Лекция по теме 3 «Политические и правовые учения античного мира»
Вопрос 1.Возникновение политико-правовых учений Древней греции
Основные проблемы политико-правового знания
Особенности и характер Учений Древней Греции
Учение ПИФАГОРА (571-497 г.до н.э)
Политико- правовое учение Гераклита (530-470 годы до н.э.)
Политико-правовое учение Демокрита (460-360 гг. до н.э.)
Софистика- учение о мудрости, развивающее навыки ведения дискуссий и публичных выступлений
Основные элементы учения софистов
Вклад софистов в политико- правовое знание
ПолиТИКО- правовое учение сократа (469-399гг. До н.э)
Вопрос 2.Политико-правовые учения Платона и Аристотеля. Ценности эпохи эллинизма;
Политико-правовое учение Платона (427-347 гг. до н.э.) Основные работы: диалоги «Государство», «Законы», «Политик»
Политико-правовое учение Платона
Политико-правовое учение Аристотеля (384-22 гг. до н.э.)
Патриархальная теория государства Аристотеля
Формы правления
Результаты деятельности государства - Политии
Кризис ПОЛИСА и Ценности эпохи эллинизма
Эпикурейство и Стоицизм- научные направления Греции III- I веков до нашей эры
Учение об обществе Полибия (200-120 гг. до н.э.). Труд: «Всемирная история».
Вопрос 3.Политико-правовые учения Древнего Рима. Социально-политические воззрения раннего христианства.
Политико-правовое учение Марка Тулия Цицерона (106-43гг. До н.э.), римский сенатор
Правовая концепция М.Т.Цицерона
Римские юристы - это представители профессионального сообщества представителей римской юридической науки, которые по роду своих професси
Основные политико-правовые идеи римских юристов
Политико-правовые взгляды римских юристов
Политико-правовые взгляды раннего христианства
Духовный кризис Римского общества первых веков нашей эры
Политико-правовые взгляды христианства
Изменения в политико-правовом учении христианства (IV века н.э.)
Новые политико-правовые взгляды христианства
Политико-правовое учение Августина Блаженного (354-430гг.), «отец церкви». Труд: «О ГРАДЕ БОЖЬЕМ»
Социально-политическая концепция Августина Блаженного
Выводы по лекции
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!!!!!
425.29K
Категория: ИсторияИстория

Политические и правовые учения античного мира. (Тема 3)

1. Лекция по теме 3 «Политические и правовые учения античного мира»

1.Возникновение
политико-правовых
учений Древней Греции
2.Политико-правовые учения Платона и
Аристотеля.
Ценности
эпохи
эллинизма;
3.Политико-правовые учения Древнего
Рима.
Социально-политические
воззрения раннего христианства.
Лектор: к.и.н., преподаватель кафедры
теории и истории государства и права,
лейтенант полиции Соборнов Павел
Евгеньевич

2. Вопрос 1.Возникновение политико-правовых учений Древней греции

1
• Своеобразие географического положения
Греции (на пересечении Европы и Азии)
• Бурное развитие мореплавания и судоходства
2
• Изрезанность береговой линии и горный
рельеф территории Греции
• Невозможность формирования общегреческой
государственности
3
• Возникновение огромного количества городовгосударств (полисов)
• Повышенный интерес граждан к управлению,
участию в политической жизни,
заинтересованность в развитии наук

3. Основные проблемы политико-правового знания

1)
Выбор и
обоснование
оптимальной
формы
правления;
Выбор и
обоснование
формы участия
граждан в
управлении
полисом;
2)
Определение
соотношения
между моралью и
законом;
3) обоснование
необходимости
подчиняться
органам
государственной
власти.

4. Особенности и характер Учений Древней Греции

1
2
• Предельная рационализация
(устремленность на поиск
причинно-следственных связей
и закономерностей)
•Причины: быстрый распад родового строя и
подрыв влияния родов (торговля и
мореплавание), подрыв веры в богов
• Существование в виде
практических рекомендаций по
удержанию власти
• Причины: обострение социальных
конфликтов, деятельность
народных собраний

5. Учение ПИФАГОРА (571-497 г.до н.э)

Причины возникновения
государства связаны с природным
стремлением человека к
господину, справедливость –
принцип воздаяния каждому за
должное
править должны развитые люди по
интеллектуальным и нравственным
качествам;
идеальная форма правления
аристократия- господство знати

6. Политико- правовое учение Гераклита (530-470 годы до н.э.)

