Учебный курс «Проектирование интерфейса пользователя»
Введение в предметную область
Понятие человеко-машинного интерфейса
История человеко-машинного взаимодействия
«Картина мира» человеко-машинного взаимодействия
Модели человеко-машинного взаимодействия
Модели человеко-машинного взаимодействия (2)
Тенденции развития индустрии программного обеспечения
Взгляд на создание успешных продуктов
Проектирование целостного опыта взаимодействия, или эволюция процесса разработки ПО (1)
Проектирование целостного опыта взаимодействия, или эволюция процесса разработки ПО (2)
Ментальные модели, модели реализации и представления
Человеко-центрированный подход. Стандарт ISO 9241-210.
План проектирования программного продукта
План работы в этом семестре
Основная литература
Дополнительная литература (1)
Дополнительная литература (2)
Ссылки по теме
Бонусные иллюстрации. К чему ведут нарушения принципов человеко-центрированного подхода
Бонусные иллюстрации. Терминология
Бонусные иллюстрации. Эволюция процесса разработки ПО по Алану Куперу
3.54M
Категория: ИнформатикаИнформатика

Человеко-машинное взаимодействие

1. Учебный курс «Проектирование интерфейса пользователя»

Преподаватель:
к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна

2. Введение в предметную область

Лекция №1
Введение в предметную
область

3. Понятие человеко-машинного интерфейса

Человеко-машинный интерфейс
Три ракурса (видения) человеко-машинного интерфейса
Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №1.
3

4. История человеко-машинного взаимодействия

0) Никакого человеко-машинного интерфейса.
1) Буквенно-цифровой интерфейс.
2) Графический интерфейс.
3) Научно-фантастический?
Xerox Star 8010
Xerox Alto
ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Calculator)
Apple Lisa
Проектирование интерфейса
пользователя. Лекция №1.
4

5. «Картина мира» человеко-машинного взаимодействия

Проектирование
взаимодействия
Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №1.
5

6. Модели человеко-машинного взаимодействия

Когнитивная
модель
Концептуальная
модель
Ментальная
модель
Системная модель
пользователя
Модели объектов
интерфейса
Модель интерфейса
Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №1.
© Кент Л. Норман, 2008
6

7. Модели человеко-машинного взаимодействия (2)

Примеры моделей объектов интерфейса
© Кент Л. Норман, 2008
Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №1.
7

8. Тенденции развития индустрии программного обеспечения

Из статьи
А.Кузнецова
Эмоциональный диза
йн или тайна четвё
ртой волны
, 2009
Проектирование интерфейса
пользователя. Лекция №1.
8

9. Взгляд на создание успешных продуктов

Примеры баланса
N o v e ll
N o v e ll д е л а л а у п о р н а т е х н о л о ги ю и у д е л я л а м а л о
вним ания ж еланности
пр о д укто в, а п о то м у
о ка за л а сь уязви м о й
д ля ко нкурентов
Ж изнеспособность
Ч ем продукт подд ерж ит бизнес?
П рое ктир овщ ики
М енеджмент
М од ел ь пользовател я
- м отивы
- поведение
- отнош ение и слож ности
Б и з н е с -м о д е л ь
- м одель ф инансирования
- п р о гн о зы за тр а т и
расходов и т. п.
П роектир ован ие п ро д укта
- проектны й пл ан
- спе ци ф и ка ция ф о р м ы
и поведения
Б и з н е с -п л а н
- м а р ке т и н го в ы й п л а н
- пл а н за пуска
- план продаж
Э ф ф е ктивн а я р а бо та п ол ьзо ва те л е й и пр ия тие кл ие н та м и
© Алан Купер, 2009
Т е х н о л о ги
Т
-
ехническая м од ель
б а з о в ы е те х н о л о ги и
те х н о л о ги че ски е ко м п о н е н ты
покупать или д елать сам им ?
Т е хн о л о ги че с ки й п л ан
- гр а ф и к р а з р а б о т ки
- те х н о л о ги че с ка я
спец иф икация
A p p le
A p p le д е л а л а с т а в к у н а ж е л а н н о с т ь , н о
с о в е р ш и л а м н о ж е ств о гр уб ы х о ш и б о к
в б и зн е се . Т ем не м ен е е ко м па н и ю по д д е рж ивает пред анность пол ьзовател ей,
за во е ва нн а я вн и м а ни е м к и х о пы ту
в з а и м о д е й с т в и я с п р о д у к т а м и A p p le .
M ic ro s o ft
У стойчивы й бизнес
С д ача пр о е кта
Успех прод укта
Проектирование интерфейса
пользователя. Лекция №1.
M ic r o s o ft - и з ч и с л а у с п е ш н ы х
в б и зн е се ком па ни й ,
о д н а ко о н а н е с м о гл а с о з д а т ь
вы сококлассны е и ж ел анны е
пр о д укты . Э то о ткры ва е т во зм ож н ости дл я конкурен тов.
9

