Евгений Иванович Носов 1925-2002
Из автобиографии писателя
Из автобиографии писателя
Из автобиографии писателя
Из автобиографии писателя
Из автобиографии писателя
Из автобиографии писателя
Оценка творчества Е.Носова
Памятник почетному гражданину г. Курска
Его книги живут и будут жить
Рассказ «Кукла»
Какими вы видите героев рассказа?
«Часами здесь кружат… обломки вездесущего пенопласта…»
«…миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы».
Словарная работа
Контраст как основной художественный приём.
Похороны изуродованной куклы
«Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмётся…»
Что же может вынести детство из тех картин жизни, которые рисует Носов?
Истоки зла
Пороки человеческой личности
Главный урок Евгения Носова:
Ключ 1-Б 2-А 3-В 4-А 5-В 6-В 7-Б
34.19M

Евгений Иванович Носов. Рассказы «Кукла» и «Радуга»

1. Евгений Иванович Носов 1925-2002

Евгений Иванович
Носов принадлежит к
поколению, которое
пришло в литературу
опалённое огнём
войны.
И. Баскевич

2. Из автобиографии писателя

«Село Толмачево
раскинулось вдоль
речки Сейм ,в водах
которой по вечерам
отражались огни
недалекого города … »

3. Из автобиографии писателя

«…своими холмами и
соборами Курск знаменит
ещё с давних веков.»

4.

Русский писатель Евгений
Иванович Носов был родом
из семьи потомственного
кузнеца.
Евгений Иванович
Носов
(1925–2002 гг.)

5. Из автобиографии писателя

«…из детства вынырнул
прямо взрослым
парнем, минуя юность».
« Я даже девчатам писем
не писал: не успел
завести…»

6.

В 1943 году Евгений Иванович вступил в ряды
Красной Армии и долгое время был на

7. Из автобиографии писателя

«На фронте мне
доля…»
выпала тяжкая

8. Из автобиографии писателя

« Эта постоянная
дуэль с танкамикто кого …»

9. Из автобиографии писателя

«…я был старше их на целую войну»

10.

11.

Евгений Иванович принадлежит к
поколению, которое пришло в
литературу, опалённое огнём
войны.

12.

Евгений Иванович
Носов
(1925–2002 гг.)
В 1957 году решает
всерьёз заняться
литературным
творчеством. В одном из
ранних своих рассказов —
«Тридцать зёрен» —
Евгений Иванович Носов
написал
о синичке, которая
прилетела зимой к его
окну.

13.

Что такое книги? —
Они научили
зажигать это солнце,
сажать эти цветы и
те деревья, по
которым
ты прыгаешь, и
многому другому. И
ещё научили
насыпать тебе
конопляных
зёрнышек…
Я хочу написать
книгу. Такую книгу,
чтобы каждый, кто
прочитает её,
положил бы на своём
окне по тридцать
конопляных зёрен…

14.

В 1957 году в областном альманахе был
опубликован первый рассказ Евгения Носова
«Радуга», а уже в 1958 году вышла первая

15. Оценка творчества Е.Носова

• Государственная
премия РСФСР имени
М. Горького (1975)
• Международная литературная
премия имени
М.А. Шолохова (1996)
• Государственная премия
имени А. Солженицына (2001)

16. Памятник почетному гражданину г. Курска

17. Его книги живут и будут жить

18.

Главная тема
произведений
Е.И. Носова
– жизнь современной
русской деревни,
нелегкий крестьянский
труд.

19.

Вверху же, над
ликующей долиной
Тускари, висела
радуга — огромная,
расцвеченная
пёстрыми лентами
арка. Она выходила
откуда-то
из прибрежных
кустов и, сделав
широкий, будто
проведённый
гигантским
циркулем, полукруг,
упиралась другим
концом, километра за
три, в сады какой-то
деревеньки.
Я никогда не видел
радуги поздней
осенью. А такой
пышной и
праздничной, как эта,
не приходилось
видеть даже летом.

20.

