Католицизм (греч. католикос - вселенский, всемирный).
4.69M
Категории: ИсторияИстория РелигияРелигия

Тема 4. Христианство: католицизм

1.

2. Католицизм (греч. католикос - вселенский, всемирный).

3.

ИСТОКИ КАТОЛИЦИЗМА
от небольшой римской христианской
общины, первым епископом которой,
по преданию, был апостол Петр.

4.

Собор Святого Петра
— католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением
Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой
христианской церковью в мире.

5.

Процесс обособления католицизма в
христианстве начался еще в III-IV веках,
когда нарастали и усугублялись
экономические, политические,
культурные различия между западной и
восточной частями Римской империи.

6.

РАСКОЛ ИМЕЛ МНОЖЕСТВО ПРИЧИН:
- обрядовые, догматические, этические различия
между западной и восточной Церквами,
- имущественные споры,
- борьба папы римского и константинопольского
патриарха за первенство среди христианских
патриархов,
- разные языки богослужения (латынь в
западной церкви и греческий в восточной).

7.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.
- Константинопольская Церковь не признаёт Святую Римскую Церковь
первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит
попечение о всех Церквах,
- перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности
латинян;
- утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой,
погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение;
- позволяют браки служителям алтаря;
отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына
(филиокве);
- новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении,
- родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы,
отказывают им в крещении.

8.

Основой католического вероучения, как
и всего христианства, приняты Священное
писание и Священное предание.
Однако, в отличие от православной
церкви, католическая считает Священным
преданием постановления не только семи
первых Вселенских соборов, но и всех
последующих соборов (всего 21 собор), а
кроме того - папские послания и
постановления.

9.

Католическая Церковь исполняет свою миссию
провозглашения евангельской истины ради
спасения всего человечества и служения миру и
справедливости на благо всех людей как
посредством различных поместных Церквей,
рассеянных по всему миру, так и посредством
своего центрального управления.
Эта задача осуществляется Папой и различными
Ведомствами, помогающими ему в его служении
Вселенской Церкви.

10.

Католицизм имеет видимый центр
своего единства - Папу Римского.
В образе Папы сосредотачивается
апостольская власть и учительный
авторитет Римско-Католической Церкви.

11.

Римский Папа
является главой
Ватикана и
выбирается
пожизненно.

12.

Карикатура на
Папу Римского
АЛЕКСАНДРА VI, 1545 г.
Папа представлен
в виде сатаны.

13.

ИОАНН ПАВЕЛ II, Папа Римский
Мирское имя: Кароль Юзеф Войтыла
Происхождение: Вадовице (Польша)
ГОДЫ ЖИЗНИ:
18 мая 1920 - 2 апреля 2005
ГОДЫ ПОНТИФИКАТА:
16 октября 1978 - 2 апреля 2005
Отец: Кароль Войтыла - старший
Мать: Эмилия Качоровска
Иоанн Павел II в начале понтификата.

14.

Кардинал Йозеф Ратцингер вступил на святой престол
24 апреля 2005 года под именем Папы Римского Бенедикта
XVI.

15.

БЕНЕДИКТ XVI, Папа Римский.
Мирское имя: Йозеф Алоиз Ратцингер.
Происхождение: Марктль-ам-Инн (Бавария, Германия).
ГОДЫ ЖИЗНИ: 16 апреля 1927 - ...
ГОДЫ ПОНТИФИКАТА: 19 апреля 2005 - ...
Отец: Йозеф Ратцингер-старший. Мать: Мария Ратцингер.

16.

Совещательными органами при папе являются
коллегия кардиналов и синод епископов.
Административный аппарат Церкви называется
Римская курия, в состав которой входят
конгрегации, суды и другие учреждения.
Епископская кафедра папы вместе с курией
формируют Святой Престол.
Святой Престол является объектом
международного права.

17.

