Тема 3. Лекция 3-4. Современные информационные технологии и экономическая наука
1. Преимущества и проблемы использования информационных технологий в науке.
2. Географические информационные системы
3. Системы искусственного интеллекта
4. Системы виртуальной реальности
5. Гипертекстовые технологии
6. Мультимедиатехнологии
7. Интернет-технологии
835.00K
Категория: ИнформатикаИнформатика

Современные информационные технологии и экономическая наука. (Лекция 3-4)

1. Тема 3. Лекция 3-4. Современные информационные технологии и экономическая наука

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Преимущества и проблемы использования
информационных технологий в науке.
Географические информационные системы.
Системы искусственного интеллекта.
Системы виртуальной реальности.
Гипертекстовые технологии.
Мультимедиатехнологии.
Интернет-технологии.

2. 1. Преимущества и проблемы использования информационных технологий в науке.

Информационные технологии глубоко проникли в различные
сферы жизни, произвели радикальные изменения в науке,
образований, народном хозяйстве, вызвали революционные
социально-экономические сдвиги.
Новые информационные технологии помогают ученым снять
ряд временных и пространственных ограничений,
предоставляя возможности:
◦ работать не только в традиционные рабочие дни и часы;
◦ работать в любом месте, где есть доступ к компьютеру,
подключенному к сети Интернет;
◦ более широкое диалоговое общение с коллегами в любой части
света в режиме реального времени;
◦ дистанционное преподавание и обучение;
◦ работа в интерактивном режиме с электронными каталогами и
базами данных библиотек, экономия времени при заказе
литературы или электронной копии документа;
2

3.

◦ доступ к полным текстам и широкие
возможности для уточнения
библиографических ссылок;
◦ доступ к информации из смежных отраслей
знания, возможность сложных сочетаний
запросов;
◦ получение сведений о наличии необходимого
научного оборудования, его характеристиках и
возможностях приобретения;
◦ доступ с рабочего места к периодическим
изданиям и сайтам научно-организационного
характера
◦ • получение разнообразной сопутствующей
информации: информационное обеспечение
неформальных коммуникаций.
Однако применение ИТ ведет к появлению
ряда проблем, требующих своего решения.
3

4.

Проблемы:
◦ необходимость совершенствования
коммуникационных умений и технических навыков, а
также знания иностранных языков;
◦ снятие психологического напряжения,
возникающего у ученого при работе с виртуальным
собеседником;
◦ необходимость волевой установки при работе в
Интернете, вызванная тематическим разнообразием
его ресурсов;
◦ изучение роли и места информационного посредника;
◦ изменение количественного соотношения
формальных и неформальных научных коммуникаций
и изменение рамок научной иерархии;
◦ решение технических задач: возможность создания
автоматизированного рабочего места с удаленным
доступом для решения административных задач
руководителей научных коллективов, развитие
беспроводных сетей, планшетных персональных
компьютеров, ликвидация бумажных форм и
внедрение безбумажных офисов и т. д.;
4

5.

◦ сохранность персональных научных архивов на
безбумажных носителях и доступ к ним при
стремительно устаревающей технике.
В настоящее время ведется активная работа по развитию
мощных информационных систем силами крупнейших
библиотек и институтов страны, приближению их к
конкретному потребителю, а также изучению
пользователей.
Проблема максимального приближения
информационных ресурсов к конкретному потребителю,
например руководителю научного коллектива, решается
в настоящее время через институт информационных
посредников и расширение возможностей
информационного самообслуживания ученых в рамках
новых технологий.
5

6.

Система информационного обеспечения руководителей
научных коллективов должна обладать качествами
идеальной системы, среди которых гибкость и
способность к приспособлению. Для ее успешного
функционирования необходимо учитывать все
контексты деятельности объекта. Необходимо
разрабатывать методы и технологию индивидуального
обслуживания ученых. Условием успешного
использования электронных сетевых ресурсов ученымируководителями научных коллективов является их
синхронизация с эвристической структурой научного
исследования.
6

7. 2. Географические информационные системы

Географические информационные системы (ГИС) — это
комплекс программных, информационных и технических
средств, ориентированных на поддержку, обработку и
выдачу картографических и связанных с ними данных.
Геоинформационные системы — системы,
предназначенные для сбора, хранения, анализа и
графической визуализации пространственных данных и
связанной с ними информации о представленных в ГИС
объектах.
ГИС включают в себя возможности СУБД, редакторов
растровой и векторной графики и аналитических средств и
применяются в картографии, геологии, метеорологии,
землеустройстве, экологии, муниципальном управлении,
транспорте, экономике, обороне.
7

8.

