21.19M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Живопись второй половины 19 века

1.

Русская живопись второй половины
ХIХ века

2.

Иван Николаевич Крамской
(1837 – 1887)
Я родился в 1837 году, 27 мая (по старому стилю), в
уездном городке Острогожске Воронежской губернии,
в пригородной слободе Новой Сотне, от родителей,
приписанных к местному мещанству. 12-ти лет от
роду я лишился своего отца, человека очень сурового,
сколько помню. Отец мой служил в городской думе,
если не ошибаюсь, журналистом (т.е. писарем); дед же
мой, по рассказам… был тоже каким-то писарем в
Украине. Дальше генеалогия моя не подымается.
Автопортрет (1867)

3.

1849 год
окончание
Острогожского уездного
училища
смерть отца
первым талант юного Крамского оценил
Михаил Борисович Туликов
Портрет М.Б. Туликова

4.

1853 год
стал учеником
иконописца
ретушер у фотографа
Данилевского

5.

1857 – переезд в Петербург,
поступление в Академию художеств
1857 – 1863 – годы учебы в Академии
художеств
квартира Крамского стала местом
сбора молодых художников
«В этом маленьком гнездышке вырабатывалась как
бы новая русская Академия, тоже еще маленькая,
которая впоследствии разрослась в большую
"Художественную Артель"»

6.

1860 – «Умирающий Ленский» - малая Серебряная
медаль
1861 – «Моисей источает воду из камня» - малая
Золотая медаль
Молитва Моисея после
перехода израильтян
через море (1861)

7.

9 ноября 1863 – «бунт четырнадцати»
Крамской стал духовным лидером этого
движения
1863 – 1868 – Крамской преподавал в Рисовальной
школе Общества поощрения художеств
1864 – выставка в Нижнем Новгороде
1865 – создание Артели, Крамской стал ее старостой

8.

Портрет С.Н. и С.И.
Крамских (1875)
Портрет С.Н. Крамской
за чтением (1869)

9.

Автопортрет (1867, ГТГ)
Репин: «Так вот он какой!
Какие глаза! Не спрячешься,
даром что маленькие и сидят
глубоко во впалых орбитах,
серые, светятся»

10.

1869 год
получает звание
академика
Портрет Тараса
Григорьевича Шевченко
(1871, ГТГ)
знакомство с П.М.
Третьяковым
Портрет П.М. Третьякова
Портрет(1876,
Ф. Васильева
ГТГ)
(1871, ГТГ)

11.

1865 – создание Артели
ноябрь 1870 – Устав
Товарищества
1) оно было выставочным
члены:
объединением;
Перов, Крамской,
2) каждый член
Репин, Левитан,
объединения был
Суриков, Шишкин,
экономически
Серов, Васнецов,
независимым;
Поленов, Саврасов,
3) была устранена прежняя
Куинджи, Верещагин
«уравниловка».
Главная цель
Товарищества:
1)Идейная
организация
«во всех
программа
городах
Империи
передвижников:
передвижных
- реализм;
художественных
выставок»
- народность
2) облегчить художникам
продажу их произведений

12.

Н.Н.Крамской.
Ге. Петр 1871
IРусалки
допрашивает
Алексея Петровича
И.А.
(1871, царевича
ГТГ)
– первая
выставка
в Петергофе (1871)
Товарищества
«Я рад, что с таким сюжетом передвижников
окончательно не сломил себе
шею, и если не поймал луны,
все же нечто фантастическое
вышло»
А.К. Саврасов. Грачи
прилетели (1871, ГТГ)

13.

картина
приобретена
П.М.
Третьяковым
Христос
1873
–была
вСовет
пустыне
АХ
(1872,
присвоил
ГТГ)
Крамскому
звание
написана
ко 2-ой
выставке
передвижников
профессора, но художник отказался от него
«пойти ли направо или налево, взять ли за
1863 – идея написать картину, посвященную
Господа3Бога
или
не уступать
ни шагу злу»
года рубль
длилась
работа
над
полотном
Христу

14.

Константин

Крамской
Христа
из глины
Весна
1872 вылепил
– Савицкий
поездкасначала
в Крым,
где писал
пустыню
Илье Репину: «Страдая
в то время от удушья, он
часто не мог спать по
ночам, иногда до
рассвета, и я бывал
невольным свидетелем
того, как Крамской, едва
забрезжит утро, в одном
белье пробирается
тихонько к своему
Христу и, забыв обо
всем, работает до самого
вечера, иногда просто до
упаду»

15.

Крамской
так
написать
эту
картину,
что(Биржевой
отказался
Идея
написать
картину,
показывающую
толпу,
которая
Обеспечив
семью
закончив
все
текущие
дела,
Крамской
Выстроил
мастерскую
вмастерскую,
том
же
доме,
где
жил
Во Франции
он
но
семейные
дела
Павловское
Картина
так
училище
ихотел
неиснял
была
предоставило
закончена,
хотя
Крамскому
работа
над
место
нейви
Осенью
в мастерской
стало
невозможно
работать:
сыро
ото
всех
заказов,
отгородился
отно
семьи
издевается
над
Христом,
возникла
Крамского
еще в 1874
уехал
в вернуться
Париж
(по
заехал
в
Италию,
вместо
переулок).
В
ней
было
слишком
сыро,
Крамской
заставили
впути
Россию.
ВуиРоссии
мастерской
не г.
саду,
где
продолжалась
он
возвел
под
более
мастерскую
10
лет
холодно,
Крамской
простыл
болел
досарай
весны
Палестины).
Онпривело
считал,
ему нужен
год.
переселился
в нее, что
серьезному
заболеванию
былокчто
Хохот (Радуйся, царь иудейский!) (конец 1870-х гг.)

16.

1873 –Портрет
поселился
в имении
в Тульской
Л.Н. Толстого
(1873)
губернии (недалеко от усадьбы Л.Н.
Толстого)
по заказу Третьякова создает галерею
портретов выдающихся деятелей русской
культуры
Портрет Ивана
Портрет Николая
Портрет
Михаила
Александровича
Н.А.
Некрасов
периода
Портрет
Веры
Николаевны
Портрет
Сергея
Алексеевича
Некрасова
Евграфовича
Салтыкова
Гончарова
(1874)
Портрет
А.И.
Куинджи
«Поздних
песен»
(1877)
Третьяковой
(1876)
Тимофеевича(1877)
Аксакова
Щедрина
(1879) (1880)
Портрет Ивана Шишкина
Портрет
Ивана
Шишкина
(1872)
(1878)
(1873)

17.

Портрет Александра III (1886)
Портрет Марии Федоровны (1886)
заказчиками выступали члены царской семьи

18.

