16.53M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Византийская мозаика

1.

МБОУ г.ИРКУТСКА СОШ№77
Паспорт учебного проекта
ПРОЕКТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ИСТОРИЯ:
ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКА
Тип проекта:Исследовательский
Автор проекта :Кабакова Ксения 6 "В"
Руководитель проекта:Калёнова Наталья Александровна ,
учитель истории и обществознания
Консультант :Кабакова Е.Ю.
Иркутск2022

2.

Содержание
• Введение
• Исторические сведения
• Основные особенности византийской мозаики
• Применяемые материалы
• Основные особенности византийской мозаики:
• Древность и современность
• Список литературы
• приложения

3.

введение
• Тема проекта и ее актуальность
• Актуальность исследования
• Объект
• Предмет -история
• Цель проекта
• Задачи
• Методы и приемы:
• Анализ источников
• Работа с историческими картинами
• Обобщение материала

4.

Актуальность исследования
• Темой своего проекта я выбрала византийскую мозаику как
актуальное культурное достижение древних мастеров. Большинство
приемов византийской мозаики используется в современных
мозаичных композициях и не потеряло своей актуальности и в наше
время.
• Смальта-изобретение византийцев широко используется в наши
дни, отличается прочностью, долговечностью, привлекательностью.
Сегодня применяется в качестве отделки для стен и фасадов, дверей и
лестниц, полов и колонн.

5.

Объект византийская мозаика
Предмет-история
Цель проекта:изучение истории создания византийской мозаики ,ее отличительные особенности,
Задачи:изучить историю создания мозаики из смальты
Проанализировать причины возникновения мозаики из смальты именно в Византии
Рассмотреть влияние Византии на развитие избразительного искусства ,вклад в культурное наследие
европейских стран и России
Методы и приемы:анализ источников,
Работа с историческими картинами,обобщение материала

6.

• Исторические сведения
• Мозаика – это искусство составления единой картины или
композиции из мелких частиц какого-либо материала. Как
правило, мозаики, особенно крупные, предназначены для
рассматривания с большого расстояния.Византийская мозаика
изготавливалась из смальты.
• В Византии, после начала массового обращения жителей в
христианство (III-IV вв.), возникла потребность в новых культовых
сооружениях: церквях и соборах. Для их благоукрашения местные
мастера начали использовать уже существующие техники и
разрабатывать новые.
• Развитие стеклоделия в Сирии и Византии способствовало совершенс
твованию искусства мозаики из смальты —
окрашенного и глушёного (непрозрачного) стекла при помощидобав
ления окислов различных металлов. Ближний Восток и восточное поб
ережье Средиземного моря, эллинистический Египет —
место возникновения и интенсивного развития технологии стекла.
• Первые образцы византийской мозаики, которые нашли археологи,
• датировались вторым веком до нашей эры.
А из сохранившихся известны панно III -го столетия
• (на фото мозаика монастыря Дафни Греция 14в)

7.

• После экспериментов с доступным сортом стекла — смальтой, они
смогли делать заготовки для высокохудожественной мозаики:
• разноцветные, с добавлением природных минеральных красителей;
• с добавлением различных металлов (золота, серебра и др.).
• Начиная с III в. искусство византийских мастеров стало развиваться и
достигало наибольшего расцвета на протяжении 2 периодов:
• «Золотой век» — VI-VII вв.;
• после окончания периода иконоборчества — IX-XIV вв.
• Христианская и библейская истории стали центральной темой
мозаик.
• Для достижения максимального впечатления от изображений
мастера доводили красочную палитру до возможности передавать
все, встречающиеся в природе:
• цвета;
• оттенки;
• На протяжении существования Византийской империи искусство
создания мозаики развивалось и совершенствовалось.

8.

• Много столетий насчитывает история византийской
мозаики. Первые образцы, которые нашли
археологи, датировались вторым веком до нашей
эры. А из сохранившихся известны панно III -го
столетия. Известные образцы византийской мозаики
находятся в Константинополе, Айе-Софии.
• Обнаружена древняя смальта и в Киеве. Мастера
Киевской Руси работали по проектам, созданным
византийскими художниками. Этот вид
изобразительного искусства достиг своего пика на
период расцвета всей Империи. А позже приемы
распространились по всем европейским
государствам.
• Археологи считают, что практически все
изобразительное искусство произошло именно из
культуры Византийской империи — фреска, мозаика,
живопись. Но в период между VIII и IX столетиями в
государстве длилась борьба с иконами. Из-за этого
многие древние изображения были уничтожены.(на
фото
Византийская мозаика в церкви Сан-Витале.)

9.

• Сохранились только те картины, где были геометри
ческие фигуры и кресты. Но позже иконоборчество
прекратилось,
и мастера смогли возобновить работу над ликами с
вятых. За несколько десятилетий они усовершенств
овали свое ремесло, что поспособствовало возникн
овению изящных и необычайно красивых мозаик.2
9 мая 1453 Константинополь завоевали Османы,
они покрыли штукатуркой знаменитые фрески.
И только в
1929 году по приказу Ататюрка (первого президе
нта Турецкой Республики)главный собор отреста
врировали и открыли при нем музей. Большинств
о изображений удалось восстановить и сохранит
ь до сегодняшнего дня.(Богоматерь с младенцем
собор Айя Софии в Стамбуле)

10.