По территориальному охвату различают глобальные,
субконтинентальные, национальные, зачастую
имеющие статус государственных, региональные,
субрегиональные и локальные ГИС .
ГИС различаются предметной областью
информационного моделирования, к примеру
городские, или муниципальные — МГИС,
природоохранные ГИС и т. п.; среди них особое
наименование, как наиболее широко распространенные,
получили земельные информационные системы.
Проблемная ориентация ГИС определяется решаемыми
в ней задачами (научными и прикладными), среди них
инвентаризация ресурсов (в том числе кадастр), анализ,
оценка, мониторинг, управление и планирование,
поддержка принятия решений.
8

9.

Интегрированные ГИС, ИГИС, совмещают
функциональные возможности ГИС и систем
цифровой обработки изображений (данных
дистанционного зондирования) в единой
интегрированной среде.
По территориальному охвату различают глобальные,
субконтинентальные, национальные, зачастую
имеющие статус государственных, региональные,
субрегиональные и локальные ГИС .
ГИС различаются предметной областью
информационного моделирования, к примеру
городские, или муниципальные — МГИС,
природоохранные ГИС и т. п.; среди них особое
наименование, как наиболее широко
распространенные, получили земельные
информационные системы.
9

10.

Проблемная ориентация ГИС определяется решаемыми в
ней задачами (научными и прикладными), среди них
инвентаризация ресурсов (в т. ч. кадастр), анализ, оценка,
мониторинг, управление и планирование, поддержка
принятия решений. Интегрированные ГИС, ИГИС,
совмещают функциональные возможности ГИС и систем
цифровой обработки изображений (данных дистанционного зондирования) в единой интегрированной среде.
Полимасштабные, или масштабно-независимые, ГИС
основаны на множественных, или полимасштабных,
представлениях пространственных объектов и
обеспечивают графическое или картографическое
воспроизведение данных на любом из избранных уровней
масштабного ряда на основе единственного набора
данных с наибольшим пространственным разрешением.
Пространственно-временные ГИС оперируют
пространственно-временными данными.
10

11.

Этапы создания ГИС:
◦ предпроектные исследования, в том числе изучение
требований пользователя и функциональных
возможностей используемых программных средств
ГИС, технико-экономическое обоснование, оценку
соотношения затраты/прибыль;
◦ системное проектирование ГИС, включая стадию
пилот-проекта, разработку ГИС;
◦ тестирование ГИС на небольшом территориальном
фрагменте - тестовом участке, прототипирование —
создание опытного образца — прототипа;
◦ внедрение ГИС;
◦ эксплуатацию и использование.
Научные, технические, технологические и прикладные
аспекты проектирования, создания и использования
ГИС изучаются геоинформатикой.
11

12.

ГИС — пространственные системы поддержки
принятия решений в следующих областях:
◦ геодемографического моделирования;
◦ компьютерного картографирования;
◦ автоматизированных шаблонов.
В ГИС применяются две основные модели для
представления и анализа пространственных данных:
растровый и векторный подходы.
Растровый подход используется для получения
спутниковых изображений, в дистанционном
зондировании, а также для составления прогноза
погоды. Растровый подход доминировал в
приложениях, предназначенных для поиска природных
богатств. Глобальная навигационная система
спутниковых приемников применяется, чтобы
планировать и обеспечивать снабжение гербицидами,
пестицидами, удобрениями только те частями леса,
которые в этом нуждаются, избегая ненужного
химического пересыщения почвы.
12

13.

Государственные предприятия, коммунальные службы и
бизнес используют в основном векторный подход. В
векторных системах элементы ландшафта обозначаются
точкой, линией или многоугольником и образуют
технологические связи.
Большинство ГИС используют концепцию слоя.
Различные слои представляют разные типы
географических элементов в одной и той же области.
ГИС-приложения автоматизировали следующие задачи
поддержки принятия решений:
◦ обнаружение кратчайшего/длиннейшего безопасного
маршрута от А до Б;
◦ определение областей с подобными частями;
◦ группировку коммерческих территорий для
минимизации проезда, выравнивание потенциала или
отсеивание наихудших перспектив.
13

14.