1876 – поездка в Италию и Францию, пишет
«Биржевая
газета»
24 марта
-прообраз
Скажи,
ктоАнны
она?
- Карениной
Неизвестная
(1883)
много
1883 г.:"Дама
в коляске,
в час портретов
приставали
друзья
к
прогулки по Невскому, от
художнику.
трех до пяти часов
- "Неизвестная".
пополудни,
в бархатном
- Называй,
как хочешь,
но
платье
с мехом,
величавой
скажи
- откуда
ты свзял
это
смуглой красотой
сокровище?
полуцыганского типа...» (Ф.
- Придумал.
Боборыкин)
- Но ведь писал
с натуры?
- Может, и с натуры...
Портрет Марка
Матвеевича
Антокольского (1876)

19.

1884 – в семье Крамских
случилась
Неутешное
горетрагедия:
(1884, ГТГ)
смерть двух младших сыновей
Крамской Третьякову:
"Примите от меня эту
трагическую картину в дар,
если она не лишняя в русской
живописи и найдет свое место
в вашей галерее"
Портрет Сергея Крамского, (в
военном костюме) (1883,
Ростов-на-Дону)
Портрет Сергея
Крамского
(1883,Кишинев)

20.

Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны
В свои 50 лет выглядел на 70. У него
Крамской (1884) Иродиада
(1884 -Флоксы
1886)
была аневризма аорты Букет цветов.
(1884)
Репин:даже
«Он голос
бодро его
чувствовал
себяи вон хватался за
Репин: «Иногда
обрывался,
Вел оживленный
грудь; лицопоследнее
темнело, утро.
и он медленно
опускался на диван. В
разговор
с доктором Раухфусом,
это время
он поддерживал
себя толькопортрет
впрыскиванием
которого
Нопроницательности
вдруг доктор
морфия. При
его умеписал.
и зоркой
он не мог
заметил,перемены
что Крамской
остановил
свой
не заметить
к нему
товарищей.
Крамской
взгляд
на нем
дольшечто
обычного,
жаловался,
что его
забывают,
он кругом чувствует
покачнулся и упал
прямо на лежащую
пустоту»
перед ним на полу палитру. Доктор
подбежал, но Крамской уже умер»
Портрет Николая
1886 – решил выйти из Товарищества,
Портрет Анатолия Иван.
Ивановича Крамского
но друзья уговорили
остаться
Портрет
Софьи
Иван.(1882)
Крамского
(1882)
Выздоравливающая (1885)
Крамской (1882)

21.

Николай Николаевич Ге
(1831 – 1894)
Портрет Н. Ге
(автор - Н. Ярошенко)

22.

Хаджи – Абрек (1852)
написана под влиянием
одноименной поэмы М.Ю.
Лермонтова
проявляется влияние живописи
К. Брюллова

23.

Аэндорская
волшебница
вызывает
тень
Самуила
получил
Ахиллес
Малую
оплакивает
золотую
Патрокла
медаль
(1855,
Минск)
– получил
Большую
золотую
медаль
Суд1855
царя
Соломона
(1854)
1831(эскиз,
– родился
в
Воронеже,
1855)
в дворянской семье
учеба: гимназия (Киев), Киевский
университет (перевод в Петербургский
университет)
1850 – 1857 – учеба в
Академии художеств

24.

Разрушение Иерусалимского храма (1859)
1857 – 1863 – поездка в Европу
(Швейцария, Германия, Франция,
Италия)
Ге: «Во мне воскресла жизнь древних в ее настоящем,
живом размере и смысле, и вот, может быть, начало того,
что называется чувством “реального” в искусстве!»

25.

Морской залив в Ливорно. Закат солнца (1862)
Закат
море в Ливорно
Вид изнаСанто-Теренцо
на(1862)
Леричи ночью (1862)
Дубы в горах Каррары, 1868
Облака Фраскати (1859)
Каррара. Погрузка мрамора (1868)
Перевозка мрамора в
Карраре, 1868

26.

главная
тема
раскол
в кругу
учеников
новизна:
Христос
как
реальный
человек,
без
его
вечеря (1863
)
основной
картина
принцип
была
–приобретена
первая
принцип
картина
психологизма
царем
наТайная
евангельскую
тему
Ге: «Иуда
не –мог
понять
Христа,
потому
чтоидеализации
материалисты
образа
не понимают
идеалистов»
образ апостола Петра –
с самого себя
образ Христа писался
с А.И. Герцена

27.

Христос в Гефсиманском
Вестники
Воскресения
(1867)
Дубовая роща в Сан-Теренцо (1867)
саду (1869)
Мария Магдалина
стражники
Академия художеств не
приняла и эту картину
отправляет картину в Петербург, но Академия художеств
отказывает в приеме полотна на выставку

28.

картина
была представлена
на 1-ой Петровича
выставке в
Петр
I
допрашивает
царевича
Алексея
Император заказал
копию картины для себя
фрагмент
Товарищества
передвижников
Петергофе
(1871)
1870 – возвращение в Россию
Ге: «Я чувствовал во всем и везде влияние и след
петровской реформы. Чувство это было так
сильно, что я невольно увлекся Петром и, под
влиянием этого увлечения, задумал свою картину
Ге: «Во время писания картины я
Салтыков
– Щедрин: «Всякий,
“Петр I и царевич
Алексей”»
питал симпатии
к Петру. Но затем,
кто видел
эти
две простые
изучив
многие
документы,
увидел,
фигуры,
долженнебудет
сознаться,
что симпатии
может
быть. Я
взвинчивал
себе симпатию
к Петру,
что
он был всвидетелем
одной
из
что у негодрам,
общественные
техговорил,
потрясающих
которые
интересы выше чувства отца, и это
никогда
не изглаживаются из
оправдывало жестокость, но убивало
памяти»
идеал»

29.

полотно
приобрел
Н.А. Некрасов
А.С. Пушкин
селе Михайловском
(1875)
Екатерина
II увгроба
Елизаветы
(1874)
картина успеха не имела
картина успеха не имела

30.

Портрет Л.Н. Толстого
Лунная1875
ночь.– Хутор
Ивановский
(начало
1890-х
Ге навсегда
покидает
Петербург
и гг.)
(1894)
селится на хуторе Ивановское (Черниговская
губерния)
1882 – знакомство с
Л.Н. Толстым
Л.Н. Толстой: «Картинами
выскажите
простое,
Портрет Н.А.
Некрасова
понятное и нужное
(1872) людям
христианство»
Портрет
СалтыковаПортретЕ.Н.И.
Костомарова
Щедрина
(1872)
(1870)

31.

