Социалистические идеи
Понятие
История соц. учений
1. Утопии Античности
Идеальное государство Платона
Идеальное государство Аристотеля
2. Утопии Возрождения
Идеальный город Мора и Кампанеллы
3. Поздние утопии Нового Времени
Идеология «рабочего социализма» (Оуэн)
4. Научный социализм
А) Деятельный человек.
В) Диалектический материализм.
«Вульгарный» марксизм
С) Материалистическое понимание общества
Материалистическое понимание истории
Возникновение государства, собственности, классов.
Вопросы для самопроверки:
841.50K
Категория: СоциологияСоциология

Социалистическое государство

1. Социалистические идеи

Понятие и история
900igr.net

2. Понятие

Социализм – идеология, которая предусматривает
построение социалистического общества.
Социалистическое общество характеризуется
отсутствием классового деления
общностью средств производства.

3. История соц. учений

2 периода:
1. Утопический социализм (идеализм)
Античность
«Христианский» социализм
Новое Время
Утопии Возрождения (XVI век)
Рабочий (XIX век)
2. Научный социализм (материализм)

4. 1. Утопии Античности

Платон
Аристотель

5. Идеальное государство Платона

• Три сословия, у каждого – своя добродетель.
– сословие правителей, их добродетель - мудрость.
– Воины - доблесть,
– Крестьяне - трудолюбие
• Все, что разъединяет людей – зло => против
частной собственности, за общность жен и детей.

6. Идеальное государство Аристотеля

• «Человек – существо политическое» => стремление к
объединению и государству.
• Все существующие формы государства плохи, ибо не
постоянны, а перетекают одна в другую. Причина этого –
наличие крайностей в государстве, богатых и бедных =>
• Нужно остановиться на чем-то среднем, ведь меру нужно
знать во всем. Среднее сословие – идеал для государства,
они не столь жадны как бедняки и на их не посягают, как
на богачей. =>
• «Средним – множество благ, в городе средним быть я
желаю», - цитирует Аристотель античного поэта.

7. 2. Утопии Возрождения

Томас Мор
«Утопия»
«неместо; место, которого
нет»
Автор о своей книге: «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о
наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»
Томаззо Кампанелла
«Город Солнца».
Обожествление Солнца
Бог руководит миром; в отношении земных существ его волю осуществляет Солнце.

8. Идеальный город Мора и Кампанеллы

Шаг от замкнутых сельских общин (Античность) к целым
государствам с определенной системой производства:
Обязательный труд (профессия на основе личной склонности и
данных астрологии у Кампанеллы).
Рабочий день 4 (Кампанелла) – 6 (Мор) часов за счет искоренения
тунеядцев (церковников, знати), питание в общественных
столовых.
Семья отсутствует, за получением наиболее хорошего потомства
следят специальные должностные лица.
Дети общие, как и вещи.
Дома меняются по жребию,
Платье у всех одинаково,
Зато каждый гражданин получает от общества все, что необходимо для удовлетворения его потребностей.
Но возможен чрезмерный спрос со стороны граждан на те
или иные продукты => необходима власть.

9. 3. Поздние утопии Нового Времени

Результаты Великой Французской революции
свидетельствовали о несостоятельности действий
революционных масс => менять идеологию! :
«новое христианство» Сен-Симона;
метафизика и мистическое объяснение человеческих
страстей и влечений у Фурье;
Перевоспитание людей при помощи рациональной
социалистической религии Оуэна.
В России – Герцен и Чернышевский.

10. Идеология «рабочего социализма» (Оуэн)

техническая реорганизации производства
распределение пропорционально труду.
обеспечение социальных гарантий рабочим.
стремление к обеспечению всех потребностей человека.
будущее общество как общество изобилия,
расцвет личности.
на практике поставлен ряд социальных
экспериментов по внедрению таких идей в
жизнь

11. 4. Научный социализм

Научный социализм = марксизм = диалектический материализм = исторический
материализм.
Цель – построить новую науку об обществе и его истории.
Научная база:
• классическая английская политэкономия (учения А. Смита и Д. Рикардо),
• французский утопический социализм (К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье).
• немецкая классическая философия в лице диалектики Гегеля и
антропологического материалиста Л. Фейербаха.
3 догмата:
A. Деятельный человек.
B. Диалектический (научный) материализм.
C. Материалистическое понимание истории и общества: классы и формации.

12. А) Деятельный человек.

Философия Маркса – это социальная философия,
ориентированная на освобождение человека.
Маркс критикует идеализм за понимание
человеческой активности лишь как духовной деятельности.
В философию вводится новая предметная область –
сфера преобразовательной деятельности людей для
собственного развития.
Защита интересов общественного большинства
гуманнее его порабощения. Человеческую жизнь нужно не
разрушать, а создавать.