• основном образцы этого искусства представля
ют собой сюжеты на библейскую тему.​​
• Сегодня сохранившиеся примеры византийско
й мозаики можно увидеть в храмах, расположен
ных там, где раньше была Византия. Именно хра
мы украшали мозаикой чаще всего, ведь стоила
она очень дорого,
а церковь во все времена была богата. Наприме
р,
в Соборе святой Софии в Турции изображены тр
адиционные христианские сюжеты –
Богоматерь с младенцем, святые и ангелы. ( на
фотоЮстиниан I, изображенный на мозаике
в Базилика Сан-Витале, Равенна, Италия)

11.

• Что используется в изготовлении
• Мастерами Византии был создан необычный
отделочный материал, смальта. Как гласят древние
предания, византийские мастера смогли обнаружить
необычные особенности стекла, способного
становиться прочным после добавки в
расплавленную массу разных металлов. Так
получилась византийская мозаика из смальты в виде
стекломассы, в которую добавлялись в различных
пропорциях золото, медь, ртуть. Каждый металл в
отдельности придавал своеобразные оттенки
отделочным блокам, а мастера, пользуясь нехитрыми
инструментами, обрабатывали мозаичную плитку,
придавая ей геометрические параметры, удобные
для монтажа. Творческие проекты из византийской
мозаики стали главным элементом отделки для
усыпальниц, базилик и соборов.
• (на фото собор Святой Софии мозаик изображена
Божья Мать в окружении императора Иоанна
Комнина II и его жены Ирины, венгерской принцессы,
причисленной после смерти к лику святых.)

12.

• Основные особенности византийской мозаики:
• Золотой фон, на котором выделялись фигуры.
Такой цвет, благодаря материалу, всегда казался
ярким и мерцающим, и днем, и при свете свечей.
Причем при колеблющемся свете свечей фигуры
казались живыми и движущимися. Это должно было
производить неизгладимое впечатление на
собравшихся прихожан.
•Византийские мастера обязательно выкладывали
контуры фигур, что придавало им больше четкости.
С большого расстояния (что обычно и бывало, т.к.
картины располагались на высоких потолках или
дальних стенах) четко очерченные фигуры выглядят
выразительнее и эффектнее.(на фото Собор Чефалу
Сицилия)

13.

• 3.Большое разнообразие цветов и оттенков делало
изображения почти живыми и объемными.
• 4.Цветное стекло – очень выигрышный материал по
сравнению с предыдущими. Оно прекрасно смотрится при
любом, даже неярком освещении. А при дневном свете или
множестве свечей просто потрясает воображение яркостью
и сочностью красок.
• 5.Эти картины были главным декором соборов, базилик и
других подобных сооружений, они были рассчитаны на
восприятие с большого расстояния. Отсюда и яркий фон,
контуры и некоторая «неровность» изображений, что
придает им глубины и выразительности.
• 6.По сравнению с античными изображениями, ранние
мозаичные фигуры более условными, более
символичными. Ведь они изображали не простых людей и
окружающую реальность, а христианских святых, Иисуса
Христа, Богоматерь или
императоров..(на фото Христос Пантократор. Мозаика собор
а в Чефалу . XII в.)

14.

• Применяемые материалы
• Получить прозрачную смальту было
намного сложнее, чем сплавлять песок с
добавлением золы и окислов металлов. Но
первые цветные образцы не отличались
эстетичностью, оттенки получались серыми,
грязно-зелеными, бурыми, даже с
получением черного цвета возникали
сложности.
• Римские мастера, создававшие свои
мозаические полотна намного раньше,
применяли не только стекло, которое в
большинстве случаев имело желтокоричневый оттенок, но и осколки
натуральных камней.
• Византийцам удавалось добиваться более
высоких результатов, отчасти благодаря
использованию секретов, которыми
обладали древние ассирийские и
вавилонские стекловары.

15.

• Почти все дошедшие до нас образцы византийской
мозаики имеют внушительные размеры, поэтому
рассматривать их лучше всего с большого расстояния.
Только так получится оценить весь масштаб и
грандиозность работы мастеров . В годы расцвета
Византийской империи мозаика была
самым популярным элементом художественной
отделки соборов, усыпальниц и базилик, однако
позднее из-за дороговизны она была вытеснена более
дешевыми в изготовлении фресками. (на фотоХристос
Добрый пастырь. Мозаика северного люнета мавзолея
Галлы Плацидии в Равенне.

16.

• Древность и современность
• Надо обязательно отметить, что многие приемы
византийской мозаики используются в подобных
работах и до сих пор. Эти особенности укладки и
отделки стали не только визитной карточкой мастеров
тех веков. Но и классикой художественных промыслов, к
которой обращаются и многие современные
художники.Смальта отличается прочностью,
долговечностью, привлекательностью. Сегодня
применяется в качестве отделки для стен и фасадов,
дверей и лестниц, полов и колонн.
• Преимущества материала — в возможности
использования его:
• в помещениях с высоким уровнем влажности (сауне,
бассейне, ванной, кухне);
• в условиях освещения поверхностей прямыми
солнечными лучами;
• в местах, где возможны резкие перепады
температуры.

17.

Используемые источники
• https://plitka33.ru/vizantijskaya-mozaika/
• https://ru.wikipedia.org/wiki/Падение_Константинополя_(1453)
• https://myslide.ru/
• https://nsportal.ru/
• https://translate.yandex.ru/translate?lang=enru&url=https%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FMilitary_career
_of_Kemal_Atat%25C3%25BCrk&view=c
• https://revolution.allbest.ru/culture/00252728_0.html
• https://ru.wikipedia.org/wiki/Византийская_мозаика
English     Русский Правила