Дидактические возможности ИКТ
Обучение на основе организации поиска, отбора и гипертекстового структурирования информации из распределенных информационных
Интерактивные технологии обучения
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся с использованием ИКТ
Аудиовизуальные и компьютерные средства обучения
88.00K

Использование ИКТ в обучении

1. Дидактические возможности ИКТ

2.

Незамедлительная обратная связь между учащимися и
средствами ИКТ;
Компьютерная
визуализация учебной информации об
объектах, процессах и явлениях, как реально протекающих,
так и виртуальных;
Хранение больших объемов информации с возможностью
легкого доступа к ней;
Компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых
явлений и процессов;
Автоматизация
процессов
вычислительной,
информационно-поисковой
деятельности,
обработки
результатов учебного эксперимента с возможностью его
многократного повторения;
Автоматизация
процессов
деятельностью и контроля за
учебного материала.
управления
результатами
учебной
усвоения

3.

Новые виды информационной деятельности учащихся:
регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка
информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в
том числе реально протекающих, и передачу больших
объемов информации, представленной в различных видах;
управление в реальном режиме времени объектами и
процессами,
как
реальными,
так
и
виртуально
представляющими учебные ситуации или модели изучаемых
явлений;
управление отображением на экране моделей различных
объектов, явлений, процессов;
создание оригинального информационного продукта;
информационный
поиск
и
информационное
взаимодействие в сети Интернет;
интерактивный
диалог
с
аудиовизуальными
и
компьютерными учебными пособиями;
автоматизированный самоконтроль результатов учебной
деятельности.

4. Обучение на основе организации поиска, отбора и гипертекстового структурирования информации из распределенных информационных

ресурсов

5.

Поисковые технологии реализуются в
различных
информационно-справочных
системах, помогающих человеку найти то, что
ему нужно. Примерами подобных систем могут
служить тематические каталоги и поисковые
системы.

6.

Тематические каталоги – это информационно-справочные
системы, подготовленные вручную редакторами этих систем
на основе информации, собранной в Интернет.
В них можно пользоваться встроенной системой
автоматического поиска по ключевым словам.
Примеры:
• Каталог детских ресурсов Рунета (http://www.kinder.ru);
• Федеральный портал «Российское образование»
(http://www.portal.edu.ru);
• Школьный мир: каталог образовательных ресурсов
(http://www.school.holm.ru).

7.

Поисковые системы представляют собой
сложные
информационно-справочные
системы,
автоматически
генерируемые на основе данных, собираемых сетевыми
программами-роботами
по
всему
Интернету,
и
представляющие в ответ на запрос человека ссылки на
различные информационные ресурсы.
Примеры:
Google (http://www.google.com);
Рамблер (http://www.rambler.ru);
Яндекс (http://www.yandex.ru).

8.

Процесс поиска включает последовательность операций,
направленных на сбор, обработку и представление
необходимой информации. Обычно поиск информации
состоит из следующих этапов:
1. определение информационной потребности и
формулировка информационного запроса;
2. определение источников информации;
3. извлечение информации из выявленных информационных
массивов;
4. ознакомление с полученной информацией и оценка
результатов поиска.
Ресурсы Интернета организованы в веб-сайты, веб-порталы,
веб-кольца.

9.

Веб-сайт, или просто сайт, – совокупность веб-страниц,
доступных в Интернете, объединенных одной темой.
Совокупность всех общедоступных веб-сайтов есть
Всемирная паутина (WWW).
Веб-страница
паутины.

гипертекстовый
ресурс
Всемирной
На веб-странице кроме текста могут располагаться
также изображения и ссылки для быстрого перехода на
другие страницы. Веб-страница может содержать
медиафайлы (звуковые, видео и т.д.), позволяющие
делать содержание страницы динамическим.

10.

Электронная библиотека – веб-сайт, предназначенный
для постепенного накопления различных текстов (чаще
литературных, но также и любых других, вплоть до
компьютерных
программ),
каждый
из
которых
самодостаточен и в любой момент может быть
востребован читателем.
Форматы
размещаемых
в
электронных
библиотеках произведений можно подразделить на две
категории: форматы, предназначенные для чтения
текста on-line, и форматы, предназначенные для
скачивания на компьютер читателя.
Примеры:
• Free Computers Book
(http://www.freecomputerbook.com);
• Библиотека книг по программированию и компьютерам
(http://www.books.kulichki.net).

11.

Виртуальный музей (веб-сайт-музей) – тип веб-сайта,
оптимизированный
для
экспозиции
музейных
материалов.
Представленные материалы могут быть из самых
различных областей: от предметов искусства и
исторических артефактов до виртуальных коллекций и
фамильных реликвий.
Первые веб-сайт-музеи стали появляться в
Интернете в 1991 г. Это были сайты реальных музеев.
Первый виртуальный по существу музей появился в
1994 г.
Примеры:
Виртуальный компьютерный музей
(http://www.computer-museum.ru).