13. В) Диалектический материализм.

Знание об обществе выявляется эмпирически, как это
делает наука.
Материя – объективная реальность, существующая вне и
независимо от сознания и отображаемая им. Не только вещество,
но и социальные отношения.
Диалектика: новое общество теоретически выводится из
противоречий самого общества на данном этапе его развития, и
прежде всего из противоречия между производительными
силами и производственными отношениями.
Проявления диалектики:
закон отрицания отрицания (акцент на негации в процессе его применения, а не
синтезе всех сторон предыдущего развития),
борьба противоположностей в развитии (вместо теоретического равноправия
"борьбы" и "единства" противоположностей),
абсолютизация скачков-взрывов (революций в обществе) и недооценка
постепенных скачков (в обществе - реформ) и т.п.
Стремление истории к своей противоположности

14. «Вульгарный» марксизм

«Вульгарный» марксизм - сведение
марксистского учения об обществе к
одностороннему экономическому
материализму без идеи о взаимовлиянии
экономической основы, базиса общества и
всех надстроечных форм (идеологии, права,
религии, морали, политики и пр.). В СССР
получил название Марксизм-Ленинизм.

15. С) Материалистическое понимание общества

2 сферы жизни общества:
Базис – экономическая сфера, выражается в совокупности
производственных отношений
Надстройка – все иные сферы жизни общества: политика,
право, духовная жизнь.
Изменение в общем и целом идет от базиса к
надстройке (от материального к идеальному, поскольку бытие
определяет сознание).
Производственные отношения – отношения между
людьми, складывающиеся в процессе общественного
производства и движения общественного продукта от
производства до потребления.
Производственные силы = рабочие + средства
производства.

16. Материалистическое понимание истории

Если одни люди владеют средствами производства, а другие - нет, то последние
вынуждены работать на собственников =>
1. => разделение людей на классы, образующие в обществе социальную иерархию
господства: рабовладельцы господствуют над рабами, феодалы - над крестьянами,
капиталисты - над рабочими.
2. => периодизация истории, классифицируя типы общества - общественные формации - в
соответствии с различными формами собственности на средства производства, с разными
способами производства.
• племенная,
• античная,
• феодальная,
• Капиталистическая
• Коммунистическая (от «коммуна»). Первая стадия – социализм.
Переход совершается не планово и постепенно, а через возникновение
противоречий, их обострение и скачкообразное разрешение. И так как изменение
затрагивает интересы различных классов, оно совершается в ходе классовой борьбы
(революции), где одни классы выступают как прогрессивные, а другие - как консервативные.

17. Возникновение государства, собственности, классов.

Возникновение государства:
1.
Разделение труда
2.
производительность труда растет.
3.
Различные предметы производятся не только для личного потребления, но и для обмена, т. е.
появляется товарное производство, а вместе с ним и купцы. Они не занимаются
непосредственным производством, а образуют класс, за чужой счет наживающий огромные
средства.
4.
Происходит обогащение небольшой части населения и обнищание большинства.
5.
образование государства в интересах небольшой группы богачей, как орудия принуждниния
экономически господствующего класса.
С появлением единства классов (а с ним государства и собственности) история начинает
стремление к противоположности. Как первая – рабовладельческая («примитивный коммунизм») –
формация характеризовалась отсутствием их, так и последняя – коммунистическая (первая стадия социализм) – будет характеризоваться их отсутствием. Но процесс исчезновения классовых различий и
отмирания государства постепенен и происходит в борьбе с уходящим классом эксплуататоров.
Инструментом этой борьбы является государство диктатуры пролетариата. Захватив буржуазное
государство, пролетариат не может использовать его в готовом виде, так как это механизм диктата
меньшинства против большинства. Для изменения положения церковь отделяется от государства (и вновь
свобода совести предваряет политические свободы!). Сама коммуна формируется на основе всеобщего
избирательного права. Избранные гласные ответственны перед народом и сменяемы в любое время
(принцип императивного мандата). Разделение властей отменяется как буржуазный пережиток и
заменяется тем, что в советской истории получило название «демократический централизм». Все
чиновники ответственны перед коммуной и исполняют свою службу за заработную плату рабочего. Судьи
также избираемы, ответственны перед избирателями и сменяемы.

18. Вопросы для самопроверки:

1. Понятие и развитие социалистических идей
2. Утопии Античности
3. Утопии Возрождения
4. Утопии Нового времени. Деятельность
Оуэна.
3. Формирование научного социализма
4. Марксистское учение о государстве,
обществе и собственности.
English     Русский Правила