Искусство России первой половины 19 века Часть 3
ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ(1782—1836)
ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН(1776—1857)
СИЛЬВЕСТР ЩЕДРИН (1791—1830)
2.06M
Категория: ИскусствоИскусство

Искусство России первой половины XIX века (часть 3). Живопись

1. Искусство России первой половины 19 века Часть 3

Живопись

2.

• Начало XIX столетия по праву называют
золотым веком русской живописи. Именно тогда
русские художники достигли того уровня
мастерства, который поставил их произведения
в один ряд с лучшими образцами европейского
искусства.

3. ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ(1782—1836)

• Орест Адамович Кипренский,
внебрачный сын русского
помещика, воспитывался в семье
приѐмного отца — Адама
Карловича Швальбе,
крепостного немецкого
происхождения. Фамилия
Кипренский вымышленная;
возможно, она происходит от
имени богини Киприды. Шести
лет от роду Кипренский был
определѐн в Воспитательное
училище при СанктПетербургской академии
художеств, а затем и в академию,
где учился исторической
живописи. Однако настоящим его
призванием стал портрет.
*Киприда — одно из имѐн древнегреческой богини любви и красоты
Афродиты, родившейся, по преданию, вблизи острова Кипр в
Средиземном море.

4.

• Уже одна из первых
его работ — погрудный
портрет Адама Швальбе
(1804 г.) — имела
большой успех.
Написанный на
деревянной доске
портрет казался
произведением
европейского мастера
XVII в. Живопись
Кипренского привлекает
тѐплыми золотистыми
тонами в духе любимо
го им голландского
художника Рембрандта.
Один из критиков того
времени отметил в его
полотнах «кисть
широкую, смелую,
мягкую, колорит
сильный, удивительное
сочетание в красках,
искусные переливы
теней».
Погрудный портрет
Адама Швальбе (1804 г.)

5.

• Совет Академии художеств присудил Кипренскому за картину «Дмитрий
Донской на Куликовом
• поле» (1805 г.)
• Академии художеств гласила: "Представить Великого Князя Дмитрия Донского,
когда по одержанию победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие
воины находят его в роще при последнем почти издыхании".
• Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за
• границу. Но отъезд был отложен из-за наполеоновских войн в Европе.
«Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805 г.)

6.

• Около 1808—1809 гг.
Кипренский выполнил
«Портрет мальчика А. А.
Челищева». Свободные,
смелые мазки, сочетание
ярких цветов в одежде
мальчика — густо-синего,
алого, белого — и чѐрные,
почти без блеска глаза
создают образ, в котором
сочетаются
непосредственность
ребѐнка и
• серьѐзность взрослого.
Художник словно
предсказал незаурядную
судьбу своего героя. В
пятнадцать лет он уже
участвовал в Отечественной
войне 1812 г. и в рядах
русской армии дошѐл до
Парижа
Портрет мальчика А. А.
Челишева. Около 1808—1809 гг.

7.

• В 1809 г. Кипренский был
откомандирован на три года в
Москву. Там он создал
несколько полотен, за которые
его избрали академиком.
Одно из них — парадный
портрет гусара Евграфа
• Владимировича Давыдова
(1809 г.), двоюродного брата
поэта и будущего героя
Отечественной войны Дениса
Давыдова. Офицер стоит в
непринуждѐнной изящной
позе. Он показан почти во весь
рост. Его мундир написан
насыщенными контрастными
цветами: ярко-красный ментик
украшен зо-лотым позументом,
а белые чикчиры оттенены
серебряной портупеей.
Портрет Е. В. Давыдова.
1809 г.

8.

• Большой глубиной при
внешней простоте обладают
женские образы
Кипренского. Портрет Дарьи
• Николаевны Хвостовой (1814
г.) отличают спокойствие и
умиротворѐнность. Перед
зрителем жена,
• мать семейства, милая и
обаятельная женщина. Детали
костюма и обстановки —
модная в те годы
• жѐлтая персидская шаль,
воздушный кисейный
воротник платья, золочѐная
спинка кресла —
• выписаны удивительно тонко.
Но наиболее привлекательны
доброе, отзывчивое, немного
печальное
• лицо героини и взгляд еѐ
тѐплых глаз.
Портрет Дарьи
Николаевны Хвостовой
(1814 г.)

9.

• Образ поэта, творца
особенно интересовал
художников
романтического
направления. В 1816 г.
• Кипренский написал
портрет Василия
Андреевича
Жуковского (1783—
1852). Задумчивое
лицо стихотворца,
контрастное освещение
на фоне нечѐткого
пейзажа с руиной,
бурным морем и
облачным небом — всѐ
подчѐркивает
романтический
характер его поэзии.
портрет В. А. Жуковского, 1816

10.

• В 1816 г. Кипренский, уже
сложившийся мастер, впервые
поехал за границу. В Италии
художник прожил несколько лет,
работая в основном над
историческими картинами.
Однако они либо не сохра-нились,
либо вообще не были закончены.
• В начале 1822 г. Кипренский
выставил несколько работ в
парижском Салоне. В Париже он
выполнил портрет Екатерины
Сергеевны Авдулиной (1822—1823
гг.). Еѐ руки сложены совсем как у
Джоконды на знаменитом
полотне Леонардо да Винчи,
которое Кипренский видел в
Лувре. Да и сама композиция
портрета словно заимствована у
мастеров эпохи Возрождения:
женщина сидит в тѐмной комнате
перед окном, за которым
открывается пейзаж.
ПортретЕ. С. Авдулиной.1822—1823 гг.