Выход
Христа
ссветовое
учениками
после Тайной вечери в
новаторство
Что
есть
истина?
–Евангелия
(1890)от Иоанна
Цитата
из
(Ин. 18:38):
Картины
на
религиозные
сюжеты
Гефсиманский сад (1889)
решение
картины
«Тогда
Пилат
вошел в преторию, и
Пилат – в лучах Христос
света опять
– в тени
призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь
Картина была представлена
Иудейский? Иисус отвечал: Царство Мое не
на выставке Товарищества
от мира сего; если бы от мира сего было
передвижников (1890)
Царство Мое, то служители Мои подвизались
бы за Меня, чтобы Я не был предан
Иудеям;
Полотно
вызвало
но ныне Царство Мое не отсюда.
Пилат реакцию,
неоднозначную
сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус
отвечал:
картина
была снята с
Картина
была
приобретена
ты говоришь, что Я Царь. Я
на то родился
и
выставки
по распоряжению
П.М.
Третьяковым
на то пришел в мир,
чтобы
Синода по просьбе
Л.Н.кто
Толстого
свидетельствовать о истине; всякий,
от
истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал
Ему: что есть истина? И, сказав
это,«Я
опять
Христос:
есмь путь
вышел к Иудеям и сказал им:
я никакой
и истина
и жизнь»
Еще одно
новшество

вины не нахожу в Нем» (Евангелие от
лицо Христа
Иоанна. 18: 33, 36—38).

32.

Л.Н.
Толстой- написал
резкое
письмо:
1890—1891
картина Третьякову
выставлялась
в Европе
и
«…Выйдет
поразительная
посвятили
жизнь
Америке, но
успеха там невещь:
имелавы
и была
встречена
на собирание предметов
искусства, живописи и
равнодушно
собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в
тысяче ничтожных полотен то, во имя которого
стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу
навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И
когда
прямо
среди навоза
лежитвочевидная
После
полотно
вернулось
в Россию,
галерею П.М.
жемчужина, вы забираете
всё, только не её. Для меня
Третьякова
это просто непостижимо, простите меня, если
оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку,
если вы видите её, чтобы не погубить всё своё
многолетнее дело»

33.

Совесть. Иуда (1891)
1891 – умирает жена Н.Н. Ге
Г. Мясоедов: «В своей
жизни он, несмотря
на то, что она была
далеко не из красивых,
видел в ней все
совершенства: с нее он
писал и Магдалину, и
Петра Великого, и
многих других»
Портрет А.П. Ге
(1858)
Ге: «Лицо Иуды не важно.
Нельзя Иуду понять, ежели не
будет перед
Портрет
А.П.нами
Ге с его
детьми
преступления,
(1861 - смысл
1866) которого
для него удаление от Идеала»

34.

Суд синедриона. «Повинен смерти!» (1892)
картину запретил к показу президент Академии художеств
(великий князь Владимир Александрович)
Прасковья
Николаевна
Прасковья Николаевна Ге: «На
меня одевали какую-то
широкую, свободную одежду, и
я должна была изображать
мальчика, идущего в толпе с
музыкальным
Портрет Е.И. инструментом
Ге с сыном
после
суда (1885
над Христом»
Николаем
- 1886)
Портрет Николая Ге (1889)

35.

Распятие (1892,
музей Д’Орсе)
Ге: «Я сам плачу, смотря
на картину»
художник
хотел
уничтожить
картину,
1884 – начало
работы
но не
успел
над
полотном
Князь
Мышкин

Рогожину: «Да от этой
картины у иного еще
вера
может
пропасть!»
П.М.
Третьяков
отказался покупать
картину

36.

Автопортрет (1893)

37.

1856 –Василий
1861 – учеба
в Красноярском
уездном
Иванович
Суриков
училище, первым учителем живописи был
(1848 – 1916)
местный художник Гребнев
Суриков: «Гребнев меня учил рисовать, чуть не
плакал надо мной»
Суриков: «Со всех сторон
я природный казак. Мое
казачество более, чем
Начало 1860-х гг. – умирает отец,
поэтому
двухсотлетнее»
становится писцом
рисунки молодого Сурикова привлекли внимание
губернатора Красноярска П.Н. Замятина и
богатого золотопромышленника
П.И. Кузнецова
Автопортрет
(1876)

38.

Вид памятника Петру I на Сенатской площади в
Май 1869 – поступление в школу
Петербурге (1870)
Общества поощрения художеств
(Петербург). Обучение оплатили П.Н.
Замятин и П.И. Кузнецов
Август 1869 – поступление в Академию
художеств. Его педагогом становится П.П.
Чистяков
Портрет П.П. Чистякова
(автор – И. Крамской, 1860)

39.

Апостол
Павел
объясняет
догматы
веры в присутствии
1869
– 1875
– годы учебы
в Академии
художеств. царя
Агриппы, сестры
Береники
и проконсула
Феста (1875)
Училсяего
блестяще,
получил
прозвище
«композитор»
отказывается
отхудожника
поездки и просит
разрешить
ему выполнить
получает
звание
I степени
и возможность
поехать в
фрески для Храма Христа
ЕвропуСпасителя в Москве

40.

Третий
Вселенский
Эфесский
Собор
(1876)
Первый
Вселенский
Никейский
собор
Четвертый
Вселенский
Халкидский
Собор
Второй Вселенский Константинопольский
(1876)
(1876)
Собор
1876 – работа в Храме(1876)
Христа Спасителя
эта работа связала Сурикова с Москвой и дала
временную материальную независимость

41.

Портрет
Е.В.художника
Суриковой
(1908)
Портрет
матери
1878
– Суриков
женился
на Е.А. Шарэ (внучка
(П.Ф. Сурикова,
1887) П.П. Свистунова)
декабриста
Портрет О.В. Суриковой
Портрет Елизаветы
(1888) Е.А. Суриковой
Портрет
Августовны Суриковой
(не позднее 1888 г.)
(1888)

42.

Утро стрелецкой казни (1881) композиция - пирамидальна
архитектурный
фон
главы
собора 7
Суриков:
«Я
нечисло
понимаю
действия
отдельных
исторических
главные
символично
действующие
7: 7картины:
лица
свечей,
выделены
7 пестрые
видимых
белыми
глав
собора,
пятнами
использование
композиционного
приема
сближениябашня
планов
соответствуют
фигурам
стрельцов,
кремлевская

личностей
без
народа,
без
толпы»
рубах
стрельцов
смертников
фигуре Петра на коне

43.

1881 – становится членом Товарищества передвижных
выставок
2
5
7
1
3
4
6
5
1
1
2
3
6
7
4

44.

Чернобородый стрелец
(1879, этюд)
прототип – Степан Федорович Торгошин (муж
тети художника)

45.

Меншиков в Березове (1883)
Мария Меншикова (1882, этюд)

46.

