АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ XVII века
Архитектура
Шатровые перекрытия
Шатровые перекрытия
Московская школа
Московская школа
Ярославская школа
Ярославская школа
Московское (нарышкинское) барокко
Московское (нарышкинское) барокко
Московское (нарышкинское) барокко
Строгановская школа
Гражданская архитектура
Теремной дворец Алексея Михайловича
Теремной дворец Алексея Михайловича
Живопись
Симон Ушаков
Икона Владимирской Богоматери или насаждение древа Российской государственности.
Фрески
15.48M
Категория: КультурологияКультурология

Архитектура и живопись 17 века

1. АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ XVII века

2. Архитектура

В русской
архитектуре 17
века, как и в других
сферах культурной
жизни России того
времени, начинают
доминировать
светские мотивы.
Русская архитектура 17 века интересна своей
декоративностью. Красивые рельефные наличники
украшают окна зданий, каменная резка делает здания
необыкновенно причудливыми и живописными.
Многоцветность, зданиям русской архитектуры 17
века, придают изразцы.

3. Шатровые перекрытия

Одной из самых популярных архитектурных форм 17 века
является шатер. Трапезная церковь Алексеевского
Монастыря в Угличе – яркий пример этой архитектурной
формы. Три стройных шатра поднимаются над тяжелым
объемом трапезной. Шатры располагаются на сводах
церкви, и не связываются с её пространственной
структурой.

4. Шатровые перекрытия

В дальнейшем развитии русской архитектуры 17 века, шатер
превращается из конструктивного элемента в декоративный. Шатер
становится характерным архитектурным элементом 17 века для небольших
посадских храмов. Лучший пример архитектуры 17 века такого рода –
московская церковь Рождества Богородицы в Путинках. Строить церковь
начали местные прихожане. Прихожане хотели удивить Москву небывалым
богатством и красотой. Однако, не рассчитали своих сил и, им пришлось
просить помощи у царя. Алексей Михайлович дал огромную сумму из
государственной казны для строительства храма. Храм и впрямь вышел
очень хорошим. В 1652 году, патриарх Никон запретил строить храмы,
выполненные в шатровом архитектурном стиле.

5. Московская школа

Московская школа отличалась пристрастием к бесстолпному
конструктивному решению здания: его своды опира лись только на
стены. Отсутствие столбов подпиравших своды, делало интерьер
храма более цельным а сам храм более вместительным. Однако
ослабленные своды могли вы держать лишь сравнительно
небольшие нагрузки. В результате храмы московской школы
обычно имеют мелкие главки и в целом не велики по размерам.

6. Московская школа

Церковь Николая
Чудотворца на Берсеневке
Храм Святителя Николая в
Пыжах

7. Ярославская школа

Ярославская школа сложилась как отражение
самостоятельности и богатства Ярославля. Ее лучшим
образцом считается 15-главая церковь Иоанна
Предтечи в Толчково.

8. Ярославская школа

Церковь Ильи Пророка Церковь Иоанна Златоуста в
Коровниках

9. Московское (нарышкинское) барокко

Новодевичий монастырь: надвратная церковь, колокольня.
В последней четверти 17 века в русской архитектуре
получил большое распространение стиль – московское
барокко. Для этого стиля в 17 веке характерны ордерные
детали, использование красного и белого цвета в росписи
зданий, этажность построек.

10. Московское (нарышкинское) барокко

Церковь Покрова в Филях.

11. Московское (нарышкинское) барокко

Сергиев-Посад. Троице-Сергиева
лавра.

12. Строгановская школа

Несколько своеобразных храмов, построенных в конце XVII
века по заказу богатейших купцов Строгановых,выделяют в
особую ,строгановскую архитектурную школу.Это собор
Введенского монастыря в Сольвычегодске и
Рождественская церковь в Нижнем Новгороде.

13. Гражданская архитектура

В русской архитектуре 17 века каменное строительство
становится доступным не только царской фамилии. Состоятельное
боярство и купечество в состоянии, теперь, строить себе «Хоромы
каменные». Немало каменных построек знатных и богатых родов
знает Москва и провинция.

14. Теремной дворец Алексея Михайловича

15. Теремной дворец Алексея Михайловича

16. Живопись

• В русской культуре XVII века
сталкиваются две
исключающие друг друга
тенденции.
• С одной стороны, в эту эпоху
сказывается стремление
вырваться из-под гнета
устаревших традиций,
проявившееся в
реалистических исканиях, в
страстной жажде знаний, в
поисках новых нравственных
норм, новых светских жанров в
литературе и искусстве.
• С другой стороны,
предпринимались упорные
попытки превратить традицию
в обязательную догму,
сохранить старое, освященное
преданием, во всей его
неприкосновенности.

17.

Обострение социальных противоречий вызывало все
более заметную классовую дифференциацию искусства
и, в частности, живописи. Определяющую роль
начинает играть искусство придворное: росписи
дворцовых палат, портреты, изображения родословного
древа русских царей и т.д. Главной идеей его было
прославление царской власти.

18. Симон Ушаков

Одной из центральных фигур русского
искусства XVII века был, несомненно,
художник Симон Ушаков (1626—1686).
Значение этого мастера не
ограничивается созданными им
многочисленными произведениями, в
которых он стремился преодолеть
художественную догму и добиться
правдивого изображения — «как в жизни
бывает». Свидетельством передовых
взглядов Ушакова является и
написанное им, очевидно в 60-х годах,
«Слово к любителю иконного писания». В
этом трактате Ушаков высоко ставит
назначение художника, способного
создавать образы «всех тварей», «с
различным совершенством создавать
эти образы и посредством различных
художеств делать замысленное легко
видимым». Выше всех «существующих
на земле художеств» Ушаков считает
живопись, которая «потому все прочие
виды превосходит, что... живее
изображает представляемый предмет,
яснее передавая все его качества».
Ушаков уподобляет живопись зеркалу,
отражающему жизнь и все предметы.

19. Икона Владимирской Богоматери или насаждение древа Российской государственности.

20. Фрески

Роспись хра Роспись храма
Ильи Пророка, самая
значительная из всех
ярославских росписей, была
исполнена в 1681 году
группой мастеров под
руководством московских
художников Гурия
Никитина и Силы Савина.
Наиболее интересны в ней
фрески, расположенные по
стенам и посвященные
истории Ильи и ученика его
Елисея. В этих фресках тема
священного писания
зачастую претворяется в
увлекательный рассказ, в
котором светские моменты
преобладают над
религиозным содержанием.
English     Русский