Новые направления ГИС:
◦ объемное и динамическое моделирование времени и
места;
◦ отображение на картах узлов Интернета для
определения мест, ближайших к точке наблюдения:
◦ беспроволочные технологии для поддержки
оперативного ввода движущихся объектов типа
грузовиков; . специфические географические
проблемы на основе электронных таблиц, баз данных
и т. д.
Пример ГИС – ГИС ObjectLand.
14

15. 3. Системы искусственного интеллекта

Искусственный интеллект— это инструмент решения
задач, которые до сих пор не удавалось решить
человеку, машинным способом с помощью
программных средств.
Интеллект — это мыслительные способности
человека. Искусственный интеллект (ИИ) — это
свойство автоматических и автоматизированных
систем брать на себя отдельные функции
человеческого интеллекта.
Искусственный интеллект — это искусственная
система, имитирующая решение человеком сложных
задач, связанных с его жизнедеятельностью, это
направление научных исследований,
сопровождающих и обусловливающих создание
систем искусственного интеллекта.
15

16.

Современные системы искусственного интеллекта
ориентированы на базы знаний и экспертные системы.
В рамках искусственного интеллекта различают два
основных направления:
◦ символьное (семиотическое, нисходящее), основанное
на моделировании высокоуровневых процессов
мышления человека, на представлении и использовании
знаний;
◦ нейрокибернетическое (нейросетевое, восходящее),
основанное на моделировании отдельных
низкоуровневых структур мозга (нейронов).
К программам искусственного интеллекта относятся:
◦ Игровые программы (стохастические, компьютерные
игры).
◦ Естественно-языковые программы — машинный
перевод, генерация текстов, обработка речи.
◦ Распознающие программы — распознавание почерков,
изображений, карт.
◦ Программы создания и анализа графики, живописи,
музыкальных произведений.
16

17.

Направления искусственного интеллекта:
1.Экспертные системы - ориентированы на решение
конкретных задач.
2.Нейронные сети.
3.Естественно-языковые системы.
4.Эволюционные методы и генетические алгоритмы.
Генетические алгоритмы — это методы анализа
данных, которые невозможно проанализировать
стандартными методами. Используются в научных
целях при имитационном моделировании.
5.Нечеткие множества - реализуют логические
отношения между данными. Эти программные
продукты используются для управления
экономическими объектами, построения экспертных
систем и систем поддержки принятия решений.
6.Системы извлечения знаний - используются для
обработки данных из информационных хранилищ.
17

18.

Нейрокибернетика. Это научное направление,
изучающее основные закономерности организации и
функционирования нейронов и нейронных образований.
Основной метод нейрокибернетики – математическое
моделирование.
Одно из наиболее перспективных направлений
нейрокибернетики —моделирование на основе
нейронных сетей. Нейрокибернетика ориентирована на
аппаратное моделирование структур, подобных
структуре мозга. Усилия нейрокибернетики были
сосредоточены на создании элементов, аналогичных
нейронам, и их объединении в функционирующие
системы. Эти системы принято называть нейронными
сетями, или нейросетями. Заметны тенденции к
объединению этих частей вновь в единое целое.
18

19.

Сейчас развились пять взаимосвязанных областей:
естественные языки, робототехника, системы
ощущений (системы зрения и слуха), экспертные
системы и нейронные сети.
Для работы с естественными языками необходимо
создание систем, которые переводят обычные
человеческие инструкции в машинный язык.
Исследование систем ощущений направлено на
создание машин — роботов, которые могут «видеть» и
«слышать» и соответственно реагировать.
Робототехника в большой степени относится к
промышленности, военному делу, космическим
исследованиям.
19

20.

Экспертная система — система искусственного интеллекта,
включающая знания об определенной слабо
структурированной и трудно формализуемой узкой
предметной области и способная предлагать и объяснять
пользователю разумные решения. Экспертная система
состоит из базы знаний, механизма логического вывода и
подсистемы объяснений.
Главным достоинством экспертных систем является
возможность накопления знаний. К любой информации
экспертные системы подходят объективно.
Существует два основных варианта использования
экспертных систем, соответствующих социологическим
концепциям явной и скрытой функциями. Явная
функция экспертной системы должна обеспечивать с
помощью компьютера компетентность (специальные
знания) человека-эксперта.
20

21.