В пятидесяти
километрах от
Курска, в
поэтических
верховьях речки
Тускарь, где некогда
вдохновенно творил
Фет, живёт мой
приятель Евсейка.
Евсейке этой зимой
минул десятый год, и
ходит
он в четвёртый класс,
который помещается
на втором этаже
фетовского особняка.

21.

Лошадь пустилась в
тяжёлый галоп, порывисто
дёргая повозку, из-под
копыт летели комья земли,
клеверные корневища.
Евсейка, широко расставив
ноги, взмахивал в такт
рывкам оттопыренными
локтями.
— Не уйдёшь!
Мне в ту минуту почему-то
казалось, что стоит
пегашке ещё малость
поднажать, и мы вкатим в
огромные радужные
ворота.
Но вдруг я увидел, что
радуги
висела над черным
силуэтом ветряной
мельницы. И чем быстрее
мы скакали, тем дальше от
нас отодвигалась радуга.
— Эх, уходит! — сплюнул
Евсейка.— За речку
перешагнула.
— Стой, Евсейка,—
опомнился я.— Зря гоним
лошадь. Всё равно радугу
не поймаешь.
— Теперь я и сам вижу, что
не догнать. Надо кругом на
мост объезжать. Вот если
бы я раньше догадался,
пока она к селу подходила,
тогда бы успел.

22.

Кажется, Евсейка не понял
моих объяснений или не
хотел верить в них. Потому
что, когда мы въехали в
село, он пристально
осматривал стены хат,
по которым прокатилась
цветистая полоса радуги.
А когда навстречу попался
кто-то из здешних
ребятишек,
он придержал лошадь и
настороженно спросил,
будто разыскивал
пропавшую корову:
— Послушай-ка, у вас тут по
улице радуга не проходила?

23. Рассказ «Кукла»

Рассказ начинается с
размышлений автора о
переменах,которые
произошли в родных
краях за время его
отсутствия. Он приезжает
и не узнаёт реки:

24. Какими вы видите героев рассказа?

Рассказчи
к
Любили рыбалку.
Воевали в
горбатовской
третьей армии.
Участвовали в
«Багратионе».
Выбыли из войны
в одном месяце.
Акимыч

25. «Часами здесь кружат… обломки вездесущего пенопласта…»

26.

Такое начало рассказа неслучайно.
Писатель сравнивает прошлое и
настоящее,и это сравнение не в пользу
настоящего,небрежного отношения к
природе,небрежного к истории. Оно
задаёт тревожный настрой
повествования,подготавливает нас к
восприятию дальнейших событий,
помогает понять авторский замысел.

27.

«Акимыч, бледный, с
мучительно
одеревеневшими
губами, казалось, не
признал меня вовсе.
Видно, его что-то
вывело из себя и, как
всегда в таких
случаях, намертво
заклинило».

28.

29.

Рассказ «Кукла» повествует нам
о проблемах, которые должны
волновать всех. О жестокости по
отношению к природе,
безразличного отношения к
людям, к сожалению, становится
в нашем мире всё больше.

30.

Первоначально Носов
назвал рассказ
«Акимыч»,
но поменял на «Куклу».
Евгений Иванович
Носов
(1925–2002 гг.)

31. «…миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы».

Носов описывает куклу, как
человека, подчёркивает её
сходство с беспомощным
ребёнком

32.

Завязка — одна из важнейших
для понимания авторского замысла
часть.

33.

А люди идут мимо — каждый
по своим делам, — и ничего...
Проходят парочки, за руки
держатся, про любовь говорят, о
детках мечтают. Везут малышей в
колясках — бровью
не поведут. Детишки бегают,
привыкают к такому святотатству.
Вот и тут: сколько мимо прошло
учеников! Утром — в школу,
вечером — из школы.
А главное — учителя: они ведь
Как же так?! Чему же ты
тоже мимо проходят. Вот чего не
научишь, какой красоте,
понимаю.
какому добру, если ты слеп,
душа твоя глуха!.. Эх!..

34.

…это не игрушка, не пустяк,
это, может быть, обломок
детства
на железных скрещенных
путях.