Эскиз (1885)
1885
впервые услышал о Морозовой от своей тети Ольги
1886
Рука
(1886,
этюд)
Боярыня Матвеевны
Морозова (1887)
Эскиз
(1886)
Дурандиной в конце 1850-х гг.
1884
1881
прототип
– начало
первый
Морозовой
работы
эскиз –над
тетя
картиной
художника - Авдотья Васильевна
Торгошина

47.

Странник
(1885)
Старуха
в узорчатом
платке (1886)
Юродивый
(1885)
Задумавшийся
подросток.
Этюд,
Эскиз
(1884 - 1885),
бумага,
акварель
Эскиз (1881 - 1884)
Эскиз
1885
Боярышня в
фиолетовой душегрее
(1885 - 1886)
Эскиз
Странник (1886)
Боярышня в синей шубке
(1887)

48.

Смеющийся купец – бывший дьяк Сухобузимской
Троицкой церкви Варсанофий Семенович Закоурцев
(позировал в Красноярске еще в 1873 г.)

49.

1888 – смерть жены
Родные посоветовали
Сурикову поехать в
Красноярск
Портрет Е.А. Суриковой
(1888)

50.

Изба
(1873) пейзаж. Торгошино (1873)
Сибирский
Вид на Красноярск с сопки (1890-е, ГРМ)

51.

1889 – вместе с дочками
Взятие снежного городка (1891, ГРМ)
едет в Красноярск
Александр Николаевич
Пестунов (1890)
Идею
Портрет
картины
А.И.подал
Сурикова
младший
А.И.
Суриков
вкрасавица.
шубе
(1889Портрет
–увидел
1890)
Портрет
молодой
женщины
с
брат
Сурикова
(1887
–получила
1890)
Александр
Впервые
забаву
Суриков
в деревни
раннем
детстве
по дороге
Сибирская
– эту
картина
именную
медаль
на
Всемирной
В1900
массовке
Городок
участвовали
был
построен
крестьяне
в имении
Сурикова
Базаиха
(1890)
в родное
село
матери
Торгошино.
Е.А. муфтой
Рачковской
(1891)
выставке
в Париже

52.

1891 – возвращение в Москву
Покорение Сибири Ермаком (1891 – 1895)
Автопортрет на фоне
картины «Покорение
Сибири Ермаком» (1894)
Этюды
Река
писал
Обьна
(1895)
реке Обь
1892 – лето
провел
на золотых
Иннокентия
Суриков:
«Пишу
татар.
Написалприисках
порядочное
количество.
Петровича
в Хакасии
НашелКузнецова
тип для Ермака»

53.

написать
картину
Первый
1895 – получает звание академика,
Академия
художеств
1898
– пишетпрототип
Суворова с
задумал
еще
будучи
Суворова
– отказался
отставной
хотела привлечь Сурикова для работы,
но –он
1897
поездка
в в
преподавателя
пения
Красноярске
казачий
офицер
Швейцарию,
где из
он
мужской
гимназии
Красноярска
Федор
пишет этюды
(Красноярск)
Григория
Федорович Спиридонов
Николаевича
Смирнова.
(он составлял
У него
была белая
родословную
для
лошадь,
которую
Сурикова).
В это время
Суриков изобразил
на
Спиридонову
полотнебыло 82
года
Переход Суворова через
Портрет
А.В. Суворова
Альпы (1897
– 1899)
(1907)

54.

Неаполь
(1900)Прогулка (жена и дети) (1884)
Флоренция.
Миланский собор
(1884)
Колизей
(1900)
Неаполь.
Везувий
(1884)
1910
– поездка в Италию

55.

Степан Разин (1900 – 1910)
Портрет И.Т. Савенкова
(автор
– И.Е. Репин)
Картина
нелегко,
Суриков
возвращался
кСавенков
ней уже
Прототип
Этюды
1887
– писал
идея
– давалась
красноярский
картины
на Дону
и вкартиной
Сибири
ученый
Иван
Тимофеевич
1900
– начало
работы
над
после
ее показа
зрителямСавенков
или его сын
– Тимофей
Иванович

56.

Последние творческие планы были связаны с
историческими картинами:
Эскизы к «Красноярскому
бунту» 1695 г. (среди
организаторов восстания
против царского воеводы
были предки Сурикова –
Петр и Илья Суриковы)
Эскизы к полотну,
посвященному
Емельяну Пугачеву
(сохранился лишь этюд
1911 г., где Пугачев
изображен,
помещенный в клетку)
1910 – поездка с зятем П.П. Кончаловским в Испанию
Бой быков(1910)
(1910)
Севилья
Севилья.(1910)
Альказар

57.

Полотно
появляется
после
Царевна (1911)
Боярышня
(1906,
Посещение
царевной
женского монастыря
– открывает
в Красноярске
прочтения
Суриковым
книги
Самара) 1910
(1912)
рисовальную
школу,
покупаетбыт
для нее
И.Е. Забелина
«Домашний
пособия
русских цариц
в ХVI – ХVII
вв.»
Портрет И.Е. Забелина
(автор – И.Е. Репин, 1877)
Прототип – Н. Кончаловская и Ася Добринская

58.

Крым. Ай-Петри (1908)
В Алупке (1913)1914 – приезд в Красноярск
1915 – лечение в Крыму
Старый Красноярск (1914)

59.

1916 – умирает, был
похоронен рядом с женой
на Ваганьковском
кладбище
Автопортрет (1902)

60.

Родился в пригородной слободе Осиновка города
Илья
Ефимович Репин (1848 – 1916)
Чугуева (Харьковская губерния)
Были еще брат Иван и
ДомУстинья
родителей
сестра
Портрет Татьяны
Степановны Репиной (1867)
Занимался торговлей
лошадей
Мужик с дурным глазом
Портрет отца (Ефим
(портрет дяди Ивана
Васильевич Репин, 1879)
Федоровича
Радова,гг.)
1877)
Фото (1900-е

61.