1
2
• Причина появления
государства- вражда и зависть
людей и стремление смирять
эти качества;
• управление искусство
смирять нравы людей;
• законы необходимы
для удержания
3 контроля над
поведением людей

7. Политико-правовое учение Демокрита (460-360 гг. до н.э.)

выступал за равенство людей от
природы;
- закон должен исходить из
интересов людей и создаваться
на основе интересов граждан;
- восприятие государство как
ценности цементирующей
общество.
Демокрит считал, что управление
государством – одно из самых
важных искусств. Обязанностями
государства он считал:
1) воспитание граждан, которые
должны усвоить основные
ценности полисного патриотизма,
обязанности участия в защите
полиса и в принятии решений на
народном собрании;
2) образование граждан, которые
должны были усвоить основные
научные знания, необходимые
для занятий торговлей,
мореплаванием и судоходством:

8. Софистика- учение о мудрости, развивающее навыки ведения дискуссий и публичных выступлений

Ученые:
Протагор,
Гиппий
Причины
появления
учения:
- подготовка
желающих для
выступления на
народных
собраниях;
-отбор кандидатов
на государственные
должности

9. Основные элементы учения софистов

- постановка проблемы отличий человека от
животных (в занятии ремеслом и разведении
огня);
государство существует и поддерживается
интересами многих, ведь бог вложил в
человека принцип справедливости и искусство
управления
Закон- всеобщая справедливость, взаимно
согласованная
- признание возможности учиться
законотворчеству
- доказательство преимущества демократии,
как власти обеспечивающей интересы многих

10. Вклад софистов в политико- правовое знание

1) первых попытках
обоснования тезиса об
отсутствии Богов за
невозможностью
доказательства факта их
существования;
2) попытках обоснования
справедливости в качестве
того, что полезно и
необходимо людям
(Протагор);
3) четком разделении
законов на естественные,
имеющие источником
происхождению природу
человека, как
биологического организма
и писанных (позитивных)
законов.
определение
закона, как
того, что люди
пишут,
определяя что
должно делать
и от чего
удерживаться»

11. ПолиТИКО- правовое учение сократа (469-399гг. До н.э)

В основе закона
должна лежать
мораль;
Жесткая критика
софизма за безверие
и обоснование
прихода к власти
«случайных» людей.
Правители должны
обладать
моральными
качествами

12. Вопрос 2.Политико-правовые учения Платона и Аристотеля. Ценности эпохи эллинизма;

Период
IV- II века до н. характеризовался
на
территории
Древней
Греции
становлением рабовладельческого строя и
обострением социальных противоречий.
Рост техники обработки земли приводил к
усилению имущественного неравенства и
отчуждению
граждан
от
принятия
управленческих
решений
в
полисе.
Увеличение количества метеков- выходцев
из
других
полисов
приводило
к
конфликтам внутри полиса
поиск и
обоснование лучшей формы правления

13. Политико-правовое учение Платона (427-347 гг. до н.э.) Основные работы: диалоги «Государство», «Законы», «Политик»

Цель управления людьми:
формирование справедливых
отношений в обществе, в
котором люди должны
обладать долгом и
ответственностью.
Управлять должны
философы- наиболее
подготовленные люди;
Государство необходимо для
создания справедливого
общества и обуздания
низменных страстей;
Обоснование термина:
«политика»- искусство
держать в повиновении
людей и контролировать
страсти

14. Политико-правовое учение Платона

- выбор способов и форм управления людьми
связывался с выбором формы правления:
Правильные- Демократия- власть народа, где
реализуется справедливость и взаимные интересы,
отсутствуют бунты и волнения, Аристократиявласть достойных и избранных, подготовленных
людей;
НеправильныеТимократия- власть военных, при которой ведутся
войны, становящиеся бедствием граждан,
Олигархия – власть немногих, приводящая к
недовольству и бунтам,
Тирания- неограниченная власть одного
правителя, приводящая к бунтам

15. Политико-правовое учение Аристотеля (384-22 гг. до н.э.)