10. Проектирование целостного опыта взаимодействия, или эволюция процесса разработки ПО (1)

Проблема первых подходов:
1)
Отсутствие представлений о пользователях
2)
Конфликт между потребностями людей и приоритетами разработки
3)
Отсутствие надёжного процесса проектирования желанных продуктов
(1) Статус Кво в разработке ПО
(2) Явное включение этапа
дизайна в самое начало процесса
Проектирование интерфейса
пользователя. Лекция №1.
© Билл Бакстон, 2007
10

11. Проектирование целостного опыта взаимодействия, или эволюция процесса разработки ПО (2)

(3а) Необходимость
взаимодействия всех команд
на всех этапах создания ПО
Проектирование интерфейса
пользователя. Лекция №1.
(3б) Предварительные
научные исследования
© Билл Бакстон, 2007
11

12. Ментальные модели, модели реализации и представления

М одель реализац ии
отр а ж а ет техн ол о ги ю
М ен тал ьн ая м од ел ь
М од ел и п р ед ставл ен и я
хуж е
лучш е
отр аж ает ви дени е
п р о гр а м м ы п о л ь зо в а те л е м
© Алан Купер, 2009
Многие
Многие
программы
программы
следуют
следуют
модели
модели
реализации
реализации
Пример. ICE Book Reader Professional. Диалог добавления профиля.
Пример. Adobe Photoshop. Диалог Variations.
Проектирование интерфейса пользователя. Лекция №1.
12

13. Человеко-центрированный подход. Стандарт ISO 9241-210.

Жизненный цикл в соответствии с
человеко-центрированным
подходом
Принципы
проектирования
1) фокус на
пользователей, их
цели, задачи и среду;
2) вовлечение
пользователей в
процесс;
3) критическая важность
оценки;
4) итеративность
проектирования;
5) целостность опыта
взаимодействия (UX);
6) мультидисциплинарность команды.
Проектирование интерфейса
пользователя. Лекция №1.
13

14. План проектирования программного продукта

Проектирование интерфейса
пользователя. Лекция №1.
14

15. План работы в этом семестре

1) Лекции – 1-2 в неделю.
2) Лабораторные работы – 4 задания:
a) Исследование пользователей и предметной области –
до 30 баллов;
b) Концептуальное проектирование – до 30 баллов;
c) Оценка проектного решения – до 25 баллов;
d) Презентация и обсуждение результатов
проектирования – до 15 баллов.
3) «Зачёт» автоматом:
a) от 65 баллов + 50% посещений лекций;
b) команде – лидеру по баллам.
Проектирование интерфейса
пользователя. Лекция №1.
15

16. Основная литература

1) Купер А., Рейман Р., Кронин Д. Алан Купер
об интерфейсе. Проектирование
взаимодействия. – Пер. с англ. – Спб.:
Символ-Плюс, 2009. – 688с., ил.
2) Розенфельд Л., Морвиль П.
Информационная архитектура в Интернет,
2-е издание. – Пер. с англ. – СПб: СимволПлюс, 2005. – 544 с.
Проектирование интерфейса
пользователя. Лекция №1.
16