После
возвращения
отца
материальное
положение а
Учился
живописи
у местного
художника
Бондарева,
Портрет
Марка
Антокольского
Вид
на
школу
военных
типографов
в Чугуеве
Портрет
Марка Антокольского
«Некоторые
пишущие о
1864того,
– благодаря
мамеулучшилось
иРепин:
генералу
семьи
после
как Бондарева
забрали
вПрянишникову
армию,
перешел
(1866)
Автопортрет (1877) поступает
(1866)
художниках
называли
меня
в АХБунакову
к Ивану Михайловичу
казаком – много чести. Я
родился
военным
поселянином
Репина
отдали
учиться
в
корпус
типографов
Репин: «Когда отца забрали в армию (в Киев, где он
украинского военного
работал в нестроевых ротах), то достаток исчез. Черный
Репин
комнату
в квартире
однойочень
Репинаначал
частоснимать
приглашали
местные
иконописные
поселения.
Это
звание
хлеб с солью стали рассматривать как лакомство. Об отце
немки. Его соседом становится
Марк Антокольский
артели
презренное
– ниже поселян
вестей не приходило, мама часто плакала. Потом начала
считались разве еще
заниматься шитьем: она шила все, вплоть до шуб. Скоро у
крепостные. О чугуевских
нее появились две помощницы. Пока мама занималась
казаках я только слыхал от
шитьем, мы, дети, увлеклись вырезанием из бумаги
дедов и бабок. И рассказы-то
фигурок».
1863 - на заработанные деньги
Репиноотправляется
в
все были
последних днях
Петербург, ходит по иконописным
и вывесочным
нашего казачества.
Казаков
мастерским, но ему везде отказывают.
Голодает.
В
перестроили
в военных
АХ Репина не приняли
поселян»

62.

Славянские композиторы (1871 – 1872)
1871 – 1872 – получает заказ от А.А. Пороховщикова,
строителя «Славянского базара», на написание
Репин обратился к Пороховщикову с просьбой включить в
картины, изображающей славянских композиторов
картину Бородина и Мусоргского, но тот ответил: «Вот еще!
Вы всякий мусор будете сметать в эту картину! Мой список
имен музыкантов выработан самим Николаем
Рубинштейном, и я не смею ни прибавить, ни убавить ни
одного имени из списка, данного Вам. Одно мне досадно, что
он не вписал сюда Чайковского. Ведь мы, вся Москва
обожает Чайковского. Тут что-то есть. Но что делать? А
Бородина я знаю, но ведь это дилетант в музыке: он –
профессор химии в Медицинско-хирургической академии.
Нет, уж Вы всяким мусором не засоряйте этой картины!»
Опытные
художники
упрекали
«Ведь
Вы толькои
Пороховщиков
устроил
Репину
сеансы
с Николаем
Стасов
предложил
приписать
ещеРепина:
фигуры
А.П.
Бородина
цены
портите!
Ну,
где
же Репину:
Вам
справиться
спортреты
размером?
Рубинштейном,
который
познакомил
художника
суже
И.С.
Первоначально
Репин,
только
Пороховщиков
закончивший
обратился
Академию
втаким
К.
художеств,
Маковскому,
В.В.
Стасов
помогал
доставал
М.П.
Мусоргского.
Ведь
Вы но
больших
картин
не
писали?
Попробуйте-ка…Уж
Тургеневым.
Писателю
картина
не
понравилась,
согласился
тот
запросил
на за
гонорар
в25
1500
тыс.
рублей
рублей он не
умерших
композиторов
иработу
знакомил
с действующими
самое
бедное
15 тысяч
рублей за
нее надо
взять»
принял
идею
соединить
на картине
живых
с уже
умершими
музыкантами

63.

Репин:
«Плыли
поВасильев,
реке, на берегу
гуляли
отдыхающие:
Художник
Федор
увидев
эскизы
бурлаков в
1868 – готовился
клюди,
конкурсу
на получение
мужчины,
молодые
студенты,
военные,
белые
мастерской
Репина,
советует
ему
поехать
наМалой
Волгу и
золотой
медали
красные
зонтики,
яркие
широкие
дамские шляпы,
Бурлаки
на Неве
(один
из первых
Бурлаки лежали, расчесывались, иногда пели. Репин
газовые вуали и цветы, духи. И тутнабросков)
я увидел бурлаков. Я
их Иван,
о жизни.
Особенно
Репину
1870 ни
-расспрашивал
Репин
и его
брат
Федор
Васильев,
Евгений
разу не
был
на большой
судоходной
реке,
а
Соседом
по
мастерской
был
К.
Савицкий.
Он
приглянулся
Канин. Репин:
«В нем было
что-то
Макаров
отправляются
в путешествие
по Волге.
Они
«бурлаком»
в Чугуеве называли
бездомного
холостяка.
пригласил
Репина
наа этюды
в Усть-Ижору
(по
восточное,
древнее,
большой,
интеллигентный
лоб,
добрались
до
Саратова,
позже
переехали
в
деревню
Грязные, оборванные, они составляли контраст по
Неве)
рубаха без
пояса.
отказывался
позировать,
Ширяево
(15
км отКанин
Саратова),
где останавливались
сравнению
с праздной
отдыхающей
публикой. Какой,
объясняя свой отказ тем,
что якобы за душами всех,
бурлаки
однако, это ужас! Люди вместо скота впряжены!
кого рисуют, через год приходят с цепями, заковывают
Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично
душу и ведут ее к антихристу». Но Репин все-таки
перевозить барки с кладями, например, буксирным
уговорил его. Местные жители не подходили ни к
пароходом? Савицкий ответил мне: «Да, такие голоса
Репину, ни к Канину, считая, что на берегу происходит
уже раздавались. Но буксиры дороги, а главное, это
продажа души дьяволу.
самые вьючные бурлаки и нагрузят барку, они же и
разгрузят ее на месте, куда везут кладь. Поди-ка там
поищи рабочих – крючников! Чего бы это стоило». Я
был настолько поражен увиденным, что начал делать
наброски »

64.

Канин
Бурлаки на Волге. 1870 - 1873
Репин узнал, что Канин
был попом - расстригой

65.

Бурлаки на Волге. 1870
Бурлаки на Волге. 1872
Бурлаки, идущие вброд. 1872
Бурлаки на Волге.
Эскиз. 1870

66.

Старик,
набивающий трубку
Канин
Грек, зовущий товарища
Корабль
Илька – матрос
Юноша Ларька
Репин разбивает бурлаков на отдельные группы

67.

Крестный ход в Курской губернии. 1880 - 1883
1875 – путешествие в Париж со В. Стасовым
1883 – путешествие со В. Стасовым по музеям Европы:
Рим, Амстердам, Париж, Мадрид, Толедо
Работа
Репин
1877
1880была
–начал
–замысел
поездка
представлена
писать
возник
в Коренную
картину
в на
Чугуеве,
11
вПустынь
выставке
Москве,
когда
(Курская
но
Репин
передвижников
заканчивал
увидел
губ.), в
славившуюся
красочную процессию
многочисленными
(весна
Петербурге
сельского
1883) крестными
крестного ходами
хода

68.

В. Перов. Сельский
крестный ход на Пасху.
1862. ГТГ

69.