Труды: «Полития»,
«Этика»
-возникновение
государства
связано со
стремлением
людей к
общению;

16. Патриархальная теория государства Аристотеля

большая семья, в которой существуют различные
социальные статусы и роли, обусловленные
беспрекословным подчинение подданных (детей)
главе государства (отцу) и воспроизводится
модель семейных отношений, основанная на
подчинении младших членов семьи старшим
членам семьи;
семья
община (селение)
род
государство( объединение людей, стремящихся
к общению, высшая форма объединения людей)
Эффективность управления людьми связана с
желанием и возможностью правителей и
органов государственной власти защищать
общественные интересы и работать на «общее
благо» людей

17. Формы правления

Монархия- власть,
основанная на авторитете
правителя, защищающего
интересы подданных;
Тирания- безграничная
власть правителя,
защищающего только свои
интересы;
Аристократия- власть,
основанная на правлении
лучших и достойных
людей;
Олигархия- власть
немногих, которая
защищает интересы
немногих;
Полития- власть
большинства граждансобственников имущества,
через народные собрания,
создающая социальную
стабильность
Демократия- власть
большинства
интеллектуально
неподготовленных людей,
которые могут создать
условия для конфликтов
Правильные
Неправильные

18. Результаты деятельности государства - Политии

- создание
уравнивающей
справедливостиобеспечение
гражданам
возмещения вреда
имуществу от любых
противозаконных
действий,
соразмерность
наказания
преступлению
- создание
распределяющей
справедливости
обеспечение
распределения
материальных и
имущественных благ в
зависимости от личного
вклада в производство,
при этом социальное и
имущественное
неравенство- норма,
связанные с
обеспечением
стабильности

19. Кризис ПОЛИСА и Ценности эпохи эллинизма

Кризис полиса выражался в уклонении
граждан от общественных обязанностей
управления, падении полисного патриотизма и
веры в полисных богов в сознании граждан. В
результате завоевательной политики
Александра Македонского 40-30-е гг. IV века
до нашей эры начался период
распространения греческой культуры на
территории восточных стран (эллинизм).
Базовой ценностью становится- Эпикурействоучение о необходимости получения
удовольствия и достижения безмятежной
жизни

20. Эпикурейство и Стоицизм- научные направления Греции III- I веков до нашей эры

Учение
мыслителя
Эпикура (341-27 гг.
до н.э.):
Стоицизм
(Зенон
Критский (336264гг. до н.э.):
Государство должно
обеспечить атараксию безмятежное спокойствие
человека и не вмешиваться
в дела людей;
Справедливостьиндивидуальная полезность
человеку всего;
Признание судьбы в
качестве начала,
изменяющего мир;
необходимость создания
универсального закона и
универсального государства
для всех людей;
Подчинение людей
универсальному закону и
государству (первая
попытка обоснование
политического монизма)

21. Учение об обществе Полибия (200-120 гг. до н.э.). Труд: «Всемирная история».

Задача- объяснение
современникам причин
римского завоевания
греческих полисов;
Любое государство в
результате внутренних и
внешних причин
проходит шесть
основных форм
повторяющихся
правления: царская
власть, тирания,
аристократия,
демократия и
охлократия- первая
попытка обоснования
закономерности
общественного развития.

22. Вопрос 3.Политико-правовые учения Древнего Рима. Социально-политические воззрения раннего христианства.