В начале 13 в.(1215г.) для борьбы с ересью католическая церковь
учреждает особый судебный орган «Святую инквизицию».

18.

КУЛЬТ ДЕВЫ МАРИИ

19.

Отличительной чертой почитания
Марии в католицизме является догмат
о её Непорочном зачатии, который
подразумевает, что Мария была зачата
естественным образом от Иоахима и
Анны, но в момент зачатия с неё
особой милостью Божией был снят
первородный грех.

20.

Согласно католическому
догмату о вознесении
Девы Марии,
провозглашённому
папой Пием XII в 1950
году, за Успением девы
Марии последовало её
Вознесение в небесную
славу телом и душой.
«Коронование девы Марии»,
Диего Веласкес:
Марию коронует Святая Троица.

21.

1 января — праздник Богоматери;
2 февраля — Очищение Марии;
11 февраля — праздник Девы
Марии Лурдской;
25 марта — Благовещение;
13 мая — праздник Девы Марии
Фатимской;
31 мая — праздник Блаженной
Девы;
27 июня — праздник Мариипомощницы;
15 августа — Успение (Вознесение
Богоматери);
21 августа — праздник Девы
Марии Нокской;
15 сентября — день Девы Марии
Скорбящей;
12 декабря — праздник Девы
Марии Гваделупской.

22.

ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА МАРИЯ ЛУРДСКАЯ
Всемирный день молитв о больных
11 февраля 1858 г., спустя 4 года
после оглашения догмата
Непорочного Зачатия Пресвятой
Девы Марии, Богородица явилась
бедной пастушке Бернадетте
Субиру в Массабельском Гроте в
Лурде (Франция). Во время
явлений Дева Мария призвала мир
к молитвам и покаянию и повелела
на месте явлений воздвигнуть
храм.
Вскоре Лурд прославился
многочисленными обращениями и
исцелениями, став всемирным
центром почитания Богородицы.

23.

В традиции Католической Церкви существует
обычай посвящения Марии субботы.
Непорочное Сердце Марии почитается на
тринадцатый день после праздника Троицы, а
также по первым субботам каждого месяца.
Марии посвящены также месяцы май и октябрь.

24.

КУЛЬТ РАСПЯТИЯ

25.

ИСТИННЫЙ КРЕСТ
— подлинное с точки
зрения христиан
сооружение, на котором
осуществилось распятие
Христа.
Другое название
«Крест Распятия".
Изображался в форме
четырехконечного креста с
пригвожденной к нему
фигурой Иисуса.

26.

Ранние христиане к распятию относились с явным отвращением,
о его изображении и использовании как символа не могло быть и
речи. На тот момент распятие воспринималось как орудие пытки
и казни, никак иначе. Тем более, что самих христиан язычники
либо убивали в гладиаторских боях, либо распяв на кресте.
Но, переняв языческий крест, необходимо было придать ему
христианские мотивы, началось перекраивание. Так как
изображать самого распятого запрещалось, первые изображения
выглядели так: крест и рядом с ним агнец. Затем агнец стал
изображаться на фоне креста. И намного позже появляется
фигура на кресте.
Сам образ распятия был утвержден церковью только в шестом
веке.

27.

Распятие.
Икона, монастырь
св. Екатерины
(Синай)

28.

Число таинств у католиков такое же, как и
вправославии, то есть семь.
Но общий взгляд на все таинства
принципиально отличается.
Католики учат, что таинства являются не
только действительными, но и спасительнодейственным, и вне зависимости от состояния
человека, который их приемлет.

29.

В любом случае - вне зависимости от
того, с верой или без веры подходит
человек к восприятию таинства, - оно
является спасительно-действенным.

30.

Таинство крещения

31.

В таинстве Крещения человек, мистически
сопутствуя Христу в его смерти и
погребении, совоскресает с Ним в
обновленной жизни, обретая дар
Божественного усыновления.
Крещение принимается взрослыми по их
вере, но преподается и младенцам по вере
их родителей или воспитателей, что
предполагает дальнейшее христианское
воспитание этих детей.

