники объединялись в «ремесленные объединения
(corps)». [140]Термин corporation английского происхождения
распространится во Франции лишь в Новое время.
• Средневековый город представлял собой, кроме того,
религиозный центр. Если в сельской местности приход совпадал
с деревней, то в городе он обычно охватывал квартал,
составлявший «объединение (corps) верующих» под управлением
священника.
• Каков бы ни был подход, всегда подчеркивалась необходимость
согласия между телом и его частями. Город рассматривался как
«социальное тело», составлявшее функциональное целое.
Моделью для него служило тело человеческое.