Советское искусство 1930х – 1950х г.г.
Алекса́ндр Алекса́ндрович Дейне́ка  (1899—1969)  —советский живописец, монументалист и график,  педагог, профессор. Академик АХ
Кот и Повар (иллюстрация к басне Крылова) 1922 год
Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Крестьянин и смерть» 1922 год Иллюстрации Санкт-Петербург, Русский Музей
Первые шаги. Работа в журнале и общество станковистов.
В Донбассе 1925
На стройке новых цехов 1926
Лыжники 1926
Текстильщицы 1927
Эстрадный танец Собственность семьи художника 1922
Выступление частей из йенских студентов во время освободительной войны 1813 года - Ходлер, Фердинанд
Дейнека «Оборона Петрограда» 1928
Левый марш Александра Дейнека 1941
"Сам батюшка пожаловал", Рисунок для журнала «Безбожник у станка» 1925
Святые прозорливцы рисунок для журнала «Безбожник у станка» 1925
Чудодейница Рисунок для журнала «Безбожник у станка» 1925
Постановили единогласно
Женское собрание
"Паровой молот на Коломенском заводе", 1925
Рабочий и крестьянин. Рисунок для журнала «Искорка»
Футбол. 1924 Холст, масло. 105 х 113,5 Частное собрание
1927 Футбол. Рис. для ж. «Красная нива». Б. , акв. , тушь. 32, 2х21, 5 ГТГ
Спортплощадка. У финиша. Оборот обложки журнала «Безбожник у станка» (1927. № 9)
Ода весне 1927
Новые горизонты.
Ударник, будь физкультурником Александр Александрович Дейнека Плакат, 1930, 102.3×72.7 см
Мы требуем всеобщего обязательного обучения Плакат, 1930
Китай на пути освобождения от империализма Александр Александрович Дейнека Плакат, 1930, 78×108 см
Александр Александрович Дейнека – 1931 На балконе. Х. , м. 100x105 Ссх
1931 Наемник интервентов. Х. , м. 133x139 ГТГ
Александр Александрович Дейнека – 1931 Плакат. Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов.
Плодотворные тридцатые.
Александр Дейнека о картине «Мать» 1932
Полдень 1932. ГРМ
Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами 1933
Купающиеся девушки 1933. ГТГ
На допросе. Штаб белых 1933
Безработные в Берлине 1933
Вратарь 1934
Бегуны 1934
Дорога на юг 1930
Дорога в Маунт Вернон 1935
Филадельфия 1935
Филадельфия. Старая площадь 1935
Площадь в Риме 1935
Париж.Набережная Сены 1935
Негритянский концерт 1935
Парижанка 1935
Гражданская авиация 1932
Будущие летчики 1937
Никитка – первый русский летун 1940
Знатные люди Страны Советов (эскиз панно) 1937
В. Маяковский в РОСТА 1941
Военный период.
Окраина Москвы. Ноябрь 1941
Сбитый ас 1943
Сгоревшая деревня 1942
Оборона Севастополя 1942
Раздолье 1944
Под Курском. Река Тускарь 1945
После войны.
Купальщицы 1952
У моря. Рыбачки 1956
В Севастополе 1959
Хорошее утро 1959-60
Хоккеисты 1959-60
Покорители космоса 1961
Памятник А. Дейнеке в Курске
7.08M

Советское искусство 1930х – 1950х г.г. Формирование «мифологического» сознания общества. Александр Дейнека

1. Советское искусство 1930х – 1950х г.г.

Формирование
«мифологического»
сознания общества

2. Алекса́ндр Алекса́ндрович Дейне́ка  (1899—1969)  —советский живописец, монументалист и график,  педагог, профессор. Академик АХ

Алекса́ндр Алекса́ндрович Дейне́ка
(1899—1969)

советский живописец, монументалист и график,
педагог, профессор.
Академик АХ СССР (1947). Народный художник
СССР (1963).
Герой Социалистического Труда (1969).
Лауреат Ленинской премии (1964).
Член КПСС с 1960 года.