32.

Таинство Крещения совершается посредством
произнесения над крещаемым
тайносовершительной формулы:
“N.(ИМЯ), Я КРЕЩУ ТЕБЯ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА”
– с погружением самого крещаемого или его головы в
крещальную купель при упоминании каждого из
Божественных Лиц Пресвятой Троицы (либо при возлиянии
воды на голову крещаемого при упоминании каждого из
Божественных Лиц).

33.

Непосредственно за Крещением следуют пояснительные
обряды (именуемые так потому, что “поясняют” смысл
Крещения):
- это помазание святым миром (оно совершается только в том
случае, если сразу же за Крещением не следует
Миропомазание; смысл обряда состоит в том, чтобы указать
на причастность новокрещёного[неофита] священническому,
пророческому и царскому служению Христа),
- облачение в белую одежду (знак того, что неофит, облекшись
во Христа, стал новым творением) ,
- вручение зажжённой свечи (знак того, что неофит сделался
во Христе сыном света).

34.

ТАИНСТВО
МИРОПОМАЗАНИЯ
В Католической
церкви это таинство
называется
конфирмацией.
Этот обряд
сторонники римскокатолической церкви
проходят раз в жизни
и проводит его
только епископ.

35.

Считается, что истинный католик лишь
тот, кто прошел обряд миропомазания.
Мажут специальным веществом миром, которое источают иконы и мощи
святых - раз в жизни.
У православных - при крещении, а у
католиков - только в зрелом возрасте - в
знак подтверждения, что выбрали веру
правильно.

36.

ЕВХАРИ́СТИЯ
(благодарение) или
СВЯТО́Е ПРИЧА́СТИЕ

таинство, при котором
верующие вкушают Тело
и Кровь Иисуса Христа
под видом хлеба и вина,
и, согласно их
вероучению, через этот
акт взаимной
жертвенной любви
соединяются
непосредственно с
самим Богом.

37.

Церковный обряд Евхаристии был
придуман не христианскими
служителями культа.
Христианский клир лишь заимствовал
этот обряд из культа древних
восточных богов — Митры и Аттиса,
существовавшего задолго до Рождества
Христова.

38.

Католики детей до конфирмации не причащают.
Причащение мирян совершается только под видом
хлеба.
Практика причащения мирян только хлебом возникла
в средние века из соображений санитарно-гигиенических.
Моментом преложения Святых Даров у католиков
считаются установительные слова Христа Спасителя:
«Примите, ядите, сие есть Тело Мое...»

39.

40.

ТАИНСТВО БРАКА
ВЕНЧАНИЕ

это литургическое установление Таинства Брака.
Молодые люди, желающие связать свою жизнь узами
Церковного Брака, должны ясно себе представлять, что
такое Церковный Брак. Желать венчаться в Католической
Церкви только ради самого обряда венчания – также
нелепо, как, например, желать стать священником
только из-за обряда рукоположения.
Поэтому всем парам, желающим принять Таинство
Брака, принято проходить подготовку (катехизацию).

41.

Совершителями брака в Католической церкви
признаются сами брачующиеся, а не священник.
Брак совершается в храме, перед алтарем.
Священник дает жениху и невесте кольца.
Но священник нужен лишь для признания
канонической законности брака.

42.

Пара, исповедующая католическую веру, должна
сообщить о своем желании обвенчаться за три
месяца.
За это время они должны пройти учебу - десять
встреч со священником и три с врачом.
Священник говорит с ними о том, кто для них есть
Христос, о таинствах.
Врач - о психологии брака, контрацептивах и
естественном планировании семьи.
В католической церкви нет такого понятия, как
развод, и венчаться можно только раз.
Исключение - смерть одного из супругов.

43.