Нейронные сети. Нейронные сети устроены по аналогии
с нервной системой человека, но фактически используют
статистический анализ, чтобы распознавать модели из
большого количества информации посредством
адаптивного изучения.
Для обучения нейронной сети требуются обучающие
данные, которые должны отвечать свойствам
представительности и случайности или
последовательности. Искусственная нейронная сеть
(ИНС, нейросеть) — это набор нейронов, соединенных
между собой. Вся информация, которую сеть имеет о
задаче, содержится в наборе примеров.
Применение нейросети. После того как сеть была
обучена, мы можем применять ее для решения полезных
задач. Нейросеть, грамотным образом обученная, может с
большой вероятностью правильно реагировать на новые,
не предъявленные ей ранее данные.
21

22.

Пример такой задачи – классификация предприятий по
степени их перспективности — это уже привычный
способ использования нейросетей в практике западных
компаний. При этом сеть также использует множество
экономических показателей, сложным образом
связанных между собой. нейросети широко
используются для поиска зависимостей в данных и
кластеризации.
Нейроинформационные технологии. С середины
1980-х годов непрерывно растет интерес к созданию
специализированных устройств, получивших название
нейрокомпьютеров.
Нейрокомпьютер — устройство переработки
информации на основе принципов работы естественных
нейронных систем.
22

23.

Направления современного развития
нейроинформационных технологий:









нейросетевые экспертные системы,
СУБД с включением нейросетевых алгоритмов,
обработка изображений и сигналов,
управление динамическими системами, и в том числе сетями
связи,
управление финансовой деятельностью,
автоматизация процессов распознавания образов,
адаптивное управление,
аппроксимация функционалов и т. д.
Области использования нейротехнологий: обработка
изображений, реализация ассоциативной памяти, системы
управления реального времени, распознавания образов и
речи, системы безопасности, выявление профилей
интересов пользователей Интернета, системы анализа
23
финансового рынка и т. д.

24.

Нейросетевой детектор лжи. В следственной практике
применяются полиграфы, система датчиков которых
измеряет до десяти параметров. Заключение о
правдивости подследственного дается компьютерной
программой. Нейросетевые технологии позволяют поновому подойти к проблеме построения детектора лжи.
Они дают возможность создать компьютерную
программу, которая настраивается на каждого
конкретного человека и учитывает индивидуальные
особенности его организма.
Разрабатываются также нейродетекторы лжи,
настроенные на некоторого усредненного человека.
24

25.

Добыча данных (Data Mining) - предусматривает
использование ряда технологий, например дерево
решений и нейронную сеть, для того чтобы добывать
знания из крупномасштабных баз данных организации.
Система DM — это вспомогательный аппарат систем в
поддержке принятия решений. Типовые применения
Data Mining:







рыночная сегментация;
характеристики клиентов;
обнаружение мошенничества;
прямой маркетинг;
интерактивный маркетинг;
анализ потребительской корзины;
анализ тренда.
25

26. 4. Системы виртуальной реальности

Виртуальная реальность (ВР) — это искусственный
мир, созданный путем подмены окружающей
действительности информацией, генерируемой
компьютером. Виртуальная реальность в
интерактивном режиме обеспечивается
использованием трехмерной графики, стереозвука и
других специальных устройств ввода-вывода
данных, имитирующих связь человека с
воспроиводимым миром и происходящими в нем
процессами.
Виртуальная реальность предполагает
использование компьютерных систем для создания
окружающей среды, которой кажется реальной
пользователю — человеку.
26

27.

Виртуальная реальность — это модельная трехмерная
окружающая среда, создаваемая компьютерными
средствами и реалистично реагирующая на
взаимодействие с пользователями. Технической основой
виртуальной реальности служат технологии
компьютерного моделирования и компьютерной
имитации, которые в сочетании с ускоренной
трехмерной визуализацией позволяют реалистично
отображать на экране движение. В минимум
аппаратных средств, требуемых для взаимодействия с
ВР-моде-лью, входят монитор и управляющие
устройства типа мыши или джойстика. В расширенных
системах применяются виртуальные шлемы с
дисплеями (HMD), в частности шлемы со
стереоскопическими очками, и устройства ЗО-ввода.
27

28.

Основная особенность ВР-модели —создаваемая для
пользователя иллюзия его присутствия в
смоделированной компьютером среде, которую называют
дистанционным присутствием. В некоторых из ВРмоделей пользователи воспринимают изменяющуюся
перспективу и видят объекты с разных точек наблюдения,
как если бы они перемещались внутри модели.
Главное отличие ВР от подлинной – возможность
управления событиями. Но все, что происходит в системе
виртуальной реальности, является в некоторой степени
запрограммированным.
Применение систем виртуального окружения имеет очень
много направлений. Фактически это следующее
поколение (после двумерного представления
информации) систем визуализации и представления
данных.
28

29.

