Катакомбы
Происхождение Катакомб.
Использование катакомб христианами.
Упадок катакомб.
Изучение катакомб.
Изучение катакомб
Устройство катакомб
Локусы или локулы
Погребальные плиты
Предметы в захоронениях.
Фоссоры
Кубикула
Кубикула. Семейная усыпальница.  Рим.
Крипта
Крипта. Аркасолий.
Кубикула Льва. IV в. Катакомбы св. Коммодиллы.
Кубикула Никерус (нач. IV в.) в катакомбах Петра и Марцеллина в Риме
Саркофаги
Крипта пап (Cripta dei Papi) в Сан-Каллисто
Капелла
Апсида. Капелла в катакомбах Домициллы. IV век.
4.28M
Категория: ИсторияИстория

Катакомбы

1. Катакомбы

2. Происхождение Катакомб.


Само название «катакомбы» (лат.
catacomba) римлянам было не известно,
они применяли слово «цеметерий» (лат.
coemeterium) — «покои». Лишь одна из
coemeteria, святого Себастьяна, называлась
ad catacumbas (от греч. katakymbos —
углубление). В Средневековье лишь они
были известны и доступны населению,
поэтому с тех пор все подземные
захоронения стали называть катакомбы.
Первые катакомбы у ворот Рима возникли
в дохристианскую эпоху: так, например,
сохранились иудейские катакомбы (итал.
Catacombe Ebraiche) на Аппиевой дороге.
Раннехристианские катакомбы известны в
окрестностях Рима, в Неаполе, на островах
Сардиния и Сицилия (Италия), в
Александрии (Египет), на Мальте, а также
в других областях Средиземноморья.
Наиболее важные катакомбы
обнаруженны в Риме, вне черты древнего
города.
Захоронения в катакомбах образовались на частных земельных владения. Римские собственники устраивали на
принадлежавшем им участке одиночную могилу или целый семейный склеп, куда допускали своих
наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки,
переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев. Об этом
свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «Марк Антоний Рестут построил
склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога». Подземные ходы соответствовали границам владений и
были соединены друг с другом многочисленными галереями, образовывая таким образом своего рода решётку
(катакомбы святого Каллиста).

3. Использование катакомб христианами.

Использование катакомб христианами
.
• Христиане переняли во II веке обычай хоронить усопших в
катакомбах, но они не являлись местом укрытия христиан.
Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах
мучеников ведёт своё начало христианская традиция
совершения литургии на мощах святых.
• В «Апостольских постановлениях» (ок. V века) содержится
прямое указание на встречи ранних христиан в катакомбах:
«…без наблюдения собирайтесь в усыпальницах, совершая
чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам
и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе.
И вместообразную приятную евхаристию царского тела
Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах…».

4. Упадок катакомб.

Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают
использоваться для погребения. Римский папа Дамасий I (366-384) предпринял
масштабную реконструкцию катакомб, укрепив в них своды и стены и
восстановив некоторые порушенные временем могилы. С именем этого папы
связывают начало угасания традиции подземных захоронений. Последним
римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. Его
приемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите.
В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода
катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на
могилах апостолов, мучеников и исповедников. Они посещали катакомбы,
оставляя на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные
изображения и надписи.
Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них
мощей святых. Иногда извлечение мощей превращалось в масштабное
мероприятие. Например, папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона
вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами святых.
С конца IX века посещение римских катакомб, лишившихся привлекавших
паломников мощей, практически прекращаются, в XI—XII веках описаны
единичные случаи подобных визитов. Практически на 600 лет о знаменитом в
христианском мире некрополе забывают.

5. Изучение катакомб.


В XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий
Панвинио, профессор-теолог, библиотекарь папской
библиотеки. Он исследовал раннехристианские и
средневековые письменные источники и составил список
43 римских захоронений (книга вышла в 1568 г.), однако,
вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна,
Лаврентия и Валентина.
Вновь о римских катакомбах стало известно после того,
как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных
работах на Салярской дороге, наткнулись на каменные
плиты, покрытые древними надписями и
изображениями. В то время посчитали, что это
катакомбы Присциллы (на самом деле coemeterium
Iordanorum ad S. Alexandrum). Вскоре после открытия они
были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в
1921 году.
Позднее катакомбы исследовал Антонио Бозио (ок.
1576—1629), который в 1593 году впервые спустился в
катакомбы Домитиллы. Всего им было открыто около 30
цементериев (раскопок Бозио не проводил), результаты
своей работы он описал в трёхтомном сочинении
«Подземный Рим» (лат. Roma sotterranea), вышедшем в
свет уже после его смерти. Бозио нанял двух
рисовальщиков, которые изготовили копии изображений
из катакомб. Их работы были зачастую неточными или
ошибочными: Добрый пастырь был принят за
крестьянку, Ной в ковчеге — за молящегося мученика, а
отроки в пещи огненной — за сцену Благовещения.
Антонио Бозио