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ есть таинство, в котором
при помазании тела елеем призывается на
больного благодать Божия, исцеляющая
немощи душевные и телесные
Цель елеосвящения — исцеление и прощение грехов,
но в глубине его лежит Христова молитва об
исполнении воли Божьей. Через это Таинство
страдания больного освящаются и соединяются со
страданиями Христа.
Освящение телесных ран даёт больному духовную
силу, чтобы немощи его были не в смерть, но в вечное
спасение.

44.

ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА (РУКОПОЛОЖЕНИЕ)
В Католической Церкви
существует три степени
священства — диакон, священник
и епископ.
Правом совершения таинства
священства для всех трёх
ступеней обладает лишь епископ.
Главными элементами обряда
являются возложение рук
епископом на кандидата и
молитва призывания Святого
Духа.
После совершения таинства
рукоположенный простирается
ниц перед алтарём в виде креста
в знак смирения и посвящения
жизни Христу.

45.

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДИ)
Католики учат, что грехи подразделяются
на простительные и смертные.
Каждый грех делится на два
составляющих его элемента: вина греха и
наказание за грех.
В таинстве исповеди смертные грехи прощаются и в отношении
вины, и в отношении наказания, но вот простительные грехи
прощаются только в отношении вины, а наказание при этом
остается. Наказание человек непременно должен понести.
Отсюда и индульгенции, и учение о чистилище и о разного рода
канонических наказаниях.

46.

Понести наказание - это способ дать
Богу удовлетворение.
Поэтому после исповеди, как
правило, духовник выдает католику
точный перечень канонических
наказаний, которые тот должен
понести за грехи.

47.

Католическое “Руководство по пастырскому богословию”
В нем написано, за кой грех, при ких обстоятельствах, в каком
возрасте, при ких смягчающих, при ких отягчающих
обстоятельствах и т. д. полагается такое-то наказание. Оно
может быть увеличено, смягчено, за него может быть дана
такая-то индульгенция.
Если видеть спасение в удовлетворении, которое непременно
нужно принести, то важно не ошибиться, потому что если
наказание дать меньше, чем полагается, то человек будет
приносить его в чистилище, а духовник ответит за то, что он
не наложил правильного наказания по мере исповеданных
грехов.
Духовник здесь выступает как судья, а не как
душепопичитель.

48.

Основной отдельной территориальной
единицей является епархия,
возглавляемая епископом.
Некоторые важные епархии исторически
носят название архиепархий.
К епархиям приравнены другие
разновидности территориальных единиц:
- апостольский викариат
- апостольская префектура
- апостольская администратура
- военный ординариат
- территориальная прелатура
- территориальное аббатство

49.

У христиан-католиков принято
приветствовать друг друга
восклицанием
«Слава Иисусу Христу!»,
на которое, как правило, следует ответ
«Во веки веков! Аминь!»,
а в некоторых общинах «Во веки
слава!» или «Навеки слава!».

50.

Основные отличия западной церкви:
• учение об абсолютной, единоличной власти Римского
епископа (папы) над Церковью, и о его непогрешимости;
• учение об исхождении Святого Духа "и от Сына" (лат.
филиокве); эти два пункта были основными причинами отделения
римской кафедры в XI в.; логическим выводом из учения об
абсолютной, единоличной власти папы над Церковью было учение
об учительской непогрешимости папы, сформулированное как
догмат на I Ватиканском соборе в 1870г.;
• изменилось учение о спасении, о первородном грехе,
вследствие чего возникли догматы об удовлетворении Богу за
грехи, о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях;
• в XIX и XX веках были провозглашены два новых, так
называемых мариальных догмата: о непорочном зачатии Девы
Марии (1854г.) и Ее телесном вознесении на небо (1950);
• в 1962 - 1964 году на II Ватиканском соборе подверглось
коренному пересмотру учение о Церкви и о ее роли в спасении
человека.

51.

Католицизму присущи
широкое почитание
реликвий, культ мучеников,
святых и блаженных.
English     Русский Правила