3.05M
Категория: МифологияМифология

Предфилософские формы мировоззрения. Специфика мифологической картины мира

1.

ПРЕДФИЛОСОФСКИЕ ФОРМЫ
МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
СПЕЦИФИКА
МИФОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ
МИРА

2.

3.

Основные картины мира
Архаическая (мифологическая) картина
мира ---- симпатический тип мышления
Традиционная (религиозная) картина----символический тип мышления
Научная (модернистская, логоцентричная)
картина мира-----каузальный тип
мышления
Постмодернистская картика мира ----децентричный тип мышления

4.

Основные концепции происхождения
философии
1.
2.
1. Мифолого-религиозная
(антисциентистская)
2. Сциентистская (позитивистская)
Философия – форма мировоззрения,
осмысливающая сущностные основания мира и
культуры, а также сущность человека
посредством теоретического (рефлексивного)
знания
3.

5.

Мировоззрение – совокупность образов,
представлений и понятий, ориентированная
на вопрос об Универсуме и о месте человека в
нем.
Структура: теоретическое (знание) и обыденнопрактическое (ценности и убеждения)
Исторические формы: мифолого-религиозное
(миф, религия), научно-теоретическое (наука,
философия)
Исторические формы философского
мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм,
антропоцентризм, наукоцентризм, постмодерн

6.

« Мифы в поэтической форме хранят
древнейшую философию: моральные сентенции
или научные истины, смысл которых скрыт под
покровом символов и аллегорий»
Френсис Бэкон «О мудрости древних»
«Миф не есть нечто абсурдное, а является
выражением детского века человечества,
философским опытом человеческой души,
которая видит сны, прежде чем проснется».
Гердер

7.

Мифы
связаны
с
древними
архетипами
бессознательными
прообразами,
рождающимися
глубоких слоях человеческой психики

в
К.Юнг
машина
Миф – человекообразующая
.
М.Мамардашвили
Миф

особый
язык,
естественным языком
надстраивающийся
Стросс
над
К.Леви-
Мифы – это истории, которые в символическом виде
передают нам структуры, из которых строятся культуры
Джон Ричетти
Миф- это не ложь, а поэзия и метафора
Дж.

8.

МИФ – «слово», «рассказ»
Миф– форма МИРОСОЗЕРЦАНИЯ
Миропонимание –
высшая ступень
познания,
осуществляемого с
помощью
абстрактных
логических категорий
Миросозерцание
(мировосприятие) –
это познание мира,
осуществляемое при
помощи
чувственных,
наглядных образов
и ощущений

9.

10.

11.

СПЕЦИФИКА МИФОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
Исторически первая форма социальной
трансляции.
Преобладает в период бесписьменной культуры
Форма родо-племенного сознания
(деперсонификация сознания, функциональная
трактовка человека)
Ритуализм как форма коллективной памяти и
психологического сплочения (остракизм).
Антропоморфизм («человекоподобие»), как
pattern глобального мировосприятия
Сакрализация знания, распространенность
магических практик и обрядов

12.

13.

Антропоморфизм в рекламе

14.

Специфика мифологической картины мира
Синкретизм – (греч. – соединение нерасчлененность,
слитность) тип мировосприятия, характеризующийся
единством,
нерасчлененностью
чувственноэмоционального и рационального восприятия мира, а
также слитностью различных форм художественного
творчества
(культовые
праздники)
и
взаимопроникновением худ.творчества и повседневной
практической жизни (игровой элемент культуры)
Суггесия – механизм коллективного внушения (миф не
объясняет, а внушает и декларирует), особая роль
шаманских практик
Авторитарность (монологичность).
Социальный консерватизм, сакрализация прошлого.

15.

16.

Миф – предпосылка философии,
цивилизационный путь от Хаоса к Логосу
1. Во всех мировых мифах присутствуют
глобальные мировоззренческие проблемы –
проблемы происхождения и устройства
мироздания.
2. В мифе рождаются первые формы
философских категорий (добро-зло, жизньсмерть, герой-антигерой, земля-небо, честьбесчестие, хаос-порядок).
3. Миф систематизирует знания и представляет
их как внутренне непротиворечивую систему.
4. Миф обладает мощным жизненнопрактическим и идейно-регулятивным
потенциалом.

17.

Классификация мифов
Космогонические мифы
Антропогонические мифы
Теогонические мифы
Эсхатологические мифы.
Календарные мифы
Культурологические мифы
Героические мифы

18.

19.

Изображения тотемных символов

20.

Формы мифологических верований
Анимизм (аниматизм) (анима – дух, душа) – форма
мифологических верований, основанная на вере во
всеобщую одушевленность природы
Фетишизм - форма мифологических верований,
основанная на поклонении неодушевленным
предметам
Тотемизм – форма мифологических верований, в
основе которых лежит вера в существование
родства между человеком и живой природой
(концепция «прародителя»)
А. Зооморфизм
Б. Фитоморфизм

21.

22.

23.

24.

25.

Космогонические мифы: модель родового
яйца

26.

27.

Основные функции
1. Познавательная
2. Телеологическая (телеология – наука о целях и
смыслах человеческого существования)
3. Моделирования (создания базовых паттернов
поведения)
4. Аксиологическая
5. Эмоциональная
6. Психологическая (функция сопричастности)

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

МИФ И НАУКА
Сходство
Различия
1. Мифическое сознание образно
Функция объяснения
мира.
Накопление позитивных
знаний в период мифологии
Научное
сознание
логично и доказательно.
2. Миф эмоционален.
Наука
объективна.
3. Наука объясняет,
миф убеждает
и вдохновляет
.

35.

МИФ И фИЛОСОФИЯ
Сходство
Различия
1.Выступают в качестве
1.
универсальной модели
2.
мира.
1.Миф воспроизводится на
уровне спонтанного
житейского опыта,
1.Миф философия
воспроизводится на
теоретична.
уровне
спонтанного
2.Формируют базовые
паттерны
миропонимания
житейского опыта, философия
рефлексивна.
2. Миф монологичен и
консервативен,
2. Миф
монологичен и
философия
консервативен,
философия
диалогична и свободна
диалогична и свободна

36.

Миф и религия
Сходство
Различия
1.
1.Миф - универсальная картина мира, религия существуе
наряду с иными формами общественного сознания
2. Носитель мифологического сознания – род, носитель
1.Наличие богов религиозного сознания – профессиональное сообщество
2. Наличие культа
3. Наличие веры 3. В мифе мир антропоморфен, в религии происходит
деление мира на сакральный и профанный
4. Авторитарность
4. Изменение статуса божественного начала:
в мифе бог не обязательно антропоморфен,
не выступает мерилом нравственного совершенства

37.

Домашнее задание
Почему первым словом индивида стало слово «Нет»?
К.Ясперс об «осевом времени» - конспект
В чем сила мифологического сознания? Какие его черты
воспроизводятся в современной массовой культуре?
Прокомментировать высказывания о сущности
мифологической картины мира, представленные на
слайдах 7 и 8.
На конкретных кейсах доказать наличие элементов
мифологического мышления в современной
рекламной практике
Создать (найти и прокомментировать) макет
рекламы с использованием образов/сюжетов
мифологической картины мира
English     Русский Правила