6. Изучение катакомб


Полномасштабные исследовательские работы в катакомбах начались только с
XIX века, когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи. К
таким работам относятся сочинения Джузеппе Марки, Джованни Батиста деРосси (открыл катакомбы святого Каллиста), монументальное сочинение А.
Фрикена «Римские катакомбы и памятники первоначального христианского
искусства» (1872—85 годы). В конце XIX века русский художник-акварелист
Ф.П.Рейман (1842—1920) за 12 лет работы создал свыше 100 листов копий
наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок.
В 1903 году вышла книга исследователя Иосифа Вильперта (1857—1944)
«Живопись катакомб Рима» (нем. Die Malerei der Katakomben Roms), в которой
он представил первые фотографии фресок из катакомб (чёрно-белые
фотографии Вильперт лично раскрасил в цвета оригинальных изображений).
С 1929 года (после Латеранских соглашений) катакомбами и проводимыми там
исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии.
Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и
сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и
дальнейшими раскопками. Задачами исследователей римских катакомб
остаётся толкование иконографии катакомбной живописи, а также открытие
новых захоронений и новых участков известных катакомб. Так в 1955 году
Антонио Ферруа были открыты катакомбы на виа Латина. Последняя находка
ранее неизвестного захоронения состоялась в 1994 году после обрушения пола в
подвале: были обнаружены длинный коридор с цистерной, круглая кубикула и
античный вход.

7. Устройство катакомб

Вентиляционная шахта в
катакомбах Прискиллы.
Катакомбы представляют собой сеть коридоров, прорубленных в твердых подземных
породах, на которую нанизаны помещения разных типов.
В основном три типа помещений:
кубикулы, крипты и капеллы. (Они будут рассмотрены ниже).
Подземные помещения могли находиться в нескольких пространственных уровнях и
соединяться между собою лестницами. Строгий геометрический план и наличие
нескольких уровней были вызваны необходимостью ограничиться определенной
земельной территорией.
Для освещения и вентиляции были сделаны специальный колодцы – люминарии.

8. Локусы или локулы

Значительная часть стен всех помещений и коридоров
наполнена горизонтальными проёмами для мест
захоронений, именуемых локусами или локулами (locus,
locula) и напоминающих полки(главным образом для
одного умершего, иногда для двух, и редко — для
нескольких тел) .

9. Погребальные плиты

Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и
умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с
очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в
саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в
большинстве случаев замуровывали кирпичами. На плите было написано
имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также
христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были
весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и т. п.
Изображение на погребальной плите Сиберия.
IVв. (Латеранский музей. Ватикан)
Надгробная плита с греческой надписью: Ирена.
III в. Рим, катакомбы Св. Каликста

10. Предметы в захоронениях.

Предметы в захоронениях
Дно стекляной чаши с золотой росписью,
украшающей локулу в катакомбах Памфилия в
Риме. IV в.
.
Часть плиты покрывали
цементным раствором, в который
также бросали монеты, небольшие
фигурки, кольца, жемчужные
ожерелья.
Зачастую рядом оставляли
масляные лампы или маленькие
сосуды с благовониями. Число таких
предметов было довольно высоко:
несмотря на разграбление ряда
захоронений в одних только
катакомбах святой Агнессы было
найдено около 780 предметов,
положенных вместе с усопшими в
гробницу.
Христианские захоронения в
катакомбах почти в точности
воспроизводили еврейские
погребения и не отличались в глазах
современников от еврейских
кладбищ в окрестностях Рима.

