10.84M
Категория: ИскусствоИскусство

Культура нового времени XVII-XIX вв

1.

КУЛЬТУРА
НОВОГО
ВРЕМЕНИ
XVII-XIX ВВ.

2.

• XVII в. – эпоха зарождения,
становления рационализма и
научного мировоззрения;
критика феодализма
• XVIII в. – эпоха Просвещения и
Великой французской революции
• XIX в. – эпоха расцвета
буржуазной культуры и начало ее
кризиса

3.

1. Общие
характеристики
эпохи

4.

• Становление
капиталистических
отношений
• Трансформация сословных
обществ в национальные
• Формирование классов
буржуазии и пролетариата

5.

рационализм
• Р. Декарт: разум – главное орудие в познании
мира
• Становление науки как альтернативы религии
в объяснении мироздания (методология
науки)
• В экономике – строгий расчет, продуманная
организация труда
• В политике – подчинение государства
принципам целесообразного
функционирования
• В обыденной жизни – опора на здравый
смысл

6.

практицизм
• Ф. Бэкон: знание – сила, его источник – опыт, а
мерило ценности – практическая польза
• Стремление извлечь пользу во всех сферах
деятельности
• в экономике – приумножение богатства,
• в науке – теория всегда проверяется
практикой, экспериментом
• научные открытия проникают в технику и
производство, что приводит к
промышленному перевороту и становлению
техногенной цивилизации

7.

свобода и автономность личности
• Все люди равны по рождению и
обладают естественными правами
• Человек свободен в выборе и
совершает его руководствуясь
понятиями пользы и целесообразности
• Формируется новый образ человека –
активная, рациональная, ответственная
за свою деятельность перед людьми и
Богом, автономная, самостоятельная
личность.

8.

экспансионизм
• Стремление господствовать над природой и
управлять ею.
• Расширение влияния Европы во всем мире и
становление колониальных империй

9.

искусство
• Формирования понятия «стиля» в искусстве
• Осознанность стилевых принципов и задач
творчества
• Формирование национальных школ
• Сосуществование художественных стилей и
двух тенденций в искусстве – рациональной и
эмоциональной
• Рациональная – (Античность – Возрождение)
– Классицизм – Ампир – Реализм
• Эмоциональная – (Готика) – Барокко – Рококо
– Романтизм

10.

Кающаяся М. Магдалина скульптор
Антонио Канова (1757- 1822)
Гермес
Бельведерский
Неизвестный
автор
Давид
Микеланжело
Ганимед с орлом Юпитера” скульптора
Бертеля Торвальдсена (1770-1844)

11.

Л. Бернини Экстаз
святой Терезы
Магдебургский собор,
Германия
Фонтан Девушка с
кувшиномскульптор П.
П. Соколов г.
Пушкин

12.

2. Культура XVII в.
«век гениев»

13.

Научная революция
• Формируется методология классического
естествознания в трудах Р.Декарта и Ф.
Бэкона
• Важнейшими методами научного
познания становятся эксперимент,
механическая гипотеза

14.

• Утверждение гелиоцентрической системы
мироздания в трудах Г. Галилея, И. Кеплера
• Становление механики и механистической
картины мира (И. Ньютон)

15.

• Цель науки – открыть объективные законы
существования и развития природы и
общества
• Появляются новые формы организации
исследовательской работы – научные
общества, Академии наук

16.

Производство и техника
• Развитие мануфактур и двигателя
мануфактурного производства – водяного
колеса
• Винтовой пресс в книгопечатании и чеканке
монет, появление пружинных и маятниковых
часов

17.

Политика
• Эпоха ранних буржуазных революций
(Нидерланды 1566-1609, Англия 1640-1688) и
приход к власти буржуазии, создание сильных
парламентов

18.

• Эпоха расцвета абсолютистских монархий
(Франция – век Людовика XIV) – один
монарх, один закон, одна религия

19.

Общество
• Т. Гоббс: государство – общественный договор
– в обществе каждый преследует свои
интересы и происходит «война всех против
всех», необходимо отдать часть своих прав в
пользу государства и условиться о соблюдении
законов во имя сохранения мира.

20.

• Дж. Локк: государство лучше всего
обеспечивает сохранение прав гражданина
руководствуясь принципом разделения
властей (законодательная, исполнительная,
судебная)

21.

искусство
• Барокко (итал. barocco, букв. причудливый, странный) рождается в Италии и
распространяется в большинстве католических
стран, связано с Контрреформацией.
• Характеристики: грандиозность, пышность и
динамика, пристрастие к эффектным
зрелищам, сильным контрастам, обилие
кривых, пластично изгибающихся линий и
поверхностей
• Виды искусства: культовая архитектура,
скульптура, живопись

22.

• Архитектура и скульптура: Л. Бернини
Площадь перед Собором Святого Петра в Риме

23.

Собор, Мурсия, Испания
Церковь Иль Джезу
в Риме
Фонтан Треви

24.

Экстаз святой
Терезы Авильской
Экстаз Блаженной
Людовики
Альбертони
Бюст Людовика
XIV

25.

Живопись: Караваджо, Караччи, Д. Веласкес, П.П. Рубенс,
Рембрандт

26.

Питер Рубенс Союз земли и
воды
Питер Рубенс
Венера в
мехах

27.

