Похожие презентации:
Древнерусские языки как отражение происхождения и быта народов Руси
1.
Древнерусские языки как отражениепроисхождения и быта народов Руси
2.
Проблема и задачи занятия!Проблематика:
Первичная: выявление влияния древнерусских и древнесловенских языков (говоров) на современный русский
язык, нахождение отражения восточнословенского происхождения и психологического быта на языки.
Вторичная: побудить аудиторию на подробное изучение собственной культуры, истории и генеалогии.
!Задачи:
1. Определить термины, нужные для изучения вопроса;
2. Определить истоки происхождения словен на восточноевропейской равнине;
3. Определить влияние географии на лингвистическое и социокультурное развитие интереснейших и
доступнейших для изучения этносов Руси;
4. Определить лингвистическое взаимодействие восточнословенских этносов между собой;
5. Определить характерные и поведенческие особенности племён В их языке и ЧЕРЕЗ их язык;
6. Хорошо провести время;
7. Провести время с пользой.
3.
Понятие этноса4.
Понятие этногенезаЭтногенез (от древнегреческого ἔθνος (этнос) 'группа
людей, нация' и γένεσις (генезис) 'начало, возникновение';
пл. этногенезы) - формирование и развитие этнической
группы. Это может происходить путем групповой
самоидентификации или идентификации извне.
Гаплогруппа простыми словами - мутация исходящяя от
одного предка, выраженная в схожести групп гаплотипов,
которая передаётся по наследству.
5.
Европейские гаплогруппы6.
Европейские этносы7.
Русские этносы8.
Национальные языки и диалекты9.
Древо индоевропейских языков10.
Выделение из индоевропейской группыбалтского и праславянского языков
«В IV веке под властью готского правителя Германариха оказывается огромная
территория, верхняя граница которой проходила по линии торгового пути от
Балтики к Уралу. В состав его «державы» вошли эсты, венеты, чудь, меря, мордва.
После разгрома Германариха гуннами часть праславянского населения,
оторвавшись от балтского лона, сместилась на юг, появившись в VI веке на Дунае,
где фиксируются раннеславянские археологические культуры, структурно
сходные с зоной балтских культур.
Лингвисты отмечают в этой зоне балтскую топонимику, оформленную
славянскими суффиксами, говорящую о том, что славянский и балтский языки не «братья», а «отец» и «сын», причем славянский «сын» появился у «отца»-балта
незадолго до возникновения древнерусского летописания.»
-И. Б. Щукин
11.
Генетическое происхождение восточных словен«Славяне достигли северо-запада не в том же составе и не с той же
материальной культурой, с которой начали движение с Дуная, захватив по
пути родственные и далекие в этническом отношении группы населения, а
иногда и включаясь в местный этнографический контекст.
К тому же среди населения лесной зоны, кроме балтов и финнов, могли
существовать и группы балтославян, и пережиточные праславяне. Описывая
расселение славянских племен, летописец на северной границе будущей Руси
помещает этнос ильменские словене, который, вероятно, был итогом сложного
межэтнического взаимодействия и занял выгодное положение на пересечении
торговых путей.»
12.
Генетическое происхождение новгородскихсловен
13.
Письменность ильменских и новгородскихсловен
14.
Письменность ильменских и новгородскихсловен
А. А. Зализняк в результате анализа языка берестяных грамот пришел к выводу, что
"в целом древненовгородский предстает как сильно обособленный [словенский]
диалект, отличия которого от других восточнославянских диалектов в части случаев
восходят к [прасловенской] эпохе".
При этом хорошо видно, что многие "необщерусские" черты, ярко проявляющиеся
в наиболее старых грамотах, постепенно исчезают, сначала сосуществуя с
"общерусскими", а позднее появляясь лишь как редкие архаизмы.
Современные <севернорусские> диалекты, в основе которых лежало
новгородское "койне", сохраняют древненовгородские черты крайне неравномерно,
чаще в лексикализованном виде или в качестве "системных архаизмов".
-С.Л. Николаев, Российский лингвист, специалист в области сравнительноисторического языкознания, славянской акцентологии и диалектологии
15.
Нрав древних Новгородцев「 ... Митрополить Іона осуждаетъ тѣхъ-же новгородцевъ, что они
изъ всякихъ пустяковъ впадаютъ въ гнѣвъ и ярость ... 」
• ... оскорбленные насмѣшками, Новгородцы просили Князя начать
бой, рано по утру переѣхали Днѣпръ, оттолкнули ладьи отъ берега,
и обрекли себя на смерть или побѣду. «Сами убьемъ того, кто
отступитъ!» кричали они ...
• Любечская битва вполнѣ показываетъ характеръ Новгородцевъ:
они ведутъ переговоры (торгуются), но оскорбленіе чести
приводитъ ихъ въ ярость, и заставляетъ забыть все выгоды; они
отталкиваютъ ладьи отъ берега, чтобы не было средства къ
спасенію, кромѣ побѣды.
16.
Нрав древних Новгородцев「 ... Въ торговыхъ дѣлахъ, Новгородцы прославились своею честностью и
прямотою, вошедшими въ пословицу: «Новгородская честь, новгородская
душа» стали обозначать человѣка, къ которому можно имѣть полное
довѣріе. Господствуя на всемъ сѣверѣ, они увѣрены были въ своей силѣ и
гордо говорили: «Кто противъ Бога и Великаго Новгорода?» ... 」
Далѣе, жители новгородско-поморскихъ областей, при всемъ обилiи
своеобразныхъ миѳологическихъ суевѣрiй, склонны были собственнымъ
умомъ, мыслью уразумѣвать многiя истины, склонны были къ простому
натурально-религiозному мiросозерцанiю.
А. П. Щаповъ. Сочиненiя, Т. 1, 1906.
17.
Нрав древних Новгородцев「 ... Въ этихъ пѣсняхъ смутно мелькаетъ даже что-то историческое;
въ нихъ ложится колоссальная тѣнь новгородской славы и свободы
... 」
> [...] Новгородъ создалъ новый, болѣе реальный типъ эпическаго
героя. Съ одной стороны, это — хищный пріобрѣтатель [...] съ
другой стороны, это народный трибунъ, [...] ни во что не вѣрящій,
кромѣ своей личной безшабашной удали.
А. Марковъ. Поззія великаго Новгорода и ея остатки въ Сѣверной
Россіи, 1909.
18.
Социо-политические традиции ильменских иновгородских словен
19.
Новгородские берестяные грамоты‛От Жировита к Стояну. С тех пор, как ты поклялся мне на кресте (или: взял крест) и не присылаешь мне денег, идет
девятый год. Если же не пришлешь мне четырех с половиной гривен, то я собираюсь за твою вину конфисковать товар у
знатнейшего новгородца. Пошли же добром’.
ѿ жировита къ стоѧнови како тꙑ оу мене
и чьстьное дрѣво възъмъ и вевериць ми не
присълеши то девѧтое лето а не присълеши
ми полоу пѧтꙑ гривьнꙑ а хоцоу ти вꙑроути
въ тѧ лоуцьшаго новъгорожѧнина посъли же
добръмь
-1025-1050 годы
20.
Новгородские берестяные грамоты‛… обвиняет этого [человека] в ущербе на 40 резан. А замок цел и
двери целы, и хозяин по этому поводу иска не предъявляет. Так что
накажи штрафом того обвинителя. А с этого смерда епископ должен
получить [такую-то сумму]’. {Далее могли стоять слова со значением
типа} ‛если же захотят’ или ‛могут ведь’, {после чего читается:} ‛…
смерды избить обвинителя …’