Основные области применения виртуального окружения
(виртуальной реальности) на данный момент:










тренажеры, симуляторы;
развлечения, аттракционы;
маркетинг, реклама;
проектирование, промышленный дизайн, создание
прототипов;
дистанционное управление;
центры подготовки и поддержки принятия решений,
ситуационные комнаты;
управление технологическими процессами;
медицина;
образование;
архитектура, дизайн и т. д.
29

30.

Компоненты ВР: визульная, звуковая и тактильная
информация, а также ощущение равновесия и
ориентация. Эксперименты по передаче вкусовых и
обонятельных признаков реальности уже существуют,
но пока еще не закрепили положительных результатов.
Когнитивная графика — это совокупность приемов и
методов образного представления условия задачи,
которая позволяет сразу увидеть решение либо
подсказку для его нахождения. Она реализует
информационное моделирование для создания
виртуальной действительности.
Когнитивная графика используется в интеллектуальных
информационных технологиях, в обучающих
образовательных системах, системах поддержки
принятия управленческих решений, прогнозирования
биржевого рынка и т. д.
30

31.

Примеры использования возможностей виртуальной
реальности.
Киберпространство — искусственно создаваемая
программно-аппаратными средствами объемная область
— пространство для размещения объектов и действий
виртуальной реальности.
Параллельный мир — это искусственный мир,
основанный на представлениях создающих его людей о
реальной действительности. Используется в экспертных
системах для моделирования разнородных процессов,
происходящих в реальной предметной области. Путем
задания и изменения начальных условий, при которых
протекают исследуемые процессы, проводится поиск
оптимальных решений или оценка последствий
возможных вариантов развития событий.
31

32. 5. Гипертекстовые технологии

Гипертекстовая информационная технология (ГИТ) —
это новая технология представления обычной текстовой
информации. Гипертексты представляют текстам два
дополнительных смысловых пространства. В тексте
выделяются особые поля-ссылки, которые могут
непосредственно привести читателя к нужным
главам/темам, рисункам и описаниям.
Более поздний термин «гипермедиа» подчеркивает
наличие в гипертексте нетекстовых компонентов анимация, записанный звук и видео. Гипертекст
обладает нелинейной сетевой формой организации
материала, разделенного на фрагменты, для каждого из
которых указан переход к другим фрагментам по
определенным типам связей.
32

33.

Гипертекст – нелинейный текст, который ветвится и
взаимосвязывается, позволяя пользователю исследовать
содержащуюся в нем информацию в той
последовательности, которую он выбирает сам.
Ссылки могут использоваться для различных целей.
Виды использования:




ссылки для перехода от узла к узлу;
ссылка на документ, приводящая к самому документу;
комментарии или аннотации к тексту;
различного рода оглавления.
Существует два способа для явного связывания двух
точек в гипертексте: с помощью референтных ссылок и
организационных ссылок.
33

34.

Референтные ссылки — наиболее типичный вид ссылок
в гипертекстах. Как правило, имеют два конца.
Исходный конец называется источником, другой конец
– назначением, это определенная точка или область в
гипертексте. С источником ссылки связывается
некоторая пометка, указывающая наличие ссылки, она
выделяется (подсвечиванием или подчеркиванием) как
отдельная единица текста.
Организационные ссылки устанавливают явные связи
между двумя точками гипертекста и в отличие от
референтных поддерживают иерархическую структуру
в гипертексте.
Кроме явных референтных и организационных ссылок в
некоторых гипертекстовых системах имеется
возможность устанавливать неявные ссылки через
использование ключевых слов.
34

35.

Гипертекст — это одна из фундаментальных моделей
представления знаний, выраженных в текстовом виде.
Области применения ГИТ:










информационные ресурсы и технологии Интернета;
гипертекстовые информационно-поисковые системы;
гипертекстовые информационные модели экономических
систем;
базы данных с гипертекстовой организацией;
представление электронной документации;
электронные записные книжки;
электронные картотеки, словари, энциклопедии,
справочники;
обучающие системы;
экспертные системы;
организация пользовательского интерфейса и др.
35

36.