35. Словарная работа

• Глумиться- издеваться
• Святотатство- поругание, оскорбление чегонибудь заветного, святого
• Варварство- грубость, дикость нравов,
невежественное отношение к культурным ценностям
• Кощунство –оскорбительное отношение к чемунибудь
( из «Словаря русского языка»
С.И.Ожегова)

36. Контраст как основной художественный приём.

Т
Контраст как основной художественный
о
приём.
р
ж
е • «Мы пошли мимо
школьной ограды по
с
• « В грязном
т
дороге, обсаженной
в
старыми ивами, уже
придорожном
о
охваченными осенней
кювете
п
позолотой.
валялась
р • В природе было ещё
кукла…».
и
солнечно, тепло и
р
даже празднично…»
о
д
ы

37.

38.


Акимыч
Рассказчик
Кукла
Неизвестный, растерзавший куклу
Дети – ученики
Влюбленные
Мамаши с колясками
Учителя

39.

Развязка произведения — похороны куклы.
Акимыч хоронит куклу, как настоящего
человека,
и с болью в сердце говорит: «Всего не
закопать…»

40. Похороны изуродованной куклы


«Акимыч рыл старательно и глубоко, как
настоящую могилку, зарывшись по самый пояс.
Обровняв стенку, он всё так же молча и отрешенно
сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и
выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле
трусишки. Сложил её руки вдоль туловища и так
опустил в сырую глубокую яму. Сверху прикрыл её
остатками сена и лишь после этого снова взялся за
лопату.»

41. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмётся…»

• «…иную (куклу) так сделают, что от
живого дитя не отличишь, и плачет по –
людски…»
• «Может, со мной с войны такое…Колотит
меня всего…»

42. Что же может вынести детство из тех картин жизни, которые рисует Носов?


«А люди идут мимо – каждый по своим делам…».
«Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках
мечтают.»
• «Везут малышей в колясках и бровью не поведут».
• «Сколько мимо прошло учеников!»
• «А главное – учителя: ведь они тоже мимо проходят…Чему же ты
научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя
глуха…
Если
ты думаешь на год вперёд, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперёд, посади дерево.
Если ты думаешь на век вперёд, воспитай человека.

43. Истоки зла

• «Многие притерпелись к худу и не
видят, как сами худое творят. А от
них дети набираются…»
• «Детишки бегают – привыкают к
святотатству…».

44. Пороки человеческой личности

45. Главный урок Евгения Носова:

• не будь равнодушным,
• не проходи безучастно мимо зла и жестокости
Вывод:
«Если ты слеп, если душа твоя глуха, какой же ты
человек?»

46.

Не бойся врага своего, в худшем
случае он может убить. Не бойся
друга своего, в худшем случае он
может предать. Бойся
равнодушных, они не убивают
и не предают, но только с их
молчаливого согласия существуют
на земле предательство и убийство.
Бруно Ясенский
(1901–1938 гг.)

47.

Тестовые задания к рассказу Е.И.Носова  «Кукла»
 1.Жанр произведения: а) роман, б) рассказ, в) повесть.
2.Описывая реку, рыбалку, автор поднимает проблему: а)
экологическую, б) взросления человека,  в) благодарности всему
живому.
 3.Протест против равнодушия к окружающему вложен в уста: а)
учеников, б) учителя, в) Акимыча.
4. Эпизод с куклой показался Акимычу таким страшным, т.к. : а)
напомнил военное время, б) дети не жалеют игрушки, в) люди
засоряют окружающую среду.
5.Авторская позиция в произведении: а) скрыта; б) нейтральна, в)
отчётливо выражена.
6.Отличительная черта Акимыча: а) жалость к обиженным; б)
постоянное ощущение собственной правоты, в) чувство
ответственности за всё, что происходит.
7. В основе сюжета лежит: а) фантастика, б) жизненная ситуация,
в) сочетание фантастики и реальности.

48. Ключ 1-Б 2-А 3-В 4-А 5-В 6-В 7-Б

49.

Носов описывает куклу, как
человека, подчёркивает её
сходство с беспомощным ребёнком
English     Русский