3.

4.

• Александр Александрович Дейнека родился 8(20)
мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного
рабочего. Предки его, по всей вероятности,
происходили из среды малороссийских крестьян. Уже
в детстве у мальчика появляется два непохожих
интереса, живопись и техника. Он учится в Курском
железнодорожном училище и одновременно ходит в
небольшую студию. По рекомендации своих
тамошних наставников в 1915-1917 гг. он получает
художественное образование в Харьковском
художественном училище.

5.

• Октябрьские события определяют судьбу живописца
- ему предстоит стать певцом революции и новой
жизни. В 1918 году Дейнека работает фотографом в
Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО
Губнадобраза, занимается оформлением
агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие
в театральных постановках. В 1919-1920 гг.
Александр по мобилизации служит в Красной Армии,
участвует в обороне родного Курска от белых войск,
но не забывает о своём призвании - руководит
художественной студией при Курском
политуправлении и "Окнами РОСТА" в Курске,
выезжает на фронт в качестве художника
агитационного театра.

6.

• После службы молодого талантливого курянина командируют в
Москву, где он получает возможность продолжить
художественное образование во ВХУТЕМАСе, на
полиграфическом отделении, у самых именитых учителей известного живописца, графика и театрального декоратора
Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного
художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя
советской ксилографии и теоретика живописи - Владимира
Фаворского. Влияние Владимира Андреевича на будущее
творчество Александра очевидно - достаточно взглянуть на ряд
полотен Фаворского 20-30-х гг. и сравнить их с картинами
Дейнеки того же времени. Множество учебных рисунков
Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает
телесное и выразительное. Также в этот период он
иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и
смерть", 1922).

7. Кот и Повар (иллюстрация к басне Крылова) 1922 год

8. Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Крестьянин и смерть» 1922 год Иллюстрации Санкт-Петербург, Русский Музей

Иллюстрация к
басне
И.А.Крылова
«Крестьянин и
смерть»
1922 год
Иллюстрации
СанктПетербург,
Русский Музей

9. Первые шаги. Работа в журнале и общество станковистов.

• Окончив ВХУТЕМАС, художник отправляется в
командировку, которая послужит ему богатым
материалом для творчества в двадцатые годы - в
шахтёрский Донбасс. В 1924 году он принимает
участие в "Первой дискуссионной выставке
объединений активного революционного искусства" в
составе "Группы трёх", совместно с двумя другими
молодыми, подающими надежды художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. На
следующий год участники этой выставки вместе с
другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают
"Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека - один из
членов-учредителей.

10.

• Живописцы нового общества принимают решение
совмещать новейшие европейские течения (в
частности, экспрессионизм) с советской тематикой,
провозглашают "ориентацию на художественную
молодежь". Как и у других членов ОСТ, множество
картин раннего периода творчества Дейнеки
посвящены изображению "примет XX столетия",
воспеванию мирной советской действительности:
промышленного производства, индустриализации,
жизни современного города и горожан, физической
культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925,
"Перед спуском в шахту", "На стройке новых
цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927).

11. В Донбассе 1925

12. На стройке новых цехов 1926

13. Лыжники 1926

14. Текстильщицы 1927

15.

• В становлении живописной манеры
Дейнеки важную роль играют
европейские мастера. Например, в
гравюре "Эстрадный танец" (1922) без
труда угадывается веяние знаменитой
картины Матисса.

16. Эстрадный танец Собственность семьи художника 1922

17.

• А композиционное решение будущего
первого монументального
дейнековского полотна "Оборона
Петрограда" (1928) перекликается с
решением картины немецкого
экспрессиониста Фердинанда Ходлера
"Выступление йенских студентов на
Освободительную войну 1813 г."

18. Выступление частей из йенских студентов во время освободительной войны 1813 года - Ходлер, Фердинанд

19. Дейнека «Оборона Петрограда» 1928

20.

• В 1928 он пишет одно из главных
творений, патетическую историкореволюционную картину, которую
впоследствии назовёт "своей любимой
вещью" - полотно "Оборона
Петрограда" с изображением шеренги
петроградских рабочих, уходящих на
борьбу с Юденичем.