Особенности
социальнополитического
развития Рима
• Благоприятный климат,
развитие земледелия и
торговли
• Рост имущественного
неравенства
• Борьба родовой
Первый этап римской аристократии (патрициев)
и свободных общинников
государственностиЦарский период 753- (плебеев)
• Развитие товарно509гг. До. н.э.
денежных отношений
Второй этап римской
государственностиРеспублика (509-27
годы до н.э.)
• Окончательное
формирование частной
собственности,
рабовладения, становление
первых учений ор
государстве и праве в
острой социальнополитической борьбе

23. Политико-правовое учение Марка Тулия Цицерона (106-43гг. До н.э.), римский сенатор

- обоснование
модели смешанной
формы правления
(республики(resдело, publicaобщественный) с
равномерным
распределением
обязанностей
органов власти,
участием народа в
управлении,
равенством граждан
перед законом
Трактаты: «О государстве», «О
законах»:
- Причины образования
государства- стремления
людей к безопасности и
общению;
-
Обязанности граждан:
защищать государство,
платить налоги и подати
-
Обязанности государства:
защите и гарантия
собственности и имущества
римских граждан

24. Правовая концепция М.Т.Цицерона

Все, что противоречит природе
человеческого общения- беззаконие:
убийства, кражи имущества;
-
-
Важнейшие источник права
традиции римской земледельческой
общины, хранителями их должны
быть должностные лица Римской
республики

25. Римские юристы - это представители профессионального сообщества представителей римской юридической науки, которые по роду своих професси

Гай,
Папиниан,
Ульпиан,
Павел,
Модестин.
Римские юристы II- I вв. до.н.э.
1) становление
республиканских
государственных и
судебных органов власти,
рассматривающих
имущественные и личные
конфликты римских
граждан;
2) окончательное
становление частной
собственности в Риме и
становление конфликтов,
возникающих по вопросам
купли-продажи,
наследования и дарения
движимого и недвижимого
имущества.
Причины появления

26. Основные политико-правовые идеи римских юристов

- Введение и обоснование классификации права
на публичное, затрагивающее интересы Римской
республики и римского общества в целом и
частное право, затрагивающее интересы
отдельных римских граждан;
Обоснование четкой классификации частного
права, которое должно делиться на:
естественное право, источником которого
должна являться справедливость и мораль,
права народов, которое должно
регламентировать положение неграждан
Римской республики, а также отношения Рима с
другими государствами и цивиильное право,
связанное с регламентацией имущественных
отношений;

27. Политико-правовые взгляды римских юристов

Четкое обоснование права, как справедливости, которая
должна иметь позитивное значение для исправления
нравов людей. Под справедливостью, как источником
права, римские юристы понимали: необходимость
воздаяния каждому по его положению и заслугам, честную
жизнь, отказ от вреда в отношении других людей
(Ульпиан).
Обоснование необходимости подчиняться закону, как
высшей справедливости, установленной Богами. Отсюда,
римские юристы одни из первых пытались обосновать
обязательность применения закона, что связывалось с
понятием чувства долга»- осознания гражданами своих
обязанностей и важнейшие функции права: повелевать,
запрещать и наказывать за неисполнение закона;
Требование
предельной
регламентации
вопросов
собственности, ее видов и форм в решении ее острых
противоречий, вызванных дарением, наследованием,
куплей-продажей.

28. Политико-правовые взгляды раннего христианства

Причины
появления:
1) Завоевание Римом
громадных территорий
Азии, Ближнего Востока и
Северной Африки
Потеря связи с римскими
языческими культами;
Усвоение религиозных
верований покоренных
народов
Рост военных трофеев в
результате
завоевательных войн
Нарастание
имущественного
неравенства в римской
армии (острые
конфликты римлян с
населением покоренных
народов),
дискриминация
(ограничение прав)
покоренных народов

29. Духовный кризис Римского общества первых веков нашей эры

• Традиционные римские культы предков и Богов
перестают сплачивать римлян
• Усвоение восточных культов покоренных народов
• Бурное развитие научных знаний
• Социальное и имущественное неравенство
• Потребность в развитии идей нравственного
совершенствования
• Возникновение религиозных организаций и ученияХРИСТАНСТВА

30. Политико-правовые взгляды христианства

Монотеизм- вера в
наличие единого Богатворца
Идея о сотворении
Богом человека и
единстве
происхождения людей;
Ожидание «конца
света» и вера во
«второе пришествие
Христа»
Основы религиозного учения
Необходимость
формирования
политического
единовластия;
Необходимость
социального и
имущественного
равенства людей в
раннем христианстве IIV веков до н.э.
Сопротивление
римским властям,
устанавливающих
культ императора
Политико-правовые взгляды

31. Изменения в политико-правовом учении христианства (IV века н.э.)

