ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Этапы развития античного искусства
Крито- микенский (эгейский) период
Кносский дворец
МИКЕНСКИЙ АКРОПОЛЬ
Львиные ворота
Гомеровский период
Период Гомеровской Греции
Период Гомеровской Греции
Период Гомеровской Греции
Период Гомеровской Греции
Древнегреческие вазы геометрического стиля в период Гомеровской Греции
Архитектура Архаики
Архитектура Архаики
Архитектура Архаики
Архитектура Архаики
Вазопись
Вазопись. Стиль Камарес
Вазопись. Чёрнофигурные и краснофигурные вазы
Вазопись. Чёрнофигурные и краснофигурные вазы
Классический период
Классический период. Архитектура
Вход в Акрополь с запада через центральный вход - Пропилеи
Классический период. Скульптура
Фидий
Фидий
Фидий
Поликлет
Поликлет
Скопас и Пракситель
Пракситель
Леохар Древнегреческий скульптор середины 4 века до н. э.
Лисипп
Лисипп
Колосс Родосский
Монументальная скульптура
ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА
ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА
АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
Скульптура
Ника Самофракийская
Ника, развязывающая сандалию
Венера Милосская
Музыкальное искусство
Театральное искусство
Ювелирное искусство Древней Греции
Камеи - классика ювелирного искусства
9.68M
Категория: ИсторияИстория

Древняя Греция

1. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

2.

3. Этапы развития античного искусства

• АНТИЧНОСТЬ – источник из которого черпало
вдохновение всё позднейшее искусство. Это
колыбель
мирового
искусства
Antiquus - древний
Этапы развития
античного искусства
Крито- микенский или эгейский – III –II тыс. до н.э.
Гомеровский
- XI -VIII вв., до н.э.
Архаика
- VII – VI вв., до н.э.
Классический
- V – IV вв. до н.э.
Эллинизм
- III – I вв. до н.э.

4. Крито- микенский (эгейский) период

Фрески Кносского дворца

5. Кносский дворец

Кносский дворец - наиболее
выдающийся памятник критской
архитектуры.
В греческой мифологии он назывался
Лабиринтом Минотавра
Минотавр — по греческому
преданию, чудовище с телом
человека и головой быка
Общая площадь около 16 тыс. кв. м

6.

Фрески Кносского дворца

7.

Фрески Кносского дворца

8.

Микены
Древний город в Арголиде, один из центров
Микенской культуры, позднее — греческой
цивилизации. Датируется вторым тысячелетием
до н. э. Располагается в 90 км к юго-западу от
Афин рядом с деревней Микинес. В настоящее
время находится в руинах.

9. МИКЕНСКИЙ АКРОПОЛЬ

10. Львиные ворота

Входные ворота акрополя Микен. Построены в середине XIII веке до н. э. вместе с
расширением крепостной стены города. Своё название получили от барельефа с
изображением львов, помещённого над ними, который является древнейшим
образцом монументальной скульптуры в Европе.

11. Гомеровский период

• Название "гомеровский период" было связано с
именем легендарного Гомера, перу которого
приписывают поэмы "Илиада" и "Одиссея",
рассказывающие о событиях Троянской войны и
после её окончания.
• К этому времени относится формирование
знаменитой греческой мифологии, одной из
наиболее развитых мифологий древнего мира.
• Большая часть гомеровского периода была
бесписьменной и лишь только к концу его, т. е. в
приблизительно VIII в. до н.э., греки заимствуют
финикийский алфавит, значительно переработав
его и добавив гласные.

12. Период Гомеровской Греции

В результате гибели микенской цивилизации,
греческая культура оказалась безжалостно
отброшена на несколько столетий назад.
Вторгшиеся с севера дорийские племена, уничтожили
все крупные микенские центры, дворцы и
цитадели.

13. Период Гомеровской Греции

• Основными археологическими материалами стали
некрополи.
• Некрополь-большое кладбище (подземные галереи,
склепы, камеры), расположенное на окраине древних
городов, с гробницами и каменными надгробиями.

14. Период Гомеровской Греции

Примерно вVIII-VII вв. до н.э.
слепой певец-сказитель
создал две великие поэмы
под названием «Иллиада» и
«Одиссея» (записаны поэмы
несколько столетий спустя)
Сочинения Гомера открыли
важнейшую страницу в
истории античной
художественной культуры.
Неслучайно философ
Платон назвал поэта
« воспитателем Греции».