17. Дополнительная литература (1)

1) Тидвелл Дж. Разработка пользовательских интерфейсов. – СПб.: Питер,
2008. – 416 с.: ил.
2) Гарретт Дж. Веб-дизайн: книга Джесса Гарретта. Элементы опыта
взаимодействия. – Пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, 2008. – 192 с.: ил.
3) Норман Дональд А. Дизайн промышленных товаров. – Пер. с англ. – М.:
Издательский дом «Вильямс», 2008. – 348 с.: ил. – Парал. тит. англ.
4) Thomas Tullis, William Albert Measuring the User Experience: Collecting,
Analyzing, and Presenting Usability Metrics. – Publisher: Morgan Kaufmann. –
2008. – 336 p. – The Morgan Kaufmann Series in Interactive Technologies.
6) Catherine Courage, Kathy Baxter Understanding Your Users: A Practical Guide
to User Requirements Methods, Tools, and Techniques. – Publisher: Morgan
Kaufmann. – 2005. – 810 p. – The Morgan Kaufmann Series in Interactive
Technologies.
7) Buxton Bill Sketching user experience: getting the design right and the right
design. – The Morgan Kaufmann Publishers. – 2007. – 444 p.
Проектирование интерфейса
пользователя. Лекция №1.
17

18. Дополнительная литература (2)

7) Norman K. L. Cyberpsychology: an introduction to human-computer interaction.
– Cambridge university press. – 2008. – p. 434.
8) Lazar J. Research methods in human-computer interaction / Feng J. H.,
Hochheiser H. – John Wiley & Sons Ltd. – 2010. – p. 426.
9) Dix A. Human-computer interaction / Finlay J., Abowd G. D., Beale R. – Pearson
Prentice Hall. – 2004. – p. 834.
10)Нильсен Я. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена. – Пер. с англ. – СПб.: СимволПлюс, 2007. – 512 с.: цв. ил.
11) Мандел. Т. Разработка пользовательского интерфейса. – Пер. с англ. – М.:
ДМК Пресс, 2001. – 416 с.: ил. (Серия «Для программистов»).
12)Раскин Д. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных
систем. – Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс , 2010. – 272с., ил.
13) Купер А. Психбольница в руках пациентов или Почему высокие технологии
сводят нас с ума и как восстановить душевное равновесие. – Пер. с англ. –
Спб.: Символ-Плюс, 2004. – 336с., ил.
Проектирование интерфейса
пользователя. Лекция №1.
18

19. Ссылки по теме


http://fresh.gui.ru
http://gui.ru
http://www.interaction-design.org/
http://www.usabilitynet.org
http://www.uxforthemasses.com/
http://www.boxesandarrows.com/
http://www.uxmatters.com/aboutus/
http://usability.ru
http://usability.by
http://habrahabr.ru/blogs/ui_design_and_usability
и др.
Проектирование интерфейса
пользователя. Лекция №1.
19

20.

Слайды к лекциям
• http://peskova.ru/HcdCourse.aspx
Проектирование интерфейса
пользователя. Лекция №1.
20

21. Бонусные иллюстрации. К чему ведут нарушения принципов человеко-центрированного подхода

Проектирование интерфейса
пользователя. Лекция №1.
21

22. Бонусные иллюстрации. Терминология

Пограничные предметные области
• Человеко-компьютерное взаимодействие
• Эргономика
• Инженерная психология
• Информационная архитектура
• Графический (визуальный ) дизайн
• Промышленный дизайн
• и другие
© Ден Саффер, 2007
© Карен МакГрейн, 2010
Проектирование интерфейса
пользователя. Лекция №1.
22

23. Бонусные иллюстрации. Эволюция процесса разработки ПО по Алану Куперу

Проектирование интерфейса
пользователя. Лекция №1.
© Алан Купер, 2009
23
English     Русский Правила