11.

• В 1823 г. Кипренский вернулся в
Петербург. На родине художник
написал множество портретов, в
• том числе портрет Александра
Сергеевича Пушкина (1827 г.).
Скрещѐнные на груди руки поэта,
• складки плаща, наброшенного на
плечи, — всѐ это характерные
признаки романтического героя,
• отрешѐнного от окружающего мира
и погружѐнного в свои мысли.
Портрет А. С. Пушкина. 1827 г.
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид...

12.

• В 1828 г. Кипренский вновь покинул Россию — теперь
уже навсегда. Его влекла в Италию любовь к
• юной Мариучче (Анне-Марии Фалькуччи), «девочке в
маковом венке», портрет которой он написал почти
• десять лет назад. В 1834 г. Кипренский перешѐл в
католичество и обвенчался с Мариуччей. Через два
• года мастер скончался.
Портрет девочки в маковом
венке. 1819 г.

13. ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН(1776—1857)

• Василий Андреевич Тропинин
родился в семье крепостных, но
сильный характер, терпение и
• безграничная любовь к искусству
помогли ему отстоять своѐ право
заниматься любимым делом и
• стать одним из крупнейших
портретистов первой половины XIX
столетия.
• С 1793 г. семья графа Ираклия
Ивановича Моркова, которому
принадлежал художник, жила в
• Петербурге. Здесь Тропинину
позволили посещать классы
Академии художеств. Тогда академия
• впервые допустила в свои стены
«всякого звания и лет молодых
людей», в том числе и кре постных.

14.

• Слава Тропинина
росла, и окружение
графа постоянно
твердило ему о том,
что крепостной
художник
• очень талантлив и
его необходимо
освободить. Морков
был вынужден
расстаться со своей
• «собственностью» и
в 1823 г. дал
Тропинину вольную.
«Портрет художника
Скотникова» (1821 г.)

15.

• Став свободным,
художник поселился в
Москве. В конце 20-х
— 40-е гг. XIX в.
мастер был
необыкновенно
популярен. В это
время он написал
множество портретов.
Среди них «Портрет
• Пушкина» (1827 г.) —
очень простой и
«домашний»,
выполненный в лѐгкой,
свободной
манере;«Автопортрет с
палитрой» на фоне
Кремля, созданный при
тѐплом вечернем
освещении (1846 г.), и
др.
«Портрет Пушкина» (1827 г.)

16.

• Художник создал более семисот
работ, в основном портреты
современников: людей известных и
неизвестных, богатых и бедных —
архитекторов, писателей, актѐров,
учѐных, военных, господ и крестьян,
странников, нищих и детей. Мир
Тропинина тих и спокоен, в нѐм нет
страстей и драматизма, но разлита
глубокая, всеобъемлющая любовь к
человеку. Полотна этого живописца
излучают еѐ своими тѐплыми
красками, мягким, обволакивающим
светом, добрыми улыбками,
• неторопливыми жестами и ясными
взглядами персонажей.
Кружевница. 1823 г.

17. СИЛЬВЕСТР ЩЕДРИН (1791—1830)

• Сильвестр Феодосиевич
Щедрин вырос в среде
художников. Его отец,
Феодосий Фѐдорович,
был скульптором, а
дядя, Семѐн Фѐдорович,
—пейзажистом. В
девять лет Щедрин
поступил в Академию
художеств.

18.

• Восхищение городскими видами итальянца Каналетто, которые он
видел в Эрмитаже, а также, вероятно, влияние дяди определили
выбор будущего живописца — он стал пейзажистом. Закончив
академию в 1811 г., Щедрин получил Большую золотую медаль и
право совершить пенсионерскую поездку за границу. Но еѐ пришлось
отложить: в Европе шла война с Наполеоном.
Каналетто Собор Санта Мария делла Салюте

19.

• В 1818 г. Щедрин наконец поехал в Италию, которая стала для
него второй родиной. Сначала он поселился в Риме, посещал
музеи, работал с натуры.
• Картина Щедрина «Новый Рим...» очень понравилась современникам
как в Италии, так и в России. Это произведение открыло новую
страницу в истории русской пейзажной живописи.
Новый Рим. Замок Святого Ангела. После 1823 г.

20.

• Получив от брата русского императора,
• великого князя Михаила Павловича, заказ на
неаполитанские пейзажи, Щедрин отправился
на юг страны. Неаполь очаровал художника.
Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1827 г.

21.


В последние годы жизни художник нередко писал ночные пейзажи, освещѐнные светом луны или
костра. На картинежаркий огонь костра на первом плане контрастирует с холодным серебристым блеском лунной
дорожки на поверхности моря. Щедрин одним из первых открыл этот необычный
цветовой эффект, ставший очень популярным в русской живописи середины и второй половины XIX
в.
Сильвестр Щедрин. Лунная ночь в Неаполе. 1828.

22.

• Пейзажи Щедрина пользовались огромным успехом
у публики. Материально независимый от академии,
он стал вольным художником и до конца дней жил
в Италии. Его творчество предвосхитило открытия
французских художников-импрессионистов.
Сильвестр Щедрин. Веранда, обвитая виноградом. Из серии
«Террасы на берегу моря». 1828 г.
English     Русский Правила