11. Фоссоры

Фоссор. Катакомбах св. Калликста в Рим
Управлением, поддержанием порядка, а
также подготовкой мест для захоронений в
катакомбах занимались фоссоры (лат.
Fossorius, Fossorii). Их изображения также
часто встречаются в катакомбной
живописи: их изображают за работой или
стоящими с орудиями своего труда, среди
которых выделяются топор, кирка, лом и
глиняная лампа для освещения темных
коридоров.
Катакомбы Каллиста (ок. Аппиевой дороги, Рим). Надпись: «Диоген,
могильщик, в мире, положен в восьмой день октябрьских календ»

12. Кубикула

Кубикула (cubiculum) - это небольшая комната с
группой захоронений. В римскую эпоху словом
кубикул (кубикула, от лат. "cubo" – лежать,
дословно cubiculum означает «покой»)
обозначалась небольшая опочивальня в доме,
обычно на одну постель.
Кубикулы, в большинстве случаев, не
предназначены для богослужения. Это покой для
сна умерших. Обнаружены кубикулы, в которых
насчитывается до 70-ти и более локулов разной
величины, расположенных в 10 и более рядов.
Реконструкция кубикулы в катакомбах святого
Каллиста
(Джованни Батиста де-Росси, 1867 год)

13. Кубикула. Семейная усыпальница.  Рим.

Кубикула. Семейная усыпальница.
Рим.

14. Крипта

Крипта (crypta) имеет, наряду с другими захоронениями, погребение мученика,
помещенное у стены и оформленное нишей (так называемый аркосолий - arcosolium).
Катакомбы святых Петра и Марцеллина.
Иосиф Вильперт, раскрашенная черно-белая
фотография, 1903 год

15. Крипта. Аркасолий.

Аркосолий (лат. Arcosolium) —
невысокая глухая арка в стене, под
ней в гробнице помещали останки
усопших. Таким образом, отверстие
гробницы располагалось не сбоку, а
сверху. Этот более дорогой тип
захоронений известен ещё с
античности. В них чаще всего
хоронили мучеников и
использовали надгробную плиту как
алтарь при совершении литургии. В
аркасолий также ставили
саркофаги.

16. Кубикула Льва. IV в. Катакомбы св. Коммодиллы.

17. Кубикула Никерус (нач. IV в.) в катакомбах Петра и Марцеллина в Риме

18. Саркофаги

Саркофаг из катакомб Каллиста.
Саркофаг (лат. Solium) - это гроб, сделанный из мрамора или камня.
Этот тип захоронений был относительно редким в катакомбах из-за
своей высокой цены. Саркофаги относятся к римской традиции
погребения, позднее заимствованной христианами. Не характерен для
иудейских погребений.
Надгробная плита или крышка саркофага служили престолом, и на них
совершали литургию, например, в дни памяти мученика.
Раннехристианский храм и гробница были взаимосвязаны столь тесно,
что рассматривать храмовую роспись вне живописи гробниц
невозможно. Набор сюжетов и их символика практически одни и те же.

19. Крипта пап (Cripta dei Papi) в Сан-Каллисто

В III веке здесь были мощи
9 пап, большинство из
которых прославились как
мученики или
исповедники. Позднее их
мощи были перенесены в
разные храмы Рима.

20. Капелла


Капелла
Базилика в катакомбах Коммодиллы в
Риме. IV в.
Капелла (cappella) - собственно подземная
церковь.
Крипты могли вместить до 70-80 молящихся, а
капеллы гораздо большее количество — до 150
человек.
Капеллы отличались от крипт не только большею
величиною, но и внутренним расположением.
Крипты состоят большею частью из одного
помещения (комнаты), а капеллы имеют их
несколько. В криптах нет отдельных алтарей, в
капеллах они есть; в криптах женщины и
мужчины молились вместе, а в капеллах для
женщин было особое помещение. То есть здесь
начинает формироваться некоторая
последовательность пространств, имеющих
конкретное назначение.
В отличие от погребальной кубикулы, не
предназначенной для богослужения, капелла и
крипта имели больше сюжетов, связанных с
таинствами Церкви (Крещение, Причащение).
Кроме того, живописные композиции могли
отмечать в пространстве церкви неравнозначные,
с точки зрения символики, участки. Организация
пространства посредством живописи, с целью
придать ему символическую насыщенность,
отличает раннехристианский храм от
погребальной кубикулы, хотя твердой
закономерности здесь, видимо, не существует. Это
объясняется тем, что художественные принципы
для украшения разных по функции помещений не
были достаточно разработаны.

21. Апсида. Капелла в катакомбах Домициллы. IV век.

English     Русский Правила