Эта
задача
решается
с1877
помощью
связи между
фигурами
Две
вертикально
ориентированные
фигуры
Горизонтально
протяженное
пространство
полотна
Репин
решает
сложную
композиционную
задачу
Портрет
протодьякона.
Эскиз.
1880-е
гг.
Репин: «Человека
везли
на
казнь.
После
Эскиз.
1880-е гг.
Отказ
от исповеди.
1879 – 1885.
ГТГ
священника
и узника
нескольких месяцев заключения он был бледен.
1879 – идея картины. В. Стасов принес
Репину первый
Репин:
он плоть и
Вокруг рокотала толпа. Простые
бабы,«Весь
подперев
номер нелегального журнала «Народная
воля», в
кровь,
рукою щеку, с глазами, полными
слез,лупоглазие,
смотрели зев и
котором опубликовали стихотворение
рев, Н.
ревМинского
бессмысленный,
на доживавшего последние минуты
юношу.
А
«Последняя исповедь».но торжественный и
мятежная молодежь, ненавидевшая
сильный,
как сам
самодержавие, бессильно сжимала
кулаки
и обряд в
большинстве
давала в душе пламенные клятвы: довести
дело
случаев»
Каракозова до конца! Мне было 22 года.
Я
Стасов вспоминал: «Я помню, как мы вместе с Вами,
подмечал все: огромные серые глаза, лишенные
лет десяток тому назад, читали «Исповедь» и как мы
всякого блеска, из которых, казалось, ушла
метались словно ужаленные и чуть не смертельно
жизнь, и крепко сжатые губы. Здесь, в толпе, я
пораженные.
Всея остальное
без
такого
«ужаления»
- а
Стасов:
«Илья,
вне
себя

не
то,
что
от
восхищения,
зарисовать Каракозова не догадался или не
ложь, Я
вздор
и притворство
в искусстве»
от счастья.
получил
сию секунду
Вашу
«Исповедь».
посмел. Но,
придя домой,
взял лист
белой
бумаги,
Источник света
скрыт яотувидел
зрителей,
но более светлое
Наконец-то,
наконец-то
эту картину.
Потому,
быстрыми
и четкими
штрихами
набросал
находится
между
персонажами.
Это
чтопространство
это настоящая
картина,
какой
только
может
быть
портрет приговоренного»
Диагональное
изображение
койки
позволяет
характерыв ¾ со спины
Революционер
показанпоказать
в фас,
священник
картина!»

70.

Репин
работал
2 вариант
над
больший
полотном
по
наразмеру
Небольшая
по
размеру,
Ему
позировали
члены
семьи
Не
ждали.
1883
Стрекоза.
1886
Вера
Не
Александровна
ждали.
1884для
Репина
Т.
Шевченко
Портреты
писателей

демократов
Т.
Шевченко
и
А.
Репродукции
на
стене
имеют
важное
значение
Александра
II
на
А. Портрет
Некрасов
даче под
Петербургом
написана
маслом
по Символ
дереву
Горничная

с
прислуги
Репиных
Христос
на
Голгофе
страдания
(портрет
1878
г.) и
понимания
политических
настроений
семьи
образ
–с
смертном
одреПервоначальный
(автор
–Некрасова
К.
– Штейбен)
искупления
Всеволода
Гаршина(автор
Маковский
)
Мать – с В.Д. Шевцовой (тещи Репина)
Девочка – с Верочки
Репиной
Жена вернувшегося
Мальчик – с Сережи
Костычева (сын соседей по
даче)

71.

Полотно
Третьяков
Однако
было
Репин
сначала
представлено
продолжал
не
торопился
надорабатывать
12-ой
покупать
выставке
Но
Третьяков
Третьяков
Репину:
всеКартина
же
«В
уговорил
картине
Репина
Вашей
продать
много
Репин
получил
предложение
о покупке
После
выставки
Третьяков
наполнена
решил
купить
светом
картину
передвижников
(1885,
1887,
картину
вцену
Петербурге
изменяя
выражение
достоинств,
картину
ему,
ноФедора
есть
повысив
и1888),
недостатки;
с 5 идо
содержание
7 тысяч
картины
от
Терещенко
собирался
полотно,
но
Репин
отказался
лицпереписать
мужчины,
его
жены
и материона,
ее меня
не
интересует,
но
на публику
главного
героя
кажется, очень действует»

72.

Мрачный
казак
- с коллекционера
и
Смеющийся
казак
с
Запорожцы.
1878
1891
Казак
с
лысой
головой
с
оберПисарь
По другой версии прототипом стал профессор Петербургской
мецената Василия Тарновскогогофмейстера
Георгия
Петровича
консерватории Александр Иванович Рубец. Будучи родом из усами
Стародуба, он
младшего. В 1880 году Репин в
Алексеева
был потомком польского шляхетского родаФ. Стравинский
имении у Тарновского рисовал
казачью амуницию, а заодно сделал
Прообраз
- педагог
народной
школы
эскиз
и самого
хозяина
имения
Константин Дмитриевич
Ф. Стравинский
Эскизы.
1878
Белоновский. По другой версии — это
драматург Марк
Лукич
Кропивницкий
Иван
Францевич
Член
«Мира
Эскиз.
1878
Циоглинский
искусства»
М.Л.
Кропивницкий
Атаман
Иван
Сирко.
Эскиз. 1889
Атаман
Иван
Сирко
(актер и1878
драматург)
Остап Бульба
Эскиз.
Д.И. Яворницкий
По легенде, письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном
Серко в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда IV.
Оригинал письма не сохранился, но в 1870-х годах этнографом-любителем
изРепину
Екатеринослава
Я. П. Новицким
была
найдена копия,
сделанная
помогал
собирать
материал
Д. Яворницкий.
Репин
Стасову:в
Татарин
– со
студента-татарина.
А
Правительница
Софья
XVIII
Он передал
еёзубы
известному
историку
который
1880
–в.подбор
моделей.
Среди
моделей,
Репину
«Чертовский
народ!
Никто
на всем
свете
неД.позировавших
чувствовал
так
глубоко
выразительные
белые
были
Старик
с Яворницкому.
трубкой - со
случайного
В. Гиляровский
однажды
её, как
курьёз,
своим
гостям,
среди
которых
был, в
свободы,
равенства
ибыли
Во всю
жизнь
Запорожье
осталось
изображены
художником
сбратства.
черепа
путника
на
пристани
Алексеевна
в
монастыре.
длязачитал
картины,
многие
известные
личности
Андрий
Бульба

с
внучатого
(Король
журналистов.
ГлаваГенерал-губернатор
класса
батальной
частности,
Илья Репин.
Художник
сюжетом
и
в
1880
году
свободно,
ничему
не
подчинилось!»
казака-запорожца,
найденного
на заинтересовался
Александровска.
Имени
его
история
1879
племянника композитора
Михаила
Автор
–АХ
С.
Милютин)
живописи
Николай
Дмитриевич
Кузнецов
М.И.
Драгомилов
первую серию
этюдов
Казак
картежник
раскопкахТарас
возленачал
Сечи
не
сохранила
Бульба
Киева
Глинки, камер-пажа

73.