15. Период Гомеровской Греции

• Существенным отличием гомеровской эпохи от
предшествующей ей микенской, является
отсутствие построек из камня. Люди перестали им
пользоваться им и возводили свои жилища из
необожженного кирпича и древесины.
• Торговля и ремесла пришли в полный упадок. Дорийцы
были готовы принять только те навыки и
технологии порабощенных ими народов, которые
были бы полезны для ведения войн, их не
интересовала скульптура и живопись. Поэтому в
гомеровскую эпоху развивалось лишь гончарное дело,
технологии обработки металлов, кораблестроение и
сельское хозяйство.

16. Древнегреческие вазы геометрического стиля в период Гомеровской Греции

17.

В этот период греки строят
храмы своим богам, но до нас
они не дошли,
сохранились лишь остатки
фундаментов и изображения
на вазах.
На VIIIв. до н.э. приходится
расцвет керамики. С помощью
гончарного круга и обжига
создавалось
множество
произведений, как бытовых,
так и ритуальных.
До наших дней сохранились
керамические изделия того
времени, расписанные в так
называемом геометрическом
стиле» - орнаментом
из
кругов, ромбов, треугольников
и т.д.
Древнегреческие вазы геометрического стиля

18.

Архаика
Архаика - (от греческого archaikos - старинный, древний) ранний
этап в развитии какого-либо явления. В искусствознании - ранний
период развития искусства Древней Греции (VII-VI вв. до н. э.).
Искусство периода архаики характеризуется поисками формы,
выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом
гражданина полиса.
В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с
характерной, так называемой архаической улыбкой.
Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции
и рельефы.
Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает
некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока:
некоторая условность изображения, статичность, торжественность.

19.

Скульптура
Статуи Куросов и Кор
Курос -статуя юноши-атлета
(преимущественно
обнаженного),
характерный
образец
древнегреческой
пластики периода архаики. Тип
складывается в конце VII века
до
н.
э.
в
связи
с
возникновением
идеала
физически совершенного героя,
атлета или воина. Ставились в
святилищах и на гробницах.
Кора (по-гречески - дева).
Чаще всего их находят
около Афин, ибо коры
обычно
изображали
жриц богини Афины.

20.

Скульптура Архаики
Куросы ставились в
святилищах и на гробницах;
они имели преимущественно
мемориальное значение, но
могли быть и культовыми
образами. Статуи сделаны из
тонкого бронзового,
прочеканенного по частям
металлического листа,
набитого когда-то гвоздями на
деревянную основу (7 век до н.э)
Выдвинутая вперёд нога делала
статуи «идущими».
Дедал же первым сделал
статую, выставившую вперед
одну ногу. Поэтому люди и
говорили: „Дедал заставил эту
статую идти, а не сделал
стоящей на месте“.

21. Архитектура Архаики

• Представление об архаической архитектуре
Древней Греции могут дать постройки в Пестуме,
где сохранились храмы Геры ("Базилика") и
Афины ("Деметры") Храм Геры ("Базилика"),
сложенный из квадров красноватого туфа,
своеобразен планом, так как из-за большой
ширины внутри, по центральной оси, поставили
ряд опор, и на торце оказалось нечетное число
колонн.
• Уже в VI веке до н. э. строители признали эту
систему неудобной и впоследствии редко к ней
прибегали. Колонны "Базилики" массивны.

22. Архитектура Архаики

Простейший тип архаического храма — храм в
антах, состоящий из одного небольшого
помещения — наоса, открытого на восток.

23. Архитектура Архаики

храм Аполлона в Коринфе
(2-я половина VI в. до н. э.).

24.

Храм Геры
(сер. VI в. до н. э.)

25. Архитектура Архаики

Храм богини Геры на о. Самос.
Реконструкция

26.

Храм Афины (кон. VI в. до н. э.)

27.

Искусство греческой архаики
– новое по стилю и духу –
возникло
в
эпоху
становления
республиканского
правления, возникновения
полисов – греческих городовгосударств.
Греческая архитектура, как и скульптура, складывается в эпоху архаики.
Искусство греческой архаики обладает особой гармонией и поэтическим
Чувством, оно обращено к человеку, отражает радость жизни.

28.

Единый архитектурный язык – ордерная система: определенное
соотношение несомых и несущих частей сооружения и
особенностей его украшения.
Существует три типа греческих ордеров:
Дорический
Коринфский
Ионический

29. Вазопись

Ахилл и Аякс, играющие в шашки

30. Вазопись. Стиль Камарес

Камарес— стиль росписи керамических
изделий, получивший распространение
в ранний дворцовый период на острове
Крит (прибл. 1900 г. — 1650 гг. до н. э.).
Название стилю дала местность в
центральной части острова, где в гроте
и были впервые обнаружены вазы в
этом стиле.