12.

Интернет-издания
исследовательской
медиаобразования.
могут быть
работы
использованы
учащихся
для
и
Интернет-издания – это средства массовой информации,
распространяющие свою продукцию через Интернет.
Примеры:
Веб-сайт издательства «Открытые системы»
(http://www.osp.ru) публикует номера журналов
«Computerworld», «Сети», «Мир ПК», «LAN», «Windows IT
Pro».

13.

Веб-порталы – сайты, предоставляющие пользователю
Интернета
возможность
дальнейшего
получения
информации с других сайтов, т.е. содержащие большое
количество внешних (ведущих на другие ресурсы)
ссылок.
Порталы
предоставляют
пользователю
ряд
дополнительных
возможностей
по
выбору
и
структурированию
информации,
отвечающей
его
интересам.
Примеры:
Портал
«Информационно-коммуникационные
технологии в образовании» (http://www.ict.edu.ru) .
Ссылки с этого портала ведут в электронную
библиотеку, к коллекции книг, каталогу Интернетресурсов, материалов конференций.

14.

Веб-кольцо
тематикой.

объединение
веб-сайтов
с
похожей
Каждый сайт участника размещает у себя на вебстранице ссылки на следующего и предыдущего члена
кольца. Это способ упорядочивания сайтов в Интернете
наряду с каталогами и поисковыми системами.

15. Интерактивные технологии обучения

16.

Слово «интерактив» пришло в русский язык из
английского языка от interact (inter – взаимный, act –
действовать). Интерактивность означает способность
взаимодействовать или находиться в режиме диалога с
чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо
(человеком).
Интерактивные
возможности
ИКТ
позволяют
организовать обучение на основе информационного
взаимодействия учащихся с информационными системами,
программными средствами и глобальной сетью Интернет.
Интерактивные технологии обучения в основном
направлены на изучение нового материала. Для этого
организуются индивидуальная, парная и групповая
работа, применяются исследовательские проекты, ролевые
игры, идет работа с документами и различными
источниками
информации,
выполняются
творческие
задания.

17.

Использование компьютерных программ, реализующих
интерактивную технологию обучения, позволяет решить
ряд дидактических и методических задач:
1. Их применение значительно повышает мотивацию
обучения
за
счет
предоставления
возможности
учащемуся самостоятельного выбора режима работы в
интерактивной среде; обеспечение разнообразных
видов
самостоятельной
работы,
компьютерной
визуализации учебного материала, использования
игровых ситуаций.
2. Реализация в интерактивной среде возможностей
современной компьютерной графики и мультимедиа
формирует и развивает наглядно-образный, нагляднодейственный виды мышления.

18.

3.
Выполнение
обучаемым
экспериментальноисследовательской деятельности, организованной с
помощью интерактивной среды, формирует у него
исследовательские
умения,
инициирует
самостоятельное приобретение знаний.
4.
Реализация идей алгоритмизации обучения в
интерактивной среде инициирует формирование у
учащихся навыков оптимального поиска стратегии
решения задач определенного класса, развивает
алгоритмический, логический стиль мышления.

19.

Интерактивные
технологии
обучения
реализуются
с
помощью
программных
и
технических средств. К последним относятся
интерактивные доски.
Сайт поддержки интерактивных досок типа Smart
board –
http://www.smartboard.ru

20. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся с использованием ИКТ

21.

Проектная деятельность учащихся – это совместная
учебно-познавательная деятельность, имеющая общую
цель и согласованные методы ее осуществления.
Непременным условием проектной деятельности является
наличие заранее выработанных представлений о конечном
продукте деятельности – ее результате.

22.

Проектная
деятельность
может
носить
телекоммуникационный характер. В ее ходе:
предусматриваются
множественные,
систематические
наблюдения, требующие сбора данных в разных регионах для
решения поставленной проблемы;
предусматривается сравнительное изучение, исследование
того или иного явления, факта, события, произошедших или
имеющих место в различных регионах для выявления
определенной тенденции или принятия решения, разработки
предложений и пр.;
предусматривается сравнительное изучение эффективности
использования одного и того же или разных способов
решения проблемы для выявления наиболее эффективного;
предлагается совместное творческое создание какой-либо
работы (журнала, газеты и пр.).
Примеры:
Сетевой проект Летописи.ру («Время вернуться домой»)
http://www.Letopisi.ru

23.