1-ый
вариант
картины
Подстриженный
под
Ещё не завершив
основной вариант, Репин в 1889
году
начал
работу
над
Казак Голота
горшок
Бурсак
его копией,
которую
он так и не закончил. Это полотно несколько
уступает по размерам первоначальному варианту и является, так
сказать, кулуарным экземпляром
2-ой вариант картины
Картину ждал шумный успех, ее экспонировали в России и за рубежом
изображен
кучер
Василия
Тарновского
Никишка.
Художник,
будучи
(Чикаго,
Будапешт,
Мюнхен,
Стокгольм).
В 1892
купил
за 35
Интересно,
что
Илья
Репин
писал образ
не г. полотно
восхищен
его щербатостью,
одноглазостью,
нетрезвостью
и
художник
Порфирий
тыс.
рублей
император
Александр
III.
Картина
оставалась
в
царском
ссмешливостью,
живой натуры,
а сзарисовать
гипсовойего,
маски,
успел
они вместе
с Тарновским
Демьянович
собрании до1917 г., а после революциикогда
оказалась
в собрании
Русского
снятой с переправлялись
лица Мартыновича
через
Мартынович
музеяДнепр на пароме

74.

Иван Грозный и его сын 16 ноября 1581 г. 1885
Репин : «Как-то в Москве в 1881 году я слышал новую вещь
В
1883 г.не«Писал
Репин
путешествовал
по Эти
Европе,
гдезавладели
посетил
Картина
понравилась
Александру
III,
и 1бой
апреля
Репин:
— залпами,
мучался,
переживал,
вновь
и быков:
вновь
Римского-Корсакова
— императору
„Месть“.
звуки
мною,
и 1885
я
«Несчастья,
живая
смерть,
составляют

16
января
1913
года
картина
пострадала
отнастроение,
ударов
ножом,
года
была
запрещена
кнаписанное,
показу,
став
первой
картиной,
подвергшейся
исправлял
уже
упрятывал
стрёх
болезненным
Причины
этой
варварской
выходки
до и кровь
подумал,
нельзя
ли
воплотить
вубийства
живописи
то
которое
влекущую
квменя
себе
силу…
Виконописец,
то
время
всех
Европы
в
которые
нанёс
29-летний
старообрядец,
крупного
цензуре
России,
авлиянием
П.
М.
Третьякову,
купившему
картину,
разочарованием
внаписать
своих
силах,
вновь
извлекал
вновь
шел
атаку.
сих
пор
нео
выяснены.
Репин
считал,
Позже
Мысль
мысль
зародилась
картину
него
«Иван
ввыставках
связи
ссын
событиями
иовцаре
сын
создалось
укартине
под
этойуна
музыки.
ЯиГрозный
вспомнил
большом
количестве
выставлялись
кровавые
картины.
Иэтой
я,
мебельного
фабриканта
Абрам
Балашов.
осматривал
собрание
предписывалось
«не
допускать
для
выставок
иполоса
вообще
не дозволять
Мне
минутами
становилось
страшно.
Я Он
отворачивался
от
что
нападавший
хотел
выслужиться
Иване».
Он
также
писал:
«Какая-то
кровавая
прошла
через
его
марта
Иван»
1881
пришла
года:
ввзрыв
голову
бомбы
художника,
народовольца
когда
он
заразившись,
вероятно,
этой
кровавостью,
по
приезде
сейчас
картин,
вдруг
с криками
«Слишком
много
крови!»
— домой,
набросился
на
распространения
её вее.
публике
какими-либо
другими
способами».
картины,
прятал
На
моих
друзей
она
производила
то же
перед
императором
(трагедия
этот
год,
чувства
были
перегружены
ужасами
современности,
но
к
возвращался
И.принялся
И.него
Гриневицкого
скровавую
концерта
,сцену
осколками
Н. Иван
А.
Римского-Корсакова,
которой
был
убит
царь
под
Реставрацией
занимался
И.Э.
же
за
Грозный
с
сыном.
И
картина
и
изрезал
ножомХранитель
Третьяковской
галереи
Запрет
был
снят
через
три
месяца,
11
июля
1885
года,
по
ходатайству
впечатление.
Но
что-то
гнало
меня
к
этой
картине,
и
я
опять
произошла
в
канун
готовящегося
300ней страшно было подходить — не сдобровать! <…> Естественно
впечатлением
отРомановых).
симфонической
IIуспех»
сюиты
«Антар»
Грабарь,
спасший
картину
крови
имела
большой
Е.
М.художника
Хруслов,
узнав
оАлександр
порче
картины,
бросился
под поезд.
А.
П.
Боголюбова,
близкого
ко дворуи
работал
над
ней»
летнего
юбилея
дома
было
искать
выхода
наболевшему
в истории»

75.

Моделью для царевича явился писатель В. М. Гаршин
Портрет Г.Г. Мясоедова, 1884
Портрет П.И. Бларамберга, 1884
Портрет В.М. Гаршина, 1884,
Метрополитен
Репин бродил по городу в поисках образов.
Он получил изРепина
Царского
Села
Но в представлении
царевич
письмо от Чистякова. Тот писал, что
он встретил
наотулице
старика,
Иван,
в отличие
Гаршина,
был
подлинного, всамделишного Грозного! Репин
поехал
в Царское
Село.
Репин
блондином.
Поэтому,
хотя
общий
Портрет
Владимира
Карловича
Репин
Уже потом,
писал
когда
ее неучителя
писалась
в мастерской,
как
картина,
обычно,
для
аголовы
вНо
отдельной,
специально
Репину
благодарил
своего
за сама
найденную
модель.
несколько
дней
спустя
облик
Гаршина
и Грозного
определил
собой
Менка,
позировали
также
комнате.
композитор
Репин
Павел
сам
кроил
Иванович
костюмы
Бларамберг
для 1884
своих
и художник
героев:
Г.
на обставленной
Литовском
рынке
в Петербурге
Репин
встретил
чернорабочего,
черты
решение
психологической
задачи,
при
подрясник
для Ивана
Г. Мясоедов
Грозного
и розоватое
с серебристым
лицачерный
которого
поразительно
совпадали
с обликом
задуманного
Ивана.
окончательной
доработке
головыТут
отливом
одеяние
для
его сына.
узорами
художник
разукрасил
же
на рынке
Репин
усадил
этогоКрасивыми
старика
и быстро
написал
этюд,
легший в
царевича
Репину
позировал
художник
высокие с загнутыми
носками
сапоги
царевича
основу будущего
Грозного
В.К.
Менк.

