Проблемы человека и гражданского общества в трудах немецких философов XVIII – XIX веков
Иммануи́л Кант (22 апреля 1724 г. — 12 февраля 1804 г.) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох П
Основным законом этики он провозгласил формальное внутреннее поведение — категорический императив. При этом он старался отделить сознан
С прагматической точки зрения человек — это свободно действующее существо, и Кант пытается выяснить, каким он может стать в результате соб
Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель ( 27 августа 1770 г. — 14 ноября 1831 г.) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и фил
Основные сочинения: «Феноменология духа», (1807 г.); «Наука логики», части 1-3, (1812-1816 г.г.); «Энциклопедия философских наук», (1817 г.); «Основы филос
Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х (28 июля 1804 г. — 13 сентября 1872 г.) — выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному п
Не вникая во все тонкости гносеологии, он сосредоточился на проблеме нравственной сути религии, что нашло свое выражение в его основном тр
0.96M
Категория: ФилософияФилософия

Проблемы человека и гражданского общества в трудах немецких философов XVIII – XIX веков

1. Проблемы человека и гражданского общества в трудах немецких философов XVIII – XIX веков

2. Иммануи́л Кант (22 апреля 1724 г. — 12 февраля 1804 г.) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох П

Иммануи́л Кант (22 апреля 1724 г. — 12 февраля 1804 г.) —
немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии,
стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Начиная с 1770 г.
разрабатывал "критическую философию", дуалистическое учение о
непознаваемых "вещах в себе", достоверное знание о которых, по
мнению Канта, не могут дать ни ощущения нашей чувственности, ни
понятия и суждения нашего рассудка. Кант ограничил компетенцию
разума в пользу веры. Вера в бога, считает он, необходима, поскольку
без нее невозможно примирить требования нравственного сознания с
непререкаемыми фактами зла, царящего в человеческой жизни.
Кант впервые предпринял попытку осмыслить антропологическую
проблематику. Правда, его больше интересует не само бытие
человека, а его отношение к миру: что представляет из себя мир,
который познает человек? Способен ли человек познать мир? В каких
отношениях находится человек с окружающим его миром?
На основе результатов критики теоретического разума Кант
построил свою этику. Исходной ее предпосылкой оказалось
сложившееся у Канта под влиянием Руссо убеждение в том, что всякая
личность — самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться
как средство осуществления каких бы то ни было задач, даже если это
задачи всеобщего блага.

3. Основным законом этики он провозгласил формальное внутреннее поведение — категорический императив. При этом он старался отделить сознан

Основным законом этики он провозгласил формальное внутреннее
поведение — категорический императив. При этом он старался
отделить сознание нравственного долга от чувственной склонности к
выполнению нравственного закона: поступок будет моральным только
в том случае, если совершается из уважения к нравственному закону.
Исходной ее предпосылкой оказалось сложившееся у Канта под
влиянием Руссо убеждение в том, что всякая личность — самоцель и ни
в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления
каких бы то ни было задач, даже если это задачи всеобщего блага.
Основным законом этики он провозгласил формальное внутреннее
поведение — категорический императив. При этом он старался
отделить сознание нравственного долга от чувственной склонности к
выполнению нравственного закона: поступок будет моральным только
в том случае, если совершается из уважения к нравственному закону.
Антропологические воззрения Канта оказали большое влияние на его
последователей, стремящихся вслед за Кантом ответить на
важнейший вопрос его философского учения — что же такое человек?
"Антропология с прагматической точки зрения" написана Кантом в
1798 г. В ней он предпринял попытку в систематическом виде изложить
учение о человеке — антропологию, которую разделил на
физиологическую и прагматическую.

4. С прагматической точки зрения человек — это свободно действующее существо, и Кант пытается выяснить, каким он может стать в результате соб

С прагматической точки зрения человек — это свободно действующее
существо, и Кант пытается выяснить, каким он может стать в
результате собственных усилий. По мнению Канта, антропология не
может называться прагматической, если она включает в себя только
знания о вещах, животных, растениях и т. д. Прагматической она
становится только тогда, когда изучает человека как гражданина
мира. Избранные фрагменты наиболее ярко отражают общую
философско-антропологическую концепцию Канта.

5. Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель ( 27 августа 1770 г. — 14 ноября 1831 г.) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и фил

Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель ( 27 августа 1770 г. —
14 ноября 1831 г.) — немецкий философ, один из творцов немецкой
классической философии и философии романтизма, создавший на
объективно-идеалистической основе систематическую теорию
диалектики . Ее центральное понятие — развитие — есть
характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его
сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду
все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление;
качество, количество, мера; сущность, явление, действительность,
понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его
перехода в отчужденное состояние инобытия — в природу, его
возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности
индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального «объективного
духа» (право, мораль и «нравственность» — семья, гражданское
общество, государство) и «абсолютного духа» (искусство, религия,
философия как формы самосознания духа). Противоречие —
внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История
— «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый
через «дух» отдельных народов. Осуществление демократических
требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным
строем, в рамках конституционной монархии.

6. Основные сочинения: «Феноменология духа», (1807 г.); «Наука логики», части 1-3, (1812-1816 г.г.); «Энциклопедия философских наук», (1817 г.); «Основы филос

Основные сочинения: «Феноменология духа», (1807 г.); «Наука логики»,
части 1-3, (1812-1816 г.г.); «Энциклопедия философских наук», (1817 г.);
«Основы философии права», (1821 г.); лекции по философии истории,
эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы
посмертно).

7. Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х (28 июля 1804 г. — 13 сентября 1872 г.) — выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному п

Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х (28 июля 1804 г. —
13 сентября 1872 г.) — выдающийся немецкий философ, сын
криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма
фон Фейербаха. В молодости — ученик и страстный поклонник идей Г.
Гегеля, впоследствии — его непримиримый критик, особенно взглядов
Гегеля на религию. Будучи материалистом, он отстаивал принцип
восхождения от материального к идеальному, т.е. он рассматривал
идеальное как нечто производное от определенного уровня организации
материального. Парадокс, однако, заключается в том, что Фейербах,
являясь материалистом, не считал себя материалистом. Фейербаху
импонировала идея «реального чувствующего человека». Характерной
чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в
понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении
человека в неразрывном единстве с ней. Природа — основа духа. Она же
должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную
сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и
психика которого зависит от его телесной организации, обладая
вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим
процессам. Однако
«природная» сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а
социальная — недооценивалась. Из всех человеческих чувств Фейербах
выделял чувство любви, имея в виду нравственную любовь.

8. Не вникая во все тонкости гносеологии, он сосредоточился на проблеме нравственной сути религии, что нашло свое выражение в его основном тр

Не вникая во все тонкости гносеологии, он сосредоточился на проблеме
нравственной сути религии, что нашло свое выражение в его основном
труде «Сущность христианства». Исходным пунктом воззрений
Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме:
«Не Бог создал человека, а человек создал Бога». Тайну христианства
Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, придав
им потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. По
Фейербаху, религия — не просто продукт человеческого невежества,
как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством
достоинств: в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному
отношению человека к человеку, в первую очередь к возвышенному
чувству взаимной любви. Сосредоточившись на человеке, на его
чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, в
частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих
нравственно-психологических началах создать теорию созидания
общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость.
English     Русский Правила