21.

• “Оборона Петрограда” одно из его
эпических полотен. Подготовка к его
написанию была долгой, однако на
непосредственную работу с холстом
и красками ушло всего две недели –
концепция была уже готова, было
создано множество эскизов и
достаточно было только перенести
задуманное на бумагу.

22.

• Картина поделена как бы на два яруса,
и по обоим идут солдаты. Внизу –
здоровые и сильные, только
отправляющиеся на войну. Их
командира Дейнека писал с настоящего
военного командира, типаж которого
ему очень понравился.

23.

• Фигуры их по-своему схематичны, чтобы
различить в них живые краски, выражения
лиц, детали костюмов нужно присмотреться –
идут они по снегу, и художник писал, что люди
на снегу всегда представляются ему лишь
силуэтами людей, что и нашло отражение в
картине. Среди солдат идут и медсестры, все
они при оружии, лица их суровые и выражают
готовность сражаться до конца.

24.

• По верхнему же ярусу шагают
раненные, вернувшиеся с войны. Ещё
более схематичные, скомканные,
перекошенные, они уже не создают
ощущения силы и непреклонности,
оставляя только жалость и какое-то
глубинное непонимание смысла войны.

25.

• Поскольку здоровые уходят за край
картины, как и раненые, создается
своеобразная цикличность,
тоскливый круговорот композиции,
который показывает, насколько не
имеет смысла всякая война и
насколько она, по сути своей,
бесконечна.

26.

• Во время учёбы Дейнека общается с
одной из самых масштабных и знаковых
личностей в истории советского
искусства - поэтом Маяковским.
Встречи эти окажут на художника
огромное воздействие. Можно даже
образно назвать Дейнеку Маяковским в
живописи.

27.

• И поэт, и художник выбирали схожие
темы для своих произведений, их
вдохновляло одно и то же искренняя вера в революцию и
советскую власть, любовь к
пролетариату, восхищение
физической силой и физическим
здоровьем человека.

28.

• Оба в своём творчестве уделяли
большое место сатире, оба не чурались
работы над рекламными и
агитационными плакатами, считая это
своим долгом перед обществом. Одна
из лучших картин Дейнеки получит то
же название, что и известное
стихотворение Маяковского - "Левый
марш" (1941).

29. Левый марш Александра Дейнека 1941

30.

• Тогда же происходят события, которые сам художник
считал основополагающими в своей карьере начинается период его сотрудничества с рядом
журналов: "Безбожник у станка", "У станка",
"Прожектор", "Красная Нива". Журнал "Безбожник", в
1923-1932 гг. носивший название "Безбожник у
станка" (т.к. адресовался в первую очередь
пролетарскому читателю), был посвящён
атеистическому воспитанию масс и борьбе с
религиозными предрассудками. Научные и
исторические статьи, атеистическая публицистика
сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на
библейские темы, антирелигиозными частушками и,
конечно, рисунками и карикатурами.

31.

• Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки
("Сам батюшка пожаловал", "Святые
прозорливцы", "Чудодейница", 1925)
пришлись в этом журнале ко двору. Равно как
и карикатуры на тех, кто считался классовым
врагом победившего пролетариата: на
кулаков, интервентов, нэпманов, мещан и
манерных дам, сожалеющих о
дореволюционных временах ("Тоска по
изящной жизни«, 1927).

32. "Сам батюшка пожаловал", Рисунок для журнала «Безбожник у станка» 1925

"Сам батюшка пожаловал",
Рисунок для журнала «Безбожник у станка» 1925

33. Святые прозорливцы рисунок для журнала «Безбожник у станка» 1925

34. Чудодейница Рисунок для журнала «Безбожник у станка» 1925

35.

