Концепция материалистического понимания истории
1.22M
Категория: ФилософияФилософия

Концепция материалистического понимания истории

1. Концепция материалистического понимания истории

Концепция
материалистич
еского
понимания
истории

2.

Исторический материализм — направление философии
истории, разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом как
единство теории развития общества и методологии его
познания. Основой материалистического понимания
истории,
формулируемого
марксизмом,
является
признание факторов уровня развития производительных
сил и, в частности, материального производства
ведущими по отношению к процессам развития и
изменения общественного сознания.

3.

Основой выводов относительно общественного
развития и его законов для Маркса стало
материалистическое понимание исторического
процесса. Сущность нового подхода состояла в
доказательстве определяющей общественное развитие
роли экономического фактора. Маркс выделил в
качестве главного вида общественных отношений
отношения экономические, наиболее сильно влияющие
на все остальные структуры жизни общества.
В рамках материалистического понимания истории
центральное место занимало учение об общественной
“формации” - одна из первых в истории социологии
системных концепций общества, в которой дается его
объяснение и показываются перспективы социального
развития. "Ядром" общественной формации у Маркса
выступает способ производства материальной жизни,
включающий в себя две основные стороны:

4.

Маркс чаще всего упоминает о пяти, сменяющих
друг друга общественных формациях:
Первобытнообщинной;
Рабовладельческой;
Феодальной;
Капиталистической;
коммунистической.

5.

В
ряде работ им высказывается соображение
об особом типе общества, названном
азиатским способом производства и
включающем в себя типологические
характеристики нескольких формаций,
причудливо и одновременно сочетающиеся в
жизни ряда азиатских стран. Главная среди
этих характеристик — зависимость всех
трудящихся (рабов, крепостных, наемных
рабочих) в первую очередь от государства, а не
классов, владеющих средствами производства.

6.

Все
формации у Маркса делятся на две группы
— базирующиеся на частной или
общественной форме собственности.
Общество начинает свое развитие с системы,
основанной на общественной собственности
(первобытнообщинная формация), и
возвращается на самом высоком этапе своего
развития (коммунистическая формация) к этой
же форме собственности.

7.

Из
всех общественных формаций наиболее
глубокому и детальному анализу в творчестве
ученого был подвергнут капитализм. Он дал
глубокое социологическое обоснование
экономических законов и механизмов его
функционирования и эволюции (эксплуатации,
прибавочной стоимости и др.), доказывал, что
существование и развитие
капиталистического, как и всякого иного,
общества "соткано" из противоречий.

8.

Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало
материалистическое понимание истории (исторической
материализм). Суть исторического материализма в следующем:
на каждом этапе общественного развития люди для
обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые,
объективные, не зависящие от их воли производственные
отношения (продажа собственного труда, материальное
производство, распределение);
производственные отношения, уровень производительных сил
образуют экономическую систему, которая является базисом
для институтов государства и общества, общественных
отношений;
указанные государственные и общественные институты,
общественные отношения выступают в качестве надстройки по
отношению к экономическому базису;
базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

9.

в зависимости от уровня развития производительных сил и
производственных отношений, определенного типа базиса и
надстройки выделяются общественно-экономические формации –
первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных
сил и производственных отношений, зачатки общества);
рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве);
азиатский способ производства – особая общественноэкономическая формация, экономика которой основана на
массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде
свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний
Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на
крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян);
капитализм (промышленное производство, основанное на труде
свободных, но не являющихся собственниками средств
производства наемных рабочих); социалистическое
(коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на
свободном труде равных людей при государственной
(общественной) собственности на средства производства;

10.

рост уровня производственных сил приводит к
изменению производственных отношений и смене
общественно-экономических формаций и общественнополитического строя;
уровень экономики, материальное производство,
производственные отношения определяют судьбу
государства и общества, ход истории.

11.

The and
English     Русский Правила