31.

Характерной особенностью Камареса
является линейный орнамент, который
наносился на матовую основу чёрного
цвета белой, оранжевой или красной
краской. В этом стиле расписывалась
тонкостенная глиняная посуда.
Камарес был чрезвычайно популярен и
распространился по всему восточному
побережью Средиземного моря до
Египта.

32. Вазопись. Чёрнофигурные и краснофигурные вазы

• На изображениях
стали появляться
человеческие фигуры.
• Наиболее
популярными
мотивами
изображений на вазах
становятся
пиршества, сражения,
мифологические
сцены, повествующие
о жизни Геракла и о
Троянской войне.
Чёрнофигурная ваза

33. Вазопись. Чёрнофигурные и краснофигурные вазы

• Силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или
глянцевой глины на подсушенной необожжённой глине.
Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно
сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в
основу которых положены вьющиеся растения и
пальмовые листья.
Краснофигурная ваза

34. Классический период

Классический период античного искусства продолжал
традиции архаики во всех видах искусств:
• архитектуре;
• живописи;
• пластики;
Величайшие произведения греческого искусства были созданы в V в.
до н. э. Начало этого периода ознаменовано победоносной борьбой
свободолюбивых греков с персами.
В
передовых
полисах
складывается
демократический
республиканский образ правления.
Идеалы демократических полисов, проникнутые пафосом
героической борьбы с врагами, нашли выражение и в искусстве, и
в литературе, и в архитектуре.

35. Классический период. Архитектура

Храм Зевса в Олимпии
Храм был выстроен из известняка, лишь карниз и
скульптура были выполнены из паросского мрамора.
Метопы наружного фриза украшены бронзовыми
позолоченными щитами, а двенадцать метоп над входом в
пронаос и опистодом были с рельефами, изображавшими
подвиги Геракла (вторая четверть 5 века до н.э.)

36.

Парфенон. Классический храм
Главное сооружение Акрополя и главный храм в древних
Афинах, посвящённый покровительнице этого города богине
Афине Парфенос (деве). Построен в 447—438 до н. э.
архитектором Калликратом по проекту Иктина.

37. Вход в Акрополь с запада через центральный вход - Пропилеи

38.

Эрехтейон
Напротив Парфенона находится храм Эрехтейон, посвященный
Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
Планировка Эрехтейона очень сложна и ассиметрична,
храм был построен на разных уровнях и разделен на две части. Эрехтейон —
единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным
планом. Он посвящен Афине и Посейдону.

39.

Храм Ники Аптерос
Постройка представляет собой амфипростиль с двумя ионическими
портиками по четыре колонны. Стилобат имеет три ступени. На
непрерывном ионическом фризе изображались эпизоды Грекоперсидских войн и боги — Афина, Посейдон и Зевс.

40.

К храму Эрехтейон примыкают три портика, в том числе и портик
кариатид (скульптурное изображение женских фигур,
несущих перекрытие).

41. Классический период. Скульптура

К классическому периоду относятся известные
скульпторы:
Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель,
Леохар, Лисипп.
Лица античных статуй классического периода
похожи друг на друга, и лишь в IV в. до н.э. - в
период поздней классики - искусство начинает
тяготеть
к
большей
конкретности
и
характерности образа.

42.

Дискобол
Победитель
состязания
в
метании диска
изображен
в
момент размаха
перед броском.
Тело
атлета
представлено в
сложном
повороте.
Это новый и
смелый
художественны
й прием.
Скульптор Мирон
около середины V в. до н. э.
При сильном напряжении
всего тела лицо юноши
поражает своим
совершенным
спокойсвтием. Передача
мимики, соответствующей
напряжению тела, могла
исказить красоту атлета.

43. Фидий

В скульптуре искусство высокой
классики
ассоциируется
прежде
всего
с
творчеством Фидия и Поликлета
Фидий (ок. 490 до н. э. — ок.430
до
н.
э.)
крупнейший
греческий
скульптор
и
архитектор. Большинство работ
Фидия не сохранились, о них
мы можем судить только по
описаниям античных авторов и
копиям.
Фидий прославился
своими
скульптурными
изображениями
божеств,
особенно Зевса и Афины.