• Однако работа художника в "Безбожнике" и
других журналах отнюдь не ограничивалась
сатирой. Изображал он также и
положительных героев времени в традициях
ОСТ: шахтёров, строителей, женщинпролетарок, спортсменов ("Постановили
единогласно", "На производстве. Женское
собрание", "Паровой молот на
Коломенском заводе", 1925, "Рабочий и
крестьянин", "Футбол", "Спортплощадка. У
финиша", 1927).

36. Постановили единогласно

37. Женское собрание

38. "Паровой молот на Коломенском заводе", 1925

"Паровой молот на
Коломенском
заводе", 1925

39. Рабочий и крестьянин. Рисунок для журнала «Искорка»

Рабочий и
крестьянин
. Рисунок для
журнала
«Искорка»

40. Футбол. 1924 Холст, масло. 105 х 113,5 Частное собрание

41. 1927 Футбол. Рис. для ж. «Красная нива». Б. , акв. , тушь. 32, 2х21, 5 ГТГ

42. Спортплощадка. У финиша. Оборот обложки журнала «Безбожник у станка» (1927. № 9)

43. Ода весне 1927

44.

• Иными словами, новый мир, здоровый и
светлый, явственно противостоит у
Дейнеки старому, больному, грязному
миру буржуазных и религиозных
пережитков.
• Сдержанное по колориту, предельно
графичное, ритмичное,
"снайперское" искусство - вот черты,
характеризующие раннего Дейнеку.
Художник оправдывал этот повышенный графизм
тенденциями самой эпохи, считая, что настало время
"более графическое, чем живописное".

45. Новые горизонты.

• В том же году Дейнека уходит из
"Общества станковистов" вследствие
несогласия с руководством. Во-первых,
возглавлявший ОСТ Штеренберг
возражал против того, чтобы члены
общества пробовали себя в других
видах искусства, помимо живописи плакат, журнальный рисунок,
театральная декорация.

46.

• А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на
производственной тематике. Сам Александр
Александрович комментировал своё решение так: "Я
думал, что ОСТ - это случайное название, а для
некоторых участников ОСТ оно не было случайным.
По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был
родственным. Я очень мало писал станковых картин в год две картины. Собственно говоря, я занимался
совсем другим, и, естественно, у меня было
тяготение превратить ОСТ в другую организацию, и
поэтому я оттуда вышел и вошёл в "Октябрь".

47.

• Нельзя сказать, что его надежды
оправдались - новое общество твёрдо
стояло на идеологии пролеткульта и из
направлений признавало, в основном,
только конструктивизм. За время
пребывания в "Октябре" Дейнека пишет
всего одну картину, однако создаёт
множество рисунков и плакатов.

48.

• Положительным следствием этого
членства является то, что в 1929 году
выходит в печать новый рабочий
журнал "Даёшь", в котором Александр
Александрович становится одним из
основных художников и работает
вместе со старыми знакомыми из
"Безбожника". У его рисунков и картин
появляется новая интересная
особенность.

49.

• В журнале работает ряд блестящих фотографов, и
живописец заимствует у них неожиданные угловые
ракурсы, оригинальные точки зрения. Это время
оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на
плакатное творчество, в непривычном для себя
жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд
достойных работ ("Ударник, будь
физкультурником",
• "Мы требуем всеобщего обязательного
обучения!",
• "Китай на пути освобождения от империализма",
"Механизируем Донбасс!",
• "Превратим Москву в образцовый
социалистический город пролетарского
государства", 1930).

50. Ударник, будь физкультурником Александр Александрович Дейнека Плакат, 1930, 102.3×72.7 см

Ударник, будь
физкультурником
Александр
Александрович
Дейнека
Плакат, 1930,
102.3×72.7 см

51. Мы требуем всеобщего обязательного обучения Плакат, 1930

52. Китай на пути освобождения от империализма Александр Александрович Дейнека Плакат, 1930, 78×108 см

Китай на пути освобождения от
империализма
Александр Александрович Дейнека Плакат, 1930, 78×108 см

53.

54.