Гипертекстовая информационная технология
используется при организации больших массивов
текстовых документов и реализации методов поиска
информации в них. Информационный поиск —
совокупность операций, методов и процедур,
направленных на отбор данных, которые хранятся в
информационной системе и соответствуют заданным
условиям.
Информационно-поисковые системы (ИПС):
◦ документальные ИПС (хранят и выдают сведения о
документах;
◦ фактографические (хранят не документы, а сведения);
◦ гипертекстовые (кроме содержимого документов
отражается их семантическая структура).
Обычно ссылки указывают на следующий узел.
36

37.

Список респондентов — это список документов, на
которые ссылается документ, просматриваемый в
текущий момент (прямые связи).
Список корреспондентов — это список документов,
ссылающихся на документ, просматриваемый в
текущий момент (обратные связи).
Гипертекстовая система World Wide Web была
предложена в 1989 г. Она предоставляет универсальный
доступ к большому объему документов на WWWсерверах и поддерживает ряд наиболее
распространенных протоколов для общения с другими
информационными системами.
Система WWW дает возможность пользователям сетей
находить и потреблять информацию, размещенную как
на местных, таи и на удаленных серверах, к которым
возможен доступ по сети.
37

38.

Для извлечения информации из различных источников
система WWW использует соответствующие
протоколы.
Основу системы WWW составляют:




язык гипертекстовой разметки документов HTML;
универсальный способ адресации ресурсов в сети URL;
протокол обмена гипертекстовой информацией HTTP;
универсальный интерфейс шлюзов CGI.
Система WWW работает по принципу клиент/сервер.
Для общения клиента и сервера определен протокол
HTTP.
Текущие версии протокола HTTP обеспечивают все
необходимые требования для проверки аутентичности
пользователя и защиты от перехвата конфиденциальной
части информации.
38

39.

Эти встроенные в HTTP-протоколы особенности дали
возможность развить на его основе приложения,
используемые в бизнесе и даже в финансовой сфере:
появилось очень много WWW-серверов,
предоставляющих такие услуги, как оплата счетов по
кредитной карте, заказы и оплата в магазинах, операции
по страховому полису и т. д.
39

40. 6. Мультимедиатехнологии

Мультимедиа— это компьютерная система и
информационная технология, обеспечивающие
возможность создания, хранения и
воспроизведения разнородной информации,
включая текст, звук и графику.
Разновидности мультимедиа:
◦ гипермедиа — расширение функций гипертекста на
мультимедийные виды организации структур записей
данных;
◦ интерактивное мультимедиа — мультимедийная
система, обеспечивающая возможность
произвольного управления видеоизображением и
звуком в режиме диалога;
◦ «реальное/живое видео».
40

41.

Мультимедиатехнологии становятся одним из основных
направлений совершенствования компьютерной
техники. Многие ведущие фирмы, производящие
компьютерную технику и программное обеспечение,
внедряют в жизнь эту информационную технологию по
следующим основным направлениям:
◦ профессиональное и коммерческое применение
мультимедиа в среде Windows;
◦ создание обучающих приложений в сфере образования и
профессиональной подготовки, в издательской
деятельности (электронные книги).
Мультимедиа — область компьютерной технологии,
которая связана с использованием информации,
имеющей различное физическое представление и/или
существующей на различных носителях.
41

42.

Мультимедиасредства — это комплекс аппаратных и
программных средств, позволяющих человеку общаться
с компьютером, используя самые разные естественные
для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.
Мультимедийное аппаратное обеспечение — это
оборудование, необходимое для создания или
воспроизведения мультимедийного программного
обеспечения. К нему относятся звуковая карта, дисковод
CD/DVD-R/RW, звуковые колонки, ТВ-тюнеры
(устройства для обработки телевизионных сигналов и
воспроизведения телепрограмм), MPEG-декодеры
(средства для обработки сжатой видеоинформации),
видеокамера, микрофон и др.
42

43.

Средства мультимедиа :
◦ устройства аудио- (в том числе речевого) и видеоввода и
вывода информации;
◦ высококачественные звуковые и видеоплаты;
◦ платы видеозахвата, снимающие изображение с
видеомагнитофона или видеокамеры и вводящие его в ПК;
◦ высококачественные акустические и
видеовоспроизводящие системы с усилителями, звуковыми
колонками, большими видеоэкранами;
◦ сканеры (поскольку они позволяют автоматически вводить
в компьютер печатные тексты и рисунки);
◦ высококачественные принтеры.
К средствам мультимедиа можно отнести и внешние
запоминающие устройства большой емкости —
оптические и цифровые диски, часто применяемые для
записи звуковой и видеоинформации.
43

44.