44. Фидий

Ранние его произведения
малоизвестны. В 60-е годы
Фидий создает
колоссальную статую
Афины Промахос,
возвышавшуюся в центре
Акрополя.
Воздвигнута в память
побед над персами.
Высота скульптуры около
9 м.

45. Фидий

По мнению греков,
величайшим творением
Фидия была статуя
Зевса Олимпийского.
Зевс представлен
сидящим на троне, в
правой руке он держал
фигуру богини победы
Ники, в левой — символ
власти — скипетр. В
этой статуе также
впервые для греческого
искусства Фидий
создал образ
милостивого бога.
Статую Зевса древние
считали одним из чудес
света.

46. Поликлет

Поликлет -выдающийся скульптор
периода высокой классики. Идеальный
гражданин полиса - основная тема его
творчества. Мастер бронзовой
скульптуры был не только ваятелем, но
и теоретиком искусства. Он написал
сочинение «Канон» о пропорциях
человеческого тела. Воплощением его
правил стала статуя юноши копьеносца
«Дорифор». В основе ритмической
композиции лежит принцип
перекрестной неравномерности
движения тела (правая сторона, то есть
опорная нога и опущенная вдоль тела
рука, статичны и напряжены, левая, то
есть оставшаяся сзади нога и рука с
копьем, расслаблены, но в движении).

47. Поликлет

Позднее были созданы статуи победителя «Диадумен» и
«Раненая амазонка»

48. Скопас и Пракситель

Величайшими скульпторами этого периода были Скопас и
Пракситель. Мастеров объединяет стремление раскрыть
внутренний мир человека.
Скопас показывает глубокие чувства, энергичные действия и
драматические ситуации.
Пракситель изображает легкие эмоции приятные человеку,
лирические настроения, мечтательность, красоту человеческого
тела.
Оба мастера оказали огромное влияние на своих
современников. В их стиле работали мастера и целые школы в
течение нескольких столетий.
Статуя Менады.
Скопас

49. Пракситель

В отличие от Скопаса, Пракситель не показывает фигур в
движении , а изображает их всегда спокойно стоящими или
отдыхающими, погруженными в собственные мысли и чувства.
Афродита Книдская
Гермес с маленьким Дионисом

50. Леохар Древнегреческий скульптор середины 4 века до н. э.

Создавал изображения богов и мифологические сцены.
Аполлон
Бельведерский
Ганимед,
поднимаемый орлом
Диана Версальская

51. Лисипп

Мастер круглой скульптуры. Был придворным художником
Александра Македонского. Создал образы многих богов и
героев. Его излюбленным материалом была бронза.
В отличие от спокойной гармонической уравновешенности
статуй Поликлета, Лисипп изображал фигуры в сложных,
неустойчивых, многоплановых движениях. Лисипп одним из
первых в античном искусстве обратился к искусству портрета.
Портрет Сократа
Портрет А. Македонского

52. Лисипп

Его главная работа - статуя
"Апоксиомен", внутренне
напряжённая по композиции,
является одним из первых
произведений античной
скульптуры, рассчитанным на
круговой обзор. Лисипп
изобразил юношу, который
скребком счищает с себя
песок арены, приставший к
его телу во время
спортивного состязания. В
этой статуе художник очень
выразительно передал то
состояние усталости, которое
охватило юношу после
пережитого им напряжения
борьбы.

53. Колосс Родосский

Колосс Родосский — гигантская статуя
древнегреческого бога Солнца Гелиоса,
которая стояла в портовом городе
Родосе,
расположенном
на
одноимённом острове в Эгейском море.
Одно из «Семи чудес света».
Высота статуи — 36 м.
Колосс простоял шестьдесят пять лет. В
222 году до н. э. статую разрушило
землетрясение.
Существовала
легенда:
когда
воздвигнули статую Колосса Родосского,
случилось
землетрясение,
после
которого она разрушилась. Статую снова
восстановили,
и
опять
случилось
землетрясение. Мудрецы сказали, что
если снова народ воздвигнет статую, то
остров Родос уйдет под воду.

54. Монументальная скульптура

55. ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА

• Новый этап в истории Греции, наступивший
после завоеваний Александра Македонского.
• В это время искусство призвано было
прославлять победы царей- новых владык
Греции
и
завоеванных
Александром
Македонским стран востока.
• Это искусство воплощало новую идею величия
мира,
объединенного на громадном
пространстве эллинской культуры.

56. ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА

• Гавань Александрии была создана
искусственно, посредством мола в 1
200 м длиной, соединившего берег с
островом Фарос и образовавшего два
порта.
• При входе в восточный порт стоял
грандиозный маяк, построенный около
279 г. до н. э. Состратом из Книда и
просуществовавший до XIV в.

57. АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

58. АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

Александри́йский маяк (известен
также как Фа́росский маяк)—
маяк на острове Фарос около
египетского города Александрии,
одно из семи чудес света. Был
построен во время правления
Птолемея II Филадельфа (280—
247 до н. э.), высота маяка
составляла порядка 120—150
метров[3], на протяжении многих
веков это было одним из самых
высоких
искусственных
сооружений
в
мире.
Александрийский
маяк был
единственным из Семи чудес,
имевшим
практическое
предназначение. Прежде всего,
он давал возможность кораблям
без проблем заплывать в порт
Александрии, имевший важное
стратегическое значение; кроме
того, он служил дополнительным
ориентиром морякам на фоне
однообразного
египетского
побережья и, наконец, служил
наблюдательным пунктом для
наблюдения
за
водными
просторами (военная угроза
Александрии
исходила
в
основном с моря, поскольку с
суши город защищала пустыня).

59. АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

Храм Зевса Олимпийского в Афинах (Олимпейон),
руководитель проекта - архитектор Коссутий.

60. АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

Алтарь Зевса в Пергаме

61. Скульптура

Что касается греческой скульптуры, то выразительность
образа заключалась во всем теле человека, его
движениях, а не в одном только лице. Несмотря на то, что
многие греческие статуи не сохранили свою верхнюю
часть (как, например,
• «Ника Самофракийская» или
«Ника, развязывающая сандалии»
дошли до нас без головы, но мы забываем об этом, глядя
на целостное пластическое решение образа.
Поскольку душа и тело мыслились греками в
нераздельном единстве, то и тела греческих статуй
необыкновенно одухотворены.

62. Ника Самофракийская

Статуя поставлена по случаю победы македонского
флота над египетским в 306 году до н. э.
Богиня была
изображена как бы на
носу корабля,
возвещающей победу
звуком трубы.
Пафос победы
выражен в
стремительном
движении богини, в
широком взмахе ее
крыльев.
IV в. до н.э.
Мрамор.
Скульптор
Пифокрит
Хранится в Лувре,
Париж, Франция

63. Ника, развязывающая сандалию

Богиня изображена
развязывающей
сандалию перед тем,
как войти в храм
Рельеф балюстрады
храма Ники Аптерос.
Мрамор. Около 409 г.
до н. э. Афины. Музей
Акрополя. Ученик
Фидия – Агоракрит.

64. Венера Милосская


или Афродита с острова
Милос — знаменитая
древнегреческая
скульптура, созданная
между 130 и 100 годами до
нашей эры. Неизвестный
автор (первоначально
предполагалось, что
автором был Пракситель,
затем Александр
Антиохийский).
• Лувр, Франция.

65. Музыкальное искусство

• В античные времена отношение
к музыке было как к занятию,
не уступающему по важности
медицине.
• Тело очищает
врачевание, а
душу- музыка, как искусство
пения со словом» говорил
Аристоксен (около 354-300 г. до
н.э.)
• Аристотель (384-322 г. до н.э.)
отмечал
влияние
хоровой
музыки на человеческую этику и
психику и утверждал, что
«обучение
пению
следует
начинать с молодого возраста»

66. Театральное искусство

• С расцветом
зодчества
совпал
взлет
древнегреческого театрального искусства. В
античных трагедиях и комедиях воплотились
духовные искания древних греков.
Эсхил
Софокл
Еврипид

67.

Театр Диониса в Афинах

68. Ювелирное искусство Древней Греции

Цепь и медальон с
изображением
Медузы-горгоны.
Золото. Конец 2 начало 3 века.
Золото,
стекло.
III век.
Серьги с
камеями в
виде головы
Горгоны.
Золото,
халцедон.
1-2 век.

69. Камеи - классика ювелирного искусства

• Камея
—ювелирное
изделие или украшение,
выполненное в технике
барельефа
на
драгоценных
или
полудрагоценных камнях
или
на
морской
раковине.

70.

Древнегреческая печать, 6 - 5 век
до н.э. Полупрозрачный сердолик
(1,5 х 1,1 мм) с античным золотым
набалдашником.
Печать использовалась как
кольцо.
Камея Александр Македонский
English     Русский Правила