• Другое новое направление, за которое
Дейнека смело берётся в конце двадцатых рисунки в детских книгах и журналах. К
тому времени у него уже имелся опыт
иллюстрирования книг, например, романа
А.Барбюса "В огне" в 1926 (впрочем, более
известно повторное в 1934). Однако
проиллюстрировать суровое взрослое
повествование о войне для мастера пафосногероической тематики было делом
привычным, в отличие от принципиально
новой работы для детей.

55.

• И художник вновь справляется с
вызовом. Одним из первых шагов
становится работа над книгой "Про
лошадей" для самых маленьких. В
1928-29 гг. Дейнека сотрудничает с
детским журналом "Искорка",
сопровождает своими
иллюстрациями книги Агнии Барто,
Николая Асеева.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

• Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его
рисунки на выставку с большим
количеством оговорок, живописец покидает
общество и переходит в РАПХ ("Российская
ассоциация пролетарских художников").
Но там Дейнеку подвергают ещё большей
критике - за не изжитые недостатки стиля
ОСТ, с которым РАПХ враждовала, за обилие
"безыдейной" спортивной тематики, за
формализм и индивидуализм...

65.

• (Через год и ОСТ, и РАПХ прекратят своё
существование). Тем не менее, мастерство
Дейнеки становится всё более
плодотворным, разнообразным по тематике и
настроению.
• Одновременно с фотографичными,
жизненными и где-то игривыми полотнами
("На балконе", 1931) он пишет идейные и
трагические картины ("Наёмник
интервентов", 1931) и вместе с тем
продолжает рисовать плакаты ("Построим
мощный советский дирижабль Клим
Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры
Урало-Кузбассу", 1931).

66. Александр Александрович Дейнека – 1931 На балконе. Х. , м. 100x105 Ссх

67. 1931 Наемник интервентов. Х. , м. 133x139 ГТГ

68. Александр Александрович Дейнека – 1931 Плакат. Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов.

69.

70. Плодотворные тридцатые.

• 1932 год можно считать вехой в
творчестве Александра Дейнеки, новым
этапом в развитии его искусства. Этим
годом датируется "Мать"- одна из
самых значительных его картин,
которую Сысоев, биограф художника,
называл советским вариантом
Мадонны. Дейнековскому образу
матери с ребёнком на руках
предстоит стать классическим.

71.

72. Александр Дейнека о картине «Мать» 1932

• «Десятки раз я писал спящих детей, усталых
и трогательных, находил я в них и «уют»
пластики и трепетность цвета, но всем этим
зарисовкам недоставало конкретности.
Оказывается, надо было дать другое место
заснувшему ребенку, и совершенно
неожиданно я увидел его на плече матери,
величественной и нежной в одно и то же
время. Все закомпоновалось легко,
пластично и убедительно».

73.

• В тридцатые годы колорит в работах художника
светлеет, становится мягче, портреты и пейзажи
наполняются одновременно реализмом и
романтизмом, появляется много женских образов.
Произведения Дейнеки становятся лиричнее,
человечнее и в то же время смелее, индивидуальнее
("Полдень", 1932, "Ночной пейзаж с лошадьми и
сухими травами", "Купающиеся девушки", 1933).
• Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо
знакомых стилях на привычные темы, исторические и
спортивные ("Коммунисты на допросе (в штабе
белых)", "Безработные в Берлине", 1933,
"Крестьянское восстание", "Бегуны", "Вратарь",
1934).

74. Полдень 1932. ГРМ

75. Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами 1933

76. Купающиеся девушки 1933. ГТГ

77. На допросе. Штаб белых 1933

78. Безработные в Берлине 1933

79. Вратарь 1934

80. Бегуны 1934

81. Дорога на юг 1930

82.

• Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику
почву для написания ряда новых пейзажей. Важную
роль в творчестве Дейнеки играет и другая
командировка - заграничная.
• В 1935 году художник посещает США, Францию и
Италию. Итогом этого путешествия становится ряд
городских пейзажей и портретов ("Дорога в МаунтВернон", "Филадельфия", "Вашингтон. Капитолий",
"Танцоры в Гарлеме", "Нью-Йорк", "Париж.
Набережная Сены", "Париж. В кафе", "Париж.
Площадь согласия", "Парижанка", "Сен-Жермен",
"Тюильри", "Стадион в Риме", "Площадь в Риме",
"Юноша-негр", "Негритянский концерт", 1935,
"Скука", 1936).

