НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
5.11M
Категория: ФилософияФилософия

Немецкая классическая философия

1. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Немецкая классическая философия –
сложившееся в Германии конца XVIII – начала XIX вв.
философское направление, представленное учениями
Имманула Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха
Вильгельма Шеллинга и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

2.

Немецкая классическая философия –
одна из вершин интеллектуальной культуры человечества.
Однако она не являет собой лишь исторический памятник, который следует
сохранять и которому следует поклоняться. Идеи, сформулированные Кантом,
Фихте, Шеллингом, Гегелем актуальны в наше время.

3.

Немецкую классическую философию по праву считают
самосознанием немецкой культуры XVIII – XIX вв. Германия этого
периода - полуфеодальная, крепостническая, раздробленная на
множество мелких государств, страна вторичной, догоняющей
модернизации, вынужденная соперничать с высокоразвитыми
Великобританией, Францией, США.

4.

Труды Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля – не популярная, предназначенная для
легкого чтения литература. Их можно сравнить с высшей математикой, которая
не всем понятна и доступна. Однако Немецкая классическая философия не
отвлеченное теоретизирование, она формируется в ответ на вопросы
поставленные временем. «Светоносные» идеи, выдвинутые представителями
этой философии, становятся не только важными ориентирами, на пути
развития Германии, но и важнейшей частью интеллектуального арсенала всего
человечества. Философия как критическая совесть культуры,
«конфронтирующее сознание», «усмехающееся над действительностью»,
«душа» культуры.

5.

Немецкая философия формируется не на «пустом месте».
Она вбирает в себя идеи философии античности,
средневековья.
Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель пересматривают, обобщают и
систематизируют идеи философии Просвещения.

6.

Важнейшие достижения Немецкой классической философии:
• углубление понимания идеалов гуманизма, переосмысление сущности человека,
его возможностей и способностей;
• разработка логико-понятийного познавательного аппарата;
• развитие этической мысли, продвижение норм гуманистической морали;
• формирование диалектического мировоззрения, диалектической логики;
• систематическое обоснование принципов гражданского общества, правового
государства, прав человека, вечного мира;
• выявление закономерностей исторического развития человечества.

7.

Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.)
•Космогоническая гипотеза о происхождения Солнечной системы из гигантской
первоначальной газовой туманности.
•Теория познания - синтез эмпиризма и рационализма, чувственного и
рассудочного знания.
•Этика - идея автономной морали, морали долга.
•Социальная философия – идеи правового государства, республиканской формы
правления, вечного мира.
•Философская антропология – идеи свободы и необходимости, эгоизма и
солидарности людей.

8.

Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814 гг.)
•Идея неотделимости субъекта и объекта познания друг от друга,
диалектической сущности мышления.
•Наукоучение как система философских взглядов на науку, как «наука о
познании», поиск предельных оснований научного познания. Проблема научного
метода.
• Моральное и социальное значение науки в государстве, долг учёного —
самоотверженная, бескорыстная любовь к истине и стремление распространять
её, без всякого ущерба её достоинству.
•Государство как средство для реализации права, справедливости.

9.

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775 —1854 гг.)
•Разработка философии природы. Введение диалектики в рассмотрение
природы и ее явлений.
•Учение о диалектике форм мышления в познании.
•Мысль о тождестве духа и природы. Разум как истинное «в себе» сущее,
тождество субъективного и объективного.
•В абсолюте совпадают все противоположности, и в нем же кроется
начало обособления и выделения как основа его действительности.
•Самосознание разума есть самосознание бога, бог как разум.

10.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.)
•Систематическая разработка диалектического метода мышления,
реализация его принципов при анализе всех сфер действительности.
•Идея представления природного, исторического и духовного мира в
виде процесса, в беспрерывном движении, изменении, преобразовании
развитии.
•Выявление внутренних связей, законов движения и развития мира.
English     Русский Правила