Тема Великой Отечественной войны в военные и послевоенные годы  
План лекции
Константин Симонов
Бьется в тесной печурке огонь… (в исп. Л. Утесова)
А. Твардовский. «Две строчки»
А.Солженицын о Твардовском в книге «Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни»
Иллюстрации к поэме «Василий Теркин»
Лейтмотив поэмы: Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.
Тёркин – образ воюющего народа
Памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину в Смоленске
И. Бунин о поэме «Василий Теркин»:
Пьеса «Нашествие» Леонида Леонова
«Нашествие» Л.Леонова (1942)
Рассказ А.Н.Толстого «Русский характер» (1944)
Развитие темы в послевоенное 10-летие
Виктор Некрасов (1911-1987)
«Враги сожгли родную хату» М. Исаковского (1946)
Другим завоеванием периода «оттепели стал феномен «лейтенантской» прозы.
Константин Воробьев (1919-1975)
«Жизнь и судьба» Василия Гроссмана (1960)
А. Платонов о испытании войной в сборнике рассказов «Одухотворенные люди» (1942)
А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942)
Военная тема в литературе 1970-1990-х гг.
1.14M
Категория: ЛитератураЛитература

Тема Великой Отечественной войны в военные и послевоенные годы

1. Тема Великой Отечественной войны в военные и послевоенные годы  

Тема Великой Отечественной войны
в военные и послевоенные годы

2.

3. План лекции

1. Поэзия Великой Отечественной. Поэма
А.Твардовского «Василий Тёркин».
2. Проза и драматургия периода Великой
Отечественной войны: «Русский
характер» А.Н. Толстого (1944), пьеса Л.
Леонова «Нашествие» (1943).
3. Литература периода «оттепели» (19551964). Военная («лейтенантская»)
повесть. Дальнейшее развитие военной
темы.

4.

• В годы Великой Отечественной войны литература
стала «душой и голосом воюющего народа» (А.Н.
Толстой). Она была свободна от идеологии и
казенной пропаганды благодаря теме любви (до
этого она была под запретом). В лирике
К.Симонова, М.Исаковского, А.Суркова,
О.Берггольц и др. она органично слилась с темой
преодоления смерти, победы над смертью: «Жди
меня, и я вернусь / Всем смертям назло».
• На фоне войны личная тема, индивидуальное
отношение к своей и чужой смерти («Две строчки»
А.Твардовского) выходит из ряда запретных тем.
Человек ощущает себя свободной личностью, а не
винтиком, побеждает идею безличности.

5. Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

6. Бьется в тесной печурке огонь… (в исп. Л. Утесова)

7. А. Твардовский. «Две строчки»

Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал...
Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

8.

• Поэмы «Зоя» М.Алигер, «Сын»
П.Антокольского и др. также носили глубоко
интимный, исповедальный характер.
• Поэма «Василий Тёркин» А. Твардовского
(1942-1945) пользовалась огромной
популярностью в народе потому, что жизнь
обыкновенного человека в ней
изображалась как высшая ценность. Ведь у
каждого человека, по Твардовскому, «жизнь
одна и смерть одна».

9.

Александр Трифонович
ТВАРДОВСКИЙ
1910 - 1971

10.

11.

12.

13. А.Солженицын о Твардовском в книге «Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни»

• Твардовский – автор удивительной чудо-книги
«Василий Теркин». «На фронте солдаты отличали
чудо чистозвонного Теркина от прочих военных
книг».
• «Ах, Александр Трифонович! Помните, обсуждали
«Матренин двор? – если бы Октябрьской революции не
произошло, страшно подумать, кем бы вы были? Так вот и
были бы: народным поэтом, покрупней Кольцова и
Никитина. Писали бы свободно, как дышится, не
отсиживали бы 400 гнусных совещаний, не нуждались бы
спасаться водкой, не заболели бы раком от неправедного
гонения…»

14. Иллюстрации к поэме «Василий Теркин»

15. Лейтмотив поэмы: Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.

• Герой поэмы является
носителем народного
взгляда на войну,
часто совпадая с
голосом автора,
выражает поэтическую
философию войны
выраженную в
лейтмотиве поэмы.
Афиша к мультфильму (реж. Роберт
Лабидас, 2003)

16.

• Литературовед Ю. Щеглов о Твардовском.
«Великий человек.
“Новый мир” под его редакцией – великий
журнал.
Больше эпоха Твардовского никогда не
повторится. Никто его нам не заменит.
Он ошибался, лавировал, отступал. Однако
все мы в прямом и переносном смысле
вышли из «шинели» Твардовского. Даже
непреклонный и несгибаемый
Солженицын».