83. Дорога в Маунт Вернон 1935

84. Филадельфия 1935

85. Филадельфия. Старая площадь 1935

86. Площадь в Риме 1935

87. Париж.Набережная Сены 1935

88. Негритянский концерт 1935

89. Парижанка 1935

90.

• В тридцатые Александр Александрович снова
сливает воедино две свои давние страсти - живопись
и технику, пишет картины на тему авиации. Началом
этой многочисленной серии можно считать
монументальное панно "Гражданская авиация"
(1932). Авиационные картины Дейнеки разнятся по
настроению - от изобразительности ("Бомбовоз",
1932, "Гидропланы", 1934) до героической патетики
("Парашютист над морем", 1934, "Краснокрылый
гигант", 1938). Настоящим шедевром в этом ряду
становятся "Будущие лётчики" (1937), одна из
самых романтических картин Дейнеки, на которой
изображены трое подростков, они сидят спиной к
зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему
самолёту.

91. Гражданская авиация 1932

92. Будущие летчики 1937

93.

• В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об
авиации, написанные для детского чтения
известными лётчиками (Г. Байдуков "Через полюс в
Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940).
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее
написанных картин (например, "Краснокрылый
гигант", 1938). С другой стороны, опыт работы над
этими иллюстрациями позволит позднее создать
такое монументальное произведение как "Никитка первый русский летун" (1940), где Дейнека
неожиданно решит вернуться к истокам и
запечатлеть образ первого русского "авиатора".

94. Никитка – первый русский летун 1940

95.

• Ещё один принципиально новый вид работы для
Дейнеки - настенная роспись. Осенью 1937 года в
строящемся Театре Красной Армии он начинает
создавать декоративное панно - это займёт два года.
• А зимой 1938 года в стремительном темпе
начинается работа над мозаичным циклом "Сутки
советского неба» (на котором, по замыслу, должна
быть запечатлена жизнь советского народа в течение
одних суток) будущей станции московского
метрополитена "Маяковская", всего за шесть
месяцев до её открытия. Новое испытание
Александр Александрович, как обычно, с честью
проходит, и мозаичные панно по сей день украшают
станцию.
• Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в
оформлении метро, но планы будут прерваны
войной, и лишь в 1943 году откроется станция
"Новокузнецкая" с расписанными Дейнекой
плафонами наружного и подземного вестибюлей.

96.

А. Дейнека «День советского неба»

97.

• Шесть мозаичных панно станции Новокузнецкая
выполнены В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки
в блокированном Ленинграде (после гибели
художника вывезены из осаждённого города
моряками Ладожской флотилии) и посвящённых
героическому труду советских людей в тылу.
• Их темы, начиная от эскалатора: садоводы,
сталевары, машиностроители, строители-высотники,
авиаторы, лыжники. Панно с мирными сюжетами
были задуманы ещё до войны и предназначались
первоначально для станции «Павелецкая» . Зал
пересекает ряд торшеров, расположенных под панно.

98.

Мозаичное
панно на своде
центрального
зала.

99.

• В конце тридцатых творчество живописца пользуется
популярностью и признанием не только на родине, но и за
границей. А в 1939 архитектурный проект станции
"Маяковская" (мозаики были воспроизведены в
натуральном размере в мультимедийной инсталляции
"Метрокомната") берёт Гран-при на Нью-Йоркской
Международной выставке.
В 1937 году художником сделаны эскизы панно "Знатные
люди Страны Советов" для выставки в Париже (не
реализовано). Панно на выставке было выполнено
коллективом художников под рук. В. Ефанова
• В 1941 году Дейнека создаёт картину "Левый марш",
мотивы которой очевидно навеяны стихотворением
Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ
любимого поэта ("Владимир Маяковский в РОСТА",
1941).