Телеконференция учебного назначения – организованный
в компьютерной сети тематический обмен информацией
по существу решаемых учебных задач.
Телеконференции можно классифицировать в соответствии
с признаками их организации.
1. По уровню доступа к информации:
• открытые для всех участников образовательного
процесса;
• закрытые,
предназначенные
для
узкого
круга
участников.
2. По управлению:
• моделируемые;
• постмоделируемые;
• немодулируемые.
3. По способу обмена информацией:
• в отсроченном режиме;
• в режиме реального времени.

24.

Примером телеконференции учебного назначения служит
дистанционная олимпиада. Основные задачи подобной
олимпиады:
активизация деятельности учащихся по углублению знаний
при изучении школьных предметов;
повышение мотивации учащихся к углублению знаний при
изучении предмета;
выявление и развитие у учащихся творческих способностей
и интереса к предмету;
создание необходимых
развития школьников;
развитие
взаимодействия;
условий
культуры
для
интеллектуального
телекоммуникационного
активизация работы спецкурсов, кружков, научных обществ
учащихся, развитие других форм работы со школьниками,
пропаганда научных знаний.

25.

Игровая
самостоятельная
учебно-познавательная
деятельность учащихся основана на использовании
дидактических компьютерных игр. Такие игры обычно
создают условия для многократного обращения обучаемого
к учебному материалу, представленному в программе на
фоне игровой ситуации.
Мультимедийные игры – такие игры, в которых игрок
взаимодействует с виртуальной средой, построенной
компьютером. Состояние виртуальной среды передается
игроку при помощи различных видов информации.

26. Аудиовизуальные и компьютерные средства обучения

27.

Интерактивные технологии обучения основаны на
применении учебных аудио-, видео и компьютерных
пособий, которые подразделяются на средства передачи
учебной информации, контроля знаний, тренажерные,
обучения и самообучения. Если учебные пособия
совмещают функции различного назначения, то они
являются комбинированными.
К аудиовизуальным учебным пособиям относятся:
учебные,
документальные,
музыкальные аудиозаписи;
художественные
и
учебные, художественные, документальные, научнопопулярные видеоматериалы;
мультимедийные учебные презентации.

28.

Презентации можно классифицировать следующим образом:
иллюстративные и проблемные;
фрагментарные и целостные;
для изложения нового материала и для повторения, для
проведения практической работы.

29.

Педагогические программные средства имеют свою
типологию, которая отражает методическую цель
использования такого пособия в процессе обучения.
Демонстрационные программные средства. Методическое
назначение – наглядное представление учебного
материала.
Пример: разработанные компанией 1С средства под
названием «Мир компьютера».
Программные средства - тренажеры.
назначение

отработка
умений
осуществление самоподготовки.
Пример: система
Мефодий».
тренажеров
компании
Методическое
и
навыков,
«Кирилл
и

30.

Контролирующие программные средства. Методическое
назначение – контроль или самоконтроль уровня
овладения учебным материалом.
Пример: «Репетитор по информатике Кирилла и Мелодия».
Обучающие программные средства. Методическое
назначение – сообщение знаний, формирование умений и
навыков и обеспечение необходимого уровня усвоения
учебного материала.
Пример: «1С: Школа. Вычислительная математика и
программирование, 10-11 кл.».

31.

Электронные книги и энциклопедии – это электронная
(цифровая) версия бумажной книги или энциклопедии.
Они имеют полный набор мультимедийных функций, в
числе которых видео, интерактивные карты, звуки и
фотографии, интерактивная система поиска.
Пример: «Энциклопедия персонального компьютера и
Интернета Кирилла и Мефодия».

32.

Проектирование и создание учебных аудио-, видео- и
компьютерных
средств
должно
основываться
на
дидактических принципах.
Принцип научности предполагает использование в
содержании
учебного
пособия
научно-достоверных
сведений.
При
этом
возможность
моделирования,
имитации изучаемых объектов, явлений, процессов
создает условия для экспериментально-исследовательской
деятельности учащихся.
Принцип
доступности
определяет,
что
учебный
материал, формы и методы учебной деятельности с
пособием должны соответствовать уровню подготовки
учеников и их возрастным особенностям.

33.

Принцип
наглядности
предполагает
реализацию
возможностей
современных
средств
визуализации
объектов изучения (компьютерная графика и анимация,
мультимедиа).
Принцип сознательности обучения, самостоятельности
и активизации деятельности ученика предполагает
обеспечение
учебного
пособия
средствами
самостоятельной деятельности по извлечению учебной
информации. Активизация деятельности учащегося может
обеспечиваться
возможностью
самостоятельного
управления ситуацией на экране, выбором режима
учебной деятельности, вариативностью действий в случае
принятия самостоятельного решения.
Принцип
интерактивности
предполагает
необходимость организации диалога между учебным
пособием и учеником с обеспечением выбора вариантов
содержания изучаемого материала и вида учебной
деятельности.
English     Русский Правила