17.

• Уникальность образа Тёркина - в единстве
индивидуального и общего. Это «человекнарод», как выразился автор книги «Лирика
и эпос Великой Отечественной войны»
А.Абрамов.
• Индивидуальность – в слитности с автором,
(«Тёркин, мой герой, за меня гласит
порой»), которая выражена, например, так:
Грянул год, пришел черед –
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ,
И за все на свете.

18. Тёркин – образ воюющего народа

И не раз в пути привычном
У дорог в пыли колонн
Был рассеян я частично
И частично истреблен.
По уставу каждой роте
Будет придан Тёркин свой.
Не подвержен Тёркин смерти,
Коль войне не вышел срок.
Бьется Теркин – держит
фронт.
Мне конец – войне
конец.
Я как более идейный
Был там вроде политрук.
Рвутся мины – это значит
Тёркин снова на войне.

19. Памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину в Смоленске

20. И. Бунин о поэме «Василий Теркин»:

"Какая свобода, какая чудесная
удаль, какая меткость,
точность во всем и какой
необыкновенный народный
солдатский язык - ни сучка, ни
задоринки, ни единого
фальшивого, готового, то есть
литературно-пошлого слова!».

21. Пьеса «Нашествие» Леонида Леонова

• В пьесе проявились
лучшие качества
писателя: обостренная
гражданственность,
публицистическая
страстность,
патриотизм,
философская емкость,
психологизм, сила и
яркость слова.

22. «Нашествие» Л.Леонова (1942)

«Федор. Иззяб весь.
Таланов. Странно, Федор.
Русские деревни горят
кольцом, а тебе холодно.
Зашел бы да и погрелся у
головешек…»
«Федор. Продрог шибко…
Демидьевна. То-то продрог.
Тебе бы, горький ты мой,
самую какую ни есть
шинелишку солдатскую. Она
шибче тысячных бобров
греет…»

23. Рассказ А.Н.Толстого «Русский характер» (1944)

• «Да, вот они, русские
характеры! Кажется,
прост человек, а
придет суровая беда, в
большом или в малом,
и поднимается в нем
великая сила человеческая
красота».
А.Н. Толстой

24. Развитие темы в послевоенное 10-летие

Резкой критике за недостаток «идейности»,
«искажение образов советских людей»
были подвергнуты «Дом у дороги» А.
Твардовского, «В окопах Сталинграда» В.
Некрасова, «За правое дело» В. Гроссмана,
«Семья Иванова» («Возвращение») А.
Платонова. За роман о войне «В окопах
Сталинграда» В. Некрасова в 1947 г.
удостоили Сталинской премии, а через
год автор стал чуть ли не «врагом народа»
и вынужден был эмигрировать.

25. Виктор Некрасов (1911-1987)

26.

• Статья о рассказе А. Платонова
«Возвращение (Семья Ивановых)» (1946)
называлась: «Клеветнический рассказ».
• Рассказ Эм. Казакевича «Двое в степи»
(1948) причислен к «идейно-порочным и
неполноценным в художественном
отношении произведениям».
• Поощрялись помпезный романтизм, ложная
эпичность, идиллически-сказочный пафос в
изображении действительности.

27. «Враги сожгли родную хату» М. Исаковского (1946)

• М.Исаковский:
«Редакторы –
литературные и
музыкальные – были
почему-то убеждены, что
Победа исключает
трагические песни, будто
война не принесла народу
ужасного горя. Это был
какой-то психоз,
наваждение».

28.

• Стихотворение и песню «Враги сожгли
родную хату...» (муз. М.Блантера) многие
писатели (Твардовский, Евтушенко) относят к
вершинам отечественной военной лирики,
отмечая предельный трагизм ситуации.
• В песне описывается ситуация возвращения
солдата с войны домой. Но дом сожжён, и
жена погибла. Текст построен как
пронзительный монолог солдата над
могилой жены, как его обращение к ней.

29.

• Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
• Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
• Стоит солдат – и словно комья
Застыли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя – мужа своего.
• Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол, –
Свой день, свой праздник
возвращенья
К тебе я праздновать пришел…»
• Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.
• Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой:
• «Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
• Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам…»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
• Он пил – солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года.
Я три державы покорил…»
• Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
А на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.

30.