76.

Портрет
И.С.И.
Тургенева.
1874
М.Портрет
Горький,
Репин,
В.
Стасов
в Портрет М.К. Тенишевой. 1893
Л.Н.
Толстого.
1887 «Пенаты»
1900

покупка
усадьбы
Куоккала
1880 близ
– знакомство
Л.Н.
Дом
Репинас на
Репин
создал
350
портретов
«Пенаты»
«Пенатах»
Дом Репина
Берег финского
залива
в Репино
территории
Финляндии
(45 км от Петербурга)
Толстым
Репин старался изолировать
себя
и
Репинот
досветской
этого уже писал
общественно-политической
Стрепетову, где она
запечатлена вироли
жизни, сказывался
возраст.
Елизаветы изпривело
пьесы к
Перенапряжение
Писемского «Горькая
параличу
правой руки,
судьбина». Но он считал
поэтому
учиться
этупришлось
работу неудачной.
писать начал
левойновое
Поэтому
полотно
Портрет В. Сурикова. 1885
Портрет Полины
С.И. Мамонтова.
1878
Портрет
Антипьевны
Стрепетовой. 1882
Портрет М.П. Мусоргского.
«Пенаты»,
1881
Портрет В. Стасова.
1873 1912

77.

1900 – знакомство с Натальей Борисовной
Портрет М.К. Нордман
Тенишевой,–1893
Северовой (1863 – 1914) на Всемирной выставке в
Париже
Репин
пытался
понять,
хоть и считал
Она
родилась
в Гельсингфорсе
увлечение
не
благом,
а за(Хельсинки).
Отец
- русский
адмирал
Онаеежила
в«Будучи
женском
пансионе,
Чуковский:
неоязычницей,
Нордман
получила
прекрасное
дьявольским
наваждением:
Современницы
отмечали
изрядную
шведского
происхождения,
мать

рабатывая
на
жизнь
выступлениями
Она
была главной
человеком
добрым
и соНордман
животворящей
домашнее
знала
три
«Наталью
Борисовну
дьяволы
тучность
и образование,
внешнюю
некрасивость
русская
дворянка.
Крестили
на
сцене.
Но
театральный
мир
спо
его
страдательным.
Чуковский:
«Вечно
Она
мечтала
стать
свободной
пищей
считала
«сок
солнца»,
тоееесть
языка,
иНордман,
могла
читать
Репину
статьи
подцепили
на
«солнечной
энергии»,
Н.Б.
считая,
что
она
лютеранскому
обряду,
на
крестинах
чрезмерной
вольностью
нравов
она
хлопотала
о
какихто
сиротах,
труженицей,
так
об
этом
и
заявила
вино,
пила
его
много,
больше,
чем
Вернувшись
в Россию,
Нордман
из
иностранных
газет,
занималась
так
называла
она
виноградное
вино
и
"белесая,
похожая
лицом
на
плохо
император
Александр
показался
ей
грязным,
и
хотя
вечно
помогала
голодным
курсистродным.присутствовал
В
восемнадцать
лет
Наталья
приличествовало
даме,
состояние
познакомилась
с княгиней
М.К.
музыкой,
лепкой,
рисованием,
верила,
что
эта
прелестная
выпеченную
булку,
сза
маленькими
II.
факт
она
скрывала,
Нордман
ратовала
свободную
кам,
безработным
учительницам»
ушла
изПоследний
дома, Женщины
окончательно
опьянения
почитала
священным,
Тенишевой.
подружились,
увлекалась
фотографией,
что
в те
оживляющая
влага,
кроме
своего
глазами",
и
сходились
во
мнении,
что
ровно
как
и
высокое
свое
любовь
и
самоопределение
женщины,
Однако
не
умела
делать
добро
рассорившись
с
матерью,
«пребудто
именно
тогда
на
человека
ипритягательного
Нордман
на
долгие
годы
обрела
времена
для
женщин
было
вкуса,
обладает
Репин
на
своих
полотнах
придавал
происхождение.
Отец
умер,
когда
все
же
на
самом
деле
была
слишком
ненавязчиво,
и
в
результате
почти
зиравшей
любой
труд»,
как
позже
она
снисходит
истинная
свобода,
и ее
кров
в
доме
Тенишевой
редкостью,
ибо
фотографический
способностью
нечтобы
только
веселить
образу
мягкость,
задумчивую
Наталья
была
еще
подростком,
молода
и чиста,
вести
такую
все"такую
ее
действия
приносили
сама
вспоминала
позволяла
себе
опьянение
в
аппарат
много
весил,
а
испарения
Нордман
решила,
что
истинное
благо
человека,
но
и
подкреплять
и
нежность,
поэтичность,
которых
оставив их
с гостей,
матерью
почти
без у
жизнь
дискомфорт
присутствии
танцевала
химикатов
для
как
ввосстанавливать
тяжелом
физическом
егопроявки,
силы
во
всех
нее
никогда
не
было"
средств,
нокаждодневном
мать
ловко
поддерживала
босиком,
«как
древние»,
висаду
на
считалось,
могли
испортить
кожу.
труде,
и
в
1884
году
уехала
в
Америку,
отношениях
служит
ему
жизненным
видимость
благосостояния
траве,
а то и на снегу…
Она видела
гдеэликсиром,
год прожила,
работая
на
ферме.
как
солнце
своей
себя языческой жрицей»
Не выдержала
— вернулась.
энергией всей
земле»
Танцующая женщина
(Н.Б. Нордман – Северова)
«Тирольская шапочка», 1901

78.

Автопортрет с Н.Б. Нордман – Северовой. 1903
Автопортрет
с Н.Б.
Нордман
– Северовой.
Посёлок
Куоккала
сН.
1918
до
1940
находился
на1903
1914
– смерть
Нордман
вгода
Швейцарии
1918 – правительство Финляндии закрывает границу,
финской
территории.
И.
Е. Репин
после
смерти Н. Б.
поэтому
Репин
оказался
за
рубежом.
Торжественное
заседаниежил
Государственного
совета. 1901
- 1903
Нордман-Северовой
в Куоккале с дочерью,
которая
с росписью
на тему
занималась хозяйством. ХудожникБлюдо
вел замкнутый
образ
1876
жизни. Он много работал, ночевал нажелезной
балконе вдороги,
спальном
мешке, даже зимой
Блюдо «Персиянка», 1876
Во
время работы композиция,
ему помогаливключающая
его ученики Б.
и
Многофигурная
60Кустодиев
портретов
Портрет Веры Репиной.
1892
И. Куликов
English     Русский Правила