в
начале IV(330г.)
века нашей эры
Римский
император
Константин I
превращает
христианскую
церковь в
государственную
религию
Римской
империи.
1) поисками духовных
ценностей, сплачивающих
многонациональное население
империи;
2) повышение численности и
влиятельности христианских
общин по причине доступности
их учения для людей любого
социального и имущественного
положения и национального
происхождения;
3) стремление императорской
власти заручиться поддержкой
самых влиятельных
религиозных обществ и
сохранить социальную
стабильность.

32. Новые политико-правовые взгляды христианства

1)божественный характер происхождения светской власти и необходимость
подчинения ей, со стороны всех последователей Христа, как наместнице
власти божественной.
2) смирение перед несправедливостью, вызванной резким имущественным
неравенством и низким социальным статусом бедных людей и их отказ от
переустройства общества на началах имущественного равенства;
3) компенсация низкого социального статуса бедных обещанием
достижения «царства Божьего» и повышение своего социального
положения в загробном мире. Этот тезис обосновывал временный характер
всех социальных порядков, в том числе и рабства;
4) обоснование имущественного и социального неравенства людей
неравенством между Богом и другими сверхъестественными силами.
5)
признание
необходимости
формирования
профессиональной
священнической иерархии (клира), которая должна была по роду своих
основных обязанностей обосновывать христианскую догматику и бороться с
отступниками от веры - еретиками, остающимися на позициях раннего
христианства.
Необходимость
такой
священнической
иерархии
обосновывалась как несовершенством мирских порядков, так и тезисом о
необходимости спасения людей от страшного суда, через посредничество
церкви в отношениях между Богом и людьми.

33. Политико-правовое учение Августина Блаженного (354-430гг.), «отец церкви». Труд: «О ГРАДЕ БОЖЬЕМ»

1) Источником
возникновения
государства является
греховная (преступная)
природа людей;
Государство является
временным институтом,
существующим до
«второго пришествия
Христа» и «страшного
суда», Церковная власть,
по мнению ученого,
является более
необходимой для людей,
желающих спастись.
2) Источником
возникновения церкви
является высшая
Божественная воля, которой
грешники (нарушители
божественных заповедей)
должны подчиниться, с
целью своего собственного
нравственного исправления и
спасения от наказания Бога.
задачи государства: служение
церкви, как наместнице Бога,
защита церковного
имущества, и наконец,
поддержка официальной
христианской церкви в
борьбе с еретиками
(отступниками от веры).

34. Социально-политическая концепция Августина Блаженного

1
• Причины рабства и низкого имущественного
положения людей:
• Безверие, греховность людей, нежелание жить по
заповедям Бога-творца
2
• Наличие у человека свободы воли - права выбора
между двумя этими градами, государствами и
образами жизни- градом земным (грехи), градом
небесным (благодать).
3
• Люди, выбравшие «град земной»- грешники,
которые более склонны к преступлениям и для их
смирения нужно государство с системой
наказаний. Обоснование необходимости
временного служения государству до «конца
света»

35. Выводы по лекции

1. На этапе древности
произошла невиданная
рационализация
политико-правовых
взглядов, в виде
формирования:
концепций
рабовладельческой
демократии,
прав и свобод,
полисного
гражданства и
полисных ценностей,
основанных на
признании прав и
обязанностей граждан
Полисная политическая система,
возникшая во многих регионах
античности, в том числе и на
Ближнем Востоке, впитавшая в себя
особенности восточного
менталитета и восточных
монотеистических культов в период
эллинизма способствовала
формированию настоящего
феномена интеллектуальной мысли
человечества- вероучения
христианской церкви. Именно
христианская церковь, возникшая
на этапе поздней античности,
гармонично синтезировала
(объединила) западные и восточные
ценности политические и правовые
ценности, и вывела
мифологические знания древности
на новый рациональный уровень
развития. Именно христианское
вероучение оказало большое
воздействие на формирование идей
политического единообразия.

36. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!!!!!

КОНЕЦ
English     Русский Правила