Николя де Ларжильера Мадам
де Вентадур с Людовиком XIV и
его наследниками
Диего Веласкес Портрет инфанты
Маргариты
Д. Веласкес Пьяницы

28.

Рембрандт
Даная
Рембрандт Ночной
дозор
Рембрандт Возвращение
блудгого сына

29.

• Классицизм – (от лат. сlassicus - образцовый)
возник во Франции, отражал идеалы
абсолютизма и Просвещения
• Характеристики: нравственный и героический
пафос, утверждение гражданственных
идеалов, вера в разумного человека,
сознающего свой долг, интерес только к
возвышенному и значимому.
• Виды искусства: архитектура, скульптура,
живопись, литература, театр
• Деление видов и жанров искусства на высокие
и низкие

30.

Дом Борщова
в Костроме
Брандербургские
ворота
Германия

31.

Пантеон в Париже

32.

Казанский кафедральнй собор

33.

Мадам Поль-Луи
Жирардо Жан Антуан
Гудон
Геба Антонио Канова

34.

Венера победительница Антонио Канова

35.

Жан Луи Давид Клятва
Горациев
Жан Луи Давид Венера и три грации
обезоруживают Марса

36.

Жан Луи Давид Антииох и Стратоника

37.

3. Культура
XVIIIв.
«век разума»

38.

Просвещение – идейное течение, основанное на
убеждении решающей роли разума и науки в
познании природы и общества.

39.

• Просвещение возникло в Англии
• Оформилось как значительное
идейное течение во Франции,
Германии, России
• Резкая критика церкви и религии
• Основная задача – пропаганда и
распространение научных знаний как
способ изменить человека и общество
к лучшему (энциклопедия)

40.

энциклопедисты
Д.Дидро
Вольтер
Ж-Ж. Руссо
Ш. де Монтескье

41.

искусство
• Рококо – (от фр. «rocaille» - ракушка) стиль
возник во Франции в н. XVIIIв. как развитие
стиля барокко.
• Характеристики: изысканность,
декоративность интерьеров и композиций,
игривость, любовные сюжеты
• Виды искусства: архитектура, живопись,
интерьер, мода

42.

Антонио Ринальди
Павильон Катальной
горки.
Антонио Ринальди Китайский
дворец Петергоф

43.

Штакеншнейдер Андрей Иванович Дворец князей
Белосельских-Белозерских

44.

Верхняя лестница Национального театра оперы и балета.
Одесса, Украина

45.

46.

Антуан Ватто Капризница
Антуан Ватто
Затруднительное
предложение

47.

ПАВЛОВСК, ПАВЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ,
"АМУР, СТРЕЛЯЮЩИЙ ИЗ ЛУКА" КАРЛ
ВАНЛОО
А. Ватто Любовная песня
Франсуа
Буше
Купание
Дианы

48.

49.

50.

• Ампир (от фр. «empire» - империя) –
дворцовый стиль, возник во Франции в
эпоху правления Наполеона, стал
завершающим этапом классицизма,
получил распространение в России
• Характеристики: обращение к Римской
античности, милитаризм,
торжественность и парадность
интерьеров, симметрия и строгость
форм.
• Виды искусства: архитектура, интерьер,
скульптура

51.

Жан-Батист Лепер
Вандомская колонна,
Париж
Осип Бове Московские Триумфальные
ворота на Площади Победы

52.

53.

54.

55.

4. Культура ХІХ в.

56.

• Сформировалась индустриальная
цивилизация как результат
промышленной революции:
• Фабричное и заводское производство,
рост производительности труда
• Переход к выпуску массовой
стандартизированной продукции
• Бурный рост городов как
индустриальных и культурных центров

57.

• Повышение уровня
благосостояния и
изменение условий жизни
с помощью техники
(телефон, телеграф,
фотография,
кинематограф, паровоз,
автомобиль,
электрический трамвай,
метро, паровое и водяное
отопление, центральное
водоснабжение и
канализация и т.д.)

58.

• Формируется средний класс, возникает
социальное напряжение между буржуазией и
пролетариатом.
• Главной ценностью индустриальной
цивилизации становится технический
прогресс.
• Формирование системы наук и
междисциплинарных исследований.
Разрабатываются электромагнитная теория
света (Д. Максвелл), теория строения атома (Э.
Розерфорд, Н. Бор), изучается явление
радиоактивности (А. Беккерель, П. Кюри),

59.

искусство
• Романтизм – идейное течение в
философии и искусстве, возник как реакция
на Просвещение и технический прогресс.
Получил распространение в Германии,
Англии, России
• Характеристики: сосредоточенность на
частном и личном, эмоциональном
состоянии, интерес к народной культуре,
всему странному, мистическому.
• Виды искусства: литература, музыка,
живопись

60.

Фридрих Каспар Давид Двое , созерцающие луну

61.

Айвазовский, Иван Константинович. Ночь. Голубая волна

62.

Эжен Делакруа Свобода на баррикадах

63.

• Реализм (критический реализм) – стиль в
искусстве, главной задачей которого
является объективное и всестороннее
отражение социальной реальности.
• Виды искусства: литература, живопись

64.

Жюль Бастьен-Лепаж Урожай картошки

65.

Гюстав Курбе Камнетес

66.

Оноре Домье - Вагон третьего класса
English     Русский Правила