100. Знатные люди Страны Советов (эскиз панно) 1937

101. В. Маяковский в РОСТА 1941

102. Военный период.

• Наступает Великая Отечественная, и в живописи, как
и в жизни, мирные темы отходят на задний план. В
первый год войны в центре внимания Дейнеки
находится прифронтовая жизнь Москвы. Первой
значительной работой становится "Окраина
Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941). За ней следует
ряд других городских пейзажей военного времени
("Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Манеж",
1941). Теперь старые места предстают в новом,
драматичном и зловещем антураже. От города
живописец переходит к сельской местности, с
глубоким страданием запечатлевает изуродованную
землю родной страны ("Сгоревшая деревня", 1942).
Не забыта тема авиации, но теперь картины несут
совсем другие настроения, чем в тридцатые
("Сбитый ас", 1943, "Парашютный десант на
Днепре", 1944).

103. Окраина Москвы. Ноябрь 1941

104. Сбитый ас 1943

105. Сгоревшая деревня 1942

106.

• Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека,
очень любивший этот город, потрясён
произошедшими разительными и трагическими
переменами. У него возникает идея написать
батальное полотно, которое станет гимном мужеству
защитников города. Чтобы собрать материал, он
даже едет на передовую линию фронта в
действующую армию под Юхнов и своими глазами
наблюдает наступательные бои.
• Дейнека вспоминает: "Сквозь вьюгу, снег, который
сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк
с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с
обожженными морозом лицами и заснеженными
бровями и ресницами. Это был Микеланджело,
барочное буйство человека и природы…"
Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с
воспоминаниями о прежнем довоенном городе и
создаёт знаменитое героическое полотно
"Оборона Севастополя" (1942), страшное и
величественное.

107. Оборона Севастополя 1942

108.

• Даже в тяжёлое военное время Дейнеке
удаётся написать несколько картин (часть из
которых была начата ещё до июня 1941) на
мирные темы ("Раздолье", "Портрет Мирель
Шагинян", 1944). Победа вдохновляет его на
серию акварелей с видами на взятый Берлин
(под общим названием "Берлин. 1945"), на
изображение освобождённых просторов
родной земли ("Под Курском. Река
Тускарь", 1945).

109. Раздолье 1944

110. Под Курском. Река Тускарь 1945

111. После войны.

• В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний
уровень работоспособности и мастерства, однако
возвращается к старым, проверенным жанрам
(мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически
здоровая натура), практически перестаёт расширять
границы своего творчества. Тем не менее, за
последующие два десятка лет он создаёт ещё
множество шедевров («Купальщицы», 1952, "У
моря. Рыбачки", 1956, "Москва военная", "В
Севастополе", 1959), продолжает заниматься
украшением залов. В 1954 году он расписывает
зрительный зал Челябинского театра оперы и балета,
в 1956 создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ,
в 1961 - для фойе Дворца Съездов в Московском
Кремле.

112. Купальщицы 1952

113. У моря. Рыбачки 1956

114. В Севастополе 1959

115.

• За мозаичные работы "Хорошее
утро"(1959-1960) и "Хоккеисты" (19591960) Александр Александрович в 1964
году получает Ленинскую премию. В
1969 году его награждают орденом
Ленина, орденом Трудового Красного
Знамени и медалями, дают звание
героя Социалистического Труда.

116. Хорошее утро 1959-60

117. Хоккеисты 1959-60

118. Покорители космоса 1961

119.

• Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и
преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в
Московском полиграфическом институте (1928-1934),
в Московском художественном институте имени В. И.
Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском
институте прикладного и декоративного искусства
(1945-1953, до 1948 директор), в Московском
архитектурном институте (1953-1957). Он состоял в
отделении декоративных искусств Академии
художеств СССР, являясь членом президиума (с
1958), вице-президентом (1962-1966), академикомсекретарем (1966-1968).

120.

• 12 июня 1969 года Александр
Александрович Дейнека умер в Москве
и был похоронен на московском
Новодевичьем кладбище.

121.

122. Памятник А. Дейнеке в Курске

English     Русский Правила