Основные виды (ИКТ), используемых при создании
мультимедийных проектов:
◦ мультимедиатехнологии - совокупность средств, в результате
использования которых можно получить объемный звук,
трехмерную графику, видео, анимацию и т. д.;
◦ технологии графических изображений - иллюстративная
графика, когнитивная графика, деловая графика, научная
графика;
◦ звуковые технологии - ведение разговора через интернет или
локальную сеть;
◦ видеотехнологии - коммуникационное общение;
◦ гипертекстовые технологии - технология перемещения от
одних объектов к другим с учетом их смысловой связанности;
◦ телекоммуникационные технологии - электронная почта,
теле- и видеоконференции, электронная доска объявлений и
т.д.;
◦ веб-технологии- новейшие поисковые технологии;
44

45.

◦ новые информационные технологии - системы
искусственного интеллекта, системы виртуальной
реальности. геоинформационные системы.
Мультимедийные документы кроме традиционных
текстовых и графических данных могут содержать
звуковые, в т.ч. и музыкальные, объекты, анимированную
графику, видеофрагменты. К мультимедийному
аппаратному обеспечению относится оборудование,
необходимое для создания, хранения, воспроизведения
мультимедийных документов и объектов: звуковые карты,
дисководы CD-ROM, звуковые колонки, микрофоны, ТВтюнеры (устройства для обработки телевизионных
сигналов и воспроизведения телепрограмм), дисководы
для воспроизведения цифровых видеодисков,
оборудование для записи компакт-дисков, аппаратные
средства для обработки сжатой видеоинформации
(MPEG-декодеры).
45

46. 7. Интернет-технологии

Под информационными технологиями в Интернете
понимают последовательности технологических
операций, реализующих информационные процессы в
трансграничной телекоммуникационной
информационной сети.
Интернет — это глобальная компьютерная сеть,
объединяющая множество региональных,
ведомственных, частных и других информационных
сетей каналами связи и едиными для всех ее участников
правилами организации пользования и приема/передачи
данных, устанавливаемых протоколом TCP/IP.
Компьютерная сеть — это объединение компьютеров,
линий связи между ними и программ, обеспечивающих
обмен информацией.
46

47.

Все компьютерные сети имеют одно назначение —
обеспечение совместного доступа к общим ресурсам.
Ресурсы могут быть аппаратные, программные,
информационные.
Компьютерные сети бывают локальными и
распределенными. Локальной называется компьютерная
сеть, объединяющая компьютеры, расположенные в
одном или в соседних зданиях. Если же соединенные
компьютеры находятся в разных частях города, в разных
городах и странах, то такие сети называются
распределенными.
В Интернете используются два основных понятия:
«адрес» и «протокол». Свой уникальный адрес имеет
каждый компьютер, подключенный к Интернету. В
любой момент времени все компьютеры, подключенные
к Интернету, имеют разные адреса.
47

48.

Протокол — это правила взаимодействия.
В Интернете имеется несколько уровней протоколов,
которые взаимодействуют друг с другом. На нижнем
уровне используются два основных протокола: IP —
Internet Protocol (Интернет-протокол) и TCP —
Transmission Control Protocol (Протокол управления
передачей).
Основные задачи, решаемые при создании
компьютерных сетей, – обеспечение совместимости
оборудования по электрическим и механическим
характеристикам и обеспечение совместимости
информационного обеспечения (программ и данных) по
системе кодирования и формату данных. Решение этих
задач обносится к области стандартизации и основано
на модели OSI — Model of Open System Interconnection
(Модель взаимодействия открытых систем).
48

49.

Согласно модели ISO/OSI архитектуру компьютерных
сетей рассматривают на разных уровнях. Различают
семь уровней архитектуры Интернета:
1. Прикладной.
2. Представления.
3. Сеансовый.
4. Транспортный.
5. Сетевой.
6. Соединения.
7. Физический.
Для обеспечения необходимой совместимости на
каждом из семи уровней архитектуры компьютерной
сети действуют специальные стандарты — протоколы:
49

50.

Физически функции поддержки протоколов исполняют
аппаратные устройства (интерфейсы) и программные
средства (программы поддержки протоколов).
В соответствии с используемыми протоколами
компьютерные сети принято разделять на локальные и
глобальные сети.
Глобальные сети чаще всего создаются крупными
телекоммуникационными компаниями для оказания
платных услуг абонентам. Такие сети называют
общественными (публичными). Компанию,
осуществляющую поддержку нормального
функционирования сети, называют оператором сети;
компанию, оказывающую платные услуги абонентам
сети, называют провайдером.
50

51.

ISP —Internet Service Provider (провайдер услуг
Интернета). Пользователи подключаются к Интернету
через сервер ISP, с которым они связываются по
телефонной линии или другим способом.
Существует множество разнообразных способов
доступа в сеть Интернет. Основные группы:
◦ подключение по телефонной линии с помощью модема;
◦ подключение по сетям ISDN, DSL, по оптоволоконным
линиям;
◦ подключение к сети Интернет через спутник с
симметричным доступом;
◦ комбинированное подключение к сети Интернет через
спутник с асимметричным доступом.
Основные службы Интернета: WWW, Telnet,
электронная почта, Usenet, FTP, IRC, ICQ, Gopher,
Archie, WAIS и др.
51

52.

WWW (World Wide Web) —самая популярная служба
современного Интернета, представляющая единое
информационное пространство и состоящая из
взаимосвязанных электронных документов, которые
хранятся на веб-серверах.
Отдельные документы, составляющие вебпространство, называются веб-страницами.
Тематически объединенные веб-страницы называются
веб-узлами. Программы для просмотра вебстраниц
называются броузерами (или браузерами).
Особенность среды World Wide Web - наличие средств
перехода от одного документа к другому с помощью
гиперссылок.
Telnet — терминальный режим. Одна из ранних служб
удаленного управления компьютером.
52

53.

Электронная почта (e-mail) —первый и наиболее
распространенный вид работы в телекоммуникационных
сетях. Межперсональный обмен текстовыми
сообщениями.
Usenet — это служба телеконференций, которая похожа
на рассылку электронной почты, но не одному
корреспонденту, а большой группе (такие группы
называются группами новостей).
FTP — служба передачи файлов.
IRC (Internet Relay Chat) — служба предназначена для
прямого общения нескольких человек в режиме реального
времени.
ICQ — эта служба предназначена для поиска сетевого
IP-адреса человека, подключенного в данный момент к
Интернету. Необходимость в подобной услуге связана с
тем, что большинство пользователей не имеют
постоянного IP-адреса.
53

54.

Интранет – внутренняя сеть компании, основанная на
тех же службах, что и Интернет.
Интранет — это распределенная ведомственная (в том
числе фирмы, корпорации, организации, предприятия и
т. п.) компьютерная сеть, предназначенная для
обеспечения теледоступа своих сотрудников к
корпоративным информационным ресурсам и
использующая программные продукты и технологии
Интернета.
Активно разрабатываются и применятся разнородные
средства программного обеспечения, ориентированные
на повышение эффективности коллективной работы
распределенных в интрасети групп сотрудников,
выполняющих однородные виды работ. К ним относятся
средства коллективной (групповой) работы.
Например,Lotus Notes/Domino R5, Novell Group Wise 6.
54

55.

Ethernet — это технология и архитектура построения
больших локальных компьютерных сетей (с
количеством рабочих станций до 1024), разработанная
фирмами Xerox, Intel и DEC.
Интернет и наука. С появлением Интернета потенциал
научного поиска значительно увеличился: возможность
открытого доступа к профессиональной информации в
глобальном, мировом масштабе позволяет узнавать о
новом из первоисточника.
Блоки проблем информатизации науки и образования в
РФ на государственном уровне:
1. Электронизация информационных ресурсов,
реализация современного телекоммуникационного
доступа российских ученых к информационным
ресурсам ведущих национальных центров —
генераторов баз данных (ВИНИТИ, ИНИОНидр.).
55

56.

2.
3.
4.
5.
Создание единого унифицированного интерфейса
доступа к ресурсам и электронным каталогам
научных библиотек, создание системы цифровых
библиотек.
Внедрение информационных методов в процессы
научных исследований: компьютерное
моделирование, корреляционный анализ типа
структура—свойство, статистический анализ и др.
Реконструкция на качественно новой основе
информационного обмена между информационными
центрами восточноевропейских стран СНГ.
Реализация: а) телекоммуникационного доступа
российских ученых к зарубежным базам данных с
научной и технической информацией; б) доступа
мирового научного сообщества к российским
автоматизированным информационным ресурсам.
56

57.

Интернет и образование. Использование Интернета
открывает огромные перспективы для образования.
Современные коммуникационные технологии
позволяют индивидуализировать и активизировать
образовательный процесс.
57
English     Русский Правила