После смерти Сталина началась культурная
эпоха, названная «оттепелью» с легкой
руки И.Эренбурга , автора одноименной
повести (1954) – пора либерализации и
демократизации общественной жизни,
которая вызвала небывалый подъем в
среде творческой интеллигенции – их стали
называть «шестидесятниками».
Важная особенность этой культурной эпохи –
реабилитация отдельной человеческой
личности, быта, частной жизни, приватной,
интимной сферы.

31.

• Активизировалась жизнь литературных
(толстых) журналов: с приходом редактора
А.Твардовского «Новый мир» обновился
(1950-1954, 1958-1970); в 1955 г. вышел
первый номер «Юности» (гл. редактор –
Б.Полевой).
• Характерной чертой эпохи стал массовый
интерес к поэзии. Появляется целая
плеяда молодых поэтов:
Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Р. Рождественский, Б.Окуджава.

32. Другим завоеванием периода «оттепели стал феномен «лейтенантской» прозы.

Ее авторы – участники войны. Основной жанр
– повесть. Первые «лейтенантские»
повести: «Батальоны просят огня (1957),
«Последние залпы» (1959) Ю.Бондарева,
«Пядь земли» Г.Бакланова (1958),
«Журавлиный крик» В. Быкова (1961).
Лучшие военные повести «оттепельной»
поры - «Убиты под Москвой» К.Воробьева
(1963) и «На войне как на войне»
В.Курочкина (1965).

33. Константин Воробьев (1919-1975)

• Константин Дмитриевич
Воробьев написал более 30
рассказов, очерков и 10
повестей. Опыт войны
отразился в повести «Крик»
(1962) и в одной из лучших
военных повестей «Убиты
под Москвой» , которая
была опубликована А.Т.
Твардовским в журнале
«Новый мир» в 1963 г.

34.

• Главный творческий импульс военной
повести 60-х – неприятие лжи, казеной
правды о войне. Сюжет – история
становления личности молодого человека,
переживающего перелом в представлениях
о войне. Поэтому «лейтенантской» прозе
свойствен автобиографизм. За жестокую
«окопную» правду критика приклеила
повестям ярлык ремаркизма.
• Отвечая на вопрос об истоках нашей
победы, писатели как бы говорили: только
личный выбор отдельного человека может
решить исход общей судьбы.

35. «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана (1960)

• Роман В. Гроссмана (19051964) был арестован в 1961
г. КГБ, чудом сохранён и
впервые опубликован только
в 1980 г. за рубежом.
• Феномен произведения,
посвященного Сталинградской
битве, состоит в том, что
впервые писателем открыта
правда о тюрьмах и лагерях,
но главное – война
изображена вслед за
Л.Н.Толстым как победа
человеческого духа и чувства
свободы.

36.

«Лейтенантскую прозу» можно поставить в
один ряд с романом В. Гроссмана
благодаря постановке общей проблемы –
«человек и война»: герой оказывается один
на один перед мощью войны и
тоталитарной системы и, лишенный
всяческой опоры, открывает в душе
неведомые, таинственные силы, ту
духовную устойчивость, которая позволяет
найти силы для сопротивления. В. Гроссман
называет эту внутреннюю опору чудом
свободы.

37. А. Платонов о испытании войной в сборнике рассказов «Одухотворенные люди» (1942)

• Человек попадает в ситуацию, когда он не
может в полной мере распоряжаться
собственной жизнью, но, благодаря его
способности противопоставить этой
ситуации собственную волю, «происходит
переход – загадочный и прекрасный – от
плотского, обыкновенного человека к
человеку духовному, побеждающему страх,
смерть и потому бессмертному».

38. А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942)

39. Военная тема в литературе 1970-1990-х гг.

• Традиции «лейтенантской» повести продолжили в
послеоттепельные 1970-е годы такие произведения,
как «А зори здесь тихие» Б. Васильева (1969), «Пастух
и пастушка» В. Астафьева (1976), «Сашка» В.
Кондратьева (опубл. в 1979 г.) и др.
• В 1970-1980-е гг. – на первый план вышли т.н.
«панорамные романы» или «генеральская правда» о
войне: «Живые и мертвые» К.Симонова, «Горячий
снег» Ю.Бондарева, «Блокада» А.Чаковского и др.
• Лучшие романы 1990-х – «Прокляты и убиты» В.
Астафьева (1995) и «Генерал и его армия» Г